Церковный календарь

5 октября. Память пророка Ионы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 октября. Память пророка Ионы

18-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 22 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Ионы (VIII в. до Р. Х.). Священномученика Фоки, епископа Синопийского (117). Преподобного Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертáнных. Блаженной Параскевы Дивеевской (1915).

Преподобного Ионы Яшезерского (после 1592). Преподобного Макария Жабынского, Белевского, чудотворца (XVII). Собор Тульских святых. Мученика Фоки вертоградаря (ок. 320). Праведного Петра, бывшего мытаря (VI). Священномученика Феодосия Бразского (1694) (Румын.).

Священномученика Вениамина, епископа Романовского (1932).

Пророк Иона

Пророк Иона упомянут в Четвёртой книге Царств (14:25) при описании правления нечестивого царя Иеровоама II. То есть Иона жил в Израильском царстве в начале VIII века до Рождества Христова, когда Междуречье, Сирия и Палестина были под властью Ассирийской империи. Именно с этой империей связана история из жизни пророка. Книга Ионы рассказывает, что Господь послал его в один из городов Ассирии — Ниневию — возвес тить скорую гибель города за злодеяния его жителей. Иона хотел бежать от Божиего поручения на корабле, но во время разыгравшейся из-за него бури был выброшен за борт и проглочен большой рыбой, во чреве которой находился трое суток. После покаянной молитвы пророка Господь повелел рыбе извергнуть беглеца, после чего Иона всё же пошёл в Ниневию и исполнил Божие поручение.

Священномученик Фока, епископ Синопийский

Священномученик Фока, епископ Синопа, города на южном берегу Чёрного моря, пострадал при римском императоре Траяне. Святой был извещён Господом о предстоящем подвиге особым видением: голубь возложил на его главу венок из цветов и проговорил человеческим голосом: «Чаша твоя уже наполнилась, тебе подобает её выпить». Местный правитель Африкан долго принуждал мученика принести жертву идолам, но святой Фока предпочёл самого себя принести в жертву истинному Богу. Мучители положили его на раскалённый лист железа, но железо тотчас остыло, ибо сердце святителя горело любовью к Богу и духовный огонь победил силу огня чувственного. После многих и различных мучений, которые святой Фока перенёс с упованием на Бога, его бросили в разожжённую баню, где мученик, молясь, предал дух свой в руки Божии.

Блаженная Параскева Дивеевская

Блаженная Параскева Дивеевская (в миру Ирина) родилась в 1795 году в селе Никольское Тамбовской губернии. Была крепостной крестьянкой. В 17 лет ее насильно выдали замуж. С мужем жила в любви и согласии, родные супруга любили девушку за кротость и трудолюбие. Овдовев, наотрез отказалась выходить замуж снова. Однажды у господ пропали холсты, и показали на Ирину. Ее истязали, но она твердила, что невиновна. Холсты позже нашли, Ирину оправдали, но она ушла от господ в Киев на богомолье, где приняла тайный постриг с именем Параскева и получила благословение на юродство. В Саровском лесу жила около 30 лет в вырытой ею пещере. Ходила в Саров, в Дивеево, много работала на саровской мельнице для монахов. «Я давно тебя поджидаю, — сказала она священномученику Серафиму (Чичагову).  — Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». Так началось написание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Скончалась в возрасте 120 лет.

Священное Писание

Еф., 227 зач., IV, 25-32

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу.

28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Лк., 10 зач., III, 19-22

19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, 20 прибавил ко всему прочему и то́, что заключил Иоанна в темницу.

21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, 22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. З, 19-22

Ирод — образ раздраженного самолюбия, от встревожения совести обличениями правды, чающего избавиться от этой неприятности насилием. Иоанн Предтеча — образ правды, гонимой самолюбием, когда оно обладает средствами к тому. Как ни умягчай правды снисхождением и оборотами речи, какие может изобретать нежность любви, не желающей наносить другому уязвление в сердце, лик правды предстанет перед очами совести, и там, внутри, подымает бурю обличения. Самость недальновидна и не может различить, что обличение не совне, а внутри, и всею своею силою восстает на внешнего обличителя. Заградив ему уста, она чает заглушить и внутренний голос. Не успевает, однако; не туда обращается забота. Надо совесть умиротворить; тогда, сколько ни будь внешних обличителей, мира внутреннего они не нарушат, а разве только углубят его, заставив собрать внутри успокоительные убеждения, -веру в распятого Господа, искренность покаяния и исповеди, и твердость решения не делать ничего против совести. Вот куда обратись, а Иоаннов всех не пересажать в темницы; ибо слово правды Божией всюду ходит по земле, и всякое из них для тебя Иоанн — обличитель.

Книга пророка Ионы в богослужении

Хотя в Книге пророка Ионы не говорится о богоизбранном народе и нет мессианских пророчеств, она оказалась очень важной для церковной традиции. Эта книга читается полностью в качестве паремии на вечерне Великой Субботы. Покаянная молитва Ионы стала шестой библейской песней канона на утрене. Такое внимание связано с тем, что трёхдневное пребывание пророка во чреве рыбы — одно из редких ветхозаветных указаний на Воскресение Христа на третий день (ещё есть пророчество Осии 6:1–2). Причём Сам Господь истолковал «знамение Ионы пророка» как прообраз Своего трёхдневного пребывания во гробе (Мф. 13:40). Этот прообраз многократно упоминается в богослужебных текстах, особенно в ирмосе 6-й песни канона. В ходе развития толкования данного прообраза, наряду с Воскресением, здесь стали видеть указание и на Рождество Христово, и даже на Распятие. Кроме прообразовательного толкования, пребывание пророка «во чреве китове» стало применяться и к каждому человеку, близкому к гибели и просящему Бога о спасении.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь может спасти любого грешника, даже того, которого общество не способно простить. Господь спасает преступников, которых общество изолирует. Мы можем говорить о любви, а когда нужны усилия, то появляется огромное количество отговорок, в том числе таких: а достоин ли этот человек вообще, чтобы с ним разговаривать или ему помогать, не говоря уже о том, чтобы разделить с ним его скорбь? Мы должны быть способными прощать грешников и не осуждать людей, и мы должны быть способными, невзирая на лица, делать добро не только тем, кто нам делает, не только тем, кто выглядит праведником, но и тем, кто таковыми не выглядит. Это и есть исполнение заповедей Христовых о любви к ближнему, через которую познается Сам Бог и через которую человек входит в Божественную жизнь, не прерывающуюся с жизнью земной, но простирающуюся в вечность.

Девятая заповедь Нового Завета: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Продолжением 8-й заповеди, где говорится о притеснении за Правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженств, где сказано о гонениях за веру. Обе эти заповеди можно проиллюстрировать словами Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32-33).

Высшее проявление любви к Богу — готовность терпеть гонения, лишения, страдания, отдать свою жизнь за Христа, за веру в Него. Каждый христианин должен быть готов к подвигу исповедничества и мученичества. Рассказывают случай про то, как автобус с паломниками в арабской стране остановили вооружённые люди. Они заставили всех выйти и объявили, что любой может вернуться в автобус, если снимет нательный крест и оставит его на земле; остальные будут расстреляны... Как бы мы себя повели в данной ситуации?

Гонениями за веру будет сопровождаться и кончина нашего мира, когда к власти придет антихрист, который будет преследовать христиан.

Молитвословия

Тропарь преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

глас 4

От мирскаго жития изшед / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.

Кондак преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

глас 8

Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну,/ воздержание совершенное,/ умиление Божественное,/ веру же и надежду истинну и милосердие стяжав,/ равноангельно, Макарие, на земли пожил еси/ и на Небеси Богови с лики Безплотных предстоиши./ С ними же, святе, молися/ мир Российстей Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.

Молитва преподобному Макарию Жабынскому

О священная главо! Великий чудотворче, преподобне отче наш Макарие, преблаженне и преславне, Духа Святаго исполненне! Постников похвало, монашествующих славо, пустыни Жабынския возградителю и украсителю, теплый о нас, грешных, молитвенниче! Ныне со ангельскими воинствы предстояй у Престола всех Царя славы, Господа, и наслаждаяйся света Единосущныя Троицы, и с Гор­ними силами воспеваяй Трисвятую песнь, яко дерзновение имеяй, молися Всемилостивому Владыце спасти вся верующия во имя Его, испроси мир и тишину Святым Церквам низпослати, вере православней укрепление, противныя языки, брани хотящия, видимых и невидимыя враги низложити, грады, веси и обители наши утвердити, мир весь умирити. Моли Милостиваго Бога, да твоим благоприятным ходатай­ст­вом вся православныя христианы избавит Он от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, от нашествия иноплемен­ник и междоусоб­ныя брани, старыя да подкрепит, юныя да наставит, немудрых умуд­рит, болящия исцелит, плененныя и юзники свободит, сирот засту­пит, мла­денцы воспитает и вся люди сохранит от бед и напастей, и от напа­дения вражия, и смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла. Днесь же с верою приходящих рабов твоих, со стра­хом и любовию припадающих к честным мощем твоим и образ подобия твоего любезно целующих, яко теплый нам заступниче, сохрани, в скорбных обстояниих наших предстани, душевных и телесных страс­тей свободи, в день Страшнаго суда шуияго стояния избави и с дес­ными овцами молитвами твоими стати сподоби и слышати блаженный оный глас Владыки, Христа Бога нашего: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь священномученика Фоки

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник aпостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Фоко,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Фоки

глас 6

Яко архиерей принося, отче, жертвы,/ на конец себе принесл еси жертву живую,/ свидетельствовав законно о Христе Бозе,/ от Ангел укрепляем/ и смерть изволяя,/ сый с вопиющими тебе:// прииди, Фоко, с нами, и никтоже на ны.

Теги:
Пророк Иона
священномученик Фока Синопийский
православный календарь

Все публикации