Святитель Герман, архиепископ Казанский и Свияжский

13810
Фото

На кафедре: с 12 марта 1564 по 6 ноября 1567 года

Будущий казанский cвятитель по происхождению был знатным человеком. Род Полевых происходил из Рюриковичей, смоленских князей. Герман — потомок Рюрика в 24-м или 25-м колене. Его предком был Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха и правнук Ярослава Мудрого, последний киевский князь (1125-1137), при котором Киевская Русь как государство еще существовала. Московские князья и цари происходили от младшего брата Мстислава, Юрия Долгорукого.

Ростислав Мстиславич, предок Полевых, четвертый сын своего отца, получил в удел Смоленск. Род смоленских князей был весьма многочисленным, и уделы его представителей становились все мельче. В XIV веке они вместе со всей Смоленской землей оказались подданными великого князя Московского, многие из них выехали в Московское княжество.

Княжеский титул утратил прадед cвятителя Германа, Дмитрий Александрович Полев, поступивший на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу, брату великого князя Ивана III. В то время это было обычным делом. Мелкие князья поступали на службу к другим князьям, и вплоть до конца XV века это означало для них утрату княжеского титула, так как в Удельной Руси считалось, что князь должен иметь удел или, во всяком случае, претендовать на него. Среди российского дворянства довольно много Рюриковичей без княжеских титулов — Еропкины, Заволжские, Рожественские и т. д.

Полевы имели вотчины в Волоцком и Рузском уездах еще до основания Иосифо-Волоколамского монастыря и вместе со своим патроном князем Борисом Васильевичем Волоцким оказались среди тех, кто принимал участие в его создании. Почти все жертвовали монастырю часть своих земель «на помин души» и имели свой участок на монастырском кладбище.

Отец cвятителя Германа Федор (Садырь) упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифо-Волоколамскому монастырю. В 1530/31 г. он пожертвовал Волоколамскому монастырю свою деревню Редькино[1] и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Он занимал в монастыре должности келаря (1544/45-1546/47), казначея (1547/48 и 1552/53). В 1553/54-1554/55 гг. был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок[2]. В 1553 году он возглавил суд над Матвеем Башкиным.

А его сын Григорий постригся в Иосифо-Волоколамском монастыре еще в ранней юности, намного раньше отца. По словам князя А.М. Курбского, «…был тои Герман светла рода человек, еже Полевы нарицаются, та шляхта по отчине и бе он яко телом великой муж, так и разума многого, и муж честного и воистину святого жительства, и Священных Писаний последователь, и ревнитель по Бозе в трудех духовных многих. И к тому же Максима Философа мало нечто отчасти учения причастен был, а и от иосифлянских мнихов произыде, но отнюдь обычая лукавого и обыкновенного их лицемерия не причастен был, но человек истинный … был в разуме и велик помощник был в … бедах объятым, также и ко убогим милостлив зело»[3].

Упоминание «Максима Философа» указывает на то, что cвятитель Герман, вероятно, находился в монастыре уже до 1530 года, когда там содержался Максим Грек. Герман занимался, в частности, перепиской книг. В описи 1545 года упоминаются две книги его письма[4].

В начале 1551 года cвятитель Герман стал игуменом Успенского монастыря в городе Старице. В 1553 году он присутствовал на суде над еретиком Матвеем Башкиным, которым руководил его отец, и сопровождал осужденного Башкина в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и остался. В монастырских документах его называли «бывший старицкий игумен Герман». В 1554 году он упоминается как казначей монастыря.

В 1555 году cвятитель Герман был назначен архимандритом еще не открытого Свияжского Успенского монастыря (об обстоятельствах создания Казанской епархии см. в статье о святителе Гурии). Он прибыл в Казань вместе с cвятителями Гурием и Варсонофием и сразу отправился в Свияжск. Уже через год после своего основания монастырь занимался сельским хозяйством и даже судился из-за спорной земли со Свияжским собором[5].

Как уже говорилось в статье о cвятителе Гурии, в 1557 году в Казанском крае производилась массовая раздача земель, запустевших во время Казанской войны 1552-1557 гг. Свияжский Успенский монастырь, возглавляемый Германом, приобрел значительное количество земель как в Свияжском уезде, так и в Казанском. Уже через 10 лет эти земли были густо населены.

Главный монастырь Казанской епархии — Спасо-Преображенский в Казанском Кремле — стал обладателем не меньших по площадям, но, очевидно, менее перспективных владений, и только в Казанском уезде. С этого времени и на протяжении 200 лет именно Свияжский, а не Казанский Спасо-Преображенский монастырь был самым богатым в епархии. Видимо, архимандрит Варсонофий, возглавлявший Спасо-Преображенский монастырь, будучи выдающимся подвижником и молитвенником, в отличие от cвятителя Германа, не имел иосифлянской хозяйственной «закваски».

До секуляризации 1764 года Свияжский монастырь был крупнейшим землевладельцем Казанского края, уступавшим только Казанскому архиерейскому дому. В монастырских вотчинах возникло свыше 60 сел и деревень, в том числе Нижние Вязовые, Исаково, Большое Ходяшево (Зеленодольский район), Соболевское, Тихий Плес (Верхнеуслонский район), Мамадыш (ныне город) и другие. К моменту конфискации церковных земель Свияжскому монастырю принадлежали 8 тысяч ревизских душ, то есть около 16 тысяч человек, что более чем вдвое превышало владения Спасо-Преображенского монастыря.

В основанной cвятителем Германом обители уже в первые годы развернулось строительство. Те же псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй «с товарищи», которые строили кафедральный Благовещенский собор в Казани и стены Кремля, в Свияжске возвели Успенский собор, сохранившиеся до наших дней. Оба храма были очень похожи, но, в отличие от Благовещенского собора, Успенский почти не перестраивался и выглядит почти так же, как при cвятителе Германе. Внутри собора сохранились росписи XVI века, выполненные еще при святителе Германе или вскоре после его кончины.

Но архимандрит Герман занимался не только хозяйственными делами. Свияжский монастырь стал крупным миссионерским центром, в нем приняли крещение тысячи местных жителей. Архиепископ Гурий официально поручил архимандриту Герману управление и суд над всеми приходами в Свияжском уезде, таким образом миссионерская деятельность архимандрита Германа распространялась на обширную территорию Правобережья Волги.

В отличие от миссионерской практики последующих столетий, при cвятителе Германе крещение не рассматривалось как формальный акт. Перед его принятием будущие православные подолгу жили в монастыре на полном обеспечении, участвовали в службах и проходили катехизацию. Монастырская библиотека к 1568 году имела 152 книги, в том числе восемь пергаменных.

В Казани архимандрит Герман выстроил подворье Свияжского монастыря, оно упоминается в Писцовой книге 1565 года, к концу XVI века это подворье стало самостоятельным Иоанно-Предтеченским монастырем.

Заслуги cвятителя Германа в христианском просвещении Казанского края достаточно велики и не нуждаются в преувеличении и приукрашивании. В последние годы в казанской печати были опубликованы и многократно пересказаны утверждения, согласно которым Иван Федоров не в Москве, а именно в Свияжском монастыре под руководством cвятителя Германа напечатал свою первую книгу «Апостол», что в Свияжске cвятителем Германом был составлен знаменитый Лицевой свод для наглядного обучения детей. Эти утверждения не соответствуют действительности.

12 марта 1564 года cвятитель Герман, как сообщается в летописи и Житии, был «соборно избран» архиепископом Казанским и Свияжским. Это произошло на соборе, состоявшемся после смерти митрополита Макария, избравшем 24 февраля нового митрополита Афанасия. Святитель Герман участвовал в соборе как архимандрит Свияжского монастыря. Вскоре после рукоположения (его дата точно не известна) cвятитель Герман отбыл в Казань. Пребывание святителя на Казанской кафедре было недолгим и пришлось на тяжелое время. В декабре 1564 года Иван IV уехал в Александрову слободу, а еще через два месяца началась «опричнина», запомнившаяся, в первую очередь, массовыми репрессиями, в том числе против деятелей Церкви.

Официальное Житие cвятителя Германа сообщает, что в июле 1566 года он выехал в Москву на собор для избрания нового митрополита, где и жил почти полтора года на подворье Казанского архиерейского дома и умер от «морового поветрия».

Князь Андрей Михайлович Курбский в «Сказании о великом князе Московском» излагает совсем другую историю. Царь предложил cвятителю Герману стать митрополитом: «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него, яко и соборне, принужден к сему». Два дня cвятитель Герман уже «нареченным митрополитом» жил в митрополичьих покоях в Кремле и в это время имел беседу с царем, в которой убеждал его вернуться к праведной жизни. На cвятителя Германа «вознегодоваху» опричники во главе с Басмановым, которые убедили царя, что в лице cвятителя Германа он увидит «нового Сильвестра».

В результате назначение cвятителя Германа было отменено, а через два дня его нашли «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его (царя), овы же ядом смертоносным уморенна»[6].

Согласно Житию митрополита Московского и всея Руси Филиппа, насильственная смерть cвятителя Германа случилась позже, когда Филипп уже стал митрополитом. Святитель Герман был единственным из архиереев, кто поддержал митрополита Филиппа в его борьбе против введения опричнины, выступал в защиту. Вскоре казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, который ударами топора отсек ему голову[7]. О том, что cвятитель Герман был «нареченным митрополитом», в Житии священномученика Филиппа ничего не сообщается.

А.А. Зимин высказал пред-положение, что cвятитель Герман был убит в ходе репрессий, последовавших после низложения митрополита Филиппа, то есть после 9 ноября 1568 года.

Наиболее достоверной выглядит версия Жития священномученика Филиппа. Рассказу Курбского противоречит то, что, согласно летописям, cвятитель Герман участвовал в избрании митрополита Филиппа 25 июля и присутствовал на его поставлении. Эта версия противоречит официальной дате смерти cвятителя Германа и тому, что преемник cвятителя Германа на Казанской кафедре, архиепископ Лаврентий, был рукоположен уже 9 февраля 1568 года. Кроме того, Житие сщмч. Филиппа составлялось всего через двадцать лет после описываемых событий, а князь Курбский, находясь в эмиграции, мог просто составить неверное представление о том, что произошло, по отрывочным сведениям.

Причиной убийства cвятителя Германа могло стать не только осуждение им опричнины и защита митрополита Филиппа, но и то обстоятельство, что он, будучи настоятелем Старицкого Успенского монастыря, оказался связан с двоюродным братом Ивана IV князем Владимиром Андреевичем Старицким. С.Б. Веселовский, изучая и анализируя состав жертв опричного террора, сделал вывод, что в ходе опричнины целенаправленно уничтожались все родственники и близкие знакомые семьи князей Старицких [8].

Версия о насильственной смерти cвятителя Германа подтверждается актом осмотра его мощей в Свияжске в 1888 году (тогда на главу святителя налагали новую митру). Оказалось, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее»[9].

Но согласно официальной версии, смерть cвятителя Германа была естественной, поэтому он был похоронен в ближайшей к подворью казанских архиереев церкви Николы Мокрого в Зарядье (этот храм был снесен при строительстве гостиницы «Россия»). Отпевали его преемник cвятителя Германа в Свияжском монастыре архимандрит Иродион и вновь назначенный cвятителем Германом архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Иеремия. В 1591 году при перестройке церкви Николы Мокрого мощи были обретены, от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митрополита Гермогена царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов[10] разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский Успенский монастырь. Торжественная встреча святыни в Свияжске митрополитом, братией и горожанами состоялась 25 сентября 1592 года. Мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны.

Священномученик Гермоген, составивший Житие святителей Гурия и Варсонофия, почему-то не сделал этого относительно святителя Германа. Вероятно, дело было в том, что писать правду о смерти святителя Германа Гермоген не мог, а излагать в Житии явно ложную версию не хотел. Вплоть до середины XVII века святитель Герман почитался, в основном, жителями Свияжска. Житие святителя Германа было составлено в середине XVII века, при митрополите Лаврентии. Оно малоинформативно, содержит, в основном, сведения, почерпнутые из Жития святителей Гурия и Варсонофия, и особенно прославляет cвятителя Германа за основание Свияжского монастыря. Служба святителю Герману была составлена, вероятно, самим митрополитом Лаврентием. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митрополита Лаврентия об исцелении по молитвам к святителю Герману.

Мощи святителя Германа в Свияжском монастыре много раз перекладывались в новые раки. 23 июля 1714 года по указу митрополита Тихона мощи были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 года, второе перенесение мощей тоже стало праздноваться.

В 1888 году, когда была установлена насильственная смерть святителя, настоятель Свияжского монастыря архимандрит Вениамин внес изменения в службу и написал акафист, в котором святитель назывался страстотерпцем. Но в 1889 году постановлением Синода эти тексты были запрещены к публикации и службам. Главной причиной запрещения было упоминание в акафисте о насильственной смерти cвятителя Германа.

Под колокольней Свияжского Успенского монастыря вплоть до его закрытия сохранялась келья, где cвятитель Герман проводил время в молитвах, около трех квадратных аршин с печкой и окном, менее аршина в высоту, с иконой Богоматери в переднем углу и фонарем из слюды. В Успенском соборе хранились иглы, нитки, наперсток, которыми он пользовался в келейных занятиях.

В 1923 году, во время очередной атаки советской власти на Церковь, состоялось официальное вскрытие мощей святителя Германа. По местному преданию, в момент вскрытия по Волге прошел смерч, присутствовавшие при вскрытии разбежались. Мощи сохранялись в Свияжском Успенском монастыре и бесследно исчезли после его закрытия в 1925 году.

В 1918 году был закрыт Свияжский Успенский монастырь, в котором мирно почивали мощи cвятителя Германа. После разорения монастыря дальнейшая судьба святых мощей была довольно таинственна. Мощи исчезли, и о месте их нахождения никто ничего не знал. Существовало предание, что святые мощи были сокрыты под престолом кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев города Казани, но это тщательно скрывалось. После падения богоборческой советской власти, в 2000 году, на 2-й седмице Великого поста, во время уборки престола под ним был обнаружен ковчежец из красного дерева. Об этом сразу было донесено архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию, управляющему Казанской епархией. По его прибытии во время богослужения ларец был открыт и после долгого забвения были вновь обретены многоцелебные мощи cвятителя Германа.

Часть мощей была перенесена во вновь открытый Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и положена в раку, которая сейчас располагается в левой стороне храма.

Остальная часть мощей была торжественно перенесена в 2000 году в Свияжский Успенский мужской монастырь, который был вновь открыт после долгих лет запустения в 1999 году. Там святые мощи покоятся и ныне.

В Казани центром почитания святителя Германа был основанный им Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1849 году сюда была перенесена из Свияжска частица его мощей. Монастырь тоже был закрыт в 1929 году, но эта частица мощей уцелела в храме Ярославских Чудотворцев. Сейчас частицы мощей имеются в обеих восстановленных обителях — Казанском Иоанно-Предтеченском и Свияжском Успенском монастырях.

1. Акты феодального землевладения и хозяйства. — М., 1960.Т. 2. — С. 95, 110-114.

2. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1966. — С. 158.

3. Сочинения князя Курбского. — СПб., 1914, — Т. 1. — Стб. 318.

4. «Евангелие в десть Германова письма Садырева», «Богородичник в десть Германова письма Садырева».

5. Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР (вторая половина XVI — XVII вв. ). — Казань, 1990. — С. 30-31.

6. Русская историческая библиотека. — Т. 31. — Стб. 317-318.

7. Тверской Патерик. — С. 105.

8. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. — М., 1963. — С. 17 и др.

9. Тверской Патерик. — С. 106.

10. Как известно, первый Патриарх Русской Православной Церкви Иов с детства воспитывался в Успенском монастыре в городе Старице. Он находился там и в 1551-1553 гг., когда настоятелем монастыря был святитель Герман. Иов стал монахом между 1552 и 1555 гг., вполне вероятно,что его постриг именно святитель Герман.

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

13 февраля — память епископа Пермского и Екатеринбургского Иустина (Вишневского) 13 февраля — память епископа Пермского и Екатеринбургского Иустина (Вишневского)

Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Свияжского с 25 марта 1800 по 20 января 1802 гг. Скончался в Перми 31 января 1826 г.

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии

XX столетие российской истории, особенно его первая половина, обагрилось кровью пострадавших за веру Христову монашествующих, священнослужителей, мирян, взошедших на свою личную Голгофу подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.