Церковный календарь

14 августа. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 августа. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

10-я седмица по Пятидесятнице.
Начало Успенского поста. 1 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.).

Обретение мощей преподобной Софии Суздальской (1995). Мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).

Священномученика Димитрия Павского пресвитера (1937).

Происхождение Честных Древ Креста Господня

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста установлен в Константинополе в IX веке. Ежегодно 14 августа часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви греческих императоров, износилась в храм Святой Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу и служили литии «для отвращения болезней», особенно сильно распространяющихся в августе, когда стояла сильная жара. 28 августа Животворящее Древо Креста Господня переносили обратно в царские палаты. Этот обычай послужил основанием праздника в честь Животворящего Креста и торжественного освящения воды. В России этот праздник начали отмечать в конце XIV — начале XV веков. По принятому в Православной Церкви чину в этот день на утрене Крест торжественно выносится из алтаря для поклонения верующим, а после литургии совершается малое освящение воды. Освящается также и мёд нового сбора, поэтому праздник в народе называется «Медовый Спас».

Об Успенском посте

Согласно объяснению святого Симеона Солунского, «пост в августе учреждён в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Своё преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Её блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Её сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её и пробуждая Её тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учреждён по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост сравнительно непродолжителен: он ограничивается двумя неделями — с 14 по 27 августа. Пост имеет достаточно древнее происхождение, однако ясные свидетельства о нём относятся только к IX веку. В Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII век) говорится: «Есть у нас пост, называемый Пресвятые Богородицы, начинающийся с 1-го дня августа месяца. Но первый день августа не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от 2-го дня августа начинаем учинённый пост». Окончательно сроки Успенского поста были утверждены на Константинопольском соборе 1166 года. По своей строгости Успенский пост напоминает Великий: вкушение рыбы разрешается только на праздник Преображения Господня. Для монашествующих в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешаются вино и елей.

Семь мучеников Маккавейских

Во время сирийского владычества над Иудеей, в 175 году до Рождества Христова, царём стал Антиох IV Епифан, проводивший политику эллинизации. Он повелел, чтобы все подчинённые ему народы говорили на греческом языке, одевались по-гречески и поклонялись греческим богам. Тех, кто отказывался, предавали смерти. Среди иудеев, готовых умереть за веру, были старец Елеазар и женщина с семью сыновьями. Они известны под именем мучеников Маккавейских, так как их подвиг описан в Библии во Второй книге Маккавейской. Церковь почитает их как мучеников за Христа, хотя они погибли до Его пришествия, потому что братья умерли, веря в воскресение мертвых. Один из братьев перед смертью сказал: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (2 Мак. 7:14).

Священное Писание

2 Кор., 169 зач., I, 12-20

12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.

13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, 14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, 16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.

17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то "да, да", то "нет, нет"?

18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то "да", то "нет".

19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был "да" и "нет"; но в Нем было "да", — 20 ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь",— в славу Божию, через нас.

Мф., 91 зач., XXII, 23-33 

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: 24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; 25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; 26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого; 27 после же всех умерла и жена; 28итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, 30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великую силу свободы нам даровал Христос. После Воскресения Христова свобода человеческого выбора сохраняется даже там, где узаконено рабство. Раб, если и получал свободу, мог грешить или не грешить, говорить правду или ложь, пресмыкаться или сохранять свое Богом данное достоинство. Крест дал нам свободу, а значит, обострил, подчеркнул нашу личную ответственность пред Богом за то, как мы этой свободой распоряжаемся. Поэтому, молясь перед крестом и прося Господа защитить нас от всякого зла, будем просить Его, чтобы Он давал нам силы всегда, когда только мы можем и даже когда не можем, оставаться на стороне добра и правды. А так может произойти только в том случае, если мы свои ум и сердце отдадим Господу, и тогда сила Креста будет ограждать нас от искушений, соблазнов и укреплять нас в делании правды Божией.

Молитвословия

Тропарь мучеников Маккавеев

глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Кондак мучеников Маккавеев

глас 2

Премудрости Божия столпи седмочисленнии/ и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии,/ Маккавеи всемудрии,/ прежде мучеников превелии мученицы,/ с нимиже всех Богу молитеся// спастися почитающим вас.

Кондак Креста Господня

глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Молитва Всемилостивому Господу Иисусу

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый! Пред Твоим величеством рабски припадающе, смиренно молимся: призри, Благосерде, на рабы Твоя, и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тридесять осмь лет в недузе своем лежавшаго, тако и ныне, Целитель Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети. Ты убо разслабленному древле рекл еси: востани, возьми одр твой и ходи. Темже и мы, грешнии и недостойнии раби Твои, на божественная Твои словеса сия надеющеся, пред Твоим же величеством смиренно припадающе, Твое божественное милосердие и неизреченное человеколюбие умильно просим: отверзи нам двери милости Твоея и прости вся согрешения наша вольная и невольная, имиже Твою благость прогневахом и Твое человеколюбие раздражихом; уврачуй нашу болезнь греховную, недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорби во утешение премени, отими же от нас всякое уныние и забвение; ум наш укрепи и цел соблюди, во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи, во еже волю Твою благую и совершенную творити. Ты бо еси Целитель Благий, воздвижение немощным, болящим врач, недужным исцеление, здравым здравия хранитель, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Успенский пост
семь мучеников Маккавеев
православный календарь

Все публикации