9 июля. Празднование в честь Седмиезерной иконы Божией Матери

5924
Фото

Седмица 3-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Преподобного Давида Солунского (ок. 540).

Святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (1385). Обретение мощей преподобного Тихона Луховского, Костромского (1569). Перенесение мощей преподобного Нила Столобенского (1995). Преподобного Иоанна, епископа Готфского (VIII).

Священномученика Георгия Степанюка пресвитера (1918).

Лиддской (Римской) (I), Нямецкой (1399), Седмиезерной (XVII) икон Божией Матери.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери — одна из особо почитаемых на Руси святынь. До XIV века эта икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере, близ г. Тихвина. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений.

Седмиезерная икона Божией Матери

Седмиезерная икона Божией Матери прославилась великими чудесами в пределах города Казани в ХVII веке. Эта святая икона находилась в Богородицкой Седмиезерной пустыни близ города Казани. Основатель пустыни инок Евфимий поставил в храме новопостроенной обители чудотворный образ Божией Матери, принесенный им из города Великого Устюга. В половине ХVII века по всей России свирепствовала моровая язва и достигла Казани. В короткое время там умерло 48 000 человек, почти все население города. И вот, одной благочестивой монахине было во сне видение: ей предстал светлый муж и повелел, чтоб жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Богоматери. Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, — была возвращена в Седмиезерную пустынь. Вторично Божия Матерь избавила от той же эпидемии Казань в 1771 году. Все православное население Казани и ее окрестностей глубоко почитают эту святую икону и получают от Богоматери исцеления в болезнях и помощь в бедах.

Преподобный Давид Солунский

Преподобный Давид Солунский происходил из города Фессалоники. Вначале он подвизался на миндальном дереве, а затем по повелению Ангела сошёл с дерева и продолжал свои подвиги в келлии-шалаше. По просьбе жителей Фессалоник святой ходатайствовал об их нуждах перед святым императором Юстинианом Великим. При встрече с ним преподобный Давид взял в руки горящий уголь и, возложив на него ладан, стал кадить святому Юстиниану, причём его руки нисколько не пострадали. Это удивительное чудо, свидетельствующее как о победе преподобного Давида над страстями, так и о его благоговейном отношении к православной царской влас ти нашло отражение в службе святому: «Божественным безстрастия углем попалив плотския сласти, неопалим пребыл еси, на руке углие пред лицем, богодохновенне, царевым держа, преподобне».

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский

Архиепископ Дионисий (в миру Давид) родился в начале XIV века на юге России, в Киевских пределах. Он подвизался в Киево-Печерской Лавре, затем удалился на север России. На берегу Волги, под Нижним Новгородом, святой жил отшельником в пещере, позднее, когда к нему пришли искатели безмолвия (около 1335 года), основал монастырь. Под его руководством воспитывались преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Макарий Желтоводский. В 1337 году по благословению и, возможно, под редакцией святого была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись. В 1374 году митрополит Алексий рукоположил святого Дионисия во епископа Суздальского, а затем возвел в сан архиепископа. Святитель был ревностным борцом за чистоту Православия. Он много сделал в борьбе против ереси стригольников. Был избран митрополитом всея Руси. Святого Дионисия по дороге из Царьграда задержал в Киеве князь Литовский. Святитель пострадал и умер в заключении в 1385 году, погребен в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Тихон Луховский

Преподобный Тихон Луховский родился в Литве. Не желая принимать униатство, он ушел в Россию, принял постриг и удалился в Костромскую епархию в Луховские земли. Вскоре к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погрести. Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. После смерти преподобного Тихона на месте его подвигов была основана обитель во честь святителя Николая Чудотворца. В 1569 году были обретены нетленные мощи преподобного Тихона.

Священное Писание

В культурах, которые основаны на библейской истории, образом самого тяжёлого греха нередко выступают города Содом и Гоморра, которые были уничтожены Богом ещё во времена жизни праотца Авраама. Можно даже сказать, что названия этих городов стали именами нарицательными, обозначающими крайнюю степень падения. Но есть ли грех более страшный, чем грех жителей Содома и Гоморры? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 10.

09Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Спаситель посылает своих учеников на проповедь. Он не призывает их идти к язычникам или проповедовать до края земли, ведь прежде они должны были обойти окрестные города и обратиться с проповедью к своим соотечественникам. Для язычников рассказ о Мессии был бы чем-то совершенно новым, потому что они ничего не знали ни об истинном Боге, ни о грехе, который омрачил жизнь человека. В свою очередь иудеям всё это было хорошо известно, потому что было сутью их религии. Они ждали Мессию — Царя и Помазанника, приход которого будет означать возвращение Бога в историю и восстановление изначально задуманного порядка. В этом смысле проповедь о пришествии Мессии говорила о том, чего эти люди ждали веками, свидетелями чего хотели быть их предки. Конечно, всё это предполагало, что иудеи, как первые слушатели апостольской проповеди, откликнуться на неё с большой радостью. По крайней мере, это было бы для них естественным. Тем более, что ко времени рождения Христа нравственный уровень их жизни был достаточно высок. Как это часто бывало, существование под властью захватчиков заставило людей лучше осмыслить свою идентичность, вспомнить веру отцов и задуматься о соблюдении заповедей. Более того, некоторые из иудеев стремились соблюсти закон во всей полноте, становясь книжниками и фарисеями, стремящимися полностью соблюсти закон. Иными словами, Бог воплотился в тот момент, когда Его народ в нравственном отношении был наиболее расположен к тому, чтобы услышать проповедь. Внешне всё было так, и народ проповедь действительно слушал, но расслышал ли он её, вот вопрос. И ответ на него, судя по Писанию, довольно однозначный: практически нет. Люди слушали, но не слышали. И произошло это не из-за проблем проповеди, а из-за реакции слушающих. Они были настолько самоуверенны, что многие в итоге отказали Христу. За Иисусом шли грешники, даже такие страшные, которые были готовы перетерпеть побиение камнями или распятие, а фарисеи и книжники не шли. Потому что грешник, даже самый страшный, может раскаяться и изменить жизнь, а человек, который самоуверенно считает себя праведником, ничего этого сделать не может... А если точнее, то попросту не станет.

В конце сегодняшнего евангельского отрывка мы слышим страшные слова. Господь говорит, что Содому и Гоморре в день суда будет отраднее, чем людям, отказавшимся от проповеди апостолов. Казалось бы, жители упомянутых городов были страшными грешниками и умерли, не раскаявшись... Но даже им будет легче, чем тем, кто был призван и с гордостью отказался от общения с Богом.

Сегодня многим кажется, что Бог им не нужен, ведь они без всяких отношений с Ним могут быть добрыми и порядочными людьми... Но в том то и дело, что любая доброта и порядочность на этой земле временны и уничтожаются смертью. Спаситель же пришёл не просто для того, чтобы научить нас добру и жертвенности, но для того, чтобы наполнить их истинным смыслом и подарить нам вечную жизнь.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Было ли легко нашим отцам и матерям в страшное безбожное лихолетие, во времена репрессий? Было ли легко в древности, во времена гонений на христиан? Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь — это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений. Легко идти по широкому пути, но такой путь — это путь страстей, путь бездумного отношения к окружающей действительности, путь, ведущий человека к духовной гибели. Господь же учит нас идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное.

Святитель Игнатий Кавказский о значении церковных богослужений

Святитель Игнатий призывал к участию в богослужении и монахов и мирян: «Великая милость Божия к человеку — учреждение общественных молитвословий в святых Божиих храмах. Эти молитвословия установлены апостолами, их святыми учениками и святыми отцами первых веков христианства по откровению свыше. В этих молитвословиях каждый христианин может принимать участие, и неграмотный усваивает себе познания, красноречие, поэзию духовных, святых витий и книжников христианства. При этих молитвословиях желающий может удобно обучиться умственной молитве: количество молитвы приводит к качеству, сказали отцы, и потому продолжительные монастырские молитвословия очень способствуют подвижнику перейти от устной молитвы к умственной и сердечной. Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие: посещающий неупустительно церковь и тщательно внимающий её чтению и песнопению может отчётливо научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры».

О Боговоплощении

Замысел Божий о спасении людей подразумевал вочеловечивание Сына Божия (Второго Лица Святой Троицы) — Боговоплощение. И вот Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Человеком. Выражаясь иначе, Сын Божий восприял в Свою Личность (Ипостась) человеческое естество — воплотился: произошло сверхъестественное зачатие Спасителя (по человеческому естеству) в утробе Пресвятой Девы.

Как Бог мог стать Человеком, оставаясь при этом Богом, подсказывает святоотеческая аналогия. Приведём 2 примера: запись человеком мысли на бумаге и раскалённый в огне меч.

Рожденная человеческим умом (аналогия с Богом Отцом) мысль (аналогия с Богом Словом), будучи записана или, что то же, выражена на бумаге (Выразителем Слова является Святой Дух), как бы соединяется с бумажным листом. В результате мысль, записанная на бумаге, составила с бумагой одну ипостась. При этом мысль не стала бумажной, а бумага не стала духовной.

Есть и другая аналогия на данный счёт. Раскалённый в огне меч представляет собой единую испостась, заключающую в себе природу стали и природу огня — Ипостась Сына Божия включает в Себя две природы: Божественную и человеческую. Как раскаленный меч и режет, и жжёт, так и Вочеловечившийся Сын Божий действует и по Божественной природе, и по человеческой (как Бог и как Человек).

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской

глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/ и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся Его Божественному/ и Твоему пречистому образу,// Дево Неискусобрачная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской

глас 8

Притецем, людие, к Девей Богородице Царице,/ благодаряще Христа Бога,/ и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:// радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва пред иконой Тихвинской Божьей Матери

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниях Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем Российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, архиереи же и вся люди, и подаждь стране победы на вся враги, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Давида

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Давиде, дух твой.

Кондак преподобного Давида

глас 1

Сад присноцветущ, добродетелей плоды приносяй,/ явился еси на садовне древе, яко благопеснивая птица,/ рай же паче, жизни древо, Господа, в сердцы твоем прием,/ яко возделав, богомудре,/ имже питаеши нас благодатию;// присно моли о нас, Давиде всеблаженне.

Тропарь святителя Дионисия, архиепископа Суздальского

глас 8

Православия ревнителю, благочестия наставниче,/ ищущим спасения добрый кормчий,/ монашествующих Богодухновенное украшение,/ Богоноснаго Евфимия собеседниче, святителю Дионисие,/ ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси,/ не забуди нас, чтущих тя,/ но в мире управи живот наш.

Кондак святителя Дионисия, архиепископа Суздальского

глас 8

Звезду Российскую от Киева возсиявшую/ чрез Нижний Новград в Суждаль достигшую,/ и всю страну сию учением озарившую,/ ублажим Богомудраго Дионисия,/ той бо молится Господу спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Тихона Луховского

глас 4

Желанием духовным в пустыню вселился еси/ и, тамо невозвратно шествовав Божественными стезями,/ достигл еси в Небесныя обители,/ и ныне со Ангелы предстоиши/ у Престола всех Царя Христа Бога,/ Емуже прилежно молися/ помиловати град сей и люди,/ верою празднующия пречестную память твою,// Тихоне преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Тихона Луховского

глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне,/ во след Его невозвратно шествовал еси,/ постом и воздержанием плотския страсти умертвил еси,/ бдением же и молитвами вселукаваго врага до конца низложил еси/ и слезами, яко елеем, свещу светлу себе уготовал еси;/ темже в Небесныя обители невозбранно вшел еси,/ идеже, радуяся, Господеви предстоиши,/ Емуже прилежно молися, молим тя,/ яко да милостив нам будет в День страшнаго Его пришествия,/ и да не пребудем и мы вне чертога Христова,/ но да сподобит ны одесную Себе стати/ молитвами твоими, преподобне, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре отче наш Тихоне.

Новости по теме

В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Седмиезерной Богородичной пустыни
В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Седмиезерной Богородичной пустыни

9 июля 2024 года, в праздник Седмиезерной иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Седмиезерной Богородичной пустыни.

В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Петропавловском соборе Казани
В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Петропавловском соборе Казани

26 октября, в праздник Седмиезерной иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл возглавил Литургию в Петропавловском соборе города Казани. Богослужение совершалось перед чудотворным образом Царицы Небесной.

В Неделю 5-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Тихвинском храме города Казани
В Неделю 5-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Тихвинском храме города Казани

9 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник Тихвинской иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кряшенском приходе города Казани в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

«Матерь Божия идет на избавление города из Седмиезерной пустыни»
Публикации 26 октября 2022
«Матерь Божия идет на избавление города из Седмиезерной пустыни»

В царствование царя Алексея Михайловича Романова в 1654 году в Москве началась моровая язва. Очень быстро эпидемия чумы распространилась из Первопрестольного града в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города...