Церковный календарь

18 сентября. Память пророка Захарии и праведной Елисаветы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 сентября. Память пророка Захарии и праведной Елисаветы

15-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 5 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестского (1648).

Убиение благоверного князя Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98–138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361–363). Мучеников Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (Авида) в Персии (V).

Мученика Евфимия Кочева (1937). Обретение мощей преподобного Александра Уродова исповедника. (2001).

Оршанской иконы Божией Матери (1631).

Пророк Захария и праведная Елисавета

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета — родители святого Пророка Иоанна Предтечи. Святой Захария был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета — сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Царь Ирод знал о рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Праведная Елисавета, укрывшись с младенцем в горах, молила Бога о спасении, и расступившаяся гора укрыла их от погони. Святой Захария был убит воинами Ирода на месте своего служения, в Иерусалимском храме. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после смерти супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Преподобномученик Афанасий Брестский

Получив прекрасное образование, Афанасий владел древними и новыми языками, знал писания святых отцов, сочинения западных философов и богословов. В молодые годы некоторое время был учителем. С 1627 года подвизался в Кутеинском монастыре, который традиционно хранил стойкую приверженность Православию. Между тем иезуитские миссионеры шли на любые меры ради обращения в свою веру народов Белоруссии. В 1648 году преследования были настолько суровыми и кровавыми, что малороссы взбунтовались. Тогда польские власти арестовали вождей восстания и всех видных деятелей Православной Церкви. Тюремщики и католические церковные власти, подвергнув Афанасия телесным и душевным мучениям, застрелили его. От мощей преподобномученика, положенных в монастыре Рождества Богородицы, впоследствии произошло множество чудес.

Убиение благоверного князя Глеба

Благоверный князь Глеб был убит, как и его старший брат Борис, князем Святополком Окаянным в 1015 году. После убийства святого Бориса Святополк послал ко Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося князя Владимира. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Недалеко от Смоленска убийцы настигли Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его. По приказу убийц «повар Глеба, по имени Торчин, взял нож и, схватив блаженного, заклал его, как агнца непорочного и невинного, месяца сентября в 5-й день, в понедельник». Тело князя погребли в пустынном месте недалеко от Смоленска. В 1019–1020 годах могилу святого разыскал его брат Ярослав. Тело князя Глеба, нетронутое тлением, перенесли в Вышгород Киевский и погребли рядом с мощами святого князя Бориса.

Священное Писание

Гал., 210 зач., IV, 8-21

8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19 Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

Мк., 26 зач., VI, 45-53

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.

51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу. 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 4, 8-21; Мк. 6, 45-53

«Ободритесь; это Я, не бойтесь». Вот опора упования нашего! Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, что Господь близ, и воодушевись мужественным терпением. Как тогда Он вдруг предстал апостолам, бедствовавшим на море, так и тебе, бедствующему, внезапно явит помощь Свою и заступление. Он везде есть и всегда готов с Своим покровом. Стань только и ты с Ним или перед Ним верою, молитвою, упованием и преданностью в волю Его святую. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уже всякое благо. Впрочем, это не то значит, чтоб уж тотчас пошло и достоинство, и слава, и честь, и тому подобное. Внешнее может оставаться как есть, а прибудет мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для кого. А это и есть главное, чего искать должно всякому бедствующему. Счастье внутри, а не вне. Внутреннее же облаженствование всегда есть у того, кто в живом союзе с Господом.

Моисей Святогорец о цели и деле христианина

Церковь — это не то, что мы воображаем, что представляем себе, что соответствует нашим пожеланиям. Церковь — это материнские объятия, которые хотят спасти всех, кто захочет спастись. Это не институт, не идеология, не группа, не система, не партия. Церковь не судит, не карает, не ищет сторонников, не изменяется, не разделяет, не утомляется, не отдыхает, не беспокоится об убедительных доводах, никого никогда не стремится поработить и разгромить. Мы, христиане, сегодня должны стать людьми чистого духовного опыта, чтобы сама наша жизнь говорила громче всех наших слов, не требовать с дерзостью чуда, не торопиться в молитве, прислушиваться к другому человеку, кем бы он ни был, сотрудничать с Богом. Миссия Церкви — спасение мира; Таинства Церкви освящают человека, который, очистившись, озаряется и достигает обожения. Такова православная теология, антропология, экклезиология и аскетика нашей Церкви. Да не будем искать других путей, когда един путь спасения, обожения и совершенства.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В тяжелых жизненных обстоятельствах, видя торжество несправедливости и беззакония, мы говорим: «Ну где же Бог?» Мы не видим Божиего присутствия в жизни, нам кажется, что мир — это неуправляемая стихия, что какие-то темные силы управляют человеческой совестью, и в результате начинаем сомневаться в том, что Бог способен нам помочь. Возникает недоверие к Богу — не столько рациональное, умственное, сколько на бытовом уровне. Каждодневные заботы поглощают все наше внимание, и, не исключая Божиего присутствия, мы живем так, будто Бога нет, повторяя тем самым грех прародителей. Это и есть недоверие к Богу. Так почему же мы думаем, что нас минует то же самое наказание — изгнание из рая? Ведь это отказ Бога слышать нас в ответ на наше неверие и предательство, подобно тому как Господь отказался общаться с первыми людьми в ответ на их предательство. Человек оказывается во власти темных сил и стихий мира сего, и мы знаем, как страшно складываются в таком случае судьбы людей.

Девятая заповедь Ветхого Завета: Не лжествидетельствуй

Какое имя с греческого переводится как «клеветник»? Дьявол. Христос сказал про дьявола:  «нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Клеветник, таким образом, усыновляется дьяволу.

Нарушают эту заповедь не только те, кто говорят ложь на ближнего, но и те, кто соглашается с этим, участвуя в грехе осуждения. Клеветник приносит вред, по крайней мере, трем людям (себе, собеседнику, объекту клеветы).

Как относиться к клевете на нас? Нам заповедано: «молитесь за обижающих вас» (Лк.6:28). Следует помолиться о том, кто клевещет, о смягчении его сердца, о прекращении ожесточения. Постараться успокоить и вразумить.

Один священник был оклеветан, но даже не пытался оправдаться. Он признался одному человеку в личной беседе: «Я знаю за что я осуждён, пусть формально причина другая, но для меня это уже не важно». Он мужественно перенёс это испытание, клевета вскрылась, его оправдали.

Молитвословия

Тропарь пророка Захарии

глас 4

Священства одеждею обложен, премудре,/ по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие,/ и был еси светильник и зритель тайных,/ знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре,/ и, мечем убиен быв в храме Божии,/ Христов пророче, с Предтечею моли// спастися душам нашим.

Кондак пророка Захарии

глас 3

Пророк днесь и священник Вышняго,/ Захария предложи, Предтечев родитель,/ трапезу своея памяти,/ верныя питая, питие бо правды всем растворив,/ сего ради скончавается,// яко божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисаветы

глас 4

Яко луна полна,/ Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси,/ и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето./ Достойными убо Тя песньми ублажающе,/ Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского

глас 2

Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.

Кондак преподобномученика Афанасия Брестского

глас 4

Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.

Тропарь благоверного князя Глеба

глас 4

Мученик Твой, Господи,/ спасшеся веры ради,/ княже Глебе,/ труждающимся быстрый помощник/ и ненадежным надежа./ Ты бо болезни врачуеши притекающим к тебе с верою./ Темже и мы верою молимся/ от бед избави нас,/ чтущим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Глеба

глас 2

Днесь земля ублажается, напившися крови твоея,/ и храм освящается, приимши тело твое,/ великомучениче княже Глебе./ Желанием болезни твоея за грези предлагаема/ и удесы благоухания освящающи,/ подающи всему миру велию милость.

Теги:
Пророк Захария
преподобномученик Афанасий Брестский
православный календарь

Все публикации