Церковный календарь

7 сентября. Память апостола от 70-ти Тита, епископа Критского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 сентября. Память апостола от 70-ти Тита, епископа Критского

14-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 25 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Перенесение мощей апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критского (I).

Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исповедника, епископа Каррийского (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградского (536–552).

Преподобномученика Моисея Кожина (1931); священномученика Владимира Мощанского пресвитера (1938).

Апостол от 70-ти Тит

Апостол Тит происходил из знатного языческого рода с Крита. Ища истину, Тит изучал греческую философию и поэзию. При этом он жил целомудренно, стараясь творить добрые дела. Однажды во сне Тит получил повеление от Бога читать еврейские книги и, открыв пророка Исаию, нашел ключ к познанию Истинного Бога. В это время до Крита дошли слухи о Христе: по повелению правителя острова Тит отправился в Иерусалим, увидел Спасителя, был свидетелем многих Его чудес, страданий и Воскресения. Тит принял Крещение от апостола Павла, стал его учеником и вместе с ним проповедовал Христа в разных странах. При посещении Крита Павел назначил Тита епископом острова. Тит обратил к истинной вере критян, особенно многие уверовали после того, как по молитве Тита рухнул уже почти достроенный храм Зевса.

Святитель Мина, патриарх Цареградский

Во время патриаршества святителя Мины (536–552) в Константинополе произошло чудо, ставшее широко известным всему городу. Один еврейский мальчик вошёл с другими детьми в храм и причастился Святых Христовых Таин. Дома он рассказал об этом отцу. Тот в страшном гневе схватил ребенка и бросил его в раскалённую печь (этот человек был стеклодувом). Жене своей отец ничего не сказал, и мать три дня со слезами искала сына и громко его звала. Наконец, на третий день мальчик отозвался ей из раскалённой печи. Женщина с трудом вытащила оттуда ребенка, который оказался невредимым. Мальчик рассказал маме о том, что к нему приходила Пресветлая Жена, остужала огонь и приносила воду и пищу. Весть об этом чуде быстро разнеслась и стала известной святителю Мине и императору Юстиниану I. Мальчик и его мать приняли Крещение, но отец ребенка ожесточился и не захотел раскаяться, несмотря на великое чудо, которому он был свидетелем. Тогда император предал его суду как детоубийцу и приговорил к смертной казни.

Преподобномученик Моисей Кожин

Иеромонах Моисей (в миру Митрофан Никитич Кожин), родился в поморском селе Оленица на Кольском полуострове. Там же на севере проходила жизнь его и служение. В возрасте 21 года был призван на военную службу. Служил во флоте, срок службы тогда составлял 7 лет. Сразу по увольнении поступил послушником в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, принял постриг, затем сан иеродиакона, иеромонаха. Оставался в монастыре до его закрытия в 1924 году. После окончательного изгнания монахов из обители вернулся на родину и стал настоятелем церкви Рождества Иоанна Предтечи в родном селе. Арестован в 1931 году вместе со старостой и псаломщиком храма по обвинению в «антиколхозной агитации». Все получили по три года заключения. Иеромонах Моисей умер от цинги в больнице пересыльной тюрьмы Ленинграда в сентябре 1931 года.

Священное Писание

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19

10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.

11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.

12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.

13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.

14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.

15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.

16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.

17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?

18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?

19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.

Мк., 16 зач., IV, 10-23

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 12, 10-19; Мк. 4, 10-23

Вдунул Бог дыхание жизни, и стал человек по образу Божию. То же и в возрождении: дуновением Духа Божия, который неведомо откуда и как приходит, полагаются начала новой жизни и восстанавливается образ. Это — точка отправления; отсюда начинается труд возведения образа в совершенное подобие. Возрожденный по образу Создавшего Господним Духом преобразуется от славы в славу, но не без нас; наш труд и старание, а созидает в возрождении: дуновением Духа Божия, Который неведомо откуда. Вот идеал и способ осуществления в себе образа и подобия Божия! А сколько пишут и толкуют о воспитании! Между тем, в слове Божием все оно определено несколькими словами. Возьмись только осуществить предписанное, и воспитание само собою пойдет успешно к цели. Это Божий путь; но он не исключает путей человеческих, напротив, дает им направление и венчает успех. Когда же остается одно человеческое, тогда воспитание обыкновенно бывает недостаточно, с ущербом, а нередко и совсем извращает воспитываемых; затем дальше и жизнь вся идет криво. Где умножаются криво воспитанные, там и все общество более и более начинает кривиться, и в жизни, и в воззрениях своих. Конец — всеобщее искривление: кто гнет в одну сторону, кто в другую.

Возвышение Москвы как духовной и политической столицы

Возвышение Москвы как столичного города начинается с поселения там митрополита Киевского и всея Руси. Перенесение в Москву в 1325 году центра митрополии связано с именем святителя Петра. Он был поставлен на Киевскую митрополию без ведома великого князя Михаила Тверского, поэтому великий князь не пожелал принимать митрополита Петра. Московский князь Юрий Данилович проявил политическую дальновидность и пригласил святителя к себе в Москву. Вскоре благодаря родственным связям в Орде и жестоким интригам князь Юрий получил статус великого князя. Святитель Пётр не одобрял поведение князя Юрия, поэтому не с ним, а с его младшим братом Иоанном Калитой князь начал трудиться над собиранием русских земель вокруг Москвы. Подчинение других княжеств Москве далеко не всегда проходило мирно, но все следующие за митрополитом Петром святители старались поддерживать взятый московскими князьями курс на созидание единого государства, понимая важность преодоления разрозненности на Руси.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Апостол — это посланник, и его миссия — передать людям нечто важное о том, кто его послал. Апостолы, посланники Господа и Спасителя, передали людям знание о том, что совершилось во время земной жизни Спасителя. Каждый знает, что показания свидетелей чрезвычайно важны для понимания произошедших событий; если же свидетельские показания фиксируются в виде документов, то они имеют огромную убедительную силу. Собственно, Церковь сформировалась, а затем сохранилась именно потому, что апостолы донесли свидетельские показания, через церковное Предание, до наших дней. Это на их свидетельстве основывается вера Церкви.

Первая заповедь Ветхого Завета: Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня

Эта главная заповедь Декалога, она определяет высшее место Бога в системе жизненных ценностей христианина. Главный принцип исполнения этой заповеди — воля Бога для нас всегда на первом месте.

Заповедь предписывает: веровать в Истинного Бога (вера в выдуманных богов в Священном Писании именуется блудом); осознавать, что Бог рядом, помнить, что от Него не скрыто ничего, даже наши мысли; надеяться на Бога; исповедовать Бога (не отрекаться от Него, даже ценой страданий и смерти).

Примеры нарушения заповеди: атеизм; иноверие и инославие; суеверия; оккультизм (оккультное целительство, экстрасенсорика, астрология); маловерие (вера, которая не заставляет человека жить в соответствии с нею); сомнение в свойствах Божьих (всеведении, всемогуществе, всесовершенстве, правде и пр.) и в Его промысле; надежда на свои силы больше, чем на Бога (гордость), и на людей, больше чем на Бога (человекоугодие); расслабленность в духовной жизни (личной и церковной).

Эта заповедь запрещает искать высшую истину вне созданной Богом Церкви, нарушают её те, кто исповедуют ереси, уходят в расколы. Крайняя степень неисполнения этой заповеди — отчаяние и отречение от веры. Можно отрекаться от Бога и постепенно, «в розницу»: промолчать, когда рассказывают сомнительный анекдот, выбрать работу, которая несовместима с исповеданием веры, жизнь вдали от храма...

Молитвословия

Тропарь апостолов Варфоломея и Тита

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Варфоломея

глас 4

Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.

Кондак апостола Тита

глас 2

Павлов явився собеседник, апостоле,/ с ним нам слово предвозвестил еси Божественныя благодати,/ тайноглагольниче Тите приснопамятне./ Сего ради вопием ти:// не престай моляся о всех нас.

Теги:
Апостол от 70-ти Тит
святитель Мина Константинопольский
православный календарь

Все публикации