Церковный календарь

6 июля. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 июля. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 23 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Собор Владимирских святых. Мученицы Агриппины Римляныни (253–260). Мучеников Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV). Второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1714). Праведного отрока Артемия Веркольского (1545). Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (1524), Заоникиевской (1588), и именуемой «Вратарница», или «Неугасимая Свеча» (1894), икон Божией Матери.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Владимирская икона Пресвятой Богородицы – один из наиболее почитаемых образов Пречистой Владычицы. Все три памяти этого образа имеют государственное значение: перенесение иконы из Владимира в Москву при нашествии хана Тамерлана в 1395 году (8 сентября), воспоминание избавления Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году (6 июля) и празднование избавления от нападения Крымского хана Махмет Гирея в 1521 году (3 июня). Икона попала на Русь в XII веке, но служба ей была написана в конце XV столетия, вероятно, в связи с установлением митрополитом Геронтием празднования 6 июля. В богослужебных текстах переплетается несколько мотивов, главные из которых: радость избавления от грозящей опаснос ти и празднование встречи почитаемой иконы: «Яко избавльшеся от злых, светло сотворяем празднество сретения Твоего».

Cвятитель Герман, архиепископ Казанский

Не высокие чины и почести, а служение Богу и добросовестный труд ради укрепления Церкви – таким было жизненное кредо святителя Германа, архиепископа Казанского. Его первой монашеской обителью стал Волоколамский монастырь, а наставником – игумен Гурий. От него через несколько лет святой Герман принял вновь созданную архиерейскую кафедру в Казани. Служение владыки  было ознаменовано укреплением епархии и просветительским трудом. Впоследствии его пригласили на Московскую митрополичью кафедру. Однако из-за конфликта с царем Иваном Грозным владыка Герман попал в опалу и до самой кончины жил в Москве под надзором слуг царя. После смерти святителя по просьбе жителей города Свияжск мощи праведника были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. 

Праведный отрок Артемий Веркольский

История праведного Артемия — одно из свидетельств, что Дух Божий дышит, где хочет, и наши представления о праведности не всегда соответствуют Божиим. Святой Артемий родился в 1532 году в крестьянской семье в селе Веркола на реке Пинеге (ныне Пинежский район Архангельской области). Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и Артемий упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело в лесу без погребения. Почти через 50 лет, в 1577 году, диакон Никольской церкви Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки отрока, и обрёл нетленное тело Артемия. Крестьяне перенесли его мощи в Никольский храм Верколы. После этого Бог прославил святого отрока обилием чудес; особенно много случаев чудесного исцеления тяжелобольных детей. В XVII веке на месте гибели Артемия была устроена посвящённая ему церковь, позднее здесь был основан монастырь. Акафист праведному Артемию составил праведный Иоанн Кронштадтский.

Священное Писание

Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3

28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Глава 4

1 Что́ же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

3 Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Мф., 24 зач., VII, 24 - VIII, 4

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Глава 8

1 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.

2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. З, 28-4, З; Мф. 7, 24-8, 4

Нынешнее Евангелие говорит о том, что слушающий слова Господни и исполняющий их подобен строящему дом на камне, а слушающий и не исполняющий - подобен строящему дом на песке. Заучи это всякий и почаще повторяй; истина же в нем содержащаяся, всякому понятна и ясна наглядно. И собственных опытов всякий имеет под руками в этом роде множество. Мысли, например, пока еще думаешь о чем, бывают неустойчивы и мятутся; когда же изложишь их на бумаге, они получают окреплость и неподвижность; предприятие какое-нибудь все еще бывает неверно и меняется в частностях, пока не начато, а когда пустишь его в ход, всем пополнительным соображениям конец. Так и нравственные правила пока не исполнены, они как будто чужие, вне нас и непрочны, а когда исполняешь их, они входят внутрь, оседают в сердце и полагают там основу характеру - доброму или злому. «Итак блюдите, как опасно ходите»!

Порфирий Кавсокаливит о воспитании детей

Спасение ребенка зависит от вашего собственного освящения. Родители одного своенравного подростка приехали к отцу Порфирию. Со скорбью они рассказали ему о своих проблемах с воспитанием и попросили совета. Старец начал говорить им о том, что они должны обратить внимание на свою духовную жизнь. Родители снова и снова возвращались к разговору о ребенке, но старец продолжал говорить им об их христианских и родительских обязанностях. Тогда посетители вознегодовали и сказали ему: «Геронда, мы пришли сюда не ради себя. Все, что вы нам говорите, мы и так знаем с детских лет и других тому же учим. Мы пришли ради нашего ребенка». «А я все это время и говорил вам именно о вашем ребенке, – ответил старец. – Неужели вы не понимаете, что его спасение зависит от вашего собственного освящения? Не теоретического, а практического освящения!» И, немного помолчав, добавил: «Вы должны приступить к делу освящения немедленно, если действительно любите своего ребенка. Только что я увидел его душу… Она мертва».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что такое дом, о котором Господь говорит (см. Мф. 7, 24–27)? Дом – это наша жизнь, это все, что мы делаем, все, что мы созидаем. И если мы все созидаем вне Бога, то фундамент очень и очень слабый. Чтобы доказать этот евангельский тезис, не нужно искать ссылки на философов и ученых – достаточно взглянуть на опыт нашей страны. Ведь мы хотели в послереволюционные годы построить мощный дом, сильное государство, но не на том камне, о котором Христос сказал. И похоже, мы построили его на песке: когда пошел дождь, поднялся ветер, ударили волны, – как быстро все распалось! Ни армия могущественная, ни сила власти, собранная в один кулак, ни все то, что давала великая наша страна для того, чтобы народ и государство становились сильнее, – ничто не остановило это падение. И тот, кто из этого не сделал вывод и не применил его к самому себе, тот в первую очередь уподобляется тому самому глупому человеку, который, как говорит Евангелие, строит дом свой на песке.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

Тропарь мученицы Агриппины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Агрипина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Агриппины

глас 4

Светлых подвиг твоих светоносный наста день,/ воньже почитающи сих, Божественная Церковь/ вся созывает весело вопити тебе:/ радуйся, дево и мученице,// Агрипино всечестная.

Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского

глас 2

Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского

глас 8

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

Теги:
Владимирская икона Божией Матери
праведный Артемий Веркольский
православный календарь

Все публикации