1 октября. Память преподобного Евмения, епископа Гортинского

3871
Фото

Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении

В этот день совершается память:

Преподобного Евмения, епископа Гортинского (VII). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698). Преподобного Илариона Оптинского (1873).

Мученицы Ариадны (II). Мучениц Софии и Ирины (III). Мученика Кастора. Великомученика Бидзины, мучеников Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (ок. 1660) (Груз.). Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской.

Священномучеников Алексия Кузнецова и Петра Дьяконова пресвитеров (1918); священномучеников Амфилохия, епископа Красноярского, Иоанна Васильева, Бориса Боголепова, Михаила Скобелева, Владимира Чекалова, Вениамина Благонадеждина, Константина Твердислова пресвитеров и мученика Сергия Ведерникова (1937).

Молченской (1405), именуемой «Целительница» и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

Преподобная Евфросиния Суздальская

Преподобная Евфросиния, старшая дочь святого мученика Михаила Черниговского, с детства желала монашеской жизни. В 1233 году её просватали за святого благоверного князя Феодора Ярославича, брата святого Александра Невского. Родители согласились, а святая стала тайно молиться Пресвятой Богородице о сохранении девства. И молитва праведницы была услышана: Пречистая Дева в сонном видении повелела её послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснётся твоего тела». Святая Евфросиния отправилась в Суздаль для бракосочетания, но, когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался. «Сохранити хотящи девство Христу Жениху и послушание соблюсти родителем, молитвенно воззвала еси к Богородице и Тоя ходатайством желанное устроение жизни улучила еси, преславная», — говориться об этом чуде в службе святой Евфросинии. Святая уже не вернулась домой и приняла постриг в суздальском монастыре в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Прославлена преподобная Евфросиния в 1698 г.

Преподобный Иларион Оптинский

Преподобный Иларион Оптинский родился в Пасхальную ночь 9 апреля 1805 года. В детстве он редко играл со своими сверстниками и любил помогать отцу в портновском ремесле. Его мать с детства предрекала мальчику монашество. В 1839 году Иларион был принят в число Оптинской братии и 20 лет был келейником преподобного Макария. Господь наделил преподобного Илариона даром исцеления душевных недугов. Он учил духовных чад никого не осуждать и укорять только себя. Как-то, примиряя двух поссорившихся иноков, отец Иларион сказал: «Остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению» — и, к изумлению их, старец смиренно поклонился им до земли со словами: «Простите, Бога ради!» Скончался старец 1 октября 1873 года.

Преподобный Евмений, епископ Гортинский

Преподобный Евмений с юности отличался добродетельной жизнью. Благословением Божиим он был избран и возведен в сан епископа Гортинской Церкви на острове Крите. Молитвы его были так сильны перед Богом, что однажды во время засухи он низвел на землю обильный дождь. Святой Евмений ревностно и мудро защищал православную веру от возникшей в то время ереси монофелитов. За противоборство ереси святитель был сослан в Фиваиду, где и скончался в VII веке. Тело его было перенесено и погребено в Гортине.

Евангелие дня

Как найти своё предназначение в этой жизни? Отрывок из 8-й и 9-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос.

Глава 8.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Представьте себе ситуацию. Начальник вызывает меня на ковёр с отчётом о проделанной работе. Зная о том, что он строгий, требовательный человек, я привожу в порядок свой внешний вид, аккуратно складываю в новую папочку документы, иду к нему. В разговоре с ним я предусмотрителен, предельно корректен, внимателен. Не дай Бог допустить панибратство или показаться слишком дерзким. От меня и моего доклада не должно остаться дурного впечатления. От этого зависит мой душевный комфорт. Вечер того же дня. С друзьями после работы идём поужинать. Здесь я совсем другой человек. Балагур, весельчак, душа компании. Я не особо задумываюсь о том, что я говорю и как выгляжу. Мои шутки иногда не совсем приличные. Но я чувствую, когда следует остановиться, чтобы не обидеть товарищей и не разрушить добрые отношения. Ведь от этого зависит мой душевный комфорт. Прихожу домой. Там жена. Приготовила ужин. Сажусь за стол. Обнаруживаю, что тарелка на месте, а приборов нет. Подкрадывается раздражение. Сколько раз говорил, чтобы сначала положила на стол приборы, потом всё остальное. Но подавляю недовольство. Ничего не говорю. Понимаю, что рядом дети. Не стоит им видеть перебранку родителей. Да и супругу лучше не раздражать. Ведь от этого зависит мой душевный комфорт.

Вильям Шекспир сказал однажды: «Вся наша жизнь — игра, а люди в ней — актёры». Меткое замечание. Но игра идёт даже не столько вокруг меня, сколько во мне самом. На работе один, с друзьями другой, дома третий. И всё так натурально. Это позволяет мне комфортно жить в этом мире. Не переступая границ приличия и закона, добиваться своих целей, порой даже тихонько манипулировать людьми и обстоятельствами. Хочу продвинуться по работе, буду играть роль исполнительного, услужливого подчинённого. Хочу расположения друзей, буду играть роль рубахи-парня. Хочу ласки и заботы со стороны жены, буду играть роль заботливого главы семьи. Чем больше хочу приобрести, тем больше ролей осваиваю. В принципе ничего плохого в этом нет. Нам необходимо же как-то взаимодействовать друг с другом. Но есть тут одна проблема.

Представьте, несмотря на мою великолепную игру и актёрское мастерство, которое я отрабатывал годами, что-то идёт не по моему сценарию. Я впадаю в немилость у начальства и меня увольняют; друзья отворачиваются и не хотят со мной общаться; жена объявляет, что больше не любит и уходит. Я начинаю страдать. У меня депрессия. Порой даже думаю, что умираю. Ведь я так вовлёкся в эти образы, что мне кажется, будто это и есть я сам. А теперь меня просто убили. Мне некуда бежать. Тупик. Одна боль, безысходность и пустота.

Почему так получается? Потому что я не знаю, кто я настоящий. Кто я без карьеры, без друзей, без жены, без всех тех социальных ролей, которые привык играть. Кто я перед Вечностью, кто я перед Богом? Я даже не задаю себе этот вопрос. А потому и не знаю, куда мне идти, когда спектакль заканчивается.

Поэтому и говорит сегодня Христос: что толку если вы приобрели весь мир, а душе повредили? Действительно, что толку, если я осваиваю всё новые и новые роли, а кто я реальный, не знаю. «Отвергнись себя», — предлагает Господь. То есть пойми, что всё это маски. Найди свой духовный стержень. Ведь должен же быть у человека позвоночник. Без него он просто бесхребетная амёба, кисель, который принимает разные формы, а своей не имеет. Это не означает, что я должен разорвать все социальные связи и уйти в затвор. Это означает, что, исполняя Евангельские заповеди, черпая силу в церковных таинствах, я получаю от Бога шанс обрести новый взгляд на себя и на окружающий мир. Эти изменения — не всегда приятный процесс. Они подобны операции. Неслучайно Господь говорит, что это крест. Многое придётся пересмотреть, от много отказаться. Но лишь на этом пути следования за Христом и Его Евангелием в моей душе открывается новая, более глубокая реальность, Царство Небесное. Именно в нём я нахожу своё предназначение: я обретаю себя настоящего, такого, какой я и должен быть в замысле моего Небесного Отца.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда мы все вместе, соборно, во главе с архиереем или священником совершаем таинство Святой Евхаристии, таинство благодарения, Церковь во всей полноте являет саму себя, ибо в этом Таинстве подлинно открывается нам все то, что Бог во Христе совершил и совершит ради нашего спасения. Мы становимся сопричастниками и жизни, и страданий, и смерти, и Воскресения Спасителя, таинственным образом мы соучаствуем и в Его Славном и Страшном Втором Пришествии. Никакая другая сила, но только благодать Божия, которая даруется в Церкви, соединяет нас со Христом и делает участниками Его миссии спасения. Только через Церковь, через собрание верующих людей, совершающих священное таинство Евхаристии, через причащение Тела и Крови Спасителя, мы становимся реальными соучастниками всего совершенного Им, а значит, и Голгофской жертвы, и на нас распространяются великие и спасительные плоды искупления.

Кадило

Кадило — сосуд для каждения благовонной смолой (ладаном) священнослужителями во время богослужения. Кадило устраи вается в виде металлической чашечки с крышкой, к которым прикрепляются три или четыре цепочки; за них держат кадило при каждении. Кадило разжигается при помощи древесного угля, на который кладут ладан, при сгорании выделяющий благовонный дым (фимиам). Кроме кадила, которым кадят священно служители, для фимиама устраи ваются особые сосуды (кадильницы), которые устав предписывает ставить в церкви перед Пасхой для наполнения храма благоуханием. Также на Афоне при богослужениях кроме кадила используется кацея — кадильница не на цепях, а с ручкой для держания, которой кадят церковно служители. Настольные кадильницы и кацеи разрешается использовать мирянам для домашней молитвы.

Ефрем Филофейский о суетной похвале

Когда я был новоначальным, моя гордость была выше меня ростом. Я думал, что представляю собой нечто, потому что с детских лет вел строгую жизнь, имел мать-подвижницу, потому что духовником моим был святогорский иеромонах, который держал нас в строгих церковных и монашеских рамках. Вся моя жизнь, прежде чем я ушел на Святую Гору, была совершенно непорочной и чистой. Я не уклонялся ни направо, ни налево. Конечно, это случилось только по благодати Божией. Люди, не умеющие верно оценивать духовные вещи, меня очень сильно хвалили и считали святым ребенком. Из-за этого множества похвал я думал, что уже достиг третьего неба. Похвалы причинили мне вред, а я этого не замечал. Я был отравлен гордостью и тщеславием. Но старец, умеющий хорошо видеть вещи как они есть, своим острым взором заметил, какой зверь живет во мне. И взялся его убить. Он хорошо умел прокладывать путь смирению, поэтому почти все время моего послушания было ничем иным, как сплошным суровым воспитанием.

Пятая заповедь Нового Завета: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Милосердие — это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.15:7). Милостыня условно разделяется на телесную (одеть, накормить...), душевную (сочувствие) и духовную (молитва, духовная поддержка...).

Помилование означает то, что милосердие к ближнему способствует освящению человека. Преп. Антоний Великий говорил: «Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним…; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».

Когда мы что-то и чем-то жертвуем, делаем добро, мы не подкупаем Бога, мы уподобляемся Богу в добре. Одновременно мы жертвуем что-то в знак признания того, что все, что нам дано — Божье, мы лишь распорядители полученного на время земной жизни. Милость — индикатор любви.

Иллюстрирует эту заповедь притча о Страшном Суде» (Мф.25:31-46). (Только следует понимать эту притчу не изолированно, а в контексте всего Св. Писания, а то получится, что спасение не зависит от религиозных взглядов и вообще какой-либо веры. Не будем забывать, кому была рассказана эта притча: евангелист Матфей писал для евреев, для людей глубоко религиозных. Этой притчей Спаситель акцентирует их внимание на том, что милосердие к людям является важной составляющей, плодом веры).

Семь святых в настоящий момент имеют титул «Милостивый»: святитель Иоанн Милостивый, Александрийский; святитель Вонифатий Милостивый; святитель Павлин Милостивый; праведный Филарет Милостивый Пафлагонянин; Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый; святитель Мартин Милостивый, Турский; преподобный Феофан Милостивый, Газский.

Почему святые отцы так важны для Церкви?

Православная вера не меняется со времен апостолов — как говорит Писание, она «однажды предана святым» (Иуд.1:3). Православная догматика уже содержится в Священном Писании. Однако, проповедуя Евангелие, Церковь должна была изъяснить его людям на понятном им языке, ответить на их недоуменные вопросы, предотвратить заведомо неправильное понимание Божьих тайн.

Библия говорит о том, что Господь наш Иисус Христос одновременно и Бог и Человек, — нужно было разъяснить, как в Нём соотносятся Божественная и Человеческая природы. Библия называет Богом и Отца, и Сына, и Святого Духа, и в то же время настаивает, что у нас один Бог, а не несколько — что может привести читателя в недоумение, и нужно было объяснить библейское учение о Троице в терминах, понятных аудитории.

Нехристиане (как и еретики) подвергали правую веру критике и нападкам — и им надо было дать достойный ответ, чтобы спасти верующих от смущения и соблазна и обратить заблудших к истине. Именно этот огромный духовный и интеллектуальный труд — в значительной мере — и совершили святые отцы, и мы до сих пор питаемся его плодами.

Молитвословия

Тропарь преподобной Ефросинии Суздальской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо Крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется,. преподобная Евфросиние, дух твой.

Кондак преподобной Ефросинии Суздальской

глас 2

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси: идеже ныне водворялся с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавится нам.

Молитва преподобной Евфросинии Суздальской

О преславная мати, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще иконе твоей и на сию со умилением, яко живей ти сущей, взирающе, молимся тебе усердно: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, На вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на ня матерним оком и твоими молитвами вся злая от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да во всем житии нашем, словесы же и писании и делы, славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Целительница»

глас 4

Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице, подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Целительница»

глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница»

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница» →

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобная Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия (1250 г.)
Жития святых 8 октября 2016
Преподобная Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия (1250 г.)

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского.