8 октября. Память преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца

8791
Фото

Неделя 16-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобной Евфросинии Александрийской (V). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392).

Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1592). Преподобной Досифеи затворницы, Киевской (1776). Преподобномученика Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

Святого Николая Розова исповедника, пресвитера (1941). Обретение мощей священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1985).

Преподобный Сергий, игумен Радонежский

Основатель Троицкой обители, ставшей духовным центром Руси, был создателем особой духовной школы, охватившей всю Русь. Сергий Радонежский запрещал принимать подаяние, требуя от иноков жить своим трудом. Сам он подавал пример: строил келлии, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, сочетая труд с сугубым молитвенным подвигом. Многие ученики Сергия основали свои монастыри — числом более 30! Троицкая обитель стала и государственной опорой, а сам Сергий обрел среди князей непререкаемый авторитет. Не единожды он ходил пешком в разные уделы, невзирая на зной и лютый холод, и кроткими увещеваниями отвращал князей от междоусобной брани. Святой благословил князя Димитрия Донского перед Куликовской битвой, положившей начало единению Русского государства, и ныне игумен Земли Русской не оставляет ее своими молитвами.

Преставление преподобного Сергия Радонежского

Перед самым исходом души своей Преподобный Сергий пожелал в последний раз приобщиться пречистого Тела и Крови Христовой. Руки учеников поддерживали его ослабевшие члены; с помощью их он приподнялся со своей убогой постели, чтобы встретить грядущего во Святых Тайнах Господа. С глубоким благоговением вкусил он от Чаши Христовой и в изнеможении опустился на смертное ложе. Весь исполненный благодатного утешения, он возвел к небу свои очи и еще раз, при помощи учеников, простер к Богу руки. «В руки Твои предаю дух мой, Господи!» — тихо произнес святой старец и с этой молитвой отошел чистою своею душою ко Господу, Которого от юности возлюбил. Это было 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1391 года. Лишь только Преподобный Сергий испустил последний вздох, несказанное благоухание разлилось по его келии. Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством. Немедленно старшие из братии отправились в Москву со скорбною вестью к митрополиту Киприану. Они сообщили ему о завещании Преподобного относительно места его погребения и об усердном желании всей братии положить его в церкви Пресвятой Троицы. И Святитель благословил их погрести смиренного игумена в церкви, хотя сам старец не желал того.

Святитель Герман Казанский

Один из первых подвижников благочестия Казанской епархии — архиепископ Герман. Сначала святитель нёс послушание настоятеля Свияжского Успенского монастыря. А после смерти Казанского святителя Гурия занял его место. Недолгое время его управления епархией запомнилось строительством храмов и заботой о христианской проповеди. Но в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного святитель Герман был вынужден ехать в Москву как кандидат на должность митрополита Московского. Однако из-за конфликта с царем он так и не занял кафедру. В следующем, 1567 году, владыка скончался. А через четверть века по просьбе жителей города Свияжск мощи праведника были перенесены из Москвы в возглавляемую им когда-то Свияжскую Свято-Успенскую обитель.

Евангелие дня

Сегодня день особый. Сегодня мы вспоминаем одного из величайших русских святых преподобного Сергия Радонежского. Преподобный жил в 14-м веке и сыграл огромную роль не только в истории Православной Церкви, но также и в истории нашего государства. Именно благодаря его молитве и духовной мудрости княжеские междоусобицы стихли и Русь стала едина и независима от внешних врагов. В чём же была сила преподобного? Ответ на этот вопрос найдём в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 6.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

В первой части прозвучавшего отрывка рассказывается о той помощи, которую Христос оказывает людям. Он поддерживает их словом и делом. Особый акцент делается на том, что к Нему приходят страждущие от телесных и духовных болезней и все находят исцеление. От Господа исходит сила. И здоровье возвращается даже к тому, кто лишь прикоснулся к Нему. Очевидно, что Спаситель не препятствует этому. Наоборот, это составляет часть Его миссии. Он не отворачивается от тех, кто хочет улучшить условия своей жизни.

Однако, Господь этим не ограничивается. Чтобы люди не подумали, будто Спаситель предлагает им избавление от тягот земной жизни, Христос изрекает Свои заповеди. Из них следует, что Его главный дар человеку — это блаженство. Это особое благодатное состояние души. Опыт такой сердечной полноты и насыщенности, который позволяет сохранять безмятежность и равновесие даже тогда, когда по всем фронтам крах. Голод, боль потерь, злоба со стороны окружающих, болезни и лишения, отсутствие достатка и другие бедствия. Вот то бесценное сокровище, которое Господь предлагает тем, кто все силы своего существа направляет на служение Ему и Его Евангелию.

Что из этого следует? А следует то, что, если мы просим Бога улучшить наше материальное положение, наше здоровье, отношения с людьми, избавить нас от греховных пристрастий, да и в целом, навести порядок в нашей жизни, Он всегда на это готов. Единственное, что от нас требуется, — хранить закон Божий и человеческий, не забывать молиться Господу, участвовать в жизни Его Церкви, стараться помогать людям, вести здоровый образ жизни, ну и делать всё от нас зависящее, чтобы достичь своих целей. Если соблюдаем эти правила, то не будем сомневаться, что даже если мы попали в яму, постепенно всё наладится. Господь вытащит, исцелит, поддержит, как всех тех, кто обращался к Нему во время его земной проповеди. И во всём у нас будет достаток и успех.

Но есть и другой уровень взаимоотношений с Богом. Это состояние, когда мы перестаём ощущать себя благополучными и любимыми Творцом лишь тогда, когда у нас внешне всё складывается хорошо. Это состояние, когда мы обретаем в глубине своей души ту точку опоры, в которой ощущаем безмятежие и покой. Причём даже тогда, когда обстоятельства внешней жизни оставляют желать лучшего. Люди, ситуации, вещи теряют над нами власть. Они перестают бередить наши чувства и волновать наш ум. Будущее перестаёт нас болезненно тревожить. Прошлое больше не висит тяжким грузом вины. Уходит беспокойство и подозрительность. Исчезает раздражение и злоба. Растворяются неприязнь и обиды. В сердце поселяется простор. Мы обретаем свободу. А вместе с этим приходят любовь, милость и ощущение того, что Небесный Отец принимает тебя безусловно. Это и означает, что в нас начинает открываться реальность Царства Небесного, которую Господь и называет сегодня блаженством. И в каких бы стеснённых обстоятельствах мы не находились, мы готовы делиться этим состоянием с другими. Люди находят в нас поддержку и утешение.

Вот почему наши предки шли к преподобному Сергию Радонежскому. Вот какой силой он смог вдохновить вождей народа и простых людей остановить вражду, дать отпор врагу и вместе создать то общество, в котором будут расти их дети. Это не сила оружия и даже не сила искусного слова. В первую очередь это сила Христова, которая в полноте действует через тех, кто смыслом и целью всей своей жизни поставил исполнение заповедей Его Евангелия.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Преподобный Сергий был обычным человеком, но, прибегая к особым духовным средствам, живя в уединении, он не только обрел полный покой и радость душевную, но и сподобился стать великим светильником земли нашей — настолько, что молва о деяниях Преподобного распространилась по всей Русской земле. И мы знаем, что князь Димитрий Донской, отправляясь на судьбоносное сражение с завоевателями, пришел именно к преподобному Сергию, чтобы получить у него благословение. И Преподобный благословил его и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, дабы они вступили в воинскую рать и приняли участие в сражении, которое имело судьбоносное значение и для страны, и для народа, и для Церкви Русской. Мы вспоминаем преподобного Сергия как человека, обретшего огромную духовную силу, силу чудотворения, силу убеждения, силу большого влияния и на князей, и на воинов, и на простых людей. И мы вспоминаем его именно потому, что силу свою Преподобный обрел не какими-то особыми упражнениями, не какими-то особыми интеллектуальными занятиями, а через молитву, воздержание и духовный подвиг. А поскольку человеческая природа с тех пор не изменилась, не означает ли это, что пример Преподобного может быть спасительным и для нас — когда мы проходим через стрессы и сложные жизненные обстоятельства, когда теряем присутствие духа.

Преподобный Сергий Радонежский и крестьянин

Один крестьянин, наслышанный о преподобном Сергии Радонежском, возгорелся желанием его увидеть. Придя в обитель, он начал разыскивать настоятеля и расспрашивал братию, где найти его. Ему отвечали: «Старец копает огород. Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель, заглянув в щель забора, увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица, и не поверил, что это тот великий муж, о котором он столько слышал. Когда святой вышел из огорода, монахи сразу показали его поселянину со словами: «Вот тот, кого ты желал увидеть». Но крестьянин, решил, что над ним издеваются, и, отвернувшись от блаженного, сказал: «Я пришёл посмотреть на пророка, а вы мне показываете сироту». Преподобный же поклонился ему и, благословив, похвалил за верное мнение о нём. В это время к святому приехал великий князь Московский. И крестьянин, увидев, как великий князь поклонился старцу до земли и усадил его рядом с собой, поверил, что видит святого игумена.

Молитвословия

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна,/ Церкве Божия служителя усердна, и строителя тайн Христовых благоговейна,/ стекшеся благовернни людие Свияжския обители Богомудраго основателя/ и Казанский новопросвещенныя паствы святителя Германа/ песньми и пении восхвалим, глаголюще:/ не престаи присещати молитвами твоими на всю паству твою, в вере и благочестии блюди невредимо.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

Молитва Герману архиепископу, Казанскому и Свияжскому

О великий угодниче Христов, Германе, теплый о нас ко Господу молитвенниче, всем притекающим к тебе в скорбех предстателю, испроси нам помощь в немощах, утешение в скорбех, здравие в недугах душевных и телесных; умоли Господа даровати нам оставление во всех, елика согрешихом от юности нашей в житии сем, делом, словом, помышлением, и всеми нашими чувствы: и при кончине нашей испроси нам время покаяния, да предварив искренним исповеданием грехов и очищением совести исход душ наших, безбедно прейдем воздушныя мытарства, и избавимся осуждения и муки, милостию безначальнаго Отца, благодатию собезначальнаго Сына, и освящением присносущнаго Духа. Аминь.

Тропарь преподобнаго Сергия Радонежского

глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь преподобного Сергия Радонежского

глас 4

Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудрe,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,// Сергие, преподобне отче наш.

Молитва вторая преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пасты­рю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всемилостивому Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В храме преподобного Сергия Радонежского в городе Казани совершена Литургия с сурдопереводом
В храме преподобного Сергия Радонежского в городе Казани совершена Литургия с сурдопереводом

8 октября, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, в Сергиевском храме Казани была совершена Божественная литургия с сурдопереводом.

Сергиевский храм Казани отметил престольный праздник
Сергиевский храм Казани отметил престольный праздник

8 октября, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, на Сергиевском архиерейском подворье города Казани прошли церковные торжества. Божественную литургию совершили секретарь Татарстанской митрополии

В канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского митрополит Кирилл принял участие в всенощном бдении в Троице-Сергиевой лавре
В канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского митрополит Кирилл принял участие в всенощном бдении в Троице-Сергиевой лавре

7 октября 2024 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре начались молитвенные торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

Молись, дитя, и Бог тебя услышит!
Публикации 7 октября 2024
Молись, дитя, и Бог тебя услышит!

Сложилась добрая традиция — молиться о помощи в учебе преподобному Сергию Радонежскому. Разберемся, откуда пошел такой обычай и как, молясь об успехах в школе, не забыть научить чадо самому главному.