3 июля. Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

5032
Фото

Седмица 2-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Священномученика Мефодия, епископа Патарского (312). Благоверного князя Глеба Владимирского (сына святого Андрея Боголюбского) (XII).

Святителя Мины, епископа Полоцкого (1116). Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I—II). Мучеников Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца (ок. 306). Святителя Левкия исповедника, епископа Врунтисиопольского (V). Праведного Николая Кавасилы (ок. 1397).

Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.

Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).

Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

Первый епископ вновь созданной Казанской епархии — святитель Гурий. За восемь лет его деятельности были построены четыре монастыря, Благовещенский кафедральный собор и свыше десяти церквей. Ревностно заботился святитель и о становлении образовательных учреждений. После его смерти христиане начали обращаться к нему в своих молитвах как к ходатаю Казанского края. В 1595 году, через 32 года после кончины архипастыря, состоялось обретение его святых мощей. А еще через 35 лет они были торжественно перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор Казани. Ныне, как и в старину, к мощам первого архипастыря Казанской земли, пребывающим в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, продолжают приезжать многочисленные паломники из многих уголков христианского мира.

Священномученик Мефодий, епископ Патарский

Епископ Мефодий жил в Ликийской области в Малой Азии. Он отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко святитель поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями. В историю христианской апологетики III века по Р. Х. он вошел полемикой против языческой философии и ересей. После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества (наиболее важные — «О воскресении», «Пир десяти дев»), изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания. Когда святителя Мефодия схватили язычники, он твердо исповедал веру во Христа и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы. Принял мученическую смерть в греческой Халкиде.

Благоверный князь Глеб Владимирский

Благоверный Глеб Владимирский был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского. С юных лет он подвизался в благочестии. Скончался святой князь Глеб в возрасте 19 лет. Его прославление совершилось при императоре Петре Великом в 1702 году. Мощи князя были совершенно нетленны, о чём свидетельствовал преподобный Антоний (Медведев). В юности архимандрит Антоний под влиянием раскольников стал сомневаться в нетлении святых мощей. Желая укрепиться в вере, он попросил чредного священника показать ему мощи святого Глеба. Батюшка открыл мощи благоверного князя и обнажил его руку, которая сохранила все составы и кожу и сгибалась, как у живого человека. «Ужас напал на меня, — вспоминал будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры, — и я упал в чувстве благоговения перед святыми мощами».

Праведный Николай Кавасила

Святой Николай Кавасила подвизался в Византии в середине XIV века. В юности он был секретарём императора Иоанна Кантакузина, а затем удалился в монастырь, где посвятил себя духовным писаниям. Два основных труда преподобного — «Жизнь во Христе» и «Объяснение Божественной литургии» — посвящены Таинствам. В первой книге говорится о смысле и значении Таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Во втором произведении святой толкует чин литургии как символическое воспроизведение жизни Господа Иисуса Христа. «Священнодействия, — пишет он, — освящают нас двояким способом. Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов, подобно как и псалмопения умилостивляют к нам Бога и привлекают к нам помощь свыше. А с другой стороны, чрез всё, что совершается в священнодействии, мы получаем освящение и другим способом — тем, что во всём этом мы созерцаем образ Христа, Его дела в отношении к нам и Его страдания».

Мученики Инна, Пинна и Римма

Святые мученики Инна, Пинна и Римма, по преданию, происходили из северной страны и были учениками апостола Андрея Первозванного. Согласно житию, они были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым брёвнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твёрдую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии. Через семь лет, 20 июня, совершилось перенесение их святых мощей. Мученики Инна, Пинна и Римма почитаются в Русской Церкви как первомученики словенские. Возле храма во имя всех Крымских святых (город Алушта) возведена часовня святых мучеников.

Священное Писание

Религиозная жизнь, как и всякая другая жизнь в строго регламентированной системе, способна превратить человека в циника: можно начать говорить одно — благочестивое и правильное, а жить совсем иначе, так, будто бы и вовсе нет никакого Бога. Конечно же, Господь наш Иисус Христос прекрасно знал об этой опасности, более того, Он ежедневно соприкасался с людьми, которых поразил религиозный цинизм, и меньше всего Спаситель хотел, чтобы нечто подобное случилось с кем-то из Его учеников. Поэтому Господь оставил нам предупреждение, которое содержится в 7-й главе Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время Литургии в православных храмах.

Глава 7.

21Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Только что прозвучавшие слова Христа не были чем-то новым, подобные мысли мы можем встретить и в книгах древних пророков, к примеру, в книге пророка Исайи, который от лица Бога обличал своих современников такими словами: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:15—17). Христос, произнося Свои слова, вовсе не планировал сказать нечто принципиально новое, судя по всему, Его задачей было напомнить людям о неизменности ожиданий Бога от человека: Богу не нужны ни наши молитвы, ни наши славословия, ни храмы, ни все то, с чем мы привыкли ассоциировать религиозную жизнь, Бог ждёт от нас плодов веры. Плоды эти перечислил пророк Исайя, их же перечислил и Христос, и сводятся плоды веры к любви и милосердию.

Все предельно просто: истинна и спасительна только та религиозная практика, которая постепенно выводит человека за пределы его замкнутости на себе и на своих интересах. Молитвы, посты и жертвы во славу Божию должны приводить нас к умягчению сердец, к состраданию и заботе о нуждающихся, к благости, кротости, воздержанию и любви. Если же этого не происходит, если религиозная жизнь превращает нас в нетерпимых фанатиков, неспособных покрывать чужие оплошности любовью и богоподобным всепрощением, фанатиками, жизнь рядом с которыми становится невыносимой, то это указывает на категорическую неправильность выбранного нами пути.

Упомянутое Спасителем в только что прозвучавшем евангельском отрывке «беззаконие» можно понимать как минимум двумя способами. Во-первых, это отсутствие должной нравственной жизни, и, как мы прекрасно понимаем, произнесение молитв и воззваний к Богу вовсе не гарантирует, что человек станет на путь исправления своей жизни, совсем нетрудно представить того, кто, произнося правильные молитвы, исполнен лукавства, а потому даже не планирует начинать жить так, как того требуют произносимые им молитвы. Ярким примером такого рода людей были евангельские первосвященники и другие члены синедриона, осудившие Спасителя на смерть. Во-вторых, контекст Евангелия от Матфея подталкивает нас понимать слово «беззаконие» как указание на отсутствие любви. Конечно, оба эти понимания «беззакония» переплетены между собой, ведь жизнь по заповедям невозможна без любви к Богу, а любовь к Богу немыслима без своего непосредственного проявления — любви к ближним.

епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Где же проходит грань между естественной заботой о плоти и греховной похотью плоти? — Все зависит от того, где находится наш ум, где обретается наша самая большая ценность, потому что где сокровище наше, там и сердце наше (Лк. 12, 34). И если сокровище наше заключается в плоти, то мы и служим ей, находясь в пагубном состоянии похоти. А если забота о материальной стороне жизни составляет неотъемлемую, важную, но не господствующую ее часть, если нашими поступками управляет дух, если главным, доминирующим делом нашей жизни является забота о духе, то тогда между духовным и физическим началами человека устанавливается гармоничная связь. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом. Собственно говоря, вся христианская аскеза и направлена на то, чтобы помочь человеку таким образом развить свои силы, воспитать свое тело, чтобы оно никогда не господствовало над духом.

Паисий Святогорец о милующем сердце

Авва Исаак говорит: «Сердце милующее — это возгорание сердца у человека о всем творении». Да, так и есть, «возгорание сердца» — и о животных, и даже о демонах. Духовный человек отдает свою любовь прежде Богу, затем людям, а остаток своей любви он отдает животным и всему творению. Эта божественная любовь извещает животных. Они распознают человека, который их любит и сострадает им, и без боязни приближаются к нему. Даже дикие животные могут отличить человека, который их любит, от охотника, который охотится на них. От охотника они прячутся, а к человеку, который их любит, приближаются. Раньше я думал, что это не относится к змеям, потому что змея — единственное животное, которое люди не любят. Однако позднее я убедился, что и змеи чувствуют любовь человека и могут стать его друзьями. Если человек поставит себя на место змеи и станет ей сострадать, змея сразу это понимает и приближается к человеку как друг. Она словно говорит: «Слава Богу, вот и я наконец-то нашла друга!»

Могли ли люди самостоятельно преодолеть последствия грехопадения?

Ещё будучи цельным, невинным, имея духовную близость с Богом и не имея ещё склонности ко греху, первозданный человек не устоял в искушении дьявола и последовал его воле. Совсем не в таком состоянии пребывал Адам по грехопадении: связь с Богом нарушилась, разум и чувства омрачились, воля извратилась, образ Божий померк; тленность и смертность стали для человека (как бы) «естественными». Отступив от Бога, он в значительной мере потерял нравственные ориентиры. Стало быть, согрешив, человек не просто утратил первозданное состояние, он сделался удобопреклонным ко злу, к воздействию на него демонических сил.

Даже человеку, омытому от скверны первородного и личных грехов (что происходит в Таинстве Крещения), воспитанному на учении Евангелия, невозможно без помощи Божьей стяжать (обрести) праведную жизнь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Если человек отпадает от Церкви, он неминуемо одолевается грехом. Что же говорить о ветхозаветных людях? Разве только пофантазировать, что они, словно Мюнхгаузен, могли взять да и вытащить сами себя за волосы из болота смерти и греха, могли сами себя исцелить от духовных болезней, от греховности, от порочных страстей.

Молитвословия

Тропарь на перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

Яко крин благовонный,/ мироточивыя твоя мощи/ от вертограда Церкве Спасовы/ в вертоград Церкве Богородичны честне принесошася,/ святителю Гурие,/ яко же бо дар честен,/ тя даровав Христос Пречистей Матери Своей,/ и исполнися храм Ея святый благоухания твоего,/ и возрадовася архиерейский престол,/ приемый тя, первоседателя своего./ Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники/ о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении,/ еже мы радостно празднующе, молим тя,/ угодниче Божий:/ моли Христа Бога/ подати душам нашим мир и велию милость.

Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 3

Добродетельного и благороднаго ради твоего жития,/ извел тя есть Прещедрый Бог/ на первопрестольство богоспасаемаго царства Казани/ и просветил есть учением твоим бесерменьстии языцы./ И многия, святителю Гурие, во избранное Христово стадо привел еси,/ и нищелюбием богоугодно пожил еси,/ и по преставлении твоем много лет сокровенное твое тело/ от недр земных на удивление явися,/ и благоуханнаго мира гроб наполнися приходящим с верою,/ взимающим миро от раки честньгх мощей твоих,/ всем источаеши исцеления,/ святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Молитва святителю Гурию, архиепископу Казанскому

Святителю отче Гурие, предстоя священной раке многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь святого благоверного князя Глеба Владимирского

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ имея в себе пребогатое сокровище —/ чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба,/ имиже украшался и хваляся,/ вселенную всю созывает к веселию/ и велегласно вопиет:/ о Владыко Христе,/ даровавый таковую благодать угоднику Твоему,/ его молитвами помилуй нас.

Кондак святого благоверного князя Глеба Владимирского

глас 8

Взбранному и крепкому в праведницах,/ православною мудростию сияющему великому чудотворцу,/ благодарственная восписуем ти, благоверный княже Глебе:/ яко имея дерзновение у Престола Христова,/ верою чтущих тя, град и люди сохраняй молитвами твоими:/ ты бо еси земли Российския похвала и утверждение.

Новости по теме

В крипте Благовещенского собора совершаются регулярные богослужения В крипте Благовещенского собора совершаются регулярные богослужения

В нижнем храме Благовещенского собора Казанского кремля совершаются богослужения по пятницам и субботам.

В день памяти святителя Казанского Гурия митрополит Кирилл освятил Гуриевский престол в крипте Благовещенского собора
В день памяти святителя Казанского Гурия митрополит Кирилл освятил Гуриевский престол в крипте Благовещенского собора

18 декабря, в день памяти святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил великое освящение престола нижнего храма Благовещенского собора Казанского кремля во имя святителя Гурия Казанского и всех святых, от века Богу угодивших.

В канун дня памяти святителя Казанского Гурия митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в храме Ярославских чудотворцев
В канун дня памяти святителя Казанского Гурия митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в храме Ярославских чудотворцев

17 декабря, в канун дня памяти святителя Гурия, архиепископа Казанского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани.

В день памяти святителя Гурия Казанского состоится великое освящение нижнего храма Благовещенского собора Казанского кремля
Анонсы и объявления 17 декабря 2023
В день памяти святителя Гурия Казанского состоится великое освящение нижнего храма Благовещенского собора Казанского кремля

18 декабря, в день памяти святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершит чин великого освящения престола нижнего храма Благовещенского собора Казанского Кремля.