Седмица 14-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Перенесение мощей апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критского (I).
Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исповедника, епископа Каррийского (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградского (536—552).
Преподобномученика Моисея Кожина (1931); священномученика Владимира Мощанского пресвитера (1938).
Апостол от 70-ти Тит
Апостол Тит происходил из знатного языческого рода с Крита. Ища истину, Тит изучал греческую философию и поэзию. При этом он жил целомудренно, стараясь творить добрые дела. Однажды во сне Тит получил повеление от Бога читать еврейские книги и, открыв пророка Исаию, нашел ключ к познанию Истинного Бога. В это время до Крита дошли слухи о Христе: по повелению правителя острова Тит отправился в Иерусалим, увидел Спасителя, был свидетелем многих Его чудес, страданий и Воскресения. Тит принял Крещение от апостола Павла, стал его учеником и вместе с ним проповедовал Христа в разных странах. При посещении Крита Павел назначил Тита епископом острова. Тит обратил к истинной вере критян, особенно многие уверовали после того, как по молитве Тита рухнул уже почти достроенный храм Зевса.
Святитель Мина, патриарх Цареградский
Во время патриаршества святителя Мины (536—552) в Константинополе произошло чудо, ставшее широко известным всему городу. Один еврейский мальчик вошёл с другими детьми в храм и причастился Святых Христовых Таин. Дома он рассказал об этом отцу. Тот в страшном гневе схватил ребенка и бросил его в раскалённую печь (этот человек был стеклодувом). Жене своей отец ничего не сказал, и мать три дня со слезами искала сына и громко его звала. Наконец, на третий день мальчик отозвался ей из раскалённой печи. Женщина с трудом вытащила оттуда ребенка, который оказался невредимым. Мальчик рассказал маме о том, что к нему приходила Пресветлая Жена, остужала огонь и приносила воду и пищу. Весть об этом чуде быстро разнеслась и стала известной святителю Мине и императору Юстиниану I. Мальчик и его мать приняли Крещение, но отец ребенка ожесточился и не захотел раскаяться, несмотря на великое чудо, которому он был свидетелем. Тогда император предал его суду как детоубийцу и приговорил к смертной казни.
Преподобномученик Моисей Кожин
Иеромонах Моисей (в миру Митрофан Никитич Кожин), родился в поморском селе Оленица на Кольском полуострове. Там же на севере проходила жизнь его и служение. В возрасте 21 года был призван на военную службу. Служил во флоте, срок службы тогда составлял 7 лет. Сразу по увольнении поступил послушником в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, принял постриг, затем сан иеродиакона, иеромонаха. Оставался в монастыре до его закрытия в 1924 году. После окончательного изгнания монахов из обители вернулся на родину и стал настоятелем церкви Рождества Иоанна Предтечи в родном селе. Арестован в 1931 году вместе со старостой и псаломщиком храма по обвинению в «антиколхозной агитации». Все получили по три года заключения. Иеромонах Моисей умер от цинги в больнице пересыльной тюрьмы Ленинграда в сентябре 1931 года.
Евангелие дня
Нередко ради достижения своих целей люди готовы на многое. Обычно все решения сводятся к тому, чтобы как можно меньше повредить себе и своим интересам. Но как же нужно решать проблемы на самом деле? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 5-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 5.
1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Сегодняшнее чтение начинается с истории о том, как Христос, прибывший в Гадаринскую страну, встречает на берегу бесноватого человека, который живёт на кладбище и совершенно лишён всякого нормального общения. Соплеменники пытались его связывать, чтобы хоть как-то контролировать, но в итоге у них ничего не вышло, и он был совершенно ими отвергнут. Он был проблемой, которую люди пытались решить своими человеческими методами. Когда же они не смогли ничего сделать, они просто выгнали его из города, из-за чего он был вынужден скитаться в безлюдных местах.
Со своей стороны, Спаситель начинает общение с ним с чистого листа. Он видит в нём не проблему, Он видит в нём образ Божий, который нужно спасти и очистить. Речь и действия бесноватого двоятся. Евангелист пишет о нём как о человеке, который кланяется Христу, и как о человеке, который одержим бесы. Ведь именно они просят Спасителя отпустить их в свиней, именно с ними Он разговаривает.
Итак, проблема бесноватого была решена Христом совершенно просто. Человек, которого связывали, пытались смирять и в итоге изгнали, стал здоровым и мог спокойно вернуться к соплеменникам. Но вот эти люди сами приходят ко Христу. Они видят исцелённого, однако им не интересуются. Им важнее свиньи, которые были их имуществом, и погибли. Именно поэтому пришедшие упрашивают Спасителя покинуть их город.
Что же мы видим в сегодняшней истории? Мы видим людей, которые пытаются справиться с проблемами, но делают это так, чтобы их комфорта решение не коснулось. И видим Христа, который не просто решает проблему любым способом, но возвращает бесноватого человека к нормальной жизни. Стремясь решать проблемы, которые возникают на нашем пути, мы тоже часто стоим перед выбором, какими методами действовать — простыми и приносящими выгоду в том или ином смысле или духовными, хотя и требующими жертвенности, но зато по-настоящему действенными. И если мы хотим быть учениками Христа, мы не должны бояться решать проблемы, пусть и трудным, но праведным, евангельским путём.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Возвышение Москвы как духовной и политической столицы
Возвышение Москвы как столичного города начинается с поселения там митрополита Киевского и всея Руси. Перенесение в Москву в 1325 году центра митрополии связано с именем святителя Петра. Он был поставлен на Киевскую митрополию без ведома великого князя Михаила Тверского, поэтому великий князь не пожелал принимать митрополита Петра. Московский князь Юрий Данилович проявил политическую дальновидность и пригласил святителя к себе в Москву. Вскоре благодаря родственным связям в Орде и жестоким интригам князь Юрий получил статус великого князя. Святитель Пётр не одобрял поведение князя Юрия, поэтому не с ним, а с его младшим братом Иоанном Калитой князь начал трудиться над собиранием русских земель вокруг Москвы. Подчинение других княжеств Москве далеко не всегда проходило мирно, но все следующие за митрополитом Петром святители старались поддерживать взятый московскими князьями курс на созидание единого государства, понимая важность преодоления разрозненности на Руси.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Бывает так, что человек, пребывающий в злобе, — а злоба порок, который проявляет в полной мере грех, — всё, что делает, мыслит и говорит, наполняет этой злобой. Его слова становятся исполненными злобы. Мы говорим в таком случае, что человек злословит, то есть говорит злые слова в адрес другого. В таком случае осуждение является точным диагнозом внутреннего состояния того, кто злословит; и состояние это страшное, губительное, потому что там, где зло, — там диавол. Вне зависимости от того, осуждаем ли мы людей в качестве развлечения, заполнения пустого времени, или защищая самих себя, или просто изливая вовне свое тяжелейшее внутреннее состояние, мы совершаем грех, который влияет на наше духовное состояние, а значит, на наше спасение.
Первая заповедь Ветхого Завета: Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня
Эта главная заповедь Декалога, она определяет высшее место Бога в системе жизненных ценностей христианина. Главный принцип исполнения этой заповеди — воля Бога для нас всегда на первом месте.
Заповедь предписывает: веровать в Истинного Бога (вера в выдуманных богов в Священном Писании именуется блудом); осознавать, что Бог рядом, помнить, что от Него не скрыто ничего, даже наши мысли; надеяться на Бога; исповедовать Бога (не отрекаться от Него, даже ценой страданий и смерти).
Примеры нарушения заповеди: атеизм; иноверие и инославие; суеверия; оккультизм (оккультное целительство, экстрасенсорика, астрология); маловерие (вера, которая не заставляет человека жить в соответствии с нею); сомнение в свойствах Божьих (всеведении, всемогуществе, всесовершенстве, правде и пр.) и в Его промысле; надежда на свои силы больше, чем на Бога (гордость), и на людей, больше чем на Бога (человекоугодие); расслабленность в духовной жизни (личной и церковной).
Эта заповедь запрещает искать высшую истину вне созданной Богом Церкви, нарушают её те, кто исповедуют ереси, уходят в расколы. Крайняя степень неисполнения этой заповеди — отчаяние и отречение от веры. Можно отрекаться от Бога и постепенно, «в розницу»: промолчать, когда рассказывают сомнительный анекдот, выбрать работу, которая несовместима с исповеданием веры, жизнь вдали от храма...
Молитвословия
Тропарь апостолов Варфоломея и Тита
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Варфоломея
глас 4
Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.
Кондак апостола Тита
глас 2
Павлов явився собеседник, апостоле,/ с ним нам слово предвозвестил еси Божественныя благодати,/ тайноглагольниче Тите приснопамятне./ Сего ради вопием ти:// не престай моляся о всех нас.