Церковный календарь

13 августа. Память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 августа. Память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского

10-я седмица по Пятидесятнице.
Заговенье на Успенский пост. 31 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста ГосподняПраведного Евдокима Каппадокиянина (IX).

Мученицы Иулитты (304–305). Святителя Германа, епископа Осерского (448). Преподобномученика Дионисия Ватопедского (1822).

Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия Шеина и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922); мученика Максима Румянцева (1928); священномученика Владимира Холодковского пресвитера (1937); священномученика Иоанна Румянцева пресвитера, святого Константина Разумова исповедника, пресвитера, мученицы Анны Серовой и святой Елисаветы Румянцевой исповедницы (после 1937).

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский

Священномученик Вениамин Петроградский пострадал в годы большевистских гонений на Церковь. Будучи митрополитом Петроградским, во время катастрофического голода в Поволжье он организовал сбор средств в помощь голодающим. Несмотря на это, большевики обвинили священномученика Вениамина в контрреволюционной деятельности и летом 1922 года устроили показательный процесс, который закончился смертным приговором для праведника и его соработников. Власть предлагала митрополиту сотрудничество, обещая в случае согласия оставить его на кафедре «для пользы Церкви». Однако владыка отверг лукавые советы. «Не аз, Вениамин немощнейший, спасаю Церковь, но сам Ею спасаюся и держуся, — тако помышлял еси, священномучениче, сего ради нимало страшился еси о судьбе Невесты Христовой», — говорится в службе священномученику.

Предсмертное письмо священномученика Вениамина (Казанского)

В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и жалел всей душой, что времена не те и не придётся переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Теперь, кажется, пришлось пережить почти всё: тюрьму, суд, общественное заплевание, требование смерти, якобы народные аплодисменты, неблагодарность, продажность, непостоянство, беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше её иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, учёность и силы и дать место благодати Божией.

Преподобномученик Дионисий Ватопедский и др.

Иеромонахи Амвросий и Неофит, иеродиакон Парфений и монахи Дионисий, Дорофей и Макарий подвизались в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1820 году они прибыли на остров Крит, где в то время свирепствовала эпидемия чумы, и привезли часть Пояса Пресвятой Богородицы и другие святыни. Братья оставались на Крите в течение двух лет. В это время на острове вспыхнуло восстание против турок, которое было жестоко подавлено. Погибло множество мирян и клириков, в числе которых — Амвросий, Неофит и Макарий. Дионисию удалось спрятать Пояс Богородицы и другие святыни у христиан, реликвии вернулись в Ватопед спустя много лет. Турки схватили Дионисия и стали принуждать его принять ислам. Его жестоко пытали, пронзая виски раскаленными железными прутьями. Дионисий остался верен Православию и был повешен.

Священное Писание

2 Кор., 167 зач., I, 1-7

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.

7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

Мф., 88 зач., XXI, 43-46

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 1, 1-7; Мф. 21, 43-46

Архиереи и фарисеи уразумели, что Господь говорил притчи на их счет, раскрывал им глаза, чтоб увидели истину, что же сделали они по этому случаю? Придумывали, как бы убить Господа. Если бы предубеждение не кривило их здравомыслия, им следовало, если не поверить, как требовала очевидность указаний, то обсудить внимательно, не так ли и в самом деле, как объясняет Спаситель. Предубеждение столкнуло их на кривую дорогу, и они потом оказались богоубийцами. И всегда так, и ныне так. Немцы, а за ними и наши онемечившиеся умом, как скоро встретят в Евангелии чудо, тотчас кричат: «неправда, неправда; этого не было и не могло быть, надо это вычеркнуть». Не то же ли это что убить? Пересмотрите все книги этих умников, ни в одной не найдете указания причин, почему они так думают; ни один из них ничего не может сказать против того, чем доказывается истина евангельская, и ни один не позаботился вникнуть в доводы, какими люди здравомыслящие обличают их лживость: твердят все только свое, что быть не может и потому не верят Евангелию. И ничего с ними не поделаешь: они готовы идти против Самого Бога.

Порфирий Кавсокаливит о единстве в молитве

Молитва означает беседу с Самим Богом! Он Тот, Кто никогда не отказывается от беседы с нами, лишь бы мы попросили Его об этом. Он всегда готов со вниманием и великой любовью выслушать нас, как делает каждый добрый отец, когда его просит об этом его ребенок. Только по Божественной благодати два человека могут действительно составить одно целое. Творя молитву, они могут таинственным образом соединиться, хотя на деле будут находиться в километрах друг от друга. Это единство приносит великую радость. Мы можем составить одно целое, если будем жить таинственной жизнью во Христе, не говоря одни только слова о любви. Тогда соединение происходит без усилий, посредством таинственной жизни во Христе, посредством любви. Тот, кто любит, посылает добрую силу. Она струится обильно, но мягко, кротко, подобно «шелесту листвы», как об этом пишется в Ветхом Завете. Я очень рад, что нашел это слово. Ты можешь научиться посылать «добрую силу» другому, и тот станет ближе к тебе, хотя сам не будет знать почему.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал. 5, 22). Вдумайтесь, любовь — плод духа! Радость, вдумайтесь, радость — плод духа; не развлечение по телевидению, а только плод духа. Мир — никакого мира не будет, если люди не будут жить по закону духа. Долготерпение — как же нам нужно уметь терпеть, ни одна победа без терпения не обходилась. Благость — как мы нуждаемся в благости в отношении друг к другу, к окружающей нас природе, к миру Божиему, к живым существам; как нам не хватает этой благости, когда вместо нее приходит жестокость и способность убивать людей в мирное время, даже детей, несчастных крошек. Вера, кротость, воздержание — все это — плоды духа.

Церковь и наука

Церковь не только не выступает против науки как таковой, но и сама является инициатором развития целого ряда наук. Что же это за науки? К кругу наук, развиваемых в лоне Церкви, принадлежат, в частности: Православное Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие, Священная История, История Церкви, Аскетика, Основное Богословие, Церковное право, Сравнительное Богословие, Патрология. В последнее время в границах Церкви активно развиваются такие научные дисциплины как Православная психология и Православная психотерапия. На сегодняшний день под эгидой Церкви функционирует множество образовательных учреждений, научных кафедр. Что касается отношения Церкви к естественнонаучным дисциплинам, и здесь она — не противник науки. Против чего она выступает, так это против ложных «научных» гипотез и теорий, в том числе тех, в рамках которых отрицается бытие Божие, истина о творении мира Богом из ничего, посмертное существование душ, существование ада и Рая, и пр.

Молитвословия

Тропарь священномученика Вениамина

глас 1

Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси,/ пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине./ Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая,/ благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти:/ моли милостиваго Бога/ Отечество наше в Православии и благочестии утвердити,/ мир Церкви даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак священномученика Вениамина

глас 6

От юности иго Христово на рамо взем,/ истинный страж Православныя Церкве явился еси,/ священномучениче Вениамине./ Клевету, узы, страдания и суд неправедный/ от беззаконных мужественне претерпевая,/ святыню церковную на поругание не предал еси./ Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни,/ во еже пред мученическою кончиною/ со благодарением взывати:// за вся, Господи, слава Тебе.

Тропарь праведного Евдокима

глас 4

От земли воззвавый тя к Небесным селением/ соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме:/ ты бо в целомудрии и чистом жительстве, блаженне,/ жительствовал еси, не осквернив плоти.// Темже со дерзновением моли Христа Бога спастися нам.

Кондак праведного Евдокима

глас 2

Вышних желая, с вышними совокупляяся,/ и колесницу огненную, Божественными восхожденьми добродетелей, совершил еси душу,/ преблаженне Евдокиме,/ на земли пожив, яко безплотен,// Зиждителю всех благоугодил еси.

Тропарь Креста Господня

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Теги:
Священномученик Вениамин Петроградский
православный календарь

Все публикации