Церковный календарь

7 сентября. Память апостола от 70-ти Тита, епископа Критского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 сентября. Память апостола от 70-ти Тита, епископа Критского

12-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 25 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Перенесение мощей апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критского (I).

Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исповедника, епископа Каррийского (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградского (536–552).

Преподобномученика Моисея Кожина (1931); священномученика Владимира Мощанского пресвитера (1938).

Апостол от 70-ти Тит

Апостол Тит происходил из знатного языческого рода с Крита. Ища истину, Тит изучал греческую философию и поэзию. При этом он жил целомудренно, стараясь творить добрые дела. Однажды во сне Тит получил повеление от Бога читать еврейские книги и, открыв пророка Исаию, нашел ключ к познанию Истинного Бога. В это время до Крита дошли слухи о Христе: по повелению правителя острова Тит отправился в Иерусалим, увидел Спасителя, был свидетелем многих Его чудес, страданий и Воскресения. Тит принял Крещение от апостола Павла, стал его учеником и вместе с ним проповедовал Христа в разных странах. При посещении Крита Павел назначил Тита епископом острова. Тит обратил к истинной вере критян, особенно многие уверовали после того, как по молитве Тита рухнул уже почти достроенный храм Зевса.

Святитель Мина, патриарх Цареградский

Во время патриаршества святителя Мины (536–552) в Константинополе произошло чудо, ставшее широко известным всему городу. Один еврейский мальчик вошёл с другими детьми в храм и причастился Святых Христовых Таин. Дома он рассказал об этом отцу. Тот в страшном гневе схватил ребенка и бросил его в раскалённую печь (этот человек был стеклодувом). Жене своей отец ничего не сказал, и мать три дня со слезами искала сына и громко его звала. Наконец, на третий день мальчик отозвался ей из раскалённой печи. Женщина с трудом вытащила оттуда ребенка, который оказался невредимым. Мальчик рассказал маме о том, что к нему приходила Пресветлая Жена, остужала огонь и приносила воду и пищу. Весть об этом чуде быстро разнеслась и стала известной святителю Мине и императору Юстиниану I. Мальчик и его мать приняли Крещение, но отец ребенка ожесточился и не захотел раскаяться, несмотря на великое чудо, которому он был свидетелем. Тогда император предал его суду как детоубийцу и приговорил к смертной казни.

Преподобномученик Моисей Кожин

Иеромонах Моисей (в миру Митрофан Никитич Кожин), родился в поморском селе Оленица на Кольском полуострове. Там же на севере проходила жизнь его и служение. В возрасте 21 года был призван на военную службу. Служил во флоте, срок службы тогда составлял 7 лет. Сразу по увольнении поступил послушником в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, принял постриг, затем сан иеродиакона, иеромонаха. Оставался в монастыре до его закрытия в 1924 году. После окончательного изгнания монахов из обители вернулся на родину и стал настоятелем церкви Рождества Иоанна Предтечи в родном селе. Арестован в 1931 году вместе со старостой и псаломщиком храма по обвинению в «антиколхозной агитации». Все получили по три года заключения. Иеромонах Моисей умер от цинги в больнице пересыльной тюрьмы Ленинграда в сентябре 1931 года.

Священное Писание

1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29

26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - 29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Мф., 82 зач., XX, 29-34

29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.

30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?

33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.

34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 1, 26-29; Мф. 20, 29-34

Два слепца Иерихонские вопиют, и Господь возвращает им зрение. Но разве только эти одни слепцы были в местах тех? Конечно, нет. Отчего же эти получили прозрение, а другие нет? Оттого, что не вопияли: а не вопияли оттого, что не имели упования; упования же не имели оттого, что не угождали Богу; Богу не угождали оттого, что мало веровали. К кому придет настоящая вера, тот в ту же минуту начнет угождать Богу; а с угождением Богу начнет входить и упование; а от всего этого - молитва, вынуждающая всякую помощь свыше. Таким уж отказа не бывает. Да они и просить умеют, и верно знают, что просить должно, и меру прошения понимают, и неотступность терпеливую в молитве держат. Все это непременно надо, чтобы иметь успех; сама по себе молитва слабокрыла.

Возвышение Москвы как духовной и политической столицы

Возвышение Москвы как столичного города начинается с поселения там митрополита Киевского и всея Руси. Перенесение в Москву в 1325 году центра митрополии связано с именем святителя Петра. Он был поставлен на Киевскую митрополию без ведома великого князя Михаила Тверского, поэтому великий князь не пожелал принимать митрополита Петра. Московский князь Юрий Данилович проявил политическую дальновидность и пригласил святителя к себе в Москву. Вскоре благодаря родственным связям в Орде и жестоким интригам князь Юрий получил статус великого князя. Святитель Пётр не одобрял поведение князя Юрия, поэтому не с ним, а с его младшим братом Иоанном Калитой князь начал трудиться над собиранием русских земель вокруг Москвы. Подчинение других княжеств Москве далеко не всегда проходило мирно, но все следующие за митрополитом Петром святители старались поддерживать взятый московскими князьями курс на созидание единого государства, понимая важность преодоления разрозненности на Руси.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы слышали Евангелие, которое повествует об исцелении двух слепых, стоявших на обочине дороги у выхода из Иерихона (см. Мф. 20, 30). Обычная дорога, обычный пейзаж, обычные люди, и вдруг на обочине два человека, которые кричат во весь голос: Иисус, Сын Давидов, спаси нас, помоги нам! Они кричали, но это был не истерический крик, – это была просьба о спасении, обращенная к Спасителю, это была молитва. И можно представить, какой же силы была эта молитва, если на нее обратили внимание все окружающие, так что даже стали останавливать несчастных слепых. Очень часто нам не хватает сил по-настоящему молиться, не хватает веры. Мы читаем некоторые молитвы наизусть или по молитвослову, своими словами молимся, но цепь с Богом не замыкается. Свою часть пути мы проходим, повторяя те или иные слова, а Господь молитву не слышит, потому что в ней нет самого главного, что было у двух слепых – горячего желания быть услышанными Христом. Ведь их крик не был результатом напряжения голосовых связок, – это был крик души, крик сердца. И в этом крике было все – надежда, мольба; и Господь услышал их, хотя люди останавливали слепых и мешали им.

Молитвословия

Тропарь апостолов Варфоломея и Тита

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Варфоломея

глас 4

Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.

Кондак апостола Тита

глас 2

Павлов явився собеседник, апостоле,/ с ним нам слово предвозвестил еси Божественныя благодати,/ тайноглагольниче Тите приснопамятне./ Сего ради вопием ти:// не престай моляся о всех нас.

Теги:
Апостол от 70-ти Тит
святитель Мина Константинопольский
православный календарь

Все публикации