Церковный календарь

10 августа. Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 августа. Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

9-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 28 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Апостолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых.

Преподобного Моисея чудотворца, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мучеников Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Преподобного Павла Ксиропотамского (820).

Священномученика Николая Пономарева диакона (1918); преподобномученика Василия Эрекаева, преподобномучениц Анастасии Камаевой и Елены Асташкиной, мучеников Арефы Ерёмкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и мученицы Мавры Моисеевой (1937).

Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654–1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).

Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрией» (в переводе с греческого языка — «Путеводительница»), была принесена на Русь из Византии в 1046 году. Икона стала называться Одигитрией по причине многочисленных исцелений слепых по молитве к чудотворному образу, согласно преданию, написанному святым евангелистом Лукой. Византийские императоры, отправляясь на войну, всякий раз молились перед иконой Одигитрии, чтобы Небесная Царица предводительствовала во время брани. Подобное отношение было и у русского воинства, не раз получавшего помощь от небесной Путеводительницы как во времена татаромонгольского нашествия, так и в годы вой ны с Наполеоном. Служба иконе известна с XVI века. Основой её послужил канон, написанный митрополитом Никейским Игнатием, вероятно, в связи с восстановлением иконопочитания в 843 году.

Апостолы от 70-ти Прохор, Никанор, Тимон и Пармен диаконы

Первохристианская община в Иерусалиме состояла из палестинских христиан и верующих, пришедших из стран с эллинской культурой (эллинистов). Вначале вся жизнь общины управлялась апостолами, но по занятости проповедью и по причине многолюдства им не всегда удавалось уделить должное внимание некоторым вопросам. Когда эллинских вдовиц расстроило неравномерное раздаяние материальных ценностей, апостолы избрали семь мужей (диаконов) специально для «служения столам». Были избраны мужи, «исполненные Духа Святого и мудрости»: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай Антиохиец. Избрание семи диаконов для обеспечения хозяйственных нужд общины имело и более высокую цель: сохранить мир в христианской общине, который, как оказалось, легко нарушается человеческой немощью.

Священное Писание

1 Кор., 154 зач., XIII, 4 - XIV, 5

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан.

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Глава 14

1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

Мф., 80 зач., XX, 1-16

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.

5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.

6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно?

7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите.

8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11 и, получив, стали роптать на хозяина дома 12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; 15 разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 13, 4-14, 5; Мф. 20, 1-16

В притче о наемниках и тот, кому один только час работать пришлось, был одинаково вознагражден домовладыкою. Часы дня в этой притче — образ течения жизни нашей. Одиннадцатый час — последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже не к чему начинать. Начинай не робея; милостив Господь; все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там. Только усердием побольше разгорись и посокрушеннее поскорби о нерадении, в котором проведена вся почти жизнь. Скажешь: там позвал хозяин, пусть и меня позовет Господь. А разве не зовет? Не слышишь разве в церкви гласа Господня: «придите ко Мне все» и апостольского призвания: «как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5, 20).

Преподобный Паисий Святогорец о пользе терпения болезней

Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Здоровье — это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь — это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда «гарантирует» ему [небесную] мзду. Единственное, что необходимо в некоторых болезнях, — это немного терпения. Бог попускает болезнь для того, чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни Бог очищает человека от имеющихся у него недостатков. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Все, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу. Он знает, что необходимо каждому из нас, и в соответствии с этим дает нам болезнь — либо для того, чтобы мы восприяли за нее мзду, либо для того, чтобы мы расплатились за какие-то грехи.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Прославляя Царицу Небесную, мы припадаем к Ее образу и молимся об Отечестве нашем, об исторической Руси, о народе нашем, о молодежи нашей, о нашей интеллигенции, которая так часто сбивалась с жизненного пути, заводя за собой в духовное болото весь народ. Мы молимся сегодня с особой силой и за воинство наше, дабы Царица Небесная ограждала землю нашу миром, народ наш покоем; чтобы Она помогала и молодым людям, тем, которых сегодня пытаются оторвать от Бога и от Его благодати, – чтобы и над ними простерла Царица Небесная Свой Покров.

Почитание святых

Почитание святых заключается:

1. в изучении их опыта духовной борьбы (в т.ч. исцеления от тех или иных страстей и обретения и приумножения добродетелей);

2. в подражании их добродетелям (т.е. не только подвигу, духовной борьбе как средству, но и её плодам);

3. в молитвенном общении с ними (с Небесной Церковью). Помощь святых — реальность церковной жизни. Известен случай, когда тонущий в море китаец, вспомнив увиденную где-то на вокзале в России икону Николая Чудотворца, стал кричать: «Николай, который на вокзале, помоги мне!». Святой явился и вытащил его из морской пучины. 

Обращение к святым — форма обращения к Богу. Обращаясь к святым, мы просим у них молитв перед Богом. Почитание святых имеет своим источником любовь к источнику святости — Богу; если я люблю Бога, то нахожусь в общении и с близкими к Нему людьми. Коль скоро мы просим молитв у наших ближних, то естественно просить их и у святых.

Желательно знать своего святого (см. Определитель именин), ежедневно читать жития святых, чья память празднуется в этот день.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия»

глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия»

глас 6

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Смоленской

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

Тропарь преподобнаго Моисея, в Дальних пещерах почивающаго

глас 1

Велия исправления и крепкия подвиги во псалмопениих же и коленопреклонениих бесчисленных показавши и многими труды и чудодействии, богоносе Моисее, просиявый, моли Христа Бога во еже спастися нам.

Кондак преподобнаго Моисея, в Дальних пещерах почивающаго

глас 1

Являя твердую и неразоримую свою любовь ко Господу, поясом железным его ради поясался еси, к сему и крест железен присно на себе носил еси велий, преподобне Моисее, в коем стеснении сый, еже и делы ручными удручался еси, за еже велиими чудесы обогащася и Царствию Христову общник явлься, моли и нам в тожде вселитися.

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 1

Диакони честнии,/ и самовидцы Слова,/ и сосуди избраннии явистеся веры,/ Никанор, Прохор, Пармен и Тимон, славнии,/ темже днесь священную память вашу празднуем,// в веселии сердца вас ублажающе.

Тропарь святителя Питирима, епископа Тамбовского

глас 4

Веры и благочестия наставниче,/ Церкве светильниче, монашествующих образе,/ святителю Питириме премудре,/ стадо твое благочестно упасл еси/ и ко Христу привел еси,/ темже в Вышних венцем славы украшен,/ с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Питирима, епископа Тамбовского

глас 8

Монахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива,/ чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна,/ сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовский земли похвалу.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление

глас 4

К Богородице со умилением припадем,/ вси, грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление

глас 3

Юже подражая неплодную смоковницу,/ аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/ но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/ стеню от сердца и вопию:/ умилися, Благосердая,/ и мне, окамененному сердцем,/ благоволи подати душевное и сердечное умиление.

Теги:
Смоленская икона Богородицы
православный календарь

Все публикации