Седмица 9-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого (380). Преподобного Дия (ок. 430). Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903). Собор Курских святых.
Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блаженного Стефана (1427) и матери его Милицы (1405), Сербских.
Обретение мощей преподобного Серафима Саровского
В 1903 году по настоянию императора Николая II Синод прославил преподобного Серафима. Открытие святых мощей поручили Петербургскому митрополиту Антонию (Вадковскому). В докладе об осмотре мощей привели итоги расследования об исцелениях от мощей и по молитвам отца Серафима. На докладе император написал: «Прочёл с чувством истинной радости и глубокого умиления». Торжество началось вечером 18 июля в Успенском соборе Саровской обители. Во время литии гроб с мощами крестным ходом перенесли из церкви Святых Зосимы и Савватия в Успенский собор. Во время полиелея государю и митрополиту Антонию поднесли ключи от крышки гроба. Когда гроб был открыт, начали петь величание. На Литургии 19 июля мощи святого переложили в раку. После Литургии был крестный ход, и гроб с мощами несли император и великие князья.
Благоверный князь Роман Рязанский
Святой благоверный князь Роман Рязанский, правивший в период ордынского ига, защищал своих разорённых и угнетённых подданных от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Те возненавидели князя и оклеветали перед ханом Менгу-Тимуром. Хан вызвал святого в Орду и, грозя мученической смертью, склонял к принятию ислама. Князь отказался изменить своей вере и после жестоких истязаний был убит. Почитание святого началось сразу же после его гибели в 1270 году. В службе князю прославляется его мученический подвиг, патриотическое служение, небесное заступничество за землю Русскую и указывается причина постигших Русь бедствий: «Видя опустошённую страну Рязанскую, обременяемую и притесняемую от зверонравных монгол, веровал, княже, что страшная година сия постигла людей за нечестие их».
Евангелие дня
Приходилось ли вам испытывать внутреннее удовлетворение в трудной ситуации? Многим это может показаться маловероятным, хотя феномен христианского мученичества это подтверждает. Люди радовались во время гонений. Для того, чтобы понять, что лежит в основе подобного поведения, стоит послушать отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 6.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Во времена земной проповеди Спасителя все члены народа Божьего знали свою веру. Мало того, что они посещали синагогу, раз в семь лет в так называемый субботний год они не обрабатывали землю, но большую часть оставшегося времени посвящали изучению Пятикнижия Моисея и других священных книг. И всё же, несмотря на более-менее общую религиозную грамотность, в народе были группы ревнителей, людей, которые были особенно требовательны к себе и окружающим. Правда сконцентрированы они были на разных аспектах. Так фарисеи стремились соблюсти закон. Делали они это искренне и с большой требовательностью к себе и другим. Однако при этом порой они уделяли больше внимания преданиям старцев, чем самому закону Божьему. Зилоты были обеспокоены национальным возрождением, их в первую очередь занимали политические вопросы. Их активность оправдывалась ещё и тем, что в это время иудеи находились под властью римлян. Однако среди всех этих групп были люди, которые не объединялись в какое-то особенное движение, хотя и были объединены одной надеждой. Это были те, кого Священное Писание называет «чающие, то есть ожидающие утешения Израилева». Это были люди, ожидающие пришествия Мессии, Божьего помазанника, который не просто улучшит политическую ситуацию и не просто будет лучше всех соблюдать закон. Он — будет явлением помощи Божией и Его любви к людям, ведь в лице помазанника Господь посетит Свой народ.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как к Иисусу приходит много людей. Они ждут от Него чудес — исцелений и освобождения от нечистых духов. Однако, как это часто бывает, далеко не всем нужно главное, то, ради чего Он пришёл. Именно поэтому, исцелив людей, Спаситель оборачивается к ученикам и произносит слова о блаженстве тех, кто с точки зрения потребительской никак не может быть блаженным. Нищие духом, алчущие, плачущие, гонимые — кто скажет, что они, несмотря на их трудности, могут быть при этом счастливыми людьми? Это сможет сказать тот, кто хотя бы раз в жизни получал от Бога помощь, не рассчитывая на собственные силы. Кто стремился к правде и знал, что Бог на его стороне, кто был гоним, но осознавал собственную правоту.
В конце 19 века известный православный ученый Иван Васильевич Попов в своей магистерской работе писал, что древние мученики претерпевали любые мучения, потому что чувствовали сильнейшее одобрение в собственной совести. Физически им было очень тяжело. Более того, они практически всегда знали, что смерть близка. Но сильное чувство того, что они вместе с Богом и правы в своём выборе, помогало им всё преодолеть. Примечательно, что через 40 лет после защиты и публикации своей работы, Иван Васильевич сам стал мучеником за веру и остался верен Христу до конца.
Иногда религиозные максимы кажутся малоправдоподобными. Особенно изнутри мировоззрения, центром которого является комфорт. И всё же, доверяя Христу и живым свидетелям веры, которые на практике познали истинность Его слов, будем надеяться, что и мы, проходя жизненные испытания, окажемся верны Божией правде.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Видение преподобному Серафиму Саровскому во время Божественной литургии
Подвизаясь в Саровской обители в сане иеродиакона, преподобный Серафим сподобился особенного благодатного видения во время Божественной литургии Великого Четверга, которую совершали настоятель монастыря старец Пахомий и старец Иосиф. По чину службы после чтения паремий и произнесения малой ектении, отец Серафим должен был произнести: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны», а затем, повернувшись лицом к народу, навести свой орарь на молящихся, чтобы, сделав круговое движение орарём со словами «и во веки веков», вновь обратиться лицом к алтарю. Однако, когда преподобный повернулся к западным вратам храма, он увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от Царских врат. Преподобный Серафим, пребывая в духовном восторге, стал «как вкопанный» и, будучи уведён в алтарь, пребывал там три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.
Из воспоминаний великой княгини Ольги Александровны
Приближалась цель нашей поездки, и с ней росло нетерпение увидеть Саров. Вдруг на повороте перед глазами раскрылся чудный вид монастыря, блиставшего своими золотыми крестами над церквами, стенами вокруг него и воротами. Наш русский народ со всех краёв России стекался в эти дни в Саров, как и при жизни батюшки отца Серафима, когда он сам всех принимал, к кому всегда был доступ. Никто от него не уходил, не получив доброго совета и духовной помощи. Вспоминаю, что произошло в этот день. Недалеко на коленях молилась усердно со слезами одна женщина, придерживая девочку свою лет семи. Девочке было скучно, и она капризничала, а мать так молилась, прося угодника Божия что-то… Служба продолжалась долго, около четырёх часов, но никто не уставал, все были в приподнятом состоянии. Вдруг раздался крик девочки: «Мама, мама!» — а мать, обливаясь слезами, обнимала и целовала дочку. Оказалось, девочка была немая, и эти слова были её первыми словами. Это произвело сильное впечатление на присутствующих.
Основание Дивеевской обители
Преподобный Серафим Саровский удостоился явления Божией Матери в 1825 году. Это произошло в Саровском лесу, на берегу реки Саровки. Пресвятая Богородица ударила жезлом о землю, и из неё забил целебный источник. Затем Она велела старцу взять восемь сестёр-девиц из общины, основанной матушкой Александрой при Казанской церкви, и учредить новую девичью общину. Богоматерь назвала этих сестёр по именам, указала точное место для обители, описала, как нужно обнести её канавой и валом, приказала срубить для обители ветряную мельницу и построить двухпрестольную церковь, присоединив её к Казанскому храму. Богородица Сама дала новый, более лёгкий устав для обители и велела принимать в неё только девиц. Новую обитель Пресвятая Богородица назвала Своим четвёртым уделом на земле и обещала быть её Игуменией.
Канавка Пресвятой Богородицы
Канавка Богородицы, одна из святынь Дивеевского монастыря, устроена преподобным Серафимом по воле Божией Матери. Окружавшая Мельничную общину канавка в три аршина глубины и три аршина ширины вырыта руками самих сестёр. Выкопанную землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала на его склоне преподобный велел посадить крыжовник. Сооружение канавки началось в 1829 году. Собеседник преподобного отец Василий Садовский вспоминал: «Рыли сёстры эту канавку до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами её рубили, но батюшка Серафим переставать не велел». О благодати, дарованной этому месту, святой Серафим говорил сёстрам, что Канавка «до небес высока», здесь прошла Царица Небесная, взяв обитель Себе в удел, это «стопочки Божией Матери», «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Церковь — это не просто общественный институт. Церковь — это таинственный богочеловеческий организм. В своей духовной основе она неизменна, как неизменен ее Глава — Господь наш Иисус Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Быть Церковью — это значит в самом ее устроении отражать принцип жизни Пресвятой Троицы. Ибо именно Живоначальная Троица являет нам образ соборности, в котором гармонично сочетаются единство и множественность, иерархичность и любовь. Церковь — это не только священно- и церковнослужители. Церковь — это целокупность всего народа Божия, возглавляемая богоустановленной иерархией, соединяемая в живое духовное единство Самим Христом. Ответственное служение церковной полноты является важным залогом успеха нашей миссии и укрепления внутреннего единства.
Молитвословия
Тропарь преподобного Серафима Саровского
глас 4
От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.
Тропарь преподобного Серафима
глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Серафима
глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.