Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Успенский пост.
В этот день совершается память:
Мученика архидиакона Евпла (304).
Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098). Преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483). Преподобного Иоанна Святогорского, затворника (1867). Мученицы Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295—296).
Мученик архидиакон Евпл
Архидиакон Евпл пострадал в 304 году при императорах Диоклетиане и Максимиане в городе Катания на острове Сицилия. Он всегда носил при себе Евангелие и проповедовал язычникам о Христе. Однажды, когда Евпл объяснял народу Евангелие, его схватили, судили и предали мучениям. Израненного святого бросили в темницу, где он пробыл в молитве неделю. Господь извел в темнице мученику источник воды. Представ вторично судье, укрепленный и радостный, он вновь исповедал веру во Христа и обличил мучителя за пролитие крови христиан. Судья велел оторвать святому уши и отрубить голову. Когда Евпла повели на казнь, то на шею ему повесили Евангелие. Испросив время на молитву, архидиакон стал опять читать и разъяснять народу весть о Спасителе. Многие из язычников уверовали во Христа. Воины усекли мученика мечом.
Преподобномученики Феодор и Василий Печерские
Преподобномученики Феодор и Василий Печерские подвизались в ХI веке в варяжской пещере. Однажды, когда преподобный Василий был на послушании, бес, приняв его облик, явился к преподобному Феодору и указал сокровища, сокрытые в пещере разбойниками. Инок хотел уже уйти из монастыря, но, когда вернулся преподобный Василий, обман раскрылся. Тогда бес прельстил князя Мстислава Святополковича, который, желая узнать, где спрятано варяжское сокровище, подверг иноков жестоким мучениям. Преподобный Феодор отвечал князю, что он вместе с иноком Василием зарыл сокровища, а Бог отнял у него память, где оно сокрыто. Не поверив преподобным, князь приказал замучить их до смерти. Общецерковное почитание святых было установлено указом Святейшего Синода в 1762 году, а на следующий год была издана служба преподобномученикам Василию и Феодору со славословием.
Евангелие дня
Почему сверхъестественные чудеса происходят так редко в нашей жизни? Если есть Бог, почему Он явным образом не может проявлять Себя чаще и активней в нашей повседневности? Ответ на этот вопрос можно найти, рассуждая над отрывком из 15-й главы Евангелия от Матфея, который мы слышим за богослужением в православных храмах.
Глава 15.
32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
35 Тогда велел народу возлечь на землю.
36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.
Чудо насыщения, о котором мы только что услышали, упоминается евангелистом Матфеем два раза. Первый раз Господь накормил пятью хлебами и двумя рыбками пять тысяч человек. Второй раз семью хлебами и несколькими рыбками семь тысяч. Сегодня рассказчик особым образом подчёркивает, что мотивом к совершению этих чудес послужила жалость Спасителя к народу. Поэтому Он раз за разом и проявляет Свою Божественную силу.
Этот факт может вызвать ряд вопросов. Если Господу ничего не стоит проявить такую щедрость, почему Он не делает это регулярно? Почему улучшение социальных условий не становится лейтмотивом Его заботы о Своих учениках? Почему Он действовал так избирательно тогда, при Своей земной жизни, и продолжает с такой же избирательностью действовать сейчас в судьбах верующих?
У святителя Феофана Затворника имеются по этому поводу очень интересные размышления. Первое, на что он обращает внимание, так это на то, что Бог действует в этом мире, как хозяин дома. Он установил в этом доме определённый порядок. Однако Сам Он не зависит от него. Творец оставляет за собой свободу действовать в различных ситуациях по Своему усмотрению. Где Он посчитает нужным, там Он и вмешивается в естественный ход событий. Где не видит в том особой необходимости, остаётся словно наблюдателем. И как Господин мироздания Он имеет на это полное право.
И второй важный момент заключается в том, что именно по великой щедрости, милости и благожелательству к Своему творению Господь не даёт о Себе знать так часто, как нам бы порой этого хотелось. Он видит, как мы устроены и чего мы хотим. Даже великие святые вынуждены бороться с помыслами пойти лёгким путём. Даже у них бывают искушения снять с себя ответственность. Даже им бывает тяжко принимать решения и действовать самостоятельно. Что говорить о нас, простых людях. Ожидание того, что «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте», — наша мечта с детства. В глубине каждого человека скрыто огромное желание жить безмятежно, беззаботно, расслабленно. Жить так, чтобы меня никто не трогал. И если вдруг появляется такой шанс, мы, даже не думая, к чему это может привести, цепко хватаемся за него.
Поэтому Господь и не вмешивается. Не нарушает установленный порядок жизни. Он желает, чтобы мы постоянно учились жить в этом мире так, будто всё зависит только от нас. Мысль о том, что если я сам не заработаю себе на кусок хлеба, то рискую остаться вечером голодным, стала для нас естественной. Вот подобным образом мы в итоге должны сродниться и с той мыслью, что, если я не окажу окружающим милости, любви и снисхождения близким, никто не окажет. Если я не исполню Евангелие Христово по отношению к окружающим, никто не исполнит. И Царство Божие открывается в нашем сердце именно тогда, когда мы принимаем эту мысль, она становится для нас привычной и родной. Когда мы во всех жизненных ситуациях, во всех своих делах начинаем действовать согласно этому принципу. Ведь тогда Бог, видя эту открытость и готовность, входит в наше сердце. И действует через нас в этом мире, и присутствует Своей благодатью во всех наших начинаниях.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
О ектениях
Ектения (от греч. «усердно», «протягиваю») — пространное молитвенное прошение к Богу, произносимое диаконом или священником. Ектении бывают нескольких основных видов: Великая, Сугубая, Просительная и Малая. Великая («Мирная») ектения начинается словами «Миром Господу помолимся» и состоит из 14-ти прошений, после каждого из которых хор поёт «Господи, помилуй». Сугубая, то есть усиленная, ектения начинается словами «Рцем вси». После каждого её прошения певчие трижды поют «Господи помилуй». Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «…у Господа просим», после которых хор поёт: «Подай, Господи». Малая ектения состоит только из трёх прошений и начинается словами «Паки и паки (то есть снова и снова) Господу помолимся». Кроме того, существует ектения об оглашенных, произносимая только во время Божественной литургии, а также Заупокойная ектения с прошениями об упокоении душ православных христиан, произносимая на отпеваниях, панихидах и других заупокойных службах и молениях.
Паисий Святогорец о ропоте
Ропот имеет причиной чувство собственного злополучия, а прогнать его можно славословием [Бога]. Если человек, встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол идет к другому — к тому, кто ропщет. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает. То есть человек ропщущий все равно что проклинает себя, и потом к нему приходит гнев Божий. В Эпире я был знаком с двумя крестьянами. У одного была семья, два небольших участка земли, и он с доверием вверял все Богу. Он трудился сколько мог, не мучая себя тревогой. Иногда он не успевал убрать сено, и оно гнило под дождем, иногда стога разбрасывал ветер, однако он говорил: «Слава Тебе, Боже!», и все у него шло хорошо. У другого было много земли, коров и тому подобного. Детей у него не было. Если ты спрашивал этого человека: «Как у тебя дела?» — то он отвечал: «Какие там дела, лучше не спрашивай». Он никогда не говорил: «Слава Тебе, Боже!», но все брюзжал и роптал. У этого человека было все, но он не преуспевал.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Несмотря на то, что сегодня людям становится все труднее определять, что есть грех, ибо он представляется одним из допустимых проявлений человеческой свободы, несмотря на вседозволенность и даже пропаганду греха, у большинства пока еще сохраняется некое представление о тесной связи греха со злом. Я говорю «пока», потому что негативное отношение ко греху и даже само понятие греха все более и более вытесняются из мировоззрения современного человека. Признание человеком Божиего бытия и религиозный опыт помогают, несмотря ни на что, сохранить представление о грехе. Христианину же нужно ясно осознавать наличие связи между грехом и смертью.
Таинство Священства
В Таинстве Священства (греч. хиротония — рукоположение) совершается посвящение христианина в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера или епископа. Таинство совершается в алтаре во время Литургии. Священство — это не просто избрание, назначение на должность, а именно Таинство, в котором Сам Бог подаёт посвящаемому особую благодать (особые дары) для исполнения его служения. Таинство Священства совершается со времён апостолов.
В Древней Церкви рукоположение во священника и епископа совершалось с согласия народа, причем, как правило, в эти степени возводились лица, избранные народом: в чине рукоположения до сих пор сохраняется возглас народа "аксиос" (греч. "достоин"), выражающий одобрение посвящаемому. Таким образом в древности избирали и патриархов, есть случаи избрания в патриархи мирянина и даже некрещёного человека.
Следует учитывать, что патриарх, архиепископ, митрополит, протоиерей — это не степени священства, а иерархические чины в пределах степеней священства. Например, по сану патриарх не выше любого епископа.
Монахи в священном сане диакона и священника именуются иеродиакон и иеромонах. Иерей (греч.) = священник.
Согласно 14-му и 15-му Правилам 6 Вселенского собора диаконом можно стать с 25 лет, священником с 30. Существуют канонические препятствия к рукоположению: второй брак, физические недостатки, нравственные пороки...
Полезный совет: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1Тим.5:19).
Молитвословия
Тропарь преподобномучеников Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Союзом любве связавшеся, преподобнии,/ всяк союз козней вражиих попрасте,/ страдание же и смерть неповинне/ от сребролюбиваго князя претерпесте добле,/ тем молим вас, вкупе поживших/ и венцы мучения приемших,/ молитеся Господеви о нас,/ яко да во мнозей любви, вере и надежди добре поживше,/ всегда ублажаем вас,/ Феодоре и Василие добропобеднии.
Кондак преподобномучеников Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах
глас 2
Добр советник явлься блаженному Феодору,/ Богомудре Василие,/ избавил еси того советом своим от прелести диаволи/ и ко свету богоразумия наставль./ С темже послежде блаженную приял еси кончину,/ устрелен неправедно быв во утробу от сребролюбиваго князя./ И ныне, предстоя Господеви,/ молися непрестанно о всех нас.
Тропарь мученика архидиакона Евпла
глас 4
Мученик Твой, Господи, Евпл/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика архидиакона Евпла
глас 1
Законы Христовы в руку обнося,/ предстал еси, вопия врагом, в подвизе:/ самозван есмь страдальчествовати твердейши./ Темже, приклонив радостно выю твою,/ подъял еси усечение мечем,// скончавый течение твое.
Тропарь преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского, в Дальних пещерах
глас 7
Преобразил еси земнаго княжения славу / во иночества образ смиренный, / и вместо врагов видимых / на невидимыя ополчился еси, / и, обою победитель красен являяся, / един от чудотворец Печерских показался еси; / темже и нам ревности Божия дар испроси, / братолюбием сердца наша просвети / и ко спасению вечному стези наша, Феодоре блаженне, направи.
Кондак преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского
глас 4
Красоты ризныя возгнушавшагося/ и богатства тленнаго со благодарением отвершагося,/ в ризу же безстрастия облекшагося/ и богатому в щедротах Христу возследовавшаго,/ приидите, вернии, восхвалим Феодора достославна,/ яко молящася непрестанно/ о душах наших.