18 сентября. Память пророка Захарии и праведной Елисаветы

4106
Фото

Седмица 16-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестского (1648).

Убиение благоверного князя Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98—138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361—363). Мучеников Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (Авида) в Персии (V).

Мученика Евфимия Кочева (1937). Обретение мощей преподобного Александра Уродова исповедника. (2001).

Оршанской иконы Божией Матери (1631).

Пророк Захария и праведная Елисавета

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета — родители святого Пророка Иоанна Предтечи. Святой Захария был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета — сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Царь Ирод знал о рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Праведная Елисавета, укрывшись с младенцем в горах, молила Бога о спасении, и расступившаяся гора укрыла их от погони. Святой Захария был убит воинами Ирода на месте своего служения, в Иерусалимском храме. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после смерти супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Преподобномученик Афанасий Брестский

Получив прекрасное образование, Афанасий владел древними и новыми языками, знал писания святых отцов, сочинения западных философов и богословов. В молодые годы некоторое время был учителем. С 1627 года подвизался в Кутеинском монастыре, который традиционно хранил стойкую приверженность Православию. Между тем иезуитские миссионеры шли на любые меры ради обращения в свою веру народов Белоруссии. В 1648 году преследования были настолько суровыми и кровавыми, что малороссы взбунтовались. Тогда польские власти арестовали вождей восстания и всех видных деятелей Православной Церкви. Тюремщики и католические церковные власти, подвергнув Афанасия телесным и душевным мучениям, застрелили его. От мощей преподобномученика, положенных в монастыре Рождества Богородицы, впоследствии произошло множество чудес.

Убиение благоверного князя Глеба

Благоверный князь Глеб был убит, как и его старший брат Борис, князем Святополком Окаянным в 1015 году. После убийства святого Бориса Святополк послал ко Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося князя Владимира. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Недалеко от Смоленска убийцы настигли Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его. По приказу убийц «повар Глеба, по имени Торчин, взял нож и, схватив блаженного, заклал его, как агнца непорочного и невинного, месяца сентября в 5-й день, в понедельник». Тело князя погребли в пустынном месте недалеко от Смоленска. В 1019—1020 годах могилу святого разыскал его брат Ярослав. Тело князя Глеба, нетронутое тлением, перенесли в Вышгород Киевский и погребли рядом с мощами святого князя Бориса.

Евангелие дня

Евангелие наполнено рассказами о том, что Иисус из Назарета проявлял Себя через действия как Бог: Он воскрешал умерших, исцелял безнадёжно больных, менял свойства материи, а в некоторых случаях и творил новое, к примеру, глаза от рождения слепому человеку. Одной из целей евангелистов было показать, что Иисус из Назарета и есть долгожданный Мессия — Воплощённый Бог, поэтому евангелисты не скупились на описания чудес. Свидетелями совершённых Христом знамений были очень многие люди, и эти люди тоже должны были утвердиться в мысли, что перед ними не простой человек, перед ними Тот, Кто, как минимум, находится в теснейшем общении с Богом и потому способен творить ранее невиданные чудеса, а раз так, то стоит не только удивляться увиденному, но и слушать этого Человека. Однако Евангелие свидетельствует, что в большинстве случаев дальше удивления от чудес дело не шло, люди не спешили становиться учениками Христа. Одно из таких свидетельств содержится в 6-й и 7-й главах Евангелия от Марка, отрывок из которых звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 6.

54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его,

55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.

56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

Глава 7.

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,

2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.

3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;

4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.

5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,

7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

Ни апостол Марк, ни другие евангелисты не сочли необходимым зафиксировать точное количество исцелённых Христом людей за всё время Его земного служения. Конечно, есть те евангельские места, в которых подсчитаны получившие помощь люди: к примеру, так сделано в рассказе о десяти прокажённых, указано и число накормленных в пустынном месте. Но суммарное число воскрешённых, исцелённых и накормленных нам неизвестно, можно лишь сказать, что таких людей было несколько тысяч, что для сравнительно малочисленного Израиля очень много. По причине множества получивших помощь весть о Христе распространялась молниеносно, и к Нему стекались всё новые и новые люди, и все они видели одно и то же: Христос совершает удивительные чудеса, а Его слова несут в себе невероятную силу, способную преображать человека.

Но по какой-то неведомой причине Его слова убеждали не всех, оставались те люди, которые были не способны выстроить простую логическую цепочку: если этот Человек делает нечто невероятное, то и относиться к Нему стоит не так, как к обычному человеку, не стоит к Нему и предъявлять формальных требований, напротив, стоит эти требования пересмотреть в контексте действий этого Человека. Тех, кто не смог увидеть в Иисусе из Назарета долгожданного Мессию, безумно жаль, ведь это свидетельствует о какой-то невероятно глубокой внутренней повреждённости, с которой люди не только не хотели бороться, они её и вовсе не замечали, тогда как со стороны она кажется очевидной.

Ставить кому-либо непрошенные диагнозы — дело неблагодарное, но в случае евангельских фарисеев и книжников диагноз поставил Сам Бог, Который видит сердце человека и знает о побудительных мотивах любого нашего действия, в данном случае этот диагноз именуется лицемерием: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия» (Мк. 7:6). Далее же Спаситель раскрыл, в чём именно проявлялось лицемерие этих людей: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7:6—7). Из этой Христовой фразы можно сделать вывод о том, что стремление к почитанию Бога при определённых условиях может выродиться во внешнее начётничество. И такое, действительно, происходит, причём коснуться это состояние может абсолютно любого верующего человека, в какой-то момент может оказаться, что нам интереснее не воля Божия, не общение с Ним, а внешние атрибуты жизни по вере: многочасовые молитвы без погружения ума и сердца в произносимые слова, посты без стремления очистить душу искренним покаянием, внешний благочестивый вид без внутреннего содержания. Окружающие видят лишь внешнее, и этого будет казаться достаточным. Господь Иисус Христос восстаёт против такого образа жизни по вере, из Его слов мы можем сделать вывод, что внешнее богопочитание — это вовсе не то, чего ждёт от человека Бог. Бог хочет, чтобы внешнее благочестие стало выражением внутреннего состояния живого общения с Ним, которое можно достичь только тогда, когда есть предельное внимание к словам Бога, обращённым лично к каждому из нас.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Моисей Святогорец о цели и деле христианина

Церковь — это не то, что мы воображаем, что представляем себе, что соответствует нашим пожеланиям. Церковь — это материнские объятия, которые хотят спасти всех, кто захочет спастись. Это не институт, не идеология, не группа, не система, не партия. Церковь не судит, не карает, не ищет сторонников, не изменяется, не разделяет, не утомляется, не отдыхает, не беспокоится об убедительных доводах, никого никогда не стремится поработить и разгромить. Мы, христиане, сегодня должны стать людьми чистого духовного опыта, чтобы сама наша жизнь говорила громче всех наших слов, не требовать с дерзостью чуда, не торопиться в молитве, прислушиваться к другому человеку, кем бы он ни был, сотрудничать с Богом. Миссия Церкви — спасение мира; Таинства Церкви освящают человека, который, очистившись, озаряется и достигает обожения. Такова православная теология, антропология, экклезиология и аскетика нашей Церкви. Да не будем искать других путей, когда един путь спасения, обожения и совершенства.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

По мере того как развитие цивилизации, научные и технические достижения способствовали высвобождению все большего времени, труд стал замещаться праздностью. Праздность — это не отдых, не восстановление физических и духовных сил. Праздность — это пустое времяпрепровождение. Но, как замечательно сказал святитель Тихон Задонский, «не может быть праздным человеческое сердце». Действительно, всякая праздность есть лишь иллюзия, ведь сердце человеческое не терпит пустоты. Душа праздного человека погружается в опасное для его духовной, а нередко и физической жизни состояние, а пустота заполняется скверными помыслами, рождающими дурные поступки. Часто именно от праздности мы пустословим, забывая о том, за всякое праздное слово дадим ответ пред Господом (см.: Мф. 12, 36). Нередко эти пустые слова начинают наполняться желчью и злобой по отношению к нашим ближним, что неизменно ведет к другому греху — осуждению.

Девятая заповедь Ветхого Завета: Не лжествидетельствуй

Какое имя с греческого переводится как «клеветник»? Дьявол. Христос сказал про дьявола: «нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Клеветник, таким образом, усыновляется дьяволу.

Нарушают эту заповедь не только те, кто говорят ложь на ближнего, но и те, кто соглашается с этим, участвуя в грехе осуждения. Клеветник приносит вред, по крайней мере, трем людям (себе, собеседнику, объекту клеветы).

Как относиться к клевете на нас? Нам заповедано: «молитесь за обижающих вас» (Лк.6:28). Следует помолиться о том, кто клевещет, о смягчении его сердца, о прекращении ожесточения. Постараться успокоить и вразумить.

Один священник был оклеветан, но даже не пытался оправдаться. Он признался одному человеку в личной беседе: «Я знаю за что я осуждён, пусть формально причина другая, но для меня это уже не важно». Он мужественно перенёс это испытание, клевета вскрылась, его оправдали.

Реинкарнация и библейское учение о человеке

Реинкарнация, переселение душ — очень популярное верование, которое буквально разлито в воздухе современной культуры. При этом реинкарнация понимается как форма личного бессмертия — именно ты получишь второй, третий и тысячный шанс для духовного роста. Но если мы хотя бы немного задумаемся, то именно того, что привлекает людей, — личного бессмертия — в реинкарнации нет.

В самом деле, что именно реинкарнируется? Вот у меня есть личная идентичность — хотя моя личность меняется со временем, я помню, как в 10 лет был поражён зрелищем северного сияния, в 20 прочитал такие-то книги, в 23 — женился и крестился в один день и так далее. Я помню, что это был я, я воспринимаю мою жизнь изнутри, от первого лица. У меня есть характер, который сложился в результате моего личного опыта, пережитых мной ситуаций, общения с людьми, принятых мной решений. Мои близкие и друзья, мой народ и родной язык, и культура, и, конечно, моя вера — это важная часть того, кто я есть. У меня есть опыт и воспоминания, которые определяют, кто я сейчас и на каком фоне принимаю мои решения.

И вот, допустим, я умер и «реинкарнировался» в ребенка, зачатого в это время, например, где-то в китайской провинции. Этот ребенок не разделяет со мной ни сознания личной идентичности, ни черт характера, которые ему ещё предстоит приобрести в ходе его собственной жизни, ни личного опыта. Мои родные, друзья и сослуживцы хотя бы имеют со мной общие воспоминания, а этот ребенок — нет. На каком же основании мы вообще могли бы сказать, что он — это реинкарнированный я? Какой смысл был бы в таком высказывании?

На каком основании мы могли бы вменять ему мои грехи, за которые он будет страдать, или заслуги, за которые он будет вознагражден? В чём вообще смысл награды или наказания за деяния, которые человеку вообще неизвестны — как будут неизвестны моему предполагаемому реинкарнанту мои поступки?

Другую концепцию предлагает Библия: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов.19:25-27). Именно вы — с вашим лицом, именем, памятью и уникальным «я» — любимы Богом. Именно вас Он призывает к жизни вечной и блаженной. Как говорит Святой Апостол Павел: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор.5:1).

Молитвословия

Тропарь пророка Захарии

глас 4

Священства одеждею обложен, премудре,/ по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие,/ и был еси светильник и зритель тайных,/ знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре,/ и, мечем убиен быв в храме Божии,/ Христов пророче, с Предтечею моли// спастися душам нашим.

Кондак пророка Захарии

глас 3

Пророк днесь и священник Вышняго,/ Захария предложи, Предтечев родитель,/ трапезу своея памяти,/ верныя питая, питие бо правды всем растворив,/ сего ради скончавается,// яко божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисаветы

глас 4

Яко луна полна,/ Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси,/ и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето./ Достойными убо Тя песньми ублажающе,/ Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского

глас 2

Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.

Кондак преподобномученика Афанасия Брестского

глас 4

Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.

Тропарь благоверного князя Глеба

глас 4

Мученик Твой, Господи,/ спасшеся веры ради,/ княже Глебе,/ труждающимся быстрый помощник/ и ненадежным надежа./ Ты бо болезни врачуеши притекающим к тебе с верою./ Темже и мы верою молимся/ от бед избави нас,/ чтущим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Глеба

глас 2

Днесь земля ублажается, напившися крови твоея,/ и храм освящается, приимши тело твое,/ великомучениче княже Глебе./ Желанием болезни твоея за грези предлагаема/ и удесы благоухания освящающи,/ подающи всему миру велию милость.

Новости по теме

Пророк Захария Серповидец (ок. 520 г. до Р. Х.)
Жития святых 21 февраля 2017
Пророк Захария Серповидец (ок. 520 г. до Р. Х.)

Сын Варахии, происходил из колена Левиина и был из числа двенадцати малых пророков. Жил после вавилонского плена при царе Дарии. В Книге Неемии он назван главою священнического рода.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.