Церковный календарь

28 сентября. Память великомученика Никиты

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 сентября. Память великомученика Никиты

15-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 15 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста ГосподняВеликомученика Никиты (ок. 372).

Обретение мощей святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинского (III). Мучеников Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305–311). Мученика Порфирия (361). Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана (415). Преподобного Филофея пресвитера, в Малой Азии (X). Святителя Иосифа, епископа Алавердского (570) (Груз.). Святителя Симеона, архиепископа Солунского (1429).

Священномученика Иоанна Ильинского пресвитера и преподобномученицы Евдокии Ткаченко (1918); священномучеников Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева пресвитеров (1921); преподобного Игнатия Бирюкова исповедника (1932); священномученика Димитрия Игнатенко пресвитера (1935); священномучеников Иоанна Бороздина, Иакова Леоновича, Петра Петрикова, Николая Скворцова пресвитеров и Николая Цветкова диакона, преподобномученицы Марии Рыковой и мученицы Людмилы Петровой (1937).

Новоникитской иконы Божией Матери (372).

Великомученик Никита

Великомученик Никита проповедовал христианство придунайским народам. Святой Никита, живший в IV веке, был одним из самых известных благовестников в стране готов. Его сподвижниками были известные готские епископы Феофил и Ульфила. Когда же в этой стране полноту власти получил рьяный язычник Афанарих, многие христиане подверглись преследованию. Мученической смертью погиб и святой Никита. Его тело христиане похоронили в Киликие. А впоследствии мощи праведника перенесли в Константинополь. 

Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана 

Его имя упоминается первым в списке диаконов, перечисленных в книге Деяний апостолов. Он был и первым среди мучеников за Христа. Святого архидиакона Стефана побили камнями у Кедронского  потока — на окраине Иерусалима. В 415-ом году христиане во главе с иерусалимским архиепископом Иоанном нашли мощи первомученика и торжественно положили их в Иерусалиме. Впоследствии, в годы правления императора Феодосия Младшего, мощи святого архидиакона Стефана перевезли в Константинополь. Часть их, а именно перст святого, в 1717-ом году архиепископ Романский Пахомий  доставил из Молдавского Нямецкого монастыря в Киев. Ныне эта святыня находится в Киево-Печерской Лавре.

Священное Писание

1 Кор., 132 зач., IV, 17 — V, 5

17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Глава 5

1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

Мф., 97 зач., XXIV, 1-13

1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.

6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это — начало болезней.

9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13претерпевший же до конца спасется.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 24, 1-13

«По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Любовь уничтожается беззакониями; чем больше грехов, тем меньше любви. Где все грехи, там не ищи любви. Стало быть, кто взыщет распространения любви и сокращения не-любви, тот должен позаботиться об умалении грехов и сокращении области грехолюбия. Вот настоящее начало гуманности! Приняв его, надо принять и все способы, какими можно противодействовать греху. Грехи во вне плод внутренней греховности. Внутренняя же греховность вся коренится на эгоизме с его исчадиями. Следовательно, гуманистам надо в закон себе взять такие порядки, какими подавляется эгоизм, а эгоизм сильнее всего подавляется недаванием себе воли. Не давай себе воли и скоро одолеешь эгоизм. Напротив, какие хочешь употреблять средства против эгоизма, ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следует, где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и иссякновения любви, ищут большего зла. А между тем, таков дух нынешнего времени — и зло растет.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Неотвратим был для Сына Божиего Крест Христов, но Страданием на Кресте Господь спас весь мир и открыл нам двери Своего Божественного Царства. Своим слабым умом мы можем уразуметь только некую частицу этой тайны и сказать, что без страданий и скорби, видимо, не может быть спасения и не может быть человеческого счастья. Мы счастливы лишь тогда, когда у нас есть опыт скорби. Вырвите этот опыт скорби и страданий из человеческой жизни, и человек не будет знать, что такое счастье. Он растопчет свое счастье, он к нему привыкнет, как люди привыкают к хорошим автомобилям, комфортному жилью, красивой одежде. Счастье мы замечаем, когда у нас есть иная точка отсчета. А страдаем мы не только из-за болезней. Иногда с нами несправедливо поступают наши коллеги и ближние. Часто такое бывает в мире политики, на производстве, в мире культуры и искусства. Порой мы думаем: «За что же это нам? Почему?..» Такова воля Божия, и если мы будем ясно сознавать, что скорбь и страдания являются непременной частью человеческой жизни, что они никогда не исчезнут, но будут присутствовать до конца мира сего, мы поймем, что таков замысел Бога о мире и человеке.

Святитель Симеон Солунский о значении нимба

Что касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и безконечного Бога. Так как они, быв укреплены и просвещены благодатию, начали брань и, успешно окончив её, пребывают всегда с Богом, постоянно имея в себе Его благодать, которая, будучи божественною, не имеет ни начала, ни конца. Потому сияние и делается в виде круга, а на иконах Спасителя делается тройное, потому что Он есть един от Троицы, и в Нём — Отец и Дух Святый. Подобное изображение имеют и получившие архиерейскую благодать, как светоносную, равно и цари, как приявшие помазание на царство. Кружок в виде облака, который держат в руках Ангелы, означает освящение Духа и то, что они остались верны домостроительству спасения.

Молитвословия

Тропарь великомученика Никиты

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак великомученика Никиты

глас 2

Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоименитe,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

глас 4

Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

глас 4

Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе Стефане,/ и мучителей обличил еси нечестие,/ камением бо побиен от рук беззаконных,/ венец от яже свыше десницы приял еси/ и к Богу взывал еси,

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

глас 6

Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

глас 3

Владыка вчера нам плотию прихождаше,/ и раб днесь от плоти исхождаше,/ вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается,/ того ради и скончавается,// первомученик и Божественный Стефан.

Теги:
Великомученик Никита
первомученик архидиакон Стефан
православный календарь

Все публикации