Церковный календарь

5 сентября. Память священномученика Иринея, епископа Лионского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 сентября. Память священномученика Иринея, епископа Лионского

Неделя 11-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 23 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Успения Пресвятой БогородицыМученика Луппа (ок. 306).

Священномученика Иринея, епископа Лионского (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольского (705).

Священномучеников Ефрема, епископа Селенгинского, Иоанна Восторгова пресвитера и мученика Николая Варжанского (1918); священномучеников Павла Гайдая и Иоанна Карабанова пресвитеров (1937).

Священномученик Ириней Лионский

Апостол Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и священномученик Ириней Лионский — вот три звена в неразрывной цепи наследования, идущего от самого Иисуса Христа. Святитель Ириней был достойным приемником учеников Христовых. В конце 2-го века епископ города Лион стал истинным духовным лидером не только галльских христиан, но и всей Западной Европы. В защиту православной веры от еретиков святой Ириней написал несколько трудов, самые известные из них — «Пять книг против ересей», «О Церкви», «О предании апостольском в Церкви». В годы гонений императора Севера святитель Ириней засвидетельствовал свою преданность Церкви Христовой мученической кончиной.

Преподобные Евтихий и Флорентий Нурсийские

В Нурсийской провинции подвизались два отшельника: Евтихий проповедовал местным жителям, а Флорентий предпочитал уединение и молитву. Через какое-то время Евтихия избрали настоятелем одного из окрестных монастырей, и Флорентий остался один, из-за чего он сильно скорбел. Тогда Бог послал ему в утешение помощника — медведя, который пас овец святого и возвращался точно в указанное время. Четыре монаха из обители Евтихия из зависти убили зверя. Охваченный горем, Флорентий вслух пожелал убийцам наказания от Бога, и вскоре они тяжело заболели и умерли. Узнав об этом, святой раскаялся в своих словах и всю жизнь оплакивал иноков. Евтихий прославился посмертными чудесами: во время засухи местные жители проходили по полям с его одеждой, и Бог посылал дождь.

Священномученик Иоанн Восторгов

Священномученик Иоанн Восторгов — один из выдающихся миссионеров начала XX века. Уже в первое своё служение на сельском приходе он в короткие сроки присоединил к Православной Церкви более ста старообрядцев. Затем он подвизался на Кавказе, Дальнем Востоке и, наконец, в Первопрестольной столице. Святой Иоанн принимал активное участие в различных общественных союзах, понимая патриотизм как средство служения Господу Иисусу Христу. «Мы видим опасность: все эти рассуждения, таящие ненависть к Церкви, однако прикрытые и замаскированные общелиберальными и прогрессивными фразами то о свободе, гуманности и прочих приманках современности, то о свободе и силе самой Церкви, делают своё пагубное дело», — предупреждал подвижник. Святой Иоанн засвидетельствовал свою веру мученичес кой кончиной в 1918 году.

Священное Писание

 1 Кор., 141 зач., IX, 2-12

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства - вы в Господе.

3 Вот мое защищение против осуждающих меня.

4 Или мы не имеем власти есть и пить?

5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

 Мф., 77 зач., XVIII, 23-35

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 9, 2-12; Мф. 18, 23-35

Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим! Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь - не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, – и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, – и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

Порфирий Кавсокаливит об отцовстве

Хороший отец никогда не должен терять интереса к своему ребенку. Даже тогда, когда дети вступают в переходный возраст, становятся жестче, начинают бунтовать, не слушаться, их взгляды часто расходятся с отцовскими. Именно здесь и должно проявляться искусство и любовь хорошего отца. Дети, пока они не повзрослеют, по своей неопытности совершают много неразумных поступков, вызывая тем самым раздражение и гнев родителей, особенно отцов. Иногда глава семейства ожесточается и, опрометчиво забывая о необходимости оставаться хорошим отцом, становится суровым полицейским. Вред, который он наносит в этом случае своему ребенку, очень часто бывает неисправим. Если молодой человек твердо уверится в том, что его отец — действительно хороший отец, если он осознает, что тот именно по-отцовски терпит его безрассудные выходки, то будет до самой своей смерти вспоминать своего отца и говорить: «Мой отец был святой человек. Я очень хорошо его узнал в то время, когда во мне бушевало юношеское безумие».

Борьба с гностицизмом

Так называемый «христианский гностицизм» был известен уже в апостольские времена, а его расцвет приходится на II век. Древнейшее описание гностических систем принадлежит священномученику Иринею Лионскому. Основной пафос гностицизма (слово гносис переводится на русский язык как «знание») — в обладании неким тайным знанием, которое можно получить в обществе избранных и которое откроет путь к духовному совершенству. Гностицизм пытался соединить христианство и язычество; он подменял евангельский образ Христа разными искажениями, апеллируя к тайным преданиям и апокрифам. В борьбе с ложью гностицизма Церкви нужно было определить критерии для отличия истинного, апостольского Предания о Христе от ложного; в итоге в древней Церкви был утверждён канон новозаветных книг и сформулировано учение о Священном Предании и апостольском преемстве иерархии.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если нет сил радикально изменить жизнь к лучшему и освободиться от греха, остается только один выход – сохранять надежду. Ведь Сам Господь призывает нас к надежде словами апостола Павла: Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8, 24). Надежда – одна из величайших христианских добродетелей. Она в конечном счете есть уверенность в том, что Бог всегда поможет нам там, где не хватает наших собственных сил. И если надежда не умерла в нас, если она подкрепляется верой и горячей молитвой ко Господу и если мы не перестаем просить Бога помочь нам преодолеть наш грех, то, какими бы трудными ни были жизненные обстоятельства, какой бы слабой ни была наша человеческая природа, какой бы сильной ни была привычка ко греху, Бог может в ответ на наши веру, надежду и молитву помочь нам победить грех.

Результат исполнения заповедей

В утренних и вечерних молитвах христиане просят Бога дать им уразумение и благодать к исполнению Заповедей Божьих (в псалмах они ещё именуются как закон, оправдания, судьбы). И в первой же благодарственной молитве по Святом Причащении мы просим даровать нам Святые Таинства во исполнение Божественных заповедей.

По мере исполнения заповедей человек всё больше утверждается, возрастает в добре, это становится для него естественным, нормальным. Как для человека, который не лжёт, — это естественно и это не требует усилий. И напротив, про закоренелого грешника говорят, что он катится по наклонной.

С другой стороны, понуждая себя к исполнению заповедей, человек скоро убеждается, что он не может в полной мере исполнить ни одну из них, осознаёт насколько он нравственно и духовно болен. Из этого возникает реальное, трезвое видение самого себя, смирение, обращение за помощью ко Христу и сострадание к ближним; от осознания, что все мы в плену греха.

Теги:
Священномученик Ириней Лионский
Священномученик Иоанн Восторгов
православный календарь

Все публикации