Церковный календарь

28 сентября. Память великомученика Никиты

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 сентября. Память великомученика Никиты

17-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 15 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Воздвижения Креста ГосподняВеликомученика Никиты (ок. 372).

Обретение мощей святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинского (III). Мучеников Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305–311). Мученика Порфирия (361). Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана (415). Преподобного Филофея пресвитера, в Малой Азии (X). Святителя Иосифа, епископа Алавердского (570) (Груз.). Святителя Симеона, архиепископа Солунского (1429).

Священномученика Иоанна Ильинского пресвитера и преподобномученицы Евдокии Ткаченко (1918); священномучеников Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева пресвитеров (1921); преподобного Игнатия Бирюкова исповедника (1932); священномученика Димитрия Игнатенко пресвитера (1935); священномучеников Иоанна Бороздина, Иакова Леоновича, Петра Петрикова, Николая Скворцова пресвитеров и Николая Цветкова диакона, преподобномученицы Марии Рыковой и мученицы Людмилы Петровой (1937).

Новоникитской иконы Божией Матери (372).

Великомученик Никита

Великомученик Никита проповедовал христианство придунайским народам. Святой Никита, живший в IV веке, был одним из самых известных благовестников в стране готов. Его сподвижниками были известные готские епископы Феофил и Ульфила. Когда же в этой стране полноту власти получил рьяный язычник Афанарих, многие христиане подверглись преследованию. Мученической смертью погиб и святой Никита. Его тело христиане похоронили в Киликие. А впоследствии мощи праведника перенесли в Константинополь. 

Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана 

Его имя упоминается первым в списке диаконов, перечисленных в книге Деяний апостолов. Он был и первым среди мучеников за Христа. Святого архидиакона Стефана побили камнями у Кедронского  потока — на окраине Иерусалима. В 415-ом году христиане во главе с иерусалимским архиепископом Иоанном нашли мощи первомученика и торжественно положили их в Иерусалиме. Впоследствии, в годы правления императора Феодосия Младшего, мощи святого архидиакона Стефана перевезли в Константинополь. Часть их, а именно перст святого, в 1717-ом году архиепископ Романский Пахомий  доставил из Молдавского Нямецкого монастыря в Киев. Ныне эта святыня находится в Киево-Печерской Лавре.

Священное Писание

Еф., 219 зач., I, 22 — II, 3

22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Глава 2.

1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие...

Мк., 48 зач., X, 46-52

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. 47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 10, 46-52

Слепец Иерихонский, узнав, что Господь мимо идет, возвысил голос свой. Вопль его дошел до Господа; ничто окружающее Господа не могло помешать сему слышанию, и Господь, подозвав слепца, возвратил ему зрение. И во всякое время и во всяком месте Господь не мимоходит только, но есть; Он всем миром правит. Судя по человечески, значит, у Него много забот; притом и сонмы ангелов окружают Его с своими славословиями. Но если ты сумеешь возвысить голос свой, подобно Иерихонскому слепцу, ничто не помешает воплю твоему дойти до Господа; Он услышит и исполнит прошение твое. Дело не за Господом; и Сам Он близ, и все тебе нужное уже готово у Него; остановка за тобою. Сумей возвысить голос в меру услышания Господня и тотчас все получишь. Какая же это мера? Вера, упование, преданность в волю Божию. Но и эти меры имеют свои меры. Какие же должны быть эти меры? Спроси у того, кто молился и получал просимое; он скажет тебе: «молился я о том-то и о том-то получил по прошению; теперь мне нужно то-то, молюсь и не получаю, и знаю почему: потому что никак не могу взойти в ту меру молитвы, какая была у меня прежде». Выходит, что меру эту нельзя определить с буквальною точностью. Одно только определенно верно, что дело стоит за нами. а не за Господом. Как только дойдешь до способности принять, непременно получишь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Неотвратим был для Сына Божиего Крест Христов, но Страданием на Кресте Господь спас весь мир и открыл нам двери Своего Божественного Царства. Своим слабым умом мы можем уразуметь только некую частицу этой тайны и сказать, что без страданий и скорби, видимо, не может быть спасения и не может быть человеческого счастья. Мы счастливы лишь тогда, когда у нас есть опыт скорби. Вырвите этот опыт скорби и страданий из человеческой жизни, и человек не будет знать, что такое счастье. Он растопчет свое счастье, он к нему привыкнет, как люди привыкают к хорошим автомобилям, комфортному жилью, красивой одежде. Счастье мы замечаем, когда у нас есть иная точка отсчета. А страдаем мы не только из-за болезней. Иногда с нами несправедливо поступают наши коллеги и ближние. Часто такое бывает в мире политики, на производстве, в мире культуры и искусства. Порой мы думаем: «За что же это нам? Почему?..» Такова воля Божия, и если мы будем ясно сознавать, что скорбь и страдания являются непременной частью человеческой жизни, что они никогда не исчезнут, но будут присутствовать до конца мира сего, мы поймем, что таков замысел Бога о мире и человеке.

Святитель Симеон Солунский о значении нимба

Что касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и безконечного Бога. Так как они, быв укреплены и просвещены благодатию, начали брань и, успешно окончив её, пребывают всегда с Богом, постоянно имея в себе Его благодать, которая, будучи божественною, не имеет ни начала, ни конца. Потому сияние и делается в виде круга, а на иконах Спасителя делается тройное, потому что Он есть един от Троицы, и в Нём — Отец и Дух Святый. Подобное изображение имеют и получившие архиерейскую благодать, как светоносную, равно и цари, как приявшие помазание на царство. Кружок в виде облака, который держат в руках Ангелы, означает освящение Духа и то, что они остались верны домостроительству спасения.

Вторая заповедь Нового Завета: Блаженны плачущие, ибо они утешатся

По словам святителя Иоанна Златоуста, «плакать» — значит, с одной стороны, «постоянно памятовать о своих грехах», а с другой, «непрестанно измерять то пространство пути», на какое мы отстоим от Царства Небесного».

В этой заповеди говорится о плаче, как состоянии души, а не о слезливости, как проявлении эмоций. Плач — внутреннее состояние души, а слезы — лишь его внешнее проявление. Преподобный Авва Дорофей: «Не плач происходит от слез, а слезы от плача». Не всякий плач является добродетелью, есть плач чувственный, а есть благодатный, который невозможно вызвать искусственно, т.к. он имеет источником божественную благодать, а не психику.

Слово «плачущие» в данной заповеди может иметь три значения:

– Скорбящие о своих грехах, имеющие слёзы покаяния (может быть как внутреннее чувство, так и физические слёзы). Такой плач есть обращение  к Богу о помощи в духовной жизни. На более высоком уровне (нужно ещё дорасти до такого уровня) — о потерянном духовном состоянии в результате совершённого греха — потери благодати Божьей.

– Сопереживающие чужому горю, страданиям; отзывчивые. Апостол Павел призывает: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим.12:15). Это исполнение заповеди о любви к ближним, слезы о чужом горе помогают нашей душе не очерстветь.

– Скорбящие об усопших. Любовь рождает плач о грехах(!) усопшего, молитву и дела милосердия за него, через что Бог дарует умершему благодать. Пример такого плача явила нам блаженная Ксения Петербургская.

Молитвословия

Тропарь великомученика Никиты

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак великомученика Никиты

глас 2

Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоименитe,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

глас 4

Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

глас 4

Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе Стефане,/ и мучителей обличил еси нечестие,/ камением бо побиен от рук беззаконных,/ венец от яже свыше десницы приял еси/ и к Богу взывал еси,

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

глас 6

Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

глас 3

Владыка вчера нам плотию прихождаше,/ и раб днесь от плоти исхождаше,/ вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается,/ того ради и скончавается,// первомученик и Божественный Стефан.

Молитва первомученику Стефану

Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице ангела. Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим: Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.

Теги:
Великомученик Никита
первомученик архидиакон Стефан
православный календарь

Все публикации