Церковный календарь

10 августа. Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 августа. Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

10-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 28 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Апостолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых.

Преподобного Моисея чудотворца, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мучеников Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Преподобного Павла Ксиропотамского (820).

Священномученика Николая Пономарева диакона (1918); преподобномученика Василия Эрекаева, преподобномучениц Анастасии Камаевой и Елены Асташкиной, мучеников Арефы Ерёмкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и мученицы Мавры Моисеевой (1937).

Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654–1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).

Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрией» (в переводе с греческого языка — «Путеводительница»), была принесена на Русь из Византии в 1046 году. Икона стала называться Одигитрией по причине многочисленных исцелений слепых по молитве к чудотворному образу, согласно преданию, написанному святым евангелистом Лукой. Византийские императоры, отправляясь на войну, всякий раз молились перед иконой Одигитрии, чтобы Небесная Царица предводительствовала во время брани. Подобное отношение было и у русского воинства, не раз получавшего помощь от небесной Путеводительницы как во времена татаромонгольского нашествия, так и в годы вой ны с Наполеоном. Служба иконе известна с XVI века. Основой её послужил канон, написанный митрополитом Никейским Игнатием, вероятно, в связи с восстановлением иконопочитания в 843 году.

Апостолы от 70-ти Прохор, Никанор, Тимон и Пармен диаконы

Первохристианская община в Иерусалиме состояла из палестинских христиан и верующих, пришедших из стран с эллинской культурой (эллинистов). Вначале вся жизнь общины управлялась апостолами, но по занятости проповедью и по причине многолюдства им не всегда удавалось уделить должное внимание некоторым вопросам. Когда эллинских вдовиц расстроило неравномерное раздаяние материальных ценностей, апостолы избрали семь мужей (диаконов) специально для «служения столам». Были избраны мужи, «исполненные Духа Святого и мудрости»: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай Антиохиец. Избрание семи диаконов для обеспечения хозяйственных нужд общины имело и более высокую цель: сохранить мир в христианской общине, который, как оказалось, легко нарушается человеческой немощью.

Священное Писание

1 Кор., 159 зач., XV, 12-19

12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то ка́к некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; 14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; 16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

18 Поэтому и умершие во Христе погибли.

19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Мф., 84 зач., XXI, 18-22

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 15, 12-19; Мф. 21, 18-22

Господь осудил смоковницу на бесплодие за то, что по виду она так была покрыта листьями, что надлежало быть на ней и плодам, которых на деле не оказалось. В применении к жизни христианской, листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды внутренние расположения. По закону так: первые должны исходить из последних; но по снисхождению к немощам — крайняя мера: последния должны развиваться вместе с первыми. Когда первые в силе, а последних нет и в зародыше, то отсюда выходит ложь жизни, которая выражается так: казаться, но не быть. Вначале, может быть, и не имеется это несчастное настроение в мысли, а потом оно является незаметно и устанавливает собой строй жизни. Кто наляжет слишком на внешность и пристрастится к ней, у того внимание к сердцу закрывается, чувства духовные глохнут и водворяется холодность. На этой степени жизнь духовная замирает; остается вид благочестия без его. Поведение совне исправно, а внутрь все навыворот. Следствием этого — бесплодие духовное: делаются дела, но они все, мертвые.

Преподобный Паисий Святогорец о пользе терпения болезней

Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Здоровье — это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь — это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда «гарантирует» ему [небесную] мзду. Единственное, что необходимо в некоторых болезнях, — это немного терпения. Бог попускает болезнь для того, чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни Бог очищает человека от имеющихся у него недостатков. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Все, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу. Он знает, что необходимо каждому из нас, и в соответствии с этим дает нам болезнь — либо для того, чтобы мы восприяли за нее мзду, либо для того, чтобы мы расплатились за какие-то грехи.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Попробуйте внимательно проанализировать весь объем информации, которую мы получаем. Она нацелена на формирование человека, лишенного всякой внутренней жизни, всякой способности концентрироваться, мобилизовать свои силы. Мы знаем, что физически расслабленный не способен трудиться, не способен достигать поставленных целей. Можно ли представить себе расслабленного спортсмена? Он не только не выиграет, но и до финиша не добежит, где-нибудь на дистанции упадет: дыхания не хватит, мышцы расслабленные, воли нет… То же самое происходит и в духовной жизни. Если человек духовно расслаблен, значит, он не в состоянии достичь никаких целей, не только нравственных, но и всех тех, что он ставит перед собой в жизни.

Почитание святых

Почитание святых заключается:

1. в изучении их опыта духовной борьбы (в т.ч. исцеления от тех или иных страстей и обретения и приумножения добродетелей);

2. в подражании их добродетелям (т.е. не только подвигу, духовной борьбе как средству, но и её плодам);

3. в молитвенном общении с ними (с Небесной Церковью). Помощь святых — реальность церковной жизни. Известен случай, когда тонущий в море китаец, вспомнив увиденную где-то на вокзале в России икону Николая Чудотворца, стал кричать: «Николай, который на вокзале, помоги мне!». Святой явился и вытащил его из морской пучины. 

Обращение к святым — форма обращения к Богу. Обращаясь к святым, мы просим у них молитв перед Богом. Почитание святых имеет своим источником любовь к источнику святости — Богу; если я люблю Бога, то нахожусь в общении и с близкими к Нему людьми. Коль скоро мы просим молитв у наших ближних, то естественно просить их и у святых.

Желательно знать своего святого (см. Определитель именин), ежедневно читать жития святых, чья память празднуется в этот день.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия»

глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия»

глас 6

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Смоленской

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

Тропарь преподобнаго Моисея, в Дальних пещерах почивающаго

глас 1

Велия исправления и крепкия подвиги во псалмопениих же и коленопреклонениих бесчисленных показавши и многими труды и чудодействии, богоносе Моисее, просиявый, моли Христа Бога во еже спастися нам.

Кондак преподобнаго Моисея, в Дальних пещерах почивающаго

глас 1

Являя твердую и неразоримую свою любовь ко Господу, поясом железным его ради поясался еси, к сему и крест железен присно на себе носил еси велий, преподобне Моисее, в коем стеснении сый, еже и делы ручными удручался еси, за еже велиими чудесы обогащася и Царствию Христову общник явлься, моли и нам в тожде вселитися.

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 1

Диакони честнии,/ и самовидцы Слова,/ и сосуди избраннии явистеся веры,/ Никанор, Прохор, Пармен и Тимон, славнии,/ темже днесь священную память вашу празднуем,// в веселии сердца вас ублажающе.

Тропарь святителя Питирима, епископа Тамбовского

глас 4

Веры и благочестия наставниче,/ Церкве светильниче, монашествующих образе,/ святителю Питириме премудре,/ стадо твое благочестно упасл еси/ и ко Христу привел еси,/ темже в Вышних венцем славы украшен,/ с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Питирима, епископа Тамбовского

глас 8

Монахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива,/ чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна,/ сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовский земли похвалу.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление

глас 4

К Богородице со умилением припадем,/ вси, грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление

глас 3

Юже подражая неплодную смоковницу,/ аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/ но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/ стеню от сердца и вопию:/ умилися, Благосердая,/ и мне, окамененному сердцем,/ благоволи подати душевное и сердечное умиление.

Теги:
Смоленская икона Богородицы
православный календарь

Все публикации