Церковный календарь

1 августа. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 августа. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца

Неделя 6-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 19 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого (380). Преподобного Дия (ок. 430). Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903). Собор Курских святых.

Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блаженного Стефана (1427) и матери его Милицы (1405), Сербских.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского 

В 1903 году по настоянию императора Николая II Синод прославил преподобного Серафима. Открытие святых мощей поручили Петербургскому митрополиту Антонию (Вадковскому). В докладе об осмотре мощей привели итоги расследования об исцелениях от мощей и по молитвам отца Серафима. На докладе император написал: «Прочёл с чувством истинной радости и глубокого умиления». Торжество началось вечером 18 июля в Успенском соборе Саровской обители. Во время литии гроб с мощами крестным ходом перенесли из церкви Святых Зосимы и Савватия в Успенский собор. Во время полиелея государю и митрополиту Антонию поднесли ключи от крышки гроба. Когда гроб был открыт, начали петь величание. На Литургии 19 июля мощи святого переложили в раку. После Литургии был крестный ход, и гроб с мощами несли император и великие князья.

Благоверный князь Роман Рязанский

Святой благоверный князь Роман Рязанский, правивший в период ордынского ига, защищал своих разорённых и угнетённых подданных от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Те возненавидели князя и оклеветали перед ханом Менгу-Тимуром. Хан вызвал святого в Орду и, грозя мученической смертью, склонял к принятию ислама. Князь отказался изменить своей вере и после жестоких истязаний был убит. Почитание святого началось сразу же после его гибели в 1270 году. В службе князю прославляется его мученический подвиг, патриотическое служение, небесное заступничество за землю Русскую и указывается причина постигших Русь бедствий: «Видя опустошённую страну Рязанскую, обременяемую и притесняемую от зверонравных монгол, веровал, княже, что страшная година сия постигла людей за нечестие их».

Священное Писание

Рим., 110 зач., XII, 6-14

6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,— в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Мф., 29 зач., IX, 1-8

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 12, 6-14; Мф. 9, 1-8

Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: «сей хулит». Даже когда последовало чудо исцеления, расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», — и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно, потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.

Видение преподобному Серафиму Саровскому во время Божественной литургии

Подвизаясь в Саровской обители в сане иеродиакона, преподобный Серафим сподобился особенного благодатного видения во время Божественной литургии Великого Четверга, которую совершали настоятель монастыря старец Пахомий и старец Иосиф. По чину службы после чтения паремий и произнесения малой ектении, отец Серафим должен был произнести: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны», а затем, повернувшись лицом к народу, навести свой орарь на молящихся, чтобы, сделав круговое движение орарём со словами «и во веки веков», вновь обратиться лицом к алтарю. Однако, когда преподобный повернулся к западным вратам храма, он увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от Царских врат. Преподобный Серафим, пребывая в духовном восторге, стал «как вкопанный» и, будучи уведён в алтарь, пребывал там три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.

Из воспоминаний великой княгини Ольги Александровны

Приближалась цель нашей поездки, и с ней росло нетерпение увидеть Саров. Вдруг на повороте перед глазами раскрылся чудный вид монастыря, блиставшего своими золотыми крестами над церквами, стенами вокруг него и воротами. Наш русский народ со всех краёв России стекался в эти дни в Саров, как и при жизни батюшки отца Серафима, когда он сам всех принимал, к кому всегда был доступ. Никто от него не уходил, не получив доброго совета и духовной помощи. Вспоминаю, что произошло в этот день. Недалеко на коленях молилась усердно со слезами одна женщина, придерживая девочку свою лет семи. Девочке было скучно, и она капризничала, а мать так молилась, прося угодника Божия что-то… Служба продолжалась долго, около четырёх часов, но никто не уставал, все были в приподнятом состоянии. Вдруг раздался крик девочки: «Мама, мама!» — а мать, обливаясь слезами, обнимала и целовала дочку. Оказалось, девочка была немая, и эти слова были её первыми словами. Это произвело сильное впечатление на присутствующих.

Основание Дивеевской обители

Преподобный Серафим Саровский удостоился явления Божией Матери в 1825 году. Это произошло в Саровском лесу, на берегу реки Саровки. Пресвятая Богородица ударила жезлом о землю, и из неё забил целебный источник. Затем Она велела старцу взять восемь сестёр-девиц из общины, основанной матушкой Александрой при Казанской церкви, и учредить новую девичью общину. Богоматерь назвала этих сестёр по именам, указала точное место для обители, описала, как нужно обнести её канавой и валом, приказала срубить для обители ветряную мельницу и построить двухпрестольную церковь, присоединив её к Казанскому храму. Богородица Сама дала новый, более лёгкий устав для обители и велела принимать в неё только девиц. Новую обитель Пресвятая Богородица назвала Своим четвёртым уделом на земле и обещала быть её Игуменией.

Канавка Пресвятой Богородицы

Канавка Богородицы, одна из святынь Дивеевского монастыря, устроена преподобным Серафимом по воле Божией Матери. Окружавшая Мельничную общину канавка в три аршина глубины и три аршина ширины вырыта руками самих сестёр. Выкопанную землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала на его склоне преподобный велел посадить крыжовник. Сооружение канавки началось в 1829 году. Собеседник преподобного отец Василий Садовский вспоминал: «Рыли сёстры эту канавку до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами её рубили, но батюшка Серафим переставать не велел». О благодати, дарованной этому месту, святой Серафим говорил сёстрам, что Канавка «до небес высока», здесь прошла Царица Небесная, взяв обитель Себе в удел, это «стопочки Божией Матери», «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Церковь – это не просто общественный институт. Церковь – это таинственный богочеловеческий организм. В своей духовной основе она неизменна, как неизменен ее Глава – Господь наш Иисус Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Быть Церковью – это значит в самом ее устроении отражать принцип жизни Пресвятой Троицы. Ибо именно Живоначальная Троица являет нам образ соборности, в котором гармонично сочетаются единство и множественность, иерархичность и любовь. Церковь – это не только священно- и церковнослужители. Церковь – это целокупность всего народа Божия, возглавляемая богоустановленной иерархией, соединяемая в живое духовное единство Самим Христом. Ответственное служение церковной полноты является важным залогом успеха нашей миссии и укрепления внутреннего единства.

Молитвословия

Тропарь преподобного Серафима Саровского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

Тропарь преподобного Серафима

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серафима

глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Теги:
преподобный Серафим Саровский
православный календарь

Все публикации