28 сентября. Память великомученика Никиты

3138
Фото

Седмица 17-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Попразднство Воздвижения Креста Господня. Великомученика Никиты (ок. 372).

Обретение мощей святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинского (III). Мучеников Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305—311). Мученика Порфирия (361). Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана (415). Преподобного Филофея пресвитера, в Малой Азии (X). Святителя Иосифа, епископа Алавердского (570) (Груз.). Святителя Симеона, архиепископа Солунского (1429).

Священномученика Иоанна Ильинского пресвитера и преподобномученицы Евдокии Ткаченко (1918); священномучеников Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева пресвитеров (1921); преподобного Игнатия Бирюкова исповедника (1932); священномученика Димитрия Игнатенко пресвитера (1935); священномучеников Иоанна Бороздина, Иакова Леоновича, Петра Петрикова, Николая Скворцова пресвитеров и Николая Цветкова диакона, преподобномученицы Марии Рыковой и мученицы Людмилы Петровой (1937).

Новоникитской иконы Божией Матери (372).

Великомученик Никита

Великомученик Никита проповедовал христианство придунайским народам. Святой Никита, живший в IV веке, был одним из самых известных благовестников в стране готов. Его сподвижниками были известные готские епископы Феофил и Ульфила. Когда же в этой стране полноту власти получил рьяный язычник Афанарих, многие христиане подверглись преследованию. Мученической смертью погиб и святой Никита. Его тело христиане похоронили в Киликие. А впоследствии мощи праведника перенесли в Константинополь.

Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана

Его имя упоминается первым в списке диаконов, перечисленных в книге Деяний апостолов. Он был и первым среди мучеников за Христа. Святого архидиакона Стефана побили камнями у Кедронского потока — на окраине Иерусалима. В 415-ом году христиане во главе с иерусалимским архиепископом Иоанном нашли мощи первомученика и торжественно положили их в Иерусалиме. Впоследствии, в годы правления императора Феодосия Младшего, мощи святого архидиакона Стефана перевезли в Константинополь. Часть их, а именно перст святого, в 1717-ом году архиепископ Романский Пахомий доставил из Молдавского Нямецкого монастыря в Киев. Ныне эта святыня находится в Киево-Печерской Лавре.

Евангелие дня

У людей, которые приходят в церковь, и знакомятся с её сложным учением, сложной многовековой культурой и традицией, часто возникает вопрос: в какую меру они должны всё это знать, и чего, в первую очередь, ждет от каждого Господь? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 10-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 10.

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Сегодняшний отрывок — часть речи Христа, которой Он напутствовал апостолов перед тем, как послать их на проповедь. В связи с этим может возникнуть вопрос: что перед нами? Иллюстрация из подготовки профессиональных проповедников или речь, обращённая к каждому человеку? В контексте Евангельского повествования эти слова обращены к апостолам, но Церковь сегодня обращает их к каждому из нас. Почему? Да потому что есть сфера, в которой нельзя быть любителем и успокаивать себя тем, что для сложных случаев есть профессионалы, и это сфера христианской жизни. Да и к уровню подготовки самих апостолов у внимательного читателя могут появиться вопросы, такими ли уж они были профессионалами?

Во-первых, задумаемся над тем, что Христос посылает учеников, как овец среди волков. Разве не очевидна внешняя абсурдность подобного действия. Что можно сказать о пастухе, который посылает овец в волчью стаю? Что будет с такими овцами? Ведь они отправляются прямиком на съедение? На первый взгляд это, конечно, именно так. Но Христос продолжает, Он говорит ученикам, чтобы они были разумными, как змеи, и кроткими, или, если буквально перевести это слово с греческого, чистыми, как голуби. Ученики должны понимать сложность ситуации, в которой они находятся, и действовать рассудительно. Кроме того, они сами не должны подавать поводов для осуждения и обличения... Они посылаются не на съедение, но для того, чтобы своей жизнью явить жестокому миру правду. Люди говорят с «волками жить по волчьи выть» и этим заставляют свою совесть молчать. Мол, не можем мы иначе. Ученики же посылаются для того, чтобы показать всю внутреннюю неправду этих слов. Причём посылаются не как революционеры или бунтари, которые должны всё перевернуть вверх дном и навести порядок, но как те, кто несмотря на торжество неправды, способны жить иначе.

В связи с этим важно обратить внимание на то, что Спаситель призывает учеников не готовиться к тому, о чём говорить. Как это так? Современный проповедник уверен, что должен знать массу фактов и цитат, чтобы суметь любого переубедить. А Христос говорит: не надо, не готовьтесь... Почему? Неужели знания действительно не нужны ученикам? Нужны, конечно, но это знания другого рода, ведь речь не про факты и понятия, но про опыт жизни в Духе Святом, уникальный и неповторимый. Можно знать массу фактов и никого ни в чём не убедить, потому что по-настоящему людей убеждает только опыт.

Конечно, в любой сфере нужны профессионалы. Существуют верующие историки, филологи, специалисты в области богословия, апологеты, которые могут спорить с людьми, разрушая ложные стереотипы и развеивая мифы. Их деятельность очень важна. Но таковыми не могут стать все. Вместе с тем есть собственно христианская жизнь, в которой каждый призван стать профессионалом в свою меру. Не в смысле познания тонкостей правил и ритуалов, как это было с фарисеями, но в смысле глубины и осмысленности жизни. Христос не посылает нас в мир в качестве укротителей волков, не посылает как гениальных учёных, познавших все тайны мира. Он посылает нас как свидетелей того, что иная жизнь, мудрая, чистая и кроткая, возможна.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Церковь наша сегодня нуждается в том, чтобы как можно больше было пастырей духовно и всесторонне просвещенных, пастырей-подвижников и тружеников, в первую очередь полагающих силы свои во славу Божию, во спасение своей паствы и только в десятую очередь думающих о самих себе, о своем благополучии. Большинство священнослужителей Русской Православной Церкви, которые несут сегодня, в это непростое время, свое служение, таковы. Не имея особых материальных и иных привилегий, они не щадят жизни своей, часто день и ночь отдают своей пастве… Что бы ни говорили о них, что бы ни говорили о Церкви, как бы ни клеветали на ее доброе имя, как бы ни разжигали человеческие инстинкты, такие как зависть и злоба, подвиг священнослужителей, иерархов, духовенства, монашествующих должен совершаться, невзирая ни на что, потому что подвигом этим возвышается и укрепляется Церковь.

Святитель Симеон Солунский о значении нимба

Что касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и безконечного Бога. Так как они, быв укреплены и просвещены благодатию, начали брань и, успешно окончив её, пребывают всегда с Богом, постоянно имея в себе Его благодать, которая, будучи божественною, не имеет ни начала, ни конца. Потому сияние и делается в виде круга, а на иконах Спасителя делается тройное, потому что Он есть един от Троицы, и в Нём — Отец и Дух Святый. Подобное изображение имеют и получившие архиерейскую благодать, как светоносную, равно и цари, как приявшие помазание на царство. Кружок в виде облака, который держат в руках Ангелы, означает освящение Духа и то, что они остались верны домостроительству спасения.

Вторая заповедь Нового Завета: Блаженны плачущие, ибо они утешатся

По словам святителя Иоанна Златоуста, «плакать» — значит, с одной стороны, «постоянно памятовать о своих грехах», а с другой, «непрестанно измерять то пространство пути», на какое мы отстоим от Царства Небесного».

В этой заповеди говорится о плаче, как состоянии души, а не о слезливости, как проявлении эмоций. Плач — внутреннее состояние души, а слезы — лишь его внешнее проявление. Преподобный Авва Дорофей: «Не плач происходит от слез, а слезы от плача». Не всякий плач является добродетелью, есть плач чувственный, а есть благодатный, который невозможно вызвать искусственно, т.к. он имеет источником божественную благодать, а не психику.

Слово «плачущие» в данной заповеди может иметь три значения:

— Скорбящие о своих грехах, имеющие слёзы покаяния (может быть как внутреннее чувство, так и физические слёзы). Такой плач есть обращение к Богу о помощи в духовной жизни. На более высоком уровне (нужно ещё дорасти до такого уровня) — о потерянном духовном состоянии в результате совершённого греха — потери благодати Божьей.

— Сопереживающие чужому горю, страданиям; отзывчивые. Апостол Павел призывает: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим.12:15). Это исполнение заповеди о любви к ближним, слезы о чужом горе помогают нашей душе не очерстветь.

— Скорбящие об усопших. Любовь рождает плач о грехах(!) усопшего, молитву и дела милосердия за него, через что Бог дарует умершему благодать. Пример такого плача явила нам блаженная Ксения Петербургская.

Молитвословия

Тропарь великомученика Никиты

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак великомученика Никиты

глас 2

Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоименитe,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

глас 4

Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

глас 4

Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе Стефане,/ и мучителей обличил еси нечестие,/ камением бо побиен от рук беззаконных,/ венец от яже свыше десницы приял еси/ и к Богу взывал еси,

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

глас 6

Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

глас 3

Владыка вчера нам плотию прихождаше,/ и раб днесь от плоти исхождаше,/ вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается,/ того ради и скончавается,// первомученик и Божественный Стефан.

Молитва первомученику Стефану

Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице ангела. Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим: Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В день памяти первомученика архидиакона Стефана митрополит Кирилл совершил Литургию в кряшенском Тихвинском приходе Казани В день памяти первомученика архидиакона Стефана митрополит Кирилл совершил Литургию в кряшенском Тихвинском приходе Казани

9 января, в день памяти апостола первомученика и архидиакона Стефана, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кряшенском приходе города Казани в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.