Церковный календарь

7 сентября. Память апостола от 70-ти Тита, епископа Критского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 сентября. Память апостола от 70-ти Тита, епископа Критского

12-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 25 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Перенесение мощей апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критского (I).

Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исповедника, епископа Каррийского (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградского (536–552).

Преподобномученика Моисея Кожина (1931); священномученика Владимира Мощанского пресвитера (1938).

Апостол от 70-ти Тит

Апостол Тит происходил из знатного языческого рода с Крита. Ища истину, Тит изучал греческую философию и поэзию. При этом он жил целомудренно, стараясь творить добрые дела. Однажды во сне Тит получил повеление от Бога читать еврейские книги и, открыв пророка Исаию, нашел ключ к познанию Истинного Бога. В это время до Крита дошли слухи о Христе: по повелению правителя острова Тит отправился в Иерусалим, увидел Спасителя, был свидетелем многих Его чудес, страданий и Воскресения. Тит принял Крещение от апостола Павла, стал его учеником и вместе с ним проповедовал Христа в разных странах. При посещении Крита Павел назначил Тита епископом острова. Тит обратил к истинной вере критян, особенно многие уверовали после того, как по молитве Тита рухнул уже почти достроенный храм Зевса.

Святитель Мина, патриарх Цареградский

Во время патриаршества святителя Мины (536–552) в Константинополе произошло чудо, ставшее широко известным всему городу. Один еврейский мальчик вошёл с другими детьми в храм и причастился Святых Христовых Таин. Дома он рассказал об этом отцу. Тот в страшном гневе схватил ребенка и бросил его в раскалённую печь (этот человек был стеклодувом). Жене своей отец ничего не сказал, и мать три дня со слезами искала сына и громко его звала. Наконец, на третий день мальчик отозвался ей из раскалённой печи. Женщина с трудом вытащила оттуда ребенка, который оказался невредимым. Мальчик рассказал маме о том, что к нему приходила Пресветлая Жена, остужала огонь и приносила воду и пищу. Весть об этом чуде быстро разнеслась и стала известной святителю Мине и императору Юстиниану I. Мальчик и его мать приняли Крещение, но отец ребенка ожесточился и не захотел раскаяться, несмотря на великое чудо, которому он был свидетелем. Тогда император предал его суду как детоубийцу и приговорил к смертной казни.

Преподобномученик Моисей Кожин

Иеромонах Моисей (в миру Митрофан Никитич Кожин), родился в поморском селе Оленица на Кольском полуострове. Там же на севере проходила жизнь его и служение. В возрасте 21 года был призван на военную службу. Служил во флоте, срок службы тогда составлял 7 лет. Сразу по увольнении поступил послушником в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, принял постриг, затем сан иеродиакона, иеромонаха. Оставался в монастыре до его закрытия в 1924 году. После окончательного изгнания монахов из обители вернулся на родину и стал настоятелем церкви Рождества Иоанна Предтечи в родном селе. Арестован в 1931 году вместе со старостой и псаломщиком храма по обвинению в «антиколхозной агитации». Все получили по три года заключения. Иеромонах Моисей умер от цинги в больнице пересыльной тюрьмы Ленинграда в сентябре 1931 года.

Священное Писание

2 Кор., 180 зач., V, 15-21

15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

Мк., 3 зач., I, 16-22

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 5, 15-21; Мк. 1, 16-22

Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники». Эта власть — не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь — в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.

Возвышение Москвы как духовной и политической столицы

Возвышение Москвы как столичного города начинается с поселения там митрополита Киевского и всея Руси. Перенесение в Москву в 1325 году центра митрополии связано с именем святителя Петра. Он был поставлен на Киевскую митрополию без ведома великого князя Михаила Тверского, поэтому великий князь не пожелал принимать митрополита Петра. Московский князь Юрий Данилович проявил политическую дальновидность и пригласил святителя к себе в Москву. Вскоре благодаря родственным связям в Орде и жестоким интригам князь Юрий получил статус великого князя. Святитель Пётр не одобрял поведение князя Юрия, поэтому не с ним, а с его младшим братом Иоанном Калитой князь начал трудиться над собиранием русских земель вокруг Москвы. Подчинение других княжеств Москве далеко не всегда проходило мирно, но все следующие за митрополитом Петром святители старались поддерживать взятый московскими князьями курс на созидание единого государства, понимая важность преодоления разрозненности на Руси.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бывает так, что человек, пребывающий в злобе, – а злоба порок, который проявляет в полной мере грех, – всё, что делает, мыслит и говорит, наполняет этой злобой. Его слова становятся исполненными злобы. Мы говорим в таком случае, что человек злословит, то есть говорит злые слова в адрес другого. В таком случае осуждение является точным диагнозом внутреннего состояния того, кто злословит; и состояние это страшное, губительное, потому что там, где зло, – там диавол. Вне зависимости от того, осуждаем ли мы людей в качестве развлечения, заполнения пустого времени, или защищая самих себя, или просто изливая вовне свое тяжелейшее внутреннее состояние, мы совершаем грех, который влияет на наше духовное состояние, а значит, на наше спасение.

Первая заповедь Ветхого Завета: Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня

Эта главная заповедь Декалога, она определяет высшее место Бога в системе жизненных ценностей христианина. Главный принцип исполнения этой заповеди — воля Бога для нас всегда на первом месте.

Заповедь предписывает: веровать в Истинного Бога (вера в выдуманных богов в Священном Писании именуется блудом); осознавать, что Бог рядом, помнить, что от Него не скрыто ничего, даже наши мысли; надеяться на Бога; исповедовать Бога (не отрекаться от Него, даже ценой страданий и смерти).

Примеры нарушения заповеди: атеизм; иноверие и инославие; суеверия; оккультизм (оккультное целительство, экстрасенсорика, астрология); маловерие (вера, которая не заставляет человека жить в соответствии с нею); сомнение в свойствах Божьих (всеведении, всемогуществе, всесовершенстве, правде и пр.) и в Его промысле; надежда на свои силы больше, чем на Бога (гордость), и на людей, больше чем на Бога (человекоугодие); расслабленность в духовной жизни (личной и церковной).

Эта заповедь запрещает искать высшую истину вне созданной Богом Церкви, нарушают её те, кто исповедуют ереси, уходят в расколы. Крайняя степень неисполнения этой заповеди — отчаяние и отречение от веры. Можно отрекаться от Бога и постепенно, «в розницу»: промолчать, когда рассказывают сомнительный анекдот, выбрать работу, которая несовместима с исповеданием веры, жизнь вдали от храма...

Молитвословия

Тропарь апостолов Варфоломея и Тита

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Варфоломея

глас 4

Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.

Кондак апостола Тита

глас 2

Павлов явився собеседник, апостоле,/ с ним нам слово предвозвестил еси Божественныя благодати,/ тайноглагольниче Тите приснопамятне./ Сего ради вопием ти:// не престай моляся о всех нас.

Теги:
Апостол от 70-ти Тит
святитель Мина Константинопольский
православный календарь

Все публикации