9 июля. Празднование в честь Седмиезерной иконы Божией Матери

7178
Фото

Седмица 5-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Преподобного Давида Солунского (ок. 540).

Святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (1385). Обретение мощей преподобного Тихона Луховского, Костромского (1569). Перенесение мощей преподобного Нила Столобенского (1995). Преподобного Иоанна, епископа Готфского (VIII).

Священномученика Георгия Степанюка пресвитера (1918).

Лиддской (Римской) (I), Нямецкой (1399), Седмиезерной (XVII) икон Божией Матери.

Празднование в честь Седмиезерной иконы Божией Матери в этот день установлено в память о ежегодном (до 1920-х гг.) принесении чудотворного образа из Седмиезерной Богородичной пустыни в Казань. С 1989 г. икона постоянно пребывает в Петропавловском соборе г. Казани.

Память епископа Владивостокского и Приморского Михаила (Богданова). Выпускник Казанской духовой академии (1900). Ректор Казанской духовной семинарии (1905-1907). Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чебоксарского с 30 августа 1907 по 11 июля 1914 гг. Скончался в Харбине (Китай) 9 июля 1925 г.

Престольные праздники

Седмиезерная Богородичная пустынь (К)

Храм Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы Казанско-Богородицкого прихода пос. Царицыно г. Казани (К)

Храм Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы (кряшенский приход) г. Казани (К)

Храм Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы пос. Вознесенское г. Казани (К)

Храм Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы пос. Кадышево г. Казани (К)

Храм Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы с. Базяково Алексеевского района (Ч)

Храм Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы с. Тюрнясево Нурлатского района (Ч)

Придел Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы Никольского храма с. Пановка Пестречинского района (К)

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери — одна из особо почитаемых на Руси святынь. До XIV века эта икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере, близ г. Тихвина. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений.

Седмиезерная икона Божией Матери

Седмиезерная икона Божией Матери прославилась великими чудесами в пределах города Казани в ХVII веке. Эта святая икона находилась в Богородицкой Седмиезерной пустыни близ города Казани. Основатель пустыни инок Евфимий поставил в храме новопостроенной обители чудотворный образ Божией Матери, принесенный им из города Великого Устюга. В половине ХVII века по всей России свирепствовала моровая язва и достигла Казани. В короткое время там умерло 48 000 человек, почти все население города. И вот, одной благочестивой монахине было во сне видение: ей предстал светлый муж и повелел, чтоб жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Богоматери. Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, — была возвращена в Седмиезерную пустынь. Вторично Божия Матерь избавила от той же эпидемии Казань в 1771 году. Все православное население Казани и ее окрестностей глубоко почитают эту святую икону и получают от Богоматери исцеления в болезнях и помощь в бедах.

Преподобный Давид Солунский

Преподобный Давид Солунский происходил из города Фессалоники. Вначале он подвизался на миндальном дереве, а затем по повелению Ангела сошёл с дерева и продолжал свои подвиги в келлии-шалаше. По просьбе жителей Фессалоник святой ходатайствовал об их нуждах перед святым императором Юстинианом Великим. При встрече с ним преподобный Давид взял в руки горящий уголь и, возложив на него ладан, стал кадить святому Юстиниану, причём его руки нисколько не пострадали. Это удивительное чудо, свидетельствующее как о победе преподобного Давида над страстями, так и о его благоговейном отношении к православной царской влас ти нашло отражение в службе святому: «Божественным безстрастия углем попалив плотския сласти, неопалим пребыл еси, на руке углие пред лицем, богодохновенне, царевым держа, преподобне».

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский

Архиепископ Дионисий (в миру Давид) родился в начале XIV века на юге России, в Киевских пределах. Он подвизался в Киево-Печерской Лавре, затем удалился на север России. На берегу Волги, под Нижним Новгородом, святой жил отшельником в пещере, позднее, когда к нему пришли искатели безмолвия (около 1335 года), основал монастырь. Под его руководством воспитывались преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Макарий Желтоводский. В 1337 году по благословению и, возможно, под редакцией святого была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись. В 1374 году митрополит Алексий рукоположил святого Дионисия во епископа Суздальского, а затем возвел в сан архиепископа. Святитель был ревностным борцом за чистоту Православия. Он много сделал в борьбе против ереси стригольников. Был избран митрополитом всея Руси. Святого Дионисия по дороге из Царьграда задержал в Киеве князь Литовский. Святитель пострадал и умер в заключении в 1385 году, погребен в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Тихон Луховский

Преподобный Тихон Луховский родился в Литве. Не желая принимать униатство, он ушел в Россию, принял постриг и удалился в Костромскую епархию в Луховские земли. Вскоре к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погрести. Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. После смерти преподобного Тихона на месте его подвигов была основана обитель во честь святителя Николая Чудотворца. В 1569 году были обретены нетленные мощи преподобного Тихона.

Священное Писание

Иностранное слово «банкрот» уже давно стало частью русского языка. И используется не только в отношении бизнеса, но и для описания более отвлечённых вещей. Например, люди художественного склада, утратив вдохновение, горюют — ах, я самый настоящий творческий банкрот. В отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения, тоже речь идёт о банкротстве. Только духовном.

Глава 12.

38Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Несмотря на широкий диапазон смысловых значений, понятие «банкрот» всё же изначально относится к области бизнеса. Произошло данное понятие от итальянского выражения «банка ротта». В переводе на русский язык — «сломанная лавка». В середине прошлого тысячелетия эмоциональные итальянцы довольно сурово разбирались с разорившимися торговцами и кредиторами. Их лавки — то есть магазины и конторы — громили, а самих незадачливых предпринимателей гоняли по городу, требуя денежной компенсации.

Сегодня такого, конечно, не увидишь. Но даже без каких-то внешних воздействий и физических наказаний банкротство — вещь очень неприятная. Ведь кому хочется остаться без средств к существованию? А если говорить о банкротстве в расширительном значении, как об отсутствии идей, вдохновения, смысла, то всё выглядит ещё более печально. Потраченные впустую деньги (не без труда), но можно вернуть, а вот испарившееся стремление творить, созидать, попробуй найди.

Прозвучавшее евангельское чтение, как уже было отмечено выше, тоже посвящено теме банкротства — банкротства духовного. Именно такой диагноз ставит Христос Своим противникам. Те изо всех сил старались уличить Спасителя в богохульстве, ереси, а затем — в служении захватчикам и безнравственном поведении. Но все сплетни, заговоры и интриги оказались разрушены Божественной мудростью Спасителя.

И вот теперь Христос, смотря на репутационное поражение вождей израильских, которое они сами себе и организовали, говорит им — вы уже несколько раз просили от Меня знамения, то есть доказательства, что Я и есть обещанный ещё прародителям Спаситель-Мессия? Так вот, не получите вы ничего, кроме знамения Ионы пророка. Слова Спасителя сначала вводят Его лукавых критиков в полнейшее недоумение, но затем приходит осознание, а вместе с ним и холодная испарина страха на лбах. Страха от того, что Христос выявил абсолютную религиозную несостоятельность Своих оппонентов. И продемонстрировал всем собравшимся, что перед ними самые настоящие духовные банкроты.

Знамение Ионы пророка — ярчайший библейский эпизод, который отсылает нас к проповеди этого святого за пределами древнего Израиля. Благодаря Ионе язычники из Ниневии покаялись и получили прощение от Бога. Христос, вспоминая эти ветхозаветные события, фактически говорит законникам — жители Ниневии ничего не знали об истинном Боге, но прислушались к голосу пророка и спаслись. Вы же наизусть знаете священные книги, скрупулёзно соблюдаете обычаи, традиции, предания, но противитесь Сыну Божьему, Который значительно важнее любого из пророков. И получается, что лучше бы вы ничего не знали и не читали. Потому что тогда бы, возможно, пошли путём покаяния жителей Ниневии, а не путём богоборчества и греховного лукавства.

Сегодняшнее евангельское чтение побуждает нас внимательно всмотреться внутрь себя и задать себе один, но очень важный вопрос. А не случилось ли со мной ровно той же печальной метаморфозы, которая произошла с противниками Христа — когда внешнее соблюдалось, а внутри всё было мертво? Не превратился ли я сам в духовного банкрота? Не подлежит ли моя лавка разгрому, потому что вывеска теперь не соответствует содержанию? Господь не терпит показухи и лжи. Его нельзя обмануть или ввести в заблуждение. Постараемся же поступать так, чтобы основой нашей духовной жизни было доброе сердце, чистая совесть, искренняя вера, а всё остальное обязательно приложится и станет выражением нашего желания служить Богу.

священник Антоний Борисов // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Было ли легко нашим отцам и матерям в страшное безбожное лихолетие, во времена репрессий? Было ли легко в древности, во времена гонений на христиан? Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь — это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений. Легко идти по широкому пути, но такой путь — это путь страстей, путь бездумного отношения к окружающей действительности, путь, ведущий человека к духовной гибели. Господь же учит нас идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное.

Святитель Игнатий Кавказский о значении церковных богослужений

Святитель Игнатий призывал к участию в богослужении и монахов и мирян: «Великая милость Божия к человеку — учреждение общественных молитвословий в святых Божиих храмах. Эти молитвословия установлены апостолами, их святыми учениками и святыми отцами первых веков христианства по откровению свыше. В этих молитвословиях каждый христианин может принимать участие, и неграмотный усваивает себе познания, красноречие, поэзию духовных, святых витий и книжников христианства. При этих молитвословиях желающий может удобно обучиться умственной молитве: количество молитвы приводит к качеству, сказали отцы, и потому продолжительные монастырские молитвословия очень способствуют подвижнику перейти от устной молитвы к умственной и сердечной. Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие: посещающий неупустительно церковь и тщательно внимающий её чтению и песнопению может отчётливо научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры».

О Боговоплощении

Замысел Божий о спасении людей подразумевал вочеловечивание Сына Божия (Второго Лица Святой Троицы) — Боговоплощение. И вот Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Человеком. Выражаясь иначе, Сын Божий восприял в Свою Личность (Ипостась) человеческое естество — воплотился: произошло сверхъестественное зачатие Спасителя (по человеческому естеству) в утробе Пресвятой Девы.

Как Бог мог стать Человеком, оставаясь при этом Богом, подсказывает святоотеческая аналогия. Приведём 2 примера: запись человеком мысли на бумаге и раскалённый в огне меч.

Рожденная человеческим умом (аналогия с Богом Отцом) мысль (аналогия с Богом Словом), будучи записана или, что то же, выражена на бумаге (Выразителем Слова является Святой Дух), как бы соединяется с бумажным листом. В результате мысль, записанная на бумаге, составила с бумагой одну ипостась. При этом мысль не стала бумажной, а бумага не стала духовной.

Есть и другая аналогия на данный счёт. Раскалённый в огне меч представляет собой единую испостась, заключающую в себе природу стали и природу огня — Ипостась Сына Божия включает в Себя две природы: Божественную и человеческую. Как раскаленный меч и режет, и жжёт, так и Вочеловечившийся Сын Божий действует и по Божественной природе, и по человеческой (как Бог и как Человек).

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской

глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/ и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся Его Божественному/ и Твоему пречистому образу,// Дево Неискусобрачная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской

глас 8

Притецем, людие, к Девей Богородице Царице,/ благодаряще Христа Бога,/ и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:// радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва пред иконой Тихвинской Божьей Матери

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниях Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем Российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, архиереи же и вся люди, и подаждь стране победы на вся враги, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Давида

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Давиде, дух твой.

Кондак преподобного Давида

глас 1

Сад присноцветущ, добродетелей плоды приносяй,/ явился еси на садовне древе, яко благопеснивая птица,/ рай же паче, жизни древо, Господа, в сердцы твоем прием,/ яко возделав, богомудре,/ имже питаеши нас благодатию;// присно моли о нас, Давиде всеблаженне.

Тропарь святителя Дионисия, архиепископа Суздальского

глас 8

Православия ревнителю, благочестия наставниче,/ ищущим спасения добрый кормчий,/ монашествующих Богодухновенное украшение,/ Богоноснаго Евфимия собеседниче, святителю Дионисие,/ ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси,/ не забуди нас, чтущих тя,/ но в мире управи живот наш.

Кондак святителя Дионисия, архиепископа Суздальского

глас 8

Звезду Российскую от Киева возсиявшую/ чрез Нижний Новград в Суждаль достигшую,/ и всю страну сию учением озарившую,/ ублажим Богомудраго Дионисия,/ той бо молится Господу спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Тихона Луховского

глас 4

Желанием духовным в пустыню вселился еси/ и, тамо невозвратно шествовав Божественными стезями,/ достигл еси в Небесныя обители,/ и ныне со Ангелы предстоиши/ у Престола всех Царя Христа Бога,/ Емуже прилежно молися/ помиловати град сей и люди,/ верою празднующия пречестную память твою,// Тихоне преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Тихона Луховского

глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне,/ во след Его невозвратно шествовал еси,/ постом и воздержанием плотския страсти умертвил еси,/ бдением же и молитвами вселукаваго врага до конца низложил еси/ и слезами, яко елеем, свещу светлу себе уготовал еси;/ темже в Небесныя обители невозбранно вшел еси,/ идеже, радуяся, Господеви предстоиши,/ Емуже прилежно молися, молим тя,/ яко да милостив нам будет в День страшнаго Его пришествия,/ и да не пребудем и мы вне чертога Христова,/ но да сподобит ны одесную Себе стати/ молитвами твоими, преподобне, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре отче наш Тихоне.

Новости по теме

В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Петропавловском соборе Казани
В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Петропавловском соборе Казани

26 октября, в праздник Иверской и Седмиезерной икон Пресвятой Богородицы, митрополит Казанской и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе Казани.

Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...
Публикации 25 октября 2024
Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...

Чем прославилась Седмиезерная икона? В 1654 году от чумы умирали люди, разбегались от неминуемой смерти из городов — в леса, в пустынные места. Ничто не спасало — чума была и в Казани, и в Москве, и в Ярославле.

В канун праздника Казанских святых в Казанский собор принесена Седмиезерная икона Богородицы
В канун праздника Казанских святых в Казанский собор принесена Седмиезерная икона Богородицы

16 октября, в канун праздника Собора Казанских святых, в кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана был принесён чудотворный Седмиезерный образ Пресвятой Богородицы.

В праздник Казанских святых в Казанский кафедральный собор будет принесена Седмиезерная икона Богородицы
Анонсы и объявления 15 октября 2024
В праздник Казанских святых в Казанский кафедральный собор будет принесена Седмиезерная икона Богородицы

16-17 октября, в праздник Собора Казанских святых, состоится принесение чудотворной иконы Божией Матери «Седмиезерная» в Казанский кафедральный собор Богородицкой обители в столице Татарстана.