Церковный календарь

14 августа. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 августа. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Начало Успенского поста
1 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.).

Обретение мощей преподобной Софии Суздальской (1995). Мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).

Священномученика Димитрия Павского пресвитера (1937).

Происхождение Честных Древ Креста Господня

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста установлен в Константинополе в IX веке. Ежегодно 14 августа часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви греческих императоров, износилась в храм Святой Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу и служили литии «для отвращения болезней», особенно сильно распространяющихся в августе, когда стояла сильная жара. 28 августа Животворящее Древо Креста Господня переносили обратно в царские палаты. Этот обычай послужил основанием праздника в честь Животворящего Креста и торжественного освящения воды. В России этот праздник начали отмечать в конце XIV — начале XV веков. По принятому в Православной Церкви чину в этот день на утрене Крест торжественно выносится из алтаря для поклонения верующим, а после литургии совершается малое освящение воды. Освящается также и мёд нового сбора, поэтому праздник в народе называется «Медовый Спас».

Об Успенском посте

Согласно объяснению святого Симеона Солунского, «пост в августе учреждён в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Своё преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Её блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Её сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её и пробуждая Её тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учреждён по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост сравнительно непродолжителен: он ограничивается двумя неделями — с 14 по 27 августа. Пост имеет достаточно древнее происхождение, однако ясные свидетельства о нём относятся только к IX веку. В Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII век) говорится: «Есть у нас пост, называемый Пресвятые Богородицы, начинающийся с 1-го дня августа месяца. Но первый день августа не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от 2-го дня августа начинаем учинённый пост». Окончательно сроки Успенского поста были утверждены на Константинопольском соборе 1166 года. По своей строгости Успенский пост напоминает Великий: вкушение рыбы разрешается только на праздник Преображения Господня. Для монашествующих в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешаются вино и елей.

Семь мучеников Маккавейских

Во время сирийского владычества над Иудеей, в 175 году до Рождества Христова, царём стал Антиох IV Епифан, проводивший политику эллинизации. Он повелел, чтобы все подчинённые ему народы говорили на греческом языке, одевались по-гречески и поклонялись греческим богам. Тех, кто отказывался, предавали смерти. Среди иудеев, готовых умереть за веру, были старец Елеазар и женщина с семью сыновьями. Они известны под именем мучеников Маккавейских, так как их подвиг описан в Библии во Второй книге Маккавейской. Церковь почитает их как мучеников за Христа, хотя они погибли до Его пришествия, потому что братья умерли, веря в воскресение мертвых. Один из братьев перед смертью сказал: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (2 Мак. 7:14).

Священное Писание

1 Кор., 128 зач., III, 9-17

9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.

11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Мф., 59 зач., XIV, 22-34

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. З, 9-17; Мф. 14, 22-34

Св. апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: «силен ветер, велики волны, вода не тверда»; это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: «маловерный! зачем ты усомнился?», показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель — терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал — держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пост является действенным средством, которое помогает человеку побеждать свои пороки и духовно возрастать. Напомню, это происходит потому, что человек – существо двусоставное, имеющее как душу, так и тело. Душа с телом находятся в тесном взаимодействии. И подобно тому как наши душевные силы, свойства разума, воли и чувств, определяя образ жизни человека, воздействуют в числе прочего и на состояние его физического здоровья, так и состояние нашей плоти отражается на душевных силах, на состоянии разума, воли и чувств. Также хорошо известно, что воздержание от пищи содействует утончению, высветлению душевных свойств личности, возрастанию ее внутренних сил. Человек становится более восприимчивым к действию Божественной благодати. Вот почему пост является древним установлением, хорошо известным еще с ветхозаветных времен.

Молитвословия

Тропарь мучеников Маккавеев

глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Кондак мучеников Маккавеев

глас 2

Премудрости Божия столпи седмочисленнии/ и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии,/ Маккавеи всемудрии,/ прежде мучеников превелии мученицы,/ с нимиже всех Богу молитеся// спастися почитающим вас.

Кондак Креста Господня

глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Молитва Всемилостивому Господу Иисусу

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый! Пред Твоим величеством рабски припадающе, смиренно молимся: призри, Благосерде, на рабы Твоя, и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тридесять осмь лет в недузе своем лежавшаго, тако и ныне, Целитель Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети. Ты убо разслабленному древле рекл еси: востани, возьми одр твой и ходи. Темже и мы, грешнии и недостойнии раби Твои, на божественная Твои словеса сия надеющеся, пред Твоим же величеством смиренно припадающе, Твое божественное милосердие и неизреченное человеколюбие умильно просим: отверзи нам двери милости Твоея и прости вся согрешения наша вольная и невольная, имиже Твою благость прогневахом и Твое человеколюбие раздражихом; уврачуй нашу болезнь греховную, недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорби во утешение премени, отими же от нас всякое уныние и забвение; ум наш укрепи и цел соблюди, во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи, во еже волю Твою благую и совершенную творити. Ты бо еси Целитель Благий, воздвижение немощным, болящим врач, недужным исцеление, здравым здравия хранитель, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Успенский пост
семь мучеников Маккавеев
православный календарь

Все публикации