
Седмица 13-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестского (1648).
Убиение благоверного князя Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98—138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361—363). Мучеников Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (Авида) в Персии (V).
Мученика Евфимия Кочева (1937). Обретение мощей преподобного Александра Уродова исповедника. (2001).
Оршанской иконы Божией Матери (1631).
Пророк Захария и праведная Елисавета
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета — родители святого Пророка Иоанна Предтечи. Святой Захария был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета — сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Царь Ирод знал о рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Праведная Елисавета, укрывшись с младенцем в горах, молила Бога о спасении, и расступившаяся гора укрыла их от погони. Святой Захария был убит воинами Ирода на месте своего служения, в Иерусалимском храме. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после смерти супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
Преподобномученик Афанасий Брестский
Получив прекрасное образование, Афанасий владел древними и новыми языками, знал писания святых отцов, сочинения западных философов и богословов. В молодые годы некоторое время был учителем. С 1627 года подвизался в Кутеинском монастыре, который традиционно хранил стойкую приверженность Православию. Между тем иезуитские миссионеры шли на любые меры ради обращения в свою веру народов Белоруссии. В 1648 году преследования были настолько суровыми и кровавыми, что малороссы взбунтовались. Тогда польские власти арестовали вождей восстания и всех видных деятелей Православной Церкви. Тюремщики и католические церковные власти, подвергнув Афанасия телесным и душевным мучениям, застрелили его. От мощей преподобномученика, положенных в монастыре Рождества Богородицы, впоследствии произошло множество чудес.
Убиение благоверного князя Глеба
Благоверный князь Глеб был убит, как и его старший брат Борис, князем Святополком Окаянным в 1015 году. После убийства святого Бориса Святополк послал ко Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося князя Владимира. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Недалеко от Смоленска убийцы настигли Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его. По приказу убийц «повар Глеба, по имени Торчин, взял нож и, схватив блаженного, заклал его, как агнца непорочного и невинного, месяца сентября в 5-й день, в понедельник». Тело князя погребли в пустынном месте недалеко от Смоленска. В 1019—1020 годах могилу святого разыскал его брат Ярослав. Тело князя Глеба, нетронутое тлением, перенесли в Вышгород Киевский и погребли рядом с мощами святого князя Бориса.
Евангелие дня
Нет того человека, который не сталкивался бы с непониманием со стороны других людей. Так или иначе, но мы все бываем неправильно поняты, бываем в ситуации сознательного искажения наших слов, подвергаемся клевете, о нас судачат, нас осуждают. Впрочем, значительно печальнее то, что мы и сами бываем теми, кто делает всё перечисленное в отношении других людей. Евангелие учит нас в первом случае не отчаиваться и не впадать в уныние, а во втором — постараться как можно быстрее избавиться от этих грехов. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 3-й главы Евангелия от Марка, в этом отрывке мы можем услышать евангельское осмысление тех тем, которые я только что упомянул.
Глава 3.
20Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
21И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
22А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
Во 2-й главе Послания апостола Павла к Евреям о Христе сказано так: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Иными словами, Христос прошёл через все те искушения и испытания, которые проходят люди, прошёл, и справился с ними, Он их выдержал, и одержал над ними победу, не изменив Богу ни в едином движении души. Если же Христос это сделал, то Он может помочь и нам достойно пройти через все жизненные трудности, если, конечно, мы обратимся к Нему с соответствующей просьбой.
Евангелие не скупится на рассказы о том, какие именно испытания довелось переживать Спасителю. Так, мы знаем, что само общественное служение Христа началось с искушений от диавола в пустыне, ну а в дальнейшем Спаситель претерпел всё самое худшее из того, что может дать человеческое общество, закончилось же земное служение Сына Божия насильственной смертью.
Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Марка также затрагивает тему искушений: Христа — Воплощённого Бога, Который априори не может сделать что-то неправое или же неправедное — обвиняют в том, что Он совершает знамения бесовской силой. Это обвинение абсурдно и беспочвенно, оно — следствие человеческой злобы и ограниченности.
Видим мы здесь и реакцию Спасителя на эти нелепые обвинения: Господь задаёт своим обвинителям простые вопросы, на которые у них нет ответов.
Эта евангельская история учит нас двум вещам.
Во-первых, если не понимали Христа и если клеветали на Него, то почему же люди должны понимать нас и не клеветать на нас? А во-вторых, тот, кто согрешает такими грехами, рискует услышать от Бога те вопросы, на которые у него не будет ответа точно так же, как не было на них ответов у клеветавших на Спасителя книжников. Эти вопросы Господь задаст на Страшном Суде, и лучше, конечно же, прожить жизнь так, чтобы к нам и вовсе не было у Бога никаких вопросов.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Моисей Святогорец о цели и деле христианина
Церковь — это не то, что мы воображаем, что представляем себе, что соответствует нашим пожеланиям. Церковь — это материнские объятия, которые хотят спасти всех, кто захочет спастись. Это не институт, не идеология, не группа, не система, не партия. Церковь не судит, не карает, не ищет сторонников, не изменяется, не разделяет, не утомляется, не отдыхает, не беспокоится об убедительных доводах, никого никогда не стремится поработить и разгромить. Мы, христиане, сегодня должны стать людьми чистого духовного опыта, чтобы сама наша жизнь говорила громче всех наших слов, не требовать с дерзостью чуда, не торопиться в молитве, прислушиваться к другому человеку, кем бы он ни был, сотрудничать с Богом. Миссия Церкви — спасение мира; Таинства Церкви освящают человека, который, очистившись, озаряется и достигает обожения. Такова православная теология, антропология, экклезиология и аскетика нашей Церкви. Да не будем искать других путей, когда един путь спасения, обожения и совершенства.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
По мере того как развитие цивилизации, научные и технические достижения способствовали высвобождению все большего времени, труд стал замещаться праздностью. Праздность — это не отдых, не восстановление физических и духовных сил. Праздность — это пустое времяпрепровождение. Но, как замечательно сказал святитель Тихон Задонский, «не может быть праздным человеческое сердце». Действительно, всякая праздность есть лишь иллюзия, ведь сердце человеческое не терпит пустоты. Душа праздного человека погружается в опасное для его духовной, а нередко и физической жизни состояние, а пустота заполняется скверными помыслами, рождающими дурные поступки. Часто именно от праздности мы пустословим, забывая о том, за всякое праздное слово дадим ответ пред Господом (см.: Мф. 12, 36). Нередко эти пустые слова начинают наполняться желчью и злобой по отношению к нашим ближним, что неизменно ведет к другому греху — осуждению.
Девятая заповедь Ветхого Завета: Не лжествидетельствуй
Какое имя с греческого переводится как «клеветник»? Дьявол. Христос сказал про дьявола: «нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Клеветник, таким образом, усыновляется дьяволу.
Нарушают эту заповедь не только те, кто говорят ложь на ближнего, но и те, кто соглашается с этим, участвуя в грехе осуждения. Клеветник приносит вред, по крайней мере, трем людям (себе, собеседнику, объекту клеветы).
Как относиться к клевете на нас? Нам заповедано: «молитесь за обижающих вас» (Лк.6:28). Следует помолиться о том, кто клевещет, о смягчении его сердца, о прекращении ожесточения. Постараться успокоить и вразумить.
Один священник был оклеветан, но даже не пытался оправдаться. Он признался одному человеку в личной беседе: «Я знаю за что я осуждён, пусть формально причина другая, но для меня это уже не важно». Он мужественно перенёс это испытание, клевета вскрылась, его оправдали.
Реинкарнация и библейское учение о человеке
Реинкарнация, переселение душ — очень популярное верование, которое буквально разлито в воздухе современной культуры. При этом реинкарнация понимается как форма личного бессмертия — именно ты получишь второй, третий и тысячный шанс для духовного роста. Но если мы хотя бы немного задумаемся, то именно того, что привлекает людей, — личного бессмертия — в реинкарнации нет.
В самом деле, что именно реинкарнируется? Вот у меня есть личная идентичность — хотя моя личность меняется со временем, я помню, как в 10 лет был поражён зрелищем северного сияния, в 20 прочитал такие-то книги, в 23 — женился и крестился в один день и так далее. Я помню, что это был я, я воспринимаю мою жизнь изнутри, от первого лица. У меня есть характер, который сложился в результате моего личного опыта, пережитых мной ситуаций, общения с людьми, принятых мной решений. Мои близкие и друзья, мой народ и родной язык, и культура, и, конечно, моя вера — это важная часть того, кто я есть. У меня есть опыт и воспоминания, которые определяют, кто я сейчас и на каком фоне принимаю мои решения.
И вот, допустим, я умер и «реинкарнировался» в ребенка, зачатого в это время, например, где-то в китайской провинции. Этот ребенок не разделяет со мной ни сознания личной идентичности, ни черт характера, которые ему ещё предстоит приобрести в ходе его собственной жизни, ни личного опыта. Мои родные, друзья и сослуживцы хотя бы имеют со мной общие воспоминания, а этот ребенок — нет. На каком же основании мы вообще могли бы сказать, что он — это реинкарнированный я? Какой смысл был бы в таком высказывании?
На каком основании мы могли бы вменять ему мои грехи, за которые он будет страдать, или заслуги, за которые он будет вознагражден? В чём вообще смысл награды или наказания за деяния, которые человеку вообще неизвестны — как будут неизвестны моему предполагаемому реинкарнанту мои поступки?
Другую концепцию предлагает Библия: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов.19:25-27). Именно вы — с вашим лицом, именем, памятью и уникальным «я» — любимы Богом. Именно вас Он призывает к жизни вечной и блаженной. Как говорит Святой Апостол Павел: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор.5:1).
Молитвословия
Тропарь пророка Захарии
глас 4
Священства одеждею обложен, премудре,/ по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие,/ и был еси светильник и зритель тайных,/ знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре,/ и, мечем убиен быв в храме Божии,/ Христов пророче, с Предтечею моли// спастися душам нашим.
Кондак пророка Захарии
глас 3
Пророк днесь и священник Вышняго,/ Захария предложи, Предтечев родитель,/ трапезу своея памяти,/ верныя питая, питие бо правды всем растворив,/ сего ради скончавается,// яко божественный таинник Божия благодати.
Кондак праведной Елисаветы
глас 4
Яко луна полна,/ Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси,/ и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето./ Достойными убо Тя песньми ублажающе,/ Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.
Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского
глас 2
Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.
Кондак преподобномученика Афанасия Брестского
глас 4
Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.
Тропарь благоверного князя Глеба
глас 4
Мученик Твой, Господи,/ спасшеся веры ради,/ княже Глебе,/ труждающимся быстрый помощник/ и ненадежным надежа./ Ты бо болезни врачуеши притекающим к тебе с верою./ Темже и мы верою молимся/ от бед избави нас,/ чтущим любовию память твою.
Кондак благоверного князя Глеба
глас 2
Днесь земля ублажается, напившися крови твоея,/ и храм освящается, приимши тело твое,/ великомучениче княже Глебе./ Желанием болезни твоея за грези предлагаема/ и удесы благоухания освящающи,/ подающи всему миру велию милость.