Церковный календарь

6 июля. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 июля. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 23 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Мученицы Агриппины (253–260). Собор Владимирских святых.

Праведного Артемия Веркольского (1545). Второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1714). Мучеников Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV).

Священномучеников Александра Миропольского, Алексия Введенского, Петра Смородинцева пресвитеров (1918); священномученика Митрофана, архиепископа Астраханского (1919).

Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (1524), Заоникиевской (1588) и именуемой «Вратарница», или «Неугасимая Свеча» (1894), икон Божией Матери.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Владимирская икона Пресвятой Богородицы – один из наиболее почитаемых образов Пречистой Владычицы. Все три памяти этого образа имеют государственное значение: перенесение иконы из Владимира в Москву при нашествии хана Тамерлана в 1395 году (8 сентября), воспоминание избавления Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году (6 июля) и празднование избавления от нападения Крымского хана Махмет Гирея в 1521 году (3 июня). Икона попала на Русь в XII веке, но служба ей была написана в конце XV столетия, вероятно, в связи с установлением митрополитом Геронтием празднования 6 июля. В богослужебных текстах переплетается несколько мотивов, главные из которых: радость избавления от грозящей опаснос ти и празднование встречи почитаемой иконы: «Яко избавльшеся от злых, светло сотворяем празднество сретения Твоего».

Cвятитель Герман, архиепископ Казанский

Не высокие чины и почести, а служение Богу и добросовестный труд ради укрепления Церкви – таким было жизненное кредо святителя Германа, архиепископа Казанского. Его первой монашеской обителью стал Волоколамский монастырь, а наставником – игумен Гурий. От него через несколько лет святой Герман принял вновь созданную архиерейскую кафедру в Казани. Служение владыки  было ознаменовано укреплением епархии и просветительским трудом. Впоследствии его пригласили на Московскую митрополичью кафедру. Однако из-за конфликта с царем Иваном Грозным владыка Герман попал в опалу и до самой кончины жил в Москве под надзором слуг царя. После смерти святителя по просьбе жителей города Свияжск мощи праведника были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. 

Праведный отрок Артемий Веркольский

История праведного Артемия — одно из свидетельств, что Дух Божий дышит, где хочет, и наши представления о праведности не всегда соответствуют Божиим. Святой Артемий родился в 1532 году в крестьянской семье в селе Веркола на реке Пинеге (ныне Пинежский район Архангельской области). Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и Артемий упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело в лесу без погребения. Почти через 50 лет, в 1577 году, диакон Никольской церкви Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки отрока, и обрёл нетленное тело Артемия. Крестьяне перенесли его мощи в Никольский храм Верколы. После этого Бог прославил святого отрока обилием чудес; особенно много случаев чудесного исцеления тяжелобольных детей. В XVII веке на месте гибели Артемия была устроена посвящённая ему церковь, позднее здесь был основан монастырь. Акафист праведному Артемию составил праведный Иоанн Кронштадтский.

Священное Писание

Рим., 95 зач., VII, 14 — VIII, 2

14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.

15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

20 Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

Глава 8.

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

Мф., 35 зач., X, 9-15

9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

***

Рим., 96 зач., VIII, 2-13

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.

6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Мф., 36 зач., X, 16-22

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 7, 14-8,2; Мф. 10, 9-15

Говорил еще Господь апостолам, что если какой город не примет их, и слов их слушать не станет, то «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». А что будет нам за неслушание слов Божественного Откровения? Нашей безотрадности и меры не будет. После стольких осязательных доказательств не верить истине Божией есть то же, что впадать в хулу на Духа Святого, в богохульство. И однако же, мы не робеем. Одного спириты утешают: «Какой суд! Только родиться лишний раз придется». Другому книжники натолковывают: «Кого судить? Все атомы: разлетятся и всему конец». Но придет, други, час смерти; разлетятся мечты эти, как призраки, и существенность предстанет во всей своей неумолимости. Что тогда? Бедное время наше! Ухитрился враг губить души наши. Знает, что страх смерти и суда самое сильное средство к отрезвлению души, - и заботится всячески разогнать его, и успевает. Но погасни этот страх, отойдет страх Божий; а без страха Божия совесть становится безгласною. И стала душа пуста, стала облаком безводным, носимым всяким ветром учений и всякими порывами страстей.

***

Рим. 8, 2-13; Мф. 10, 16-22

«Претерпевший же до конца спасется». А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть и спасение у нас, под руками. Претерпи все до конца и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить. Во-первых, веру святую блюди, и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя что все от Господа исходящее посылается Им во благо душам нашим, о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности, и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, сознай себя стоящим еще и не такой беды, - сознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть то нечего.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Одной из самых больших проблем современной лжекультуры является способ общения между людьми. Достаточно внимательно прислушаться к тому, как люди себя ведут во взаимном общении. Как часто здесь мы видим грубость, желание сильным и крепким словом победить соперника или даже просто человека, с которым общаешься, показать ему силу свою, значимость свою! Как часто люди просто бахвалятся, лгут, создают словами совершенно не соответствующую реальности картину своей жизни и своей значимости! Как часто мы употребляем грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми... Примером общения для нас должна быть Божия Матерь. А почему? А потому, что через смирение, через тихое слово, через искреннее слово в полной мере проявляется наша сущность.

Порфирий Кавсокаливит о воспитании детей

Спасение ребенка зависит от вашего собственного освящения. Родители одного своенравного подростка приехали к отцу Порфирию. Со скорбью они рассказали ему о своих проблемах с воспитанием и попросили совета. Старец начал говорить им о том, что они должны обратить внимание на свою духовную жизнь. Родители снова и снова возвращались к разговору о ребенке, но старец продолжал говорить им об их христианских и родительских обязанностях. Тогда посетители вознегодовали и сказали ему: «Геронда, мы пришли сюда не ради себя. Все, что вы нам говорите, мы и так знаем с детских лет и других тому же учим. Мы пришли ради нашего ребенка». «А я все это время и говорил вам именно о вашем ребенке, – ответил старец. – Неужели вы не понимаете, что его спасение зависит от вашего собственного освящения? Не теоретического, а практического освящения!» И, немного помолчав, добавил: «Вы должны приступить к делу освящения немедленно, если действительно любите своего ребенка. Только что я увидел его душу… Она мертва».

Замысел Божий о спасении человека

Собственными силами человечеству было невозможно восстановить разрушенную связь с Богом, исцелить собственную природу.  Инициативу взял на Себя Сам Господь. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Имя Иисус переводится как Спаситель.  По словам святых отцов, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.  Он стал одним из нас, чтобы мы смогли стать подобными Ему.
Слово «религия» (ре+лига) означает воссоединение, восстановление связи (с Богом).

От Авраама, отца верующих, Бог произвёл новый народ, воспитывая в нём неискажённую религиозность в условиях языческого окружения. Через две тысячи лет в этом народе родилась Непорочная, Пречистая Дева, способная стать Богородицей. Богоизбранным еврейский народ именуется не в смысле заслуг, а в смысле избранничества Богом для исполнения определённых целей: хранения веры в Единого Бога, возвращения людей от язычества к единобожию, Боговоплощения, апостольской миссии. После создания Церкви Христовой богоизбранным народом стали христиане – Новый Израиль.

Воплотившийся Бог – Христос, по словам св. Апостола Павла – Второй Адам, соединил в Своем Лице человека и Бога. От Адама произошёл весь род человеческий по плоти, со всеми последствиями его греха, а от Господа Иисуса Христа – новый род людей, рождённых в Его Церкви по духу. Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его… (1Кор.15).

У Христа две воли: божественная и человеческая. Свою человеческую волю Господь всецело подчинил воле Божественной, осуществив то, что не удалось совершить Адаму.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва перед Владимирской иконой Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

Молитва святителю Герману, архиепископу Казанскому и Свияжскому

О святителю Христов Германе, богомудрый обители сея основателю, духовный иночествующих вождю, примером Христоподражательной жизни твоея всех верных и в жизни и по кончине твоей наставляющий! К тебе прибегаем и тебе усердно молим: соделай святыми твоими молитвами, да и мы благодатию Божиею созиждемся во обитель Духа Святаго, последованием жизни твоей воображаемся во образ Христов, во образ преподобия и правды, и осеняемы силою благоприятных молитв твоих, приносим плоды благих дел, благоугождающе Господу, да тщимся ходити во свете лица Его, паче всего любити Его и исполняти святую волю Его, служити во благо ближних наших и всемерно соделовати спасение свое, на пути многопременчивой жизни, терпением всякой тесноты, скорбей, лишений. А дабы возмощи нам понести благое иго Христово, моли, святче Божий, о укреплении немощи нашей помощию свыше, да избавит нас Господь от враг видимых и невидимых, от огненнаго и воднаго потребления, от неблагорастворения воздуха и тлетворных ветр, а паче от душепагубнаго пламене, потопления и обуревания страстей наших, да, под кровом благости и милосердия Божия, тихое и безмолвное житие поживем, ждуще блаженаго явления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Его Духом честь и слава во веки веков. Аминь.

Тропарь мученицы Агриппины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Агрипина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Агриппины

глас 4

Светлых подвиг твоих светоносный наста день,/ воньже почитающи сих, Божественная Церковь/ вся созывает весело вопити тебе:/ радуйся, дево и мученице,// Агрипино всечестная.

Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского

глас 2

Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского

глас 8

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

Теги:
Владимирская икона Божией Матери
праведный Артемий Веркольский
православный календарь

Все публикации