Неделя 26-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мученика Платона (302 или 306). Мучеников Романа диакона и отрока Варула (303).
Мучеников Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли.
Святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1948).
Память епископа Ямбургского Бориса (Плотникова), викария Санкт-Петербургской епархии. Выпускник (1880) и доцент (1884-1886) Казанской духовной академии. Скончался в Гурзуфе под Ялтой 18 ноября 1901 г.
Мученик Платон Анкирский
Платон, брат мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Тот вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа, уверяя юношу, будто бы он мог сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Святого били, мучили, заточили в темницу, держали там без пищи и воды 18 дней. Это не поколебало мученика, тогда в обмен на жизнь и свободу ему предложили лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом», — отвечал мученик и был обезглавлен (302 или 306).
Мученик Роман Кесарийский
Диакон Роман переселился в Антиохию из Кесарии Палестинской во время одного из гонений, где укреплял христиан в вере личным примером и горячей проповедью. Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Мученик был схвачен во время обличения идолопоклонства на большом языческом празднике и приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой прославлял Христа и хулил языческих богов. Асклипиад приказал отрезать ему язык, но и лишенный языка святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда его повесили.
Мученики Закхей и Алфей Кесарийские
Святые Закхей и Алфей пострадали в Кесарии Палестинской во время Великого гонения на христиан, учинённого императором Диоклетианом (284—305). Закхей был диаконом в городе Гадара. Алфей происходил из знатной семьи и был чтецом в Кесарии, а также нёс служение экзорциста, имея дар изгнания бесов. Хотя император в 20-й год своего правления объявил прощение многим заключённым, тем не менее многие христиане были осуждены на смерть. Среди них оказались Закхей и Алфей. Закхея доставили к городскому судье и пытали, после чего заключили в темницу. Туда же был приведён Алфей, который проповедовал Христа среди собравшихся посмотреть на казнь и многих отвратил от язычества. Алфея били розгами и терзали его тело железными крюками, а затем заковали. За отказ принести жертвы идолам мученики были обезглавлены.
Евангелие дня
Русь переживала несостоявшийся конец света, как минимум, три раза — в одиннадцатом, пятнадцатом и шестнадцатом веках. Всякий раз причиной болезненного религиозного ажиотажа становилось превратное толкование текста Священного Писания. Мы попробуем избежать подобных ошибок, поговорив о содержании отрывка из семнадцатой главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения.
Глава 17.
20Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
21и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
22Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
23и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,
24ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
Услышанное нами евангельское чтение вызывает закономерный вопрос — что же такое Царство Божие и каким образом оно себя проявляет? Или ещё проявит? Христос как будто Сам Себе противоречит. Сначала Он в диалоге с фарисеями говорит, что Царство Божие не придёт заметным образом. И вообще оно находится внутри человека. Затем, уже в беседе с апостолами, Спаситель говорит им, что Царство Божие в полной мере раскроет себя в день Второго пришествия. И абсолютно все увидят это явление. Оно будет похоже на молнию, пронзающую небосвод от одного края до другого.
Чем можно объяснить выявленные нами противоречия? Контекстом беседы. В беседе с законниками древнего Израиля Спаситель опровергает устоявшееся мнение о том, что Царство Божие есть земная институция. А обещанный пророками Мессия — политический лидер, великий завоеватель. Христос, говоря, что Царство Божие придёт незаметным образом, смиренно указывает на Себя. Это Он, воплощение благодатной силы Господней, уже находится среди людей. Но как же много вокруг Него тех, кто не замечает случившегося чуда.
Указывая на то, что Царство Небесное находится внутри человека, Спаситель опровергает ещё одно заблуждение Своего времени. О том, что можно угодить Богу только внешними обрядами. Христос прямо указывает — определяющее значение имеет то, чем руководствуется человек, совершая религиозные действия. Живут ли в его сердце мир, радость, терпение, любовь?
В беседе с апостолами мы видим, как меняется контекст слов Христа. Здесь под Царством Небесным подразумевается особая реальность Божия, которая в полной мере явит себя в день Второго Пришествия. Спаситель предвидит, что после Его вознесения на Небо, появятся различного рода лжеучители, желающие заработать денег на страхах слабых в вере людей. Потому Христос и говорит, что всякий раз, когда кто-то будет заявлять — Сын Божий второй раз явился там или здесь — это обман. Ровно такой же ложью будет утверждение, что известна точная дата конца времён. Ведь как говорил Христос — об этом одному Богу только известно.
Прозвучавшее чтение содержит, как минимум, два призыва. Первый — к необходимости сохранять ясный ум и твёрдую память о Боге. Второй — не поддаваться фантазиям, а заниматься по-настоящему нужными делами. А именно — созиданию Царства Небесного в собственном сердце. Что не представляется возможным без искренних веры и милосердия. Соединённые вместе, эти добродетели позволят нам с радостью встретить Второе пришествие — день Господень. Ведь когда настанет черёд предстать перед Христом, Он узнает в нас тех, кто сроднился с Ним в служении любви.
священник Антоний Борисов
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Человек — венец творения, и Господь нам вручил этот мир. И от того, как мы себя ведем, как мы строим свои отношения, как мы строим отношения друг с другом, с окружающим нас миром, с природой, от того, какова наша гражданская позиция, какова наша позиция перед проблемами в нашей жизни и в жизни человечества, — от этого будет зависеть не только лицо человеческой цивилизации, но и состояние нашей бессмертной души. Потому что если мы миримся со злом, если мы отступаем, если мы идем на компромиссы, то мы совершаем грех. И Бог дает нам возможность пройти жизненный путь по этой нами определяемой траектории, но в конце этого пути Он спросит с нас. И потому от того, как мы живем, как мы мыслим, как мы чувствуем, как мы строим отношения с окружающим миром, зависит счастье здесь, благополучие этого мира и, конечно, то, что ждет нас в вечности.
Притча. Бог знает, что — добро
Один человек спросил старца:
— Какое бы доброе дело мне делать?
Авва отвечал ему:
— Не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив, и Бог был с ним. Илия любил безмолвие, и Бог был с ним. Давид был кроток, и Бог был с ним. Так что желает душа твоя, то и делай, главное — береги свое сердце в чистоте.
Аскетика является движущей силой покаяния
Как часто бывает: воцерковился человек, следит за собой, исповедует грехи, старается исполнять заповеди. Сначала идёт борьба с наиболее грубыми, явными страстями. Когда грубые грехи побеждены, возникает вопрос: а что делать далее? Кажется, что рой мелких грехов и победить невозможно, что они естественны. Некоторые так и говорят: «Мы же в миру живём», «мы не святые». Результатом становится автоматическая исповедь, повторение одного и того же.
Приходя к врачу, человек обычно не знает своего диагноза. Ему известны только симптомы — что и где у него болит, что мешает ему жить. Приходя в Церковь человек также плохо понимает, что с ним происходит, почему вдруг у него в жизни что-то не так. Он начинает говорить о каких-то своих «симптомах»: у меня не ладится то-то, у меня есть такая-то слабость. Вот здесь и нужен системный подход к исцелению души, который даёт аскетика.
Чем сложнее перед нами задача, тем больше знаний требуется для её решения: незначительный порез может вылечить любой человек, а тяжёлая внутренняя болезнь уже требует знаний в области медицины. Подобная же картина и в области исцеления души. Изучение аскетики поможет осознать механизм проникновения и развития греха и научит средствам противостояния ему.
Может ли вера в Воскресение быть результатом галлюцинаций?
Из-за явного неправдоподобия «теории заговора» несколько более популярна «теория галлюцинаций»: апостолы глубоко сокрушались о том, что разбежались, страстно желали увидеть Господа живым и вот внушили себе, что видели.
Эта теория также сталкивается с непреодолимыми трудностями.
В древности люди верили в призраков, и видение умершего Учителя было бы воспринято как призрак, однако Евангелия подчёркивают, что Он воскрес именно физически.
Апостолы вовсе не ожидали Воскресения и даже сначала не поверили возвестившим им мироносицам (эта деталь достоверна, поскольку выставляет апостолов не в лучшем свете, и её не могли бы придумать позже).
Самое главное, что эта теория не отвечает на вопрос «куда делось тело?», ведь апостолам было бы достаточно убедиться, что тело Господа по-прежнему лежит в гробнице (или их врагам было бы достаточно предъявить это тело), чтобы христианство кончилось не успев начаться.
Молитвословия
Тропарь мучеников Платона и Романа
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Платона
глас 3
Святая твоя память вселенную веселит,/ созывающи верныя вся в пречестный храм твой,/ идеже ныне, радостию совокупльшеся,/ поем в песнех и светлостех./ Сего ради, Платоне, вопием ти:// языческаго нашествия избави град твой, святе.