Церковный календарь

1 октября. Память преподобного Евмения, епископа Гортинского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 октября. Память преподобного Евмения, епископа Гортинского

16-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 18 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Евмения, епископа Гортинского (VII). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698). Преподобного Илариона Оптинского (1873).

Мученицы Ариадны (II). Мучениц Софии и Ирины (III). Мученика Кастора. Великомученика Бидзины, мучеников Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (ок. 1660) (Груз.). Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской.

Священномучеников Алексия Кузнецова и Петра Дьяконова пресвитеров (1918); священномучеников Амфилохия, епископа Красноярского, Иоанна Васильева, Бориса Боголепова, Михаила Скобелева, Владимира Чекалова, Вениамина Благонадеждина, Константина Твердислова пресвитеров и мученика Сергия Ведерникова (1937).

Молченской (1405), именуемой «Целительница» и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

Преподобная Евфросиния Суздальская

Преподобная Евфросиния, старшая дочь святого мученика Михаила Черниговского, с детства желала монашеской жизни. В 1233 году её просватали за святого благоверного князя Феодора Ярославича, брата святого Александра Невского. Родители согласились, а святая стала тайно молиться Пресвятой Богородице о сохранении девства. И молитва праведницы была услышана: Пречистая Дева в сонном видении повелела её послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснётся твоего тела». Святая Евфросиния отправилась в Суздаль для бракосочетания, но, когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался. «Сохранити хотящи девство Христу Жениху и послушание соблюсти родителем, молитвенно воззвала еси к Богородице и Тоя ходатайством желанное устроение жизни улучила еси, преславная», — говориться об этом чуде в службе святой Евфросинии. Святая уже не вернулась домой и приняла постриг в суздальском монастыре в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Прославлена преподобная Евфросиния в 1698 г.

Преподобный Иларион Оптинский

Преподобный Иларион Оптинский родился в Пасхальную ночь 9 апреля 1805 года. В детстве он редко играл со своими сверстниками и любил помогать отцу в портновском ремесле. Его мать с детства предрекала мальчику монашество. В 1839 году Иларион был принят в число Оптинской братии и 20 лет был келейником преподобного Макария. Господь наделил преподобного Илариона даром исцеления душевных недугов. Он учил духовных чад никого не осуждать и укорять только себя. Как-то, примиряя двух поссорившихся иноков, отец Иларион сказал: «Остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению» — и, к изумлению их, старец смиренно поклонился им до земли со словами: «Простите, Бога ради!» Скончался старец 1 октября 1873 года.

Преподобный Евмений, епископ Гортинский

Преподобный Евмений с юности отличался добродетельной жизнью. Благословением Божиим он был избран и возведен в сан епископа Гортинской Церкви на острове Крите. Молитвы его были так сильны перед Богом, что однажды во время засухи он низвел на землю обильный дождь. Святой Евмений ревностно и мудро защищал православную веру от возникшей в то время ереси монофелитов. За противоборство ереси святитель был сослан в Фиваиду, где и скончался в VII веке. Тело его было перенесено и погребено в Гортине.

Священное Писание

Гал., 212 зач., V, 11-21

11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

12 О, если бы удалены были возмущающие вас!

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Лк., 11 зач., III, 23 — IV, 1

23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, 24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, 25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, 26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, 27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, 28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, 29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, 30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, 31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, 32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, 33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, 34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, 35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, 36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, 37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, 38 носов, Сифов, Адамов, Божий.

Глава 4

1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16

«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». Это место и подобные ему, например: «брашно не поставляет нас пред Богом» — выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь — одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон — нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад — хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Где вера — там сила, где неверие — там немощь (святитель Иоанн Златоуст). Как же реализуется эта сила у тех, у кого вера? Она в первую очередь реализуется в верности Христу. Верность — это и есть проявление силы веры. Через верность все то, что верой закладывается в сознание и сердце, реализуется в жизни человека. Нельзя верить и не исполнять. Нельзя верить и отрекаться от Бога. Нельзя верить и жить, как язычник. Если ты веришь, ты должен быть верным, и тогда будешь сильным. А если не веришь, то вообще ни на что не способен — ни на верность, ни на многое другое. Немощью называет это душевное расстройство человека святитель Иоанн Златоуст.

Кадило

Кадило — сосуд для каждения благовонной смолой (ладаном) священнослужителями во время богослужения. Кадило устраи вается в виде металлической чашечки с крышкой, к которым прикрепляются три или четыре цепочки; за них держат кадило при каждении. Кадило разжигается при помощи древесного угля, на который кладут ладан, при сгорании выделяющий благовонный дым (фимиам). Кроме кадила, которым кадят священно служители, для фимиама устраи ваются особые сосуды (кадильницы), которые устав предписывает ставить в церкви перед Пасхой для наполнения храма благоуханием. Также на Афоне при богослужениях кроме кадила используется кацея — кадильница не на цепях, а с ручкой для держания, которой кадят церковно служители. Настольные кадильницы и кацеи разрешается использовать мирянам для домашней молитвы.

Ефрем Филофейский о суетной похвале

Когда я был новоначальным, моя гордость была выше меня ростом. Я думал, что представляю собой нечто, потому что с детских лет вел строгую жизнь, имел мать-подвижницу, потому что духовником моим был святогорский иеромонах, который держал нас в строгих церковных и монашеских рамках. Вся моя жизнь, прежде чем я ушел на Святую Гору, была совершенно непорочной и чистой. Я не уклонялся ни направо, ни налево. Конечно, это случилось только по благодати Божией. Люди, не умеющие верно оценивать духовные вещи, меня очень сильно хвалили и считали святым ребенком. Из-за этого множества похвал я думал, что уже достиг третьего неба. Похвалы причинили мне вред, а я этого не замечал. Я был отравлен гордостью и тщеславием. Но старец, умеющий хорошо видеть вещи как они есть, своим острым взором заметил, какой зверь живет во мне. И взялся его убить. Он хорошо умел прокладывать путь смирению, поэтому почти все время моего послушания было ничем иным, как сплошным суровым воспитанием.

Молитвословия

Кондак преподобного Евмения

глас 2

Светом Божественным просветився, всеблаженне,/ просвещаеши ны,/ любовию поющия твое честное и славное/ и святое, отче, преставление,/ иерарше Евмение,// моля непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобной Ефросинии Суздальской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо Крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется,. преподобная Евфросиние, дух твой.

Кондак преподобной Ефросинии Суздальской

глас 2

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси: идеже ныне водворялся с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавится нам.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 4

Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице, подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Теги:
Преподобная Евфросиния Суздальская
преподобный Иларион Оптинский
преподобный Евмений Гортинский
православный календарь

Все публикации