13 августа. Память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского

4605
Фото

Неделя 10-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праведного Евдокима Каппадокиянина (IX).

Мученицы Иулитты (304—305). Святителя Германа, епископа Осерского (448). Преподобномученика Дионисия Ватопедского (1822).

Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия Шеина и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922); мученика Максима Румянцева (1928); священномученика Владимира Холодковского пресвитера (1937); священномученика Иоанна Румянцева пресвитера, святого Константина Разумова исповедника, пресвитера, мученицы Анны Серовой и святой Елисаветы Румянцевой исповедницы (после 1937).

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский

Священномученик Вениамин Петроградский пострадал в годы большевистских гонений на Церковь. Будучи митрополитом Петроградским, во время катастрофического голода в Поволжье он организовал сбор средств в помощь голодающим. Несмотря на это, большевики обвинили священномученика Вениамина в контрреволюционной деятельности и летом 1922 года устроили показательный процесс, который закончился смертным приговором для праведника и его соработников. Власть предлагала митрополиту сотрудничество, обещая в случае согласия оставить его на кафедре «для пользы Церкви». Однако владыка отверг лукавые советы. «Не аз, Вениамин немощнейший, спасаю Церковь, но сам Ею спасаюся и держуся, — тако помышлял еси, священномучениче, сего ради нимало страшился еси о судьбе Невесты Христовой», — говорится в службе священномученику.

Предсмертное письмо священномученика Вениамина (Казанского)

В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и жалел всей душой, что времена не те и не придётся переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Теперь, кажется, пришлось пережить почти всё: тюрьму, суд, общественное заплевание, требование смерти, якобы народные аплодисменты, неблагодарность, продажность, непостоянство, беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше её иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, учёность и силы и дать место благодати Божией.

Преподобномученик Дионисий Ватопедский и др.

Иеромонахи Амвросий и Неофит, иеродиакон Парфений и монахи Дионисий, Дорофей и Макарий подвизались в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1820 году они прибыли на остров Крит, где в то время свирепствовала эпидемия чумы, и привезли часть Пояса Пресвятой Богородицы и другие святыни. Братья оставались на Крите в течение двух лет. В это время на острове вспыхнуло восстание против турок, которое было жестоко подавлено. Погибло множество мирян и клириков, в числе которых — Амвросий, Неофит и Макарий. Дионисию удалось спрятать Пояс Богородицы и другие святыни у христиан, реликвии вернулись в Ватопед спустя много лет. Турки схватили Дионисия и стали принуждать его принять ислам. Его жестоко пытали, пронзая виски раскаленными железными прутьями. Дионисий остался верен Православию и был повешен.

Евангелие дня

Книга Деяний святых апостолов приводит множество описаний исцелений и даже воскрешений, совершенных апостолами. Эти описания совершенно замечательно ложатся в общую ткань повествования, на фоне описанного в книге Деяний духовного подъёма они смотрятся гармонично и естественно. Складывается ощущение, что исцеления давались апостолам без особого труда: стоило им только сказать слово или же прикоснуться, как человек тут же становился здоров. Мы не находим в этих описаниях того напряжения, которое было, к примеру, в рассказах о схожих чудесах древних пророков Илии и Елисея. В Евангелии мы видим несколько иную картину: иногда апостолы могли исцелять, иногда у них это не получалось. Очевидно, что произошло какое-то радикальное изменение. Но какое именно? Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос через рассмотрения отрывка из 17-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит во время божественной литургии в православных храмах.

Глава 17.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Для полноты понимания этого евангельского отрывка необходимо помнить о его контексте: Христос и Его ученики «пришли к народу» сразу после события Преображения Господня. Незадолго до этого апостолы Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями абсолютно уникальной истории, ведь ни до Преображения, ни после ничего подобного не происходило, Господь Иисус Христос не представал перед учениками в преображенном облике, ученики никогда не видели, чтобы Его одежды «сделались белыми, как свет», а лицо Его «просияло, как солнце» (Мф. 17:2), и чтобы Он беседовал с великими пророками прошлого. Никогда апостолы не переживали и такого чистого возвышенного восторга, как на горе Преображения.

Но сразу после того, как они сошли с горы, им пришлось столкнуться с вполне заурядными человеческими бедами и с проявлениями духовной слабости. Возможно, что именно этим контрастом вызвана так сильно травмирующая многих читателей Евангелия реплика Христа Спасителя: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?».

Толкователи расходятся во мнении, к кому именно были обращены эти слова. Только к апостолам? Или же вообще ко всем израильянам? Или вовсе ко всему человечеству, неспособному к жизни по вере? У каждого толкователя есть свои аргументы, а существование разных предположений на этот счет позволяет нам самим без всякого ущерба для истины выбирать то прочтение, которое кажется наиболее достоверным.

Из дальнейшего евангельского повествования мы узнаём, что Христос на вопрос учеников о том, почему они сами не смогли помочь больному ребенку, дал ответ из двух частей: в первой Он сказал о недостатке веры — не у кого-то иного, а у апостолов, ведь во второй части Своего ответа Господь именно ученикам сказал, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом». Сопоставляя реплику о роде неверном и развращённом с последующим диалогом с учениками, можно сделать вывод, что и замечание Христа было также адресовано апостолам.

На последнем обстоятельстве стоит остановиться особо. Ни для кого не секрет, что сегодня многие христиане готовы давать советы другим людям в сложных жизненных обстоятельствах. Советы эти, как кажется, базируются на Евангелии, среди них можно услышать и прекрасный совет молиться и поститься. Но вот в чем дело: Христос эту рекомендацию обращает не к страдающему ребенку и ни к его отцу, а к тем, к кому отец мальчика обратился за помощью. Это ученикам не хватило веры, молитвы и поста для того, чтобы исцелить ребенка. Об этом стоит помнить, и всякий раз, когда к нам обращаются за помощью, если на ум не идет ничего лучшего, чем совет о молитве и посте, то этот совет не стоит изрекать вовне, его стоит обратить к самим себе и постараться его исполнить, с тем, чтобы в дальнейшем суметь оказать требуемую помощь.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Порфирий Кавсокаливит о единстве в молитве

Молитва означает беседу с Самим Богом! Он Тот, Кто никогда не отказывается от беседы с нами, лишь бы мы попросили Его об этом. Он всегда готов со вниманием и великой любовью выслушать нас, как делает каждый добрый отец, когда его просит об этом его ребенок. Только по Божественной благодати два человека могут действительно составить одно целое. Творя молитву, они могут таинственным образом соединиться, хотя на деле будут находиться в километрах друг от друга. Это единство приносит великую радость. Мы можем составить одно целое, если будем жить таинственной жизнью во Христе, не говоря одни только слова о любви. Тогда соединение происходит без усилий, посредством таинственной жизни во Христе, посредством любви. Тот, кто любит, посылает добрую силу. Она струится обильно, но мягко, кротко, подобно «шелесту листвы», как об этом пишется в Ветхом Завете. Я очень рад, что нашел это слово. Ты можешь научиться посылать «добрую силу» другому, и тот станет ближе к тебе, хотя сам не будет знать почему.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каким должен быть ответ христианина на страдания ближних и дальних? Этот ответ — сострадание. Мы должны укрепить в себе то чувство, которым был богат наш народ, но которое ослабло в наших сердцах, ставших черствыми и закрытыми к чужому горю. Жизнь изменится, если мы научимся сострадать и сопереживать нашим ближним. Чувство сострадания порождает солидарность, солидарность же умножает силы народа, делает его способным преодолевать самые грозные испытания. Известный учитель Церкви святой преподобный авва Дорофей учил, что люди подобны солнечным лучам: чем ближе они к солнцу, к Богу — тем ближе и друг к другу. Сострадание и солидарность сближают людей, делая их сильнее и одновременно приближая, усыновляя их Богу.

Церковь и наука

Церковь не только не выступает против науки как таковой, но и сама является инициатором развития целого ряда наук. Что же это за науки? К кругу наук, развиваемых в лоне Церкви, принадлежат, в частности: Православное Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие, Священная История, История Церкви, Аскетика, Основное Богословие, Церковное право, Сравнительное Богословие, Патрология. В последнее время в границах Церкви активно развиваются такие научные дисциплины как Православная психология и Православная психотерапия. На сегодняшний день под эгидой Церкви функционирует множество образовательных учреждений, научных кафедр. Что касается отношения Церкви к естественнонаучным дисциплинам, и здесь она — не противник науки. Против чего она выступает, так это против ложных «научных» гипотез и теорий, в том числе тех, в рамках которых отрицается бытие Божие, истина о творении мира Богом из ничего, посмертное существование душ, существование ада и Рая, и пр.

Молитвословия

Тропарь священномученика Вениамина

глас 1

Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси,/ пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине./ Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая,/ благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти:/ моли милостиваго Бога/ Отечество наше в Православии и благочестии утвердити,/ мир Церкви даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак священномученика Вениамина

глас 6

От юности иго Христово на рамо взем,/ истинный страж Православныя Церкве явился еси,/ священномучениче Вениамине./ Клевету, узы, страдания и суд неправедный/ от беззаконных мужественне претерпевая,/ святыню церковную на поругание не предал еси./ Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни,/ во еже пред мученическою кончиною/ со благодарением взывати:// за вся, Господи, слава Тебе.

Тропарь праведного Евдокима

глас 4

От земли воззвавый тя к Небесным селением/ соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме:/ ты бо в целомудрии и чистом жительстве, блаженне,/ жительствовал еси, не осквернив плоти.// Темже со дерзновением моли Христа Бога спастися нам.

Кондак праведного Евдокима

глас 2

Вышних желая, с вышними совокупляяся,/ и колесницу огненную, Божественными восхожденьми добродетелей, совершил еси душу,/ преблаженне Евдокиме,/ на земли пожив, яко безплотен,// Зиждителю всех благоугодил еси.

Тропарь Креста Господня

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Новости по теме

В Неделю 10-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском храме в селе Богородское В Неделю 10-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском храме в селе Богородское

13 августа 2023 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных, митрополит совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы села Богородское

100 лет со дня кончины священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского
Публикации 13 августа 2022
100 лет со дня кончины священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского

Сегодня святая Церковь предлагает нам почтить память многих христианских мучеников. Среди них и христиане первых веков, и практически наши современники.

В день памяти священномученика Вениамина Петроградского митрополит Кирилл совершил Литургию в пещерном храме Казанско-Богородицкого монастыря В день памяти священномученика Вениамина Петроградского митрополит Кирилл совершил Литургию в пещерном храме Казанско-Богородицкого монастыря

13 августа, в пятницу седмицы 8-й по Пятидесятнице, предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в пещерном храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?