![Фото](/www/news2019/11/8486204964029826_595.jpg)
Неделя 23-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мученика Платона (302 или 306). Мучеников Романа диакона и отрока Варула (303).
Мучеников Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли.
Святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1948).
Память епископа Ямбургского Бориса (Плотникова), викария Санкт-Петербургской епархии. Выпускник (1880) и доцент (1884-1886) Казанской духовной академии. Скончался в Гурзуфе под Ялтой 18 ноября 1901 г.
Мученик Платон Анкирский
Платон, брат мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Тот вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа, уверяя юношу, будто бы он мог сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Святого били, мучили, заточили в темницу, держали там без пищи и воды 18 дней. Это не поколебало мученика, тогда в обмен на жизнь и свободу ему предложили лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом», — отвечал мученик и был обезглавлен (302 или 306).
Мученик Роман Кесарийский
Диакон Роман переселился в Антиохию из Кесарии Палестинской во время одного из гонений, где укреплял христиан в вере личным примером и горячей проповедью. Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Мученик был схвачен во время обличения идолопоклонства на большом языческом празднике и приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой прославлял Христа и хулил языческих богов. Асклипиад приказал отрезать ему язык, но и лишенный языка святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда его повесили.
Мученики Закхей и Алфей Кесарийские
Святые Закхей и Алфей пострадали в Кесарии Палестинской во время Великого гонения на христиан, учинённого императором Диоклетианом (284—305). Закхей был диаконом в городе Гадара. Алфей происходил из знатной семьи и был чтецом в Кесарии, а также нёс служение экзорциста, имея дар изгнания бесов. Хотя император в 20-й год своего правления объявил прощение многим заключённым, тем не менее многие христиане были осуждены на смерть. Среди них оказались Закхей и Алфей. Закхея доставили к городскому судье и пытали, после чего заключили в темницу. Туда же был приведён Алфей, который проповедовал Христа среди собравшихся посмотреть на казнь и многих отвратил от язычества. Алфея били розгами и терзали его тело железными крюками, а затем заковали. За отказ принести жертвы идолам мученики были обезглавлены.
Евангелие дня
Среди многоцветья русской классической литературы есть одно произведение, которое в точности повторяет содержание притчи из 12-й главы Евангелия от Луки, которая сегодня читается в православных храмах за богослужением. Догадаетесь, о каком шедевре русской письменности идёт речь?
Глава 12.
16И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Не сомневаюсь, что вы догадались: речь идёт о «Господах Головлёвых» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Но писатель не только развернул эту короткую притчу в пространный роман, но и со свойственным автору трагикомизмом довёл до предела абсурдность ценностных ориентиров главных героев.
Автор романа в нескольких местах, описывая самое существо Иудушки Головлёва, использует замечательное слово — «прах». Похоронив свою мать, Арину Петровну, Иудушка стоит перед могилой — и вот как автор описывает его состояние: «открывавшаяся перед его глазами могила уносила последнюю связь его с живым миром, последнее живое существо, с которым он мог делить прах, наполнявший его. И что отныне этот прах, не находя истока, будет накопляться в нём до тех пор, пока окончательно не задушит его».
Какое необычайно глубокое, точное описание чуждой Христа души! Отметим при этом, что Иудушка был не просто «традиционно благочестив»: нет, он был нарочито «сверхблагочестив» — но его это не только не спасло, но и, напротив, ещё сильнее увеличило разрывающее изнутри лицемерие! Всё то, что у обычного, «стандартного» грешника, приводит к раскаянию, перемене, живительному осознанию ошибок — у Иудушки мгновенно превращалось в прах — только по наружности походивший на молитву, пост, благоразумие и другие дела благочестия.
Безудержное, безумное, саморазрушающее служение «праху» — с неизбежным трагическим концом — так можно было бы резюмировать судьбу главных героев. И сегодняшняя притча Евангелия однозначно свидетельствует: попытка «собирать сокровище» в себя, ради себя — всегда заканчивается выжженной изнутри пустыней сердца.
Но в притче есть и ответ — как можно этого избежать! Ключевое понятие — «излишки», то, в надежде сохранения чего богач и разрушает свои старые кладовые. Угомонись бы он, отдав нуждающимся всё то, что Бог ему послал «сверх» ожидаемого, смотришь, и жизнь бы его не так быстро оборвалась, да и, кто знает, однажды ощутив радость не от приобретения, а от милосердия, от добровольного освобождения себя от обладания — возможно, и вся жизнь его могла бы обрести совершенно новый, вдохновляющий и преображающий, смысл!
протоиерей Павел Великанов
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Человек — венец творения, и Господь нам вручил этот мир. И от того, как мы себя ведем, как мы строим свои отношения, как мы строим отношения друг с другом, с окружающим нас миром, с природой, от того, какова наша гражданская позиция, какова наша позиция перед проблемами в нашей жизни и в жизни человечества, — от этого будет зависеть не только лицо человеческой цивилизации, но и состояние нашей бессмертной души. Потому что если мы миримся со злом, если мы отступаем, если мы идем на компромиссы, то мы совершаем грех. И Бог дает нам возможность пройти жизненный путь по этой нами определяемой траектории, но в конце этого пути Он спросит с нас. И потому от того, как мы живем, как мы мыслим, как мы чувствуем, как мы строим отношения с окружающим миром, зависит счастье здесь, благополучие этого мира и, конечно, то, что ждет нас в вечности.
Притча. Бог знает, что — добро
Один человек спросил старца:
— Какое бы доброе дело мне делать?
Авва отвечал ему:
— Не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив, и Бог был с ним. Илия любил безмолвие, и Бог был с ним. Давид был кроток, и Бог был с ним. Так что желает душа твоя, то и делай, главное — береги свое сердце в чистоте.
Аскетика является движущей силой покаяния
Как часто бывает: воцерковился человек, следит за собой, исповедует грехи, старается исполнять заповеди. Сначала идёт борьба с наиболее грубыми, явными страстями. Когда грубые грехи побеждены, возникает вопрос: а что делать далее? Кажется, что рой мелких грехов и победить невозможно, что они естественны. Некоторые так и говорят: «Мы же в миру живём», «мы не святые». Результатом становится автоматическая исповедь, повторение одного и того же.
Приходя к врачу, человек обычно не знает своего диагноза. Ему известны только симптомы — что и где у него болит, что мешает ему жить. Приходя в Церковь человек также плохо понимает, что с ним происходит, почему вдруг у него в жизни что-то не так. Он начинает говорить о каких-то своих «симптомах»: у меня не ладится то-то, у меня есть такая-то слабость. Вот здесь и нужен системный подход к исцелению души, который даёт аскетика.
Чем сложнее перед нами задача, тем больше знаний требуется для её решения: незначительный порез может вылечить любой человек, а тяжёлая внутренняя болезнь уже требует знаний в области медицины. Подобная же картина и в области исцеления души. Изучение аскетики поможет осознать механизм проникновения и развития греха и научит средствам противостояния ему.
Может ли вера в Воскресение быть результатом галлюцинаций?
Из-за явного неправдоподобия «теории заговора» несколько более популярна «теория галлюцинаций»: апостолы глубоко сокрушались о том, что разбежались, страстно желали увидеть Господа живым и вот внушили себе, что видели.
Эта теория также сталкивается с непреодолимыми трудностями.
В древности люди верили в призраков, и видение умершего Учителя было бы воспринято как призрак, однако Евангелия подчёркивают, что Он воскрес именно физически.
Апостолы вовсе не ожидали Воскресения и даже сначала не поверили возвестившим им мироносицам (эта деталь достоверна, поскольку выставляет апостолов не в лучшем свете, и её не могли бы придумать позже).
Самое главное, что эта теория не отвечает на вопрос «куда делось тело?», ведь апостолам было бы достаточно убедиться, что тело Господа по-прежнему лежит в гробнице (или их врагам было бы достаточно предъявить это тело), чтобы христианство кончилось не успев начаться.
Молитвословия
Тропарь мучеников Платона и Романа
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Платона
глас 3
Святая твоя память вселенную веселит,/ созывающи верныя вся в пречестный храм твой,/ идеже ныне, радостию совокупльшеся,/ поем в песнех и светлостех./ Сего ради, Платоне, вопием ти:// языческаго нашествия избави град твой, святе.