Седмица 7-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Апостолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых.
Преподобного Моисея чудотворца, Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Мучеников Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Преподобного Павла Ксиропотамского (820).
Священномученика Николая Пономарева диакона (1918); преподобномученика Василия Эрекаева, преподобномучениц Анастасии Камаевой и Елены Асташкиной, мучеников Арефы Ерёмкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и мученицы Мавры Моисеевой (1937).
Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654—1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).
Календарь Татарстанской митрополии:
В этот день особо чтится Седмиезерная икона Божией Матери, являющаяся одним из чудотворных списков Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Одигитрия». С этим образом связано многократное спасение Казани в периоды моровых язв и поветрий, особенно в XVII и XVIII вв., в связи с чем до 1920-х гг. практиковались ежегодные принесения святой иконы торжественным крестным ходом из Седмиезерной Богородичной пустыни в Казань (см. 26 июня и 13 октября). С 1989 г. Седмиезерная икона Божией Матери постоянно пребывает в Петропавловском соборе г. Казани.
День мученической кончины прмч. Сергия (Гуськова), иеромонаха Раифской пустыни. Расстрелян в Казани 10 августа 1930 г. Память совершается вместе с другими преподобномучениками Раифскими 14 января.
В этот день в составе Собора святых Тамбовской митрополии прославляется сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский.
Память митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Ректор Казанской духовной академии (1895-1900). Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чесбоксарского (с 7 сентября 1897 по 1 марта 1899 г.) и епископа Чистопольского (1 марта 1899 по 14 июля 1900 г.). Скончался в Сремских Карловцах (Королевство Югославия) 10 августа 1936 г.
Престольные праздники
Седмиезерная Богородичная пустынь (К)
Храм Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы Казанско-Богородицкого прихода пос. Царицыно г. Казани (К)
Храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы пос. Сухая Река г. Казани (К)
Храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы с. Ромодан Алексеевского района (Ч)
Храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы с. Клянчино Верхнеуслонского района (К)
Храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы с. Соловцово Высокогорского района (К)
Храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы с. Сетяково Менделеевского района (К)
Придел Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Никольского собора г. Мензелинска (К)
Храм-часовня Смоленской иконы Пресвятой Богородицы д. Турнояс Нурлатского района (Ч)
Храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы с. Аркатово Пестречинского района (К)
Придел Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Спасского храма с. Кулаево Пестречинского района (К)
Храм иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (Серафимо-Дивеевской) прихода прп. Серафима Саровского г. Казани (К)
Храм иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (Серафимо-Дивеевской) г. Чистополя (Ч)
Придел ап. Никанора и мц. Наталии Иоанно-Предтеченского храма с. Костенеево Елабужского района (К)
Смоленская икона Божией Матери
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрией» (в переводе с греческого языка — «Путеводительница»), была принесена на Русь из Византии в 1046 году. Икона стала называться Одигитрией по причине многочисленных исцелений слепых по молитве к чудотворному образу, согласно преданию, написанному святым евангелистом Лукой. Византийские императоры, отправляясь на войну, всякий раз молились перед иконой Одигитрии, чтобы Небесная Царица предводительствовала во время брани. Подобное отношение было и у русского воинства, не раз получавшего помощь от небесной Путеводительницы как во времена татаромонгольского нашествия, так и в годы войны с Наполеоном. Служба иконе известна с XVI века. Основой её послужил канон, написанный митрополитом Никейским Игнатием, вероятно, в связи с восстановлением иконопочитания в 843 году.
Апостолы от 70-ти Прохор, Никанор, Тимон и Пармен диаконы
Первохристианская община в Иерусалиме состояла из палестинских христиан и верующих, пришедших из стран с эллинской культурой (эллинистов). Вначале вся жизнь общины управлялась апостолами, но по занятости проповедью и по причине многолюдства им не всегда удавалось уделить должное внимание некоторым вопросам. Когда эллинских вдовиц расстроило неравномерное раздаяние материальных ценностей, апостолы избрали семь мужей (диаконов) специально для «служения столам». Были избраны мужи, «исполненные Духа Святого и мудрости»: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай Антиохиец. Избрание семи диаконов для обеспечения хозяйственных нужд общины имело и более высокую цель: сохранить мир в христианской общине, который, как оказалось, легко нарушается человеческой немощью.
Евангелие дня
Как организовать свою жизнь, чтобы угодить Богу? Главный вопрос, который постоянно задает себе верующий человек. Отрывок из Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос.
Глава 10.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Глава 11.
1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
На языке Священного Писания душа — это жизнь. Это вполне конкретные вещи, которые нас окружают и наполняют и ради которых мы живём. То, что представляет для человека наибольшую ценность. Очевидно, что для многих этим самым ценным являются семья и родные люди: мать, отец, сын, дочь и другие близкие. Именно поэтому они и упоминаются в начале только что прозвучавшего отрывка. Практически вся наша деятельность связана с тем, что мы стремимся закрыть потребности этих людей. Мы думаем о том, как накормить детей, одеть их в хорошую одежду, дать им воспитание и образование. Заботимся о том, чтобы наша супруга или супруг чувствовали себя как можно более комфортней материально и эмоционально. Мы стремимся обеспечить достойную старость своим родителям. Ради всего этого мы работаем, строим карьеру, повышаем квалификацию, улучшаем своё благосостояние. С этим связаны наши планы, мечты, надежды, фантазии. То есть наши близкие — это целый мир, который живёт в нашей душе и который мы стремимся беречь и охранять. Они организуют наше время и всё то, что мы делаем.
Христос упоминает о родных именно потому, что Его слушателям это было ясно и понятно. Но необязательно под близкими понимать конкретных людей. Моя душа, то есть моя жизнь, может быть сконцентрирована на любом предмете. Я могу посвятить всего себя какому-то особому проекту или идее. Я могу быть вовлечён так же сильно, как некоторые вовлечены в свою семью, в те образы и представления, которые живут исключительно в моей голове. Тогда именно эти образы определяют все мои действия, мысли и чувства. Я могу трястись над ними, как Кощей над своим золотом или как гоголевская Коробочка над своим барахлом. Всячески их холить и лелеять.
Проблема в том, что ничто не вечно. Люди, даже самые близкие, уходят, а порой и предают. Вещи превращаются в хлам. Идеи показывают свою несостоятельность. Если отдаваться всему этому без остатка, то есть риск, что у последней черты придёт горькое осознание: я всю жизнь гонялся за призраками, пытался душу сохранить, наполнить её окружающими, а они покинули. Внутри пусто, словно нет души.
Поэтому Христос говорит сегодня, что вся жизнь тех, кто называет себя христианами, должна быть сконцентрирована не на людях, вещах или идеях. Она должна вращаться вокруг Бога. Это основной приоритет. Точно так, как я думаю постоянно, что сделать для того, чтобы было хорошо моим близким, я должен думать о том, а чего от меня хочет Господь? Как мне исполнить Его волю? Как мне сегодня быть верным Его Евангелию? Как ради Него проявить заботу о тех, кто меня окружает?
Порой кажется, что, если я так буду организовывать свои будни, я потеряю. Мне придётся отказаться от многого, к чему я привык. Я могу даже испытать дискомфорт и боль потери. Отчасти это так. Ведь постепенно будет рушится тот образ мира, который я нарисовал в своей голове. Однако важно понимать, что это всего лишь мой образ, мои ограниченные представления, мои иллюзии, которые держат меня в заложниках у людей, у вещей и у обстоятельств. И лишь тогда, когда я всё это отпущу, у меня есть возможность перестать быть их рабом и стать слугой Творца. Взять свой Крест и последовать за Ним. Пусть это неприятно, но Господь никогда не обманет и не покинет. Если я поставлю Его волю во главу угла, всё, от чего я отказался ради Него, Он вернёт мне сполна. Моя связь с родным станет глубже и крепче, мои проекты, мечты и надежды преобразятся. Всё станет во много раз качественней, надёжней, основателей, чем я мог представить себе своим скудным умом. И самое главное — во всём этом будет душа, жизнь, то есть полнота божественной благодати и радость Небесного Царства Христа.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Преподобный Паисий Святогорец о пользе терпения болезней
Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Здоровье — это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь — это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда «гарантирует» ему [небесную] мзду. Единственное, что необходимо в некоторых болезнях, — это немного терпения. Бог попускает болезнь для того, чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни Бог очищает человека от имеющихся у него недостатков. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Все, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу. Он знает, что необходимо каждому из нас, и в соответствии с этим дает нам болезнь — либо для того, чтобы мы восприяли за нее мзду, либо для того, чтобы мы расплатились за какие-то грехи.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Прославляя Царицу Небесную, мы припадаем к Ее образу и молимся об Отечестве нашем, об исторической Руси, о народе нашем, о молодежи нашей, о нашей интеллигенции, которая так часто сбивалась с жизненного пути, заводя за собой в духовное болото весь народ. Мы молимся сегодня с особой силой и за воинство наше, дабы Царица Небесная ограждала землю нашу миром, народ наш покоем; чтобы Она помогала и молодым людям, тем, которых сегодня пытаются оторвать от Бога и от Его благодати, — чтобы и над ними простерла Царица Небесная Свой Покров.
Почитание святых
Почитание святых заключается:
1. в изучении их опыта духовной борьбы (в т.ч. исцеления от тех или иных страстей и обретения и приумножения добродетелей);
2. в подражании их добродетелям (т.е. не только подвигу, духовной борьбе как средству, но и её плодам);
3. в молитвенном общении с ними (с Небесной Церковью). Помощь святых — реальность церковной жизни. Известен случай, когда тонущий в море китаец, вспомнив увиденную где-то на вокзале в России икону Николая Чудотворца, стал кричать: «Николай, который на вокзале, помоги мне!». Святой явился и вытащил его из морской пучины.
Обращение к святым — форма обращения к Богу. Обращаясь к святым, мы просим у них молитв перед Богом. Почитание святых имеет своим источником любовь к источнику святости — Богу; если я люблю Бога, то нахожусь в общении и с близкими к Нему людьми. Коль скоро мы просим молитв у наших ближних, то естественно просить их и у святых.
Желательно знать своего святого (см. Определитель именин), ежедневно читать жития святых, чья память празднуется в этот день.
Молитвословия
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия»
глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия»
глас 6
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Смоленской
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.
Тропарь преподобнаго Моисея, в Дальних пещерах почивающаго
глас 1
Велия исправления и крепкия подвиги во псалмопениих же и коленопреклонениих бесчисленных показавши и многими труды и чудодействии, богоносе Моисее, просиявый, моли Христа Бога во еже спастися нам.
Кондак преподобнаго Моисея, в Дальних пещерах почивающаго
глас 1
Являя твердую и неразоримую свою любовь ко Господу, поясом железным его ради поясался еси, к сему и крест железен присно на себе носил еси велий, преподобне Моисее, в коем стеснении сый, еже и делы ручными удручался еси, за еже велиими чудесы обогащася и Царствию Христову общник явлься, моли и нам в тожде вселитися.
Тропарь апостолов
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостолов
глас 1
Диакони честнии,/ и самовидцы Слова,/ и сосуди избраннии явистеся веры,/ Никанор, Прохор, Пармен и Тимон, славнии,/ темже днесь священную память вашу празднуем,// в веселии сердца вас ублажающе.
Тропарь святителя Питирима, епископа Тамбовского
глас 4
Веры и благочестия наставниче,/ Церкве светильниче, монашествующих образе,/ святителю Питириме премудре,/ стадо твое благочестно упасл еси/ и ко Христу привел еси,/ темже в Вышних венцем славы украшен,/ с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Питирима, епископа Тамбовского
глас 8
Монахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива,/ чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна,/ сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовский земли похвалу.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление
глас 4
К Богородице со умилением припадем,/ вси, грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление
глас 3
Юже подражая неплодную смоковницу,/ аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/ но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/ стеню от сердца и вопию:/ умилися, Благосердая,/ и мне, окамененному сердцем,/ благоволи подати душевное и сердечное умиление.