Церковный календарь

5 октября. Память пророка Ионы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 октября. Память пророка Ионы

16-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 22 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Ионы (VIII в. до Р. Х.). Священномученика Фоки, епископа Синопийского (117). Преподобного Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертáнных. Блаженной Параскевы Дивеевской (1915).

Преподобного Ионы Яшезерского (после 1592). Преподобного Макария Жабынского, Белевского, чудотворца (XVII). Собор Тульских святых. Мученика Фоки вертоградаря (ок. 320). Праведного Петра, бывшего мытаря (VI). Священномученика Феодосия Бразского (1694) (Румын.).

Священномученика Вениамина, епископа Романовского (1932).

Пророк Иона

Пророк Иона упомянут в Четвёртой книге Царств (14:25) при описании правления нечестивого царя Иеровоама II. То есть Иона жил в Израильском царстве в начале VIII века до Рождества Христова, когда Междуречье, Сирия и Палестина были под властью Ассирийской империи. Именно с этой империей связана история из жизни пророка. Книга Ионы рассказывает, что Господь послал его в один из городов Ассирии — Ниневию — возвес тить скорую гибель города за злодеяния его жителей. Иона хотел бежать от Божиего поручения на корабле, но во время разыгравшейся из-за него бури был выброшен за борт и проглочен большой рыбой, во чреве которой находился трое суток. После покаянной молитвы пророка Господь повелел рыбе извергнуть беглеца, после чего Иона всё же пошёл в Ниневию и исполнил Божие поручение.

Священномученик Фока, епископ Синопийский

Священномученик Фока, епископ Синопа, города на южном берегу Чёрного моря, пострадал при римском императоре Траяне. Святой был извещён Господом о предстоящем подвиге особым видением: голубь возложил на его главу венок из цветов и проговорил человеческим голосом: «Чаша твоя уже наполнилась, тебе подобает её выпить». Местный правитель Африкан долго принуждал мученика принести жертву идолам, но святой Фока предпочёл самого себя принести в жертву истинному Богу. Мучители положили его на раскалённый лист железа, но железо тотчас остыло, ибо сердце святителя горело любовью к Богу и духовный огонь победил силу огня чувственного. После многих и различных мучений, которые святой Фока перенёс с упованием на Бога, его бросили в разожжённую баню, где мученик, молясь, предал дух свой в руки Божии.

Блаженная Параскева Дивеевская

Блаженная Параскева Дивеевская (в миру Ирина) родилась в 1795 году в селе Никольское Тамбовской губернии. Была крепостной крестьянкой. В 17 лет ее насильно выдали замуж. С мужем жила в любви и согласии, родные супруга любили девушку за кротость и трудолюбие. Овдовев, наотрез отказалась выходить замуж снова. Однажды у господ пропали холсты, и показали на Ирину. Ее истязали, но она твердила, что невиновна. Холсты позже нашли, Ирину оправдали, но она ушла от господ в Киев на богомолье, где приняла тайный постриг с именем Параскева и получила благословение на юродство. В Саровском лесу жила около 30 лет в вырытой ею пещере. Ходила в Саров, в Дивеево, много работала на саровской мельнице для монахов. «Я давно тебя поджидаю, — сказала она священномученику Серафиму (Чичагову).  — Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». Так началось написание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Скончалась в возрасте 120 лет.

Священное Писание

Гал., 212 зач., V, 11-21

11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

12 О, если бы удалены были возмущающие вас!

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Мк., 28 зач., VII, 5-16

5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, 7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался, 12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, 13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: 15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16

«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». Это место и подобные ему, например: «брашно не поставляет нас пред Богом» — выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь — одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон — нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад — хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Книга пророка Ионы в богослужении

Хотя в Книге пророка Ионы не говорится о богоизбранном народе и нет мессианских пророчеств, она оказалась очень важной для церковной традиции. Эта книга читается полностью в качестве паремии на вечерне Великой Субботы. Покаянная молитва Ионы стала шестой библейской песней канона на утрене. Такое внимание связано с тем, что трёхдневное пребывание пророка во чреве рыбы — одно из редких ветхозаветных указаний на Воскресение Христа на третий день (ещё есть пророчество Осии 6:1–2). Причём Сам Господь истолковал «знамение Ионы пророка» как прообраз Своего трёхдневного пребывания во гробе (Мф. 13:40). Этот прообраз многократно упоминается в богослужебных текстах, особенно в ирмосе 6-й песни канона. В ходе развития толкования данного прообраза, наряду с Воскресением, здесь стали видеть указание и на Рождество Христово, и даже на Распятие. Кроме прообразовательного толкования, пребывание пророка «во чреве китове» стало применяться и к каждому человеку, близкому к гибели и просящему Бога о спасении.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для человека, живущего верой и имеющего религиозный опыт, то есть опыт общения с Богом, история – это не нагромождение случайных событий и фактов. Верующий человек знает, что во взаимодействии причин и следствий, в некоем сокрытом смысле событий обнаруживается Божие присутствие в истории. Это присутствие не ограничивает свободы, которую Бог вложил в природу человека. Люди – не слепые исполнители Божией воли, они способны поступать как в согласии с ней, так и вопреки этой воле. Апостол Павел предупреждает нас, говоря: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5, 13). Божие присутствие обнаруживается в последствиях наших поступков. Все то, что мы совершаем против воли Божией, оборачивается невзгодами, скорбями, неустройством и распадом.

Девятая заповедь Нового Завета: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Продолжением 8-й заповеди, где говорится о притеснении за Правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженств, где сказано о гонениях за веру. Обе эти заповеди можно проиллюстрировать словами Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32-33).

Высшее проявление любви к Богу — готовность терпеть гонения, лишения, страдания, отдать свою жизнь за Христа, за веру в Него. Каждый христианин должен быть готов к подвигу исповедничества и мученичества. Рассказывают случай про то, как автобус с паломниками в арабской стране остановили вооружённые люди. Они заставили всех выйти и объявили, что любой может вернуться в автобус, если снимет нательный крест и оставит его на земле; остальные будут расстреляны... Как бы мы себя повели в данной ситуации?

Гонениями за веру будет сопровождаться и кончина нашего мира, когда к власти придет антихрист, который будет преследовать христиан.

Святые отцы — свидетели истины

Важный признак, по которому мы узнаем истинную Церковь, — это преемство веры. В I, II, III, IV....XX, XXI веках Церковь исповедует одну и ту же веру. Как поём мы в Праздник Торжества Православия, «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».

Но как мы можем убедиться в этой неизменности и с чем нам сверять наш собственный курс, чтобы не уклониться ни направо, ни налево? Одними из важнейших свидетелей веры выступают святые отцы, обращаясь к трудам которых мы узнаем веру Церкви, какой она была (и остается) всё это время.

Молитвословия

Тропарь преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

глас 4

От мирскаго жития изшед / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.

Кондак преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

глас 8

Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну,/ воздержание совершенное,/ умиление Божественное,/ веру же и надежду истинну и милосердие стяжав,/ равноангельно, Макарие, на земли пожил еси/ и на Небеси Богови с лики Безплотных предстоиши./ С ними же, святе, молися/ мир Российстей Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.

Молитва преподобному Макарию Жабынскому

О священная главо! Великий чудотворче, преподобне отче наш Макарие, преблаженне и преславне, Духа Святаго исполненне! Постников похвало, монашествующих славо, пустыни Жабынския возградителю и украсителю, теплый о нас, грешных, молитвенниче! Ныне со ангельскими воинствы предстояй у Престола всех Царя славы, Господа, и наслаждаяйся света Единосущныя Троицы, и с Гор­ними силами воспеваяй Трисвятую песнь, яко дерзновение имеяй, молися Всемилостивому Владыце спасти вся верующия во имя Его, испроси мир и тишину Святым Церквам низпослати, вере православней укрепление, противныя языки, брани хотящия, видимых и невидимыя враги низложити, грады, веси и обители наши утвердити, мир весь умирити. Моли Милостиваго Бога, да твоим благоприятным ходатай­ст­вом вся православныя христианы избавит Он от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, от нашествия иноплемен­ник и междоусоб­ныя брани, старыя да подкрепит, юныя да наставит, немудрых умуд­рит, болящия исцелит, плененныя и юзники свободит, сирот засту­пит, мла­денцы воспитает и вся люди сохранит от бед и напастей, и от напа­дения вражия, и смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла. Днесь же с верою приходящих рабов твоих, со стра­хом и любовию припадающих к честным мощем твоим и образ подобия твоего любезно целующих, яко теплый нам заступниче, сохрани, в скорбных обстояниих наших предстани, душевных и телесных страс­тей свободи, в день Страшнаго суда шуияго стояния избави и с дес­ными овцами молитвами твоими стати сподоби и слышати блаженный оный глас Владыки, Христа Бога нашего: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь священномученика Фоки

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник aпостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Фоко,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Фоки

глас 6

Яко архиерей принося, отче, жертвы,/ на конец себе принесл еси жертву живую,/ свидетельствовав законно о Христе Бозе,/ от Ангел укрепляем/ и смерть изволяя,/ сый с вопиющими тебе:// прииди, Фоко, с нами, и никтоже на ны.

Теги:
Пророк Иона
священномученик Фока Синопийский
православный календарь

Все публикации