Церковный календарь

1 октября. Память преподобного Евмения, епископа Гортинского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 октября. Память преподобного Евмения, епископа Гортинского

15-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 18 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Евмения, епископа Гортинского (VII). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698). Преподобного Илариона Оптинского (1873).

Мученицы Ариадны (II). Мучениц Софии и Ирины (III). Мученика Кастора. Великомученика Бидзины, мучеников Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (ок. 1660) (Груз.). Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской.

Священномучеников Алексия Кузнецова и Петра Дьяконова пресвитеров (1918); священномучеников Амфилохия, епископа Красноярского, Иоанна Васильева, Бориса Боголепова, Михаила Скобелева, Владимира Чекалова, Вениамина Благонадеждина, Константина Твердислова пресвитеров и мученика Сергия Ведерникова (1937).

Молченской (1405), именуемой «Целительница» и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

Преподобная Евфросиния Суздальская

Преподобная Евфросиния, старшая дочь святого мученика Михаила Черниговского, с детства желала монашеской жизни. В 1233 году её просватали за святого благоверного князя Феодора Ярославича, брата святого Александра Невского. Родители согласились, а святая стала тайно молиться Пресвятой Богородице о сохранении девства. И молитва праведницы была услышана: Пречистая Дева в сонном видении повелела её послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснётся твоего тела». Святая Евфросиния отправилась в Суздаль для бракосочетания, но, когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался. «Сохранити хотящи девство Христу Жениху и послушание соблюсти родителем, молитвенно воззвала еси к Богородице и Тоя ходатайством желанное устроение жизни улучила еси, преславная», — говориться об этом чуде в службе святой Евфросинии. Святая уже не вернулась домой и приняла постриг в суздальском монастыре в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Прославлена преподобная Евфросиния в 1698 г.

Преподобный Иларион Оптинский

Преподобный Иларион Оптинский родился в Пасхальную ночь 9 апреля 1805 года. В детстве он редко играл со своими сверстниками и любил помогать отцу в портновском ремесле. Его мать с детства предрекала мальчику монашество. В 1839 году Иларион был принят в число Оптинской братии и 20 лет был келейником преподобного Макария. Господь наделил преподобного Илариона даром исцеления душевных недугов. Он учил духовных чад никого не осуждать и укорять только себя. Как-то, примиряя двух поссорившихся иноков, отец Иларион сказал: «Остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению» — и, к изумлению их, старец смиренно поклонился им до земли со словами: «Простите, Бога ради!» Скончался старец 1 октября 1873 года.

Преподобный Евмений, епископ Гортинский

Преподобный Евмений с юности отличался добродетельной жизнью. Благословением Божиим он был избран и возведен в сан епископа Гортинской Церкви на острове Крите. Молитвы его были так сильны перед Богом, что однажды во время засухи он низвел на землю обильный дождь. Святой Евмений ревностно и мудро защищал православную веру от возникшей в то время ереси монофелитов. За противоборство ереси святитель был сослан в Фиваиду, где и скончался в VII веке. Тело его было перенесено и погребено в Гортине.

Священное Писание

Гал., 210 зач., IV, 8-21

8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19 Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

Мк., 26 зач., VI, 45-53

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.

51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу. 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 4, 8-21; Мк. 6, 45-53

«Ободритесь; это Я, не бойтесь». Вот опора упования нашего! Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, что Господь близ, и воодушевись мужественным терпением. Как тогда Он вдруг предстал апостолам, бедствовавшим на море, так и тебе, бедствующему, внезапно явит помощь Свою и заступление. Он везде есть и всегда готов с Своим покровом. Стань только и ты с Ним или перед Ним верою, молитвою, упованием и преданностью в волю Его святую. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уже всякое благо. Впрочем, это не то значит, чтоб уж тотчас пошло и достоинство, и слава, и честь, и тому подобное. Внешнее может оставаться как есть, а прибудет мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для кого. А это и есть главное, чего искать должно всякому бедствующему. Счастье внутри, а не вне. Внутреннее же облаженствование всегда есть у того, кто в живом союзе с Господом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Особую боль у Церкви вызывает положение пенсионеров, инвалидов и всех тех, кто месяцами не получает средств к существованию. Церковь сегодня напоминает о том, что человеческая жизнь, здоровье и благосостояние граждан должны обязательно учитываться при распределении материальных средств, при выработке экономической и социальной политики. Церковь заявляет, что невыплата денег, заработанных честным трудом, является преступлением перед человеком и грехом пред Богом. Священное Писание говорит: Не обижай наемника, бедного и нищего… в тот же день отдай плату его… чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха (Втор. 24, 14–15).

Кадило

Кадило — сосуд для каждения благовонной смолой (ладаном) священнослужителями во время богослужения. Кадило устраи вается в виде металлической чашечки с крышкой, к которым прикрепляются три или четыре цепочки; за них держат кадило при каждении. Кадило разжигается при помощи древесного угля, на который кладут ладан, при сгорании выделяющий благовонный дым (фимиам). Кроме кадила, которым кадят священно служители, для фимиама устраи ваются особые сосуды (кадильницы), которые устав предписывает ставить в церкви перед Пасхой для наполнения храма благоуханием. Также на Афоне при богослужениях кроме кадила используется кацея — кадильница не на цепях, а с ручкой для держания, которой кадят церковно служители. Настольные кадильницы и кацеи разрешается использовать мирянам для домашней молитвы.

Ефрем Филофейский о суетной похвале

Когда я был новоначальным, моя гордость была выше меня ростом. Я думал, что представляю собой нечто, потому что с детских лет вел строгую жизнь, имел мать-подвижницу, потому что духовником моим был святогорский иеромонах, который держал нас в строгих церковных и монашеских рамках. Вся моя жизнь, прежде чем я ушел на Святую Гору, была совершенно непорочной и чистой. Я не уклонялся ни направо, ни налево. Конечно, это случилось только по благодати Божией. Люди, не умеющие верно оценивать духовные вещи, меня очень сильно хвалили и считали святым ребенком. Из-за этого множества похвал я думал, что уже достиг третьего неба. Похвалы причинили мне вред, а я этого не замечал. Я был отравлен гордостью и тщеславием. Но старец, умеющий хорошо видеть вещи как они есть, своим острым взором заметил, какой зверь живет во мне. И взялся его убить. Он хорошо умел прокладывать путь смирению, поэтому почти все время моего послушания было ничем иным, как сплошным суровым воспитанием.

Пятая заповедь Нового Завета: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Милосердие — это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.15:7). Милостыня условно разделяется на телесную (одеть, накормить...), душевную (сочувствие) и духовную (молитва, духовная поддержка...).

Помилование означает то, что милосердие к ближнему способствует освящению человека. Преп. Антоний Великий говорил: «Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним…; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».

Когда мы что-то и чем-то жертвуем, делаем добро, мы не подкупаем Бога, мы уподобляемся Богу в добре. Одновременно мы жертвуем что-то в знак признания того, что все, что нам дано — Божье, мы лишь распорядители полученного на время земной жизни. Милость — индикатор любви.

Иллюстрирует эту заповедь притча о Страшном Суде» (Мф.25:31-46). (Только следует понимать эту притчу не изолированно, а в контексте всего Св. Писания, а то получится, что спасение не зависит от религиозных взглядов и вообще какой-либо веры. Не будем забывать, кому была рассказана эта притча: евангелист Матфей писал для евреев, для людей глубоко религиозных. Этой притчей Спаситель акцентирует их внимание на том, что милосердие к людям является важной составляющей, плодом веры).

Семь святых в настоящий момент имеют титул «Милостивый»: святитель Иоанн Милостивый, Александрийский; святитель Вонифатий Милостивый; святитель Павлин Милостивый; праведный Филарет Милостивый ПафлагонянинИоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый; святитель Мартин Милостивый, Турский; преподобный Феофан Милостивый, Газский.

Почему святые отцы так важны для Церкви?

Православная вера не меняется со времен апостолов — как говорит Писание, она «однажды предана святым» (Иуд.1:3). Православная догматика уже содержится в Священном Писании. Однако, проповедуя Евангелие, Церковь должна была изъяснить его людям на понятном им языке, ответить на их недоуменные вопросы, предотвратить заведомо неправильное понимание Божьих тайн.

Библия говорит о том, что Господь наш Иисус Христос одновременно и Бог и Человек, — нужно было разъяснить, как в Нём соотносятся Божественная и Человеческая природы. Библия называет Богом и Отца, и Сына, и Святого Духа, и в то же время настаивает, что у нас один Бог, а не несколько — что может привести читателя в недоумение, и нужно было объяснить библейское учение о Троице в терминах, понятных аудитории.

Нехристиане (как и еретики) подвергали правую веру критике и нападкам — и им надо было дать достойный ответ, чтобы спасти верующих от смущения и соблазна и обратить заблудших к истине. Именно этот огромный духовный и интеллектуальный труд — в значительной мере — и совершили святые отцы, и мы до сих пор питаемся его плодами.

Молитвословия

Тропарь преподобной Ефросинии Суздальской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо Крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется,. преподобная Евфросиние, дух твой.

Кондак преподобной Ефросинии Суздальской

глас 2

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси: идеже ныне водворялся с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавится нам.

Молитва преподобной Евфросинии Суздальской

О преславная мати, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще иконе твоей и на сию со умилением, яко живей ти сущей, взирающе, молимся тебе усердно: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, На вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на ня матерним оком и твоими молитвами вся злая от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да во всем житии нашем, словесы же и писании и делы, славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Целительница» 

глас 4

Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице, подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Целительница» 

глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница» 

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница» →

Теги:
Преподобная Евфросиния Суздальская
преподобный Иларион Оптинский
преподобный Евмений Гортинский
православный календарь

Все публикации