13 августа. Память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского

5265
Фото

Неделя 8-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праведного Евдокима Каппадокиянина (IX).

Мученицы Иулитты (304—305). Святителя Германа, епископа Осерского (448). Преподобномученика Дионисия Ватопедского (1822).

Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия Шеина и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922); мученика Максима Румянцева (1928); священномученика Владимира Холодковского пресвитера (1937); священномученика Иоанна Румянцева пресвитера, святого Константина Разумова исповедника, пресвитера, мученицы Анны Серовой и святой Елисаветы Румянцевой исповедницы (после 1937).

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский

Священномученик Вениамин Петроградский пострадал в годы большевистских гонений на Церковь. Будучи митрополитом Петроградским, во время катастрофического голода в Поволжье он организовал сбор средств в помощь голодающим. Несмотря на это, большевики обвинили священномученика Вениамина в контрреволюционной деятельности и летом 1922 года устроили показательный процесс, который закончился смертным приговором для праведника и его соработников. Власть предлагала митрополиту сотрудничество, обещая в случае согласия оставить его на кафедре «для пользы Церкви». Однако владыка отверг лукавые советы. «Не аз, Вениамин немощнейший, спасаю Церковь, но сам Ею спасаюся и держуся, — тако помышлял еси, священномучениче, сего ради нимало страшился еси о судьбе Невесты Христовой», — говорится в службе священномученику.

Предсмертное письмо священномученика Вениамина (Казанского)

В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и жалел всей душой, что времена не те и не придётся переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Теперь, кажется, пришлось пережить почти всё: тюрьму, суд, общественное заплевание, требование смерти, якобы народные аплодисменты, неблагодарность, продажность, непостоянство, беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше её иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, учёность и силы и дать место благодати Божией.

Преподобномученик Дионисий Ватопедский и др.

Иеромонахи Амвросий и Неофит, иеродиакон Парфений и монахи Дионисий, Дорофей и Макарий подвизались в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1820 году они прибыли на остров Крит, где в то время свирепствовала эпидемия чумы, и привезли часть Пояса Пресвятой Богородицы и другие святыни. Братья оставались на Крите в течение двух лет. В это время на острове вспыхнуло восстание против турок, которое было жестоко подавлено. Погибло множество мирян и клириков, в числе которых — Амвросий, Неофит и Макарий. Дионисию удалось спрятать Пояс Богородицы и другие святыни у христиан, реликвии вернулись в Ватопед спустя много лет. Турки схватили Дионисия и стали принуждать его принять ислам. Его жестоко пытали, пронзая виски раскаленными железными прутьями. Дионисий остался верен Православию и был повешен.

Евангелие дня

История знает массу примеров того, как отчаянные грешники становились величайшими святыми. Однако у нас крайне мало примеров превращения в святых кого-то из числа еврейских фарисеев и саддукеев. Это довольно любопытный парадокс, и он указывает на какую-то существенно важную внутреннюю проблему учения двух упомянутых религиозных течений Израиля. Совершенно очевидно, что если древние евреи столкнулись с такой проблемой, то столкнуться с ней может и любой другой человек, и об этом предупреждал Своих учеников Христос, Его предупреждение звучит в отрывке из 16-й главы Евангелия от Матфея, который прочитывается сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 16.

06Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

07Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

08Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

09Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Вероятнее всего, что когда Христос говорил Своим ученикам беречься «учения фарисейского и саддукейского», то Он имел в виду эти учения не в переносном, а в прямом смысле. В наши дни у христиан нет шансов столкнуться с фарисеями или же саддукеями: первые переродились в закрытые ультрарелигиозные еврейские общины, которые не были замечены в миссионерских порывах, а потому познакомиться с их учением не так-то просто, ну а саддукеи и вовсе перестали существовать. И вряд ли кому-то из христиан захочется погрузиться в историю религиозных течений ради воссоздания фарисейского или же саддукейского учения. Поэтому, читая Христово предостережение, нам стоит смотреть на него не так, как на него смотрели апостолы, нам стоит думать не о конкретных пунктах упомянутых Спасителем учений, а о об их сердцевине, и сердцевина эта — отнюдь не вера в Единого Истинного Бога.

Блаженный Иероним Стридонский описал уклонение от «учения фарисейского и саддукейского» такими словами: «Кто остерегается закваски фарисеев и саддукеев, тот не соблюдает заповедей и буквы закона и не радит о преданиях человеческих, чтобы соблюдать заповедь Божию». Действительно, из Евангелия мы знаем, что Христовы оппоненты очень часто приходили в яростное раздражение от тех действий Спасителя, которые, как им казалось, нарушали букву ветхозаветного закона: особенно же тяжело эти люди переживали мнимое нарушение субботнего покоя.

Вообще, конфликт между фарисеями и саддукеями, с одной стороны, и Христом, с другой, был вызван отказом иудеев от попыток увидеть волю Божию за библейскими предписаниями и позднейшими комментариями авторитетных раввинов. Этим людям казалось, что воля Божия может быть раз и навсегда зафиксирована в тексте. Но это не так, текст может вобрать в себя лишь самые общие и базовые принципы отношения Бога и человека, но текст не в силах объять всё многообразие человеческой жизни. Более того, первейшая заповедь — «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30) — предполагает любовь не к буквам, а к несводимой к какому бы то ни было тексту Личности.

В 24-й главе Евангелия от Луки есть рассказ о явлении Воскресшего Христа двум апостолам — Луке и Клеопе. Апостолы шла в Эммаус, Спаситель, «приблизившись, пошёл с ними» (см. Лк. 24:15), Лука и Клеопа не смогли узнать Господа, и, что особенно любопытно, Христос не спешил открыть Себя им, Он сделал вид, что не знает этих людей и не понимает предмет их разговора. Из евангельского текста очевидно, что Спаситель поступил так для назидания и апостолов, и всех последующих поколений христиан: увидеть и познать Христа возможно, лишь доверяя собственному сердцу, «горя» сердцем, то есть желая встречи со Христом больше, чем чего бы то ни было ещё. Но возникает вопрос: обманул ли Христос апостолов тогда, когда сделал вид, что не понимает их слов и не знает их самих? С формальной точки зрения — да, по сути — нет, ведь Он руководствовался любовью, и в том конкретном случае любовь повелевала делать так, как сделал Господь.

Именно к такому — духовному, а не формальному — образу мысли и действий призывал нас Спаситель прозвучавшим сегодня предостережением беречься «закваски фарисейской и саддукейской», дай Бог, чтобы мы смогли услышать этот призыв, понять его, и исполнить на деле!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Порфирий Кавсокаливит о единстве в молитве

Молитва означает беседу с Самим Богом! Он Тот, Кто никогда не отказывается от беседы с нами, лишь бы мы попросили Его об этом. Он всегда готов со вниманием и великой любовью выслушать нас, как делает каждый добрый отец, когда его просит об этом его ребенок. Только по Божественной благодати два человека могут действительно составить одно целое. Творя молитву, они могут таинственным образом соединиться, хотя на деле будут находиться в километрах друг от друга. Это единство приносит великую радость. Мы можем составить одно целое, если будем жить таинственной жизнью во Христе, не говоря одни только слова о любви. Тогда соединение происходит без усилий, посредством таинственной жизни во Христе, посредством любви. Тот, кто любит, посылает добрую силу. Она струится обильно, но мягко, кротко, подобно «шелесту листвы», как об этом пишется в Ветхом Завете. Я очень рад, что нашел это слово. Ты можешь научиться посылать «добрую силу» другому, и тот станет ближе к тебе, хотя сам не будет знать почему.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каким должен быть ответ христианина на страдания ближних и дальних? Этот ответ — сострадание. Мы должны укрепить в себе то чувство, которым был богат наш народ, но которое ослабло в наших сердцах, ставших черствыми и закрытыми к чужому горю. Жизнь изменится, если мы научимся сострадать и сопереживать нашим ближним. Чувство сострадания порождает солидарность, солидарность же умножает силы народа, делает его способным преодолевать самые грозные испытания. Известный учитель Церкви святой преподобный авва Дорофей учил, что люди подобны солнечным лучам: чем ближе они к солнцу, к Богу — тем ближе и друг к другу. Сострадание и солидарность сближают людей, делая их сильнее и одновременно приближая, усыновляя их Богу.

Церковь и наука

Церковь не только не выступает против науки как таковой, но и сама является инициатором развития целого ряда наук. Что же это за науки? К кругу наук, развиваемых в лоне Церкви, принадлежат, в частности: Православное Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие, Священная История, История Церкви, Аскетика, Основное Богословие, Церковное право, Сравнительное Богословие, Патрология. В последнее время в границах Церкви активно развиваются такие научные дисциплины как Православная психология и Православная психотерапия. На сегодняшний день под эгидой Церкви функционирует множество образовательных учреждений, научных кафедр. Что касается отношения Церкви к естественнонаучным дисциплинам, и здесь она — не противник науки. Против чего она выступает, так это против ложных «научных» гипотез и теорий, в том числе тех, в рамках которых отрицается бытие Божие, истина о творении мира Богом из ничего, посмертное существование душ, существование ада и Рая, и пр.

Молитвословия

Тропарь священномученика Вениамина

глас 1

Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси,/ пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине./ Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая,/ благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти:/ моли милостиваго Бога/ Отечество наше в Православии и благочестии утвердити,/ мир Церкви даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак священномученика Вениамина

глас 6

От юности иго Христово на рамо взем,/ истинный страж Православныя Церкве явился еси,/ священномучениче Вениамине./ Клевету, узы, страдания и суд неправедный/ от беззаконных мужественне претерпевая,/ святыню церковную на поругание не предал еси./ Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни,/ во еже пред мученическою кончиною/ со благодарением взывати:// за вся, Господи, слава Тебе.

Тропарь праведного Евдокима

глас 4

От земли воззвавый тя к Небесным селением/ соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме:/ ты бо в целомудрии и чистом жительстве, блаженне,/ жительствовал еси, не осквернив плоти.// Темже со дерзновением моли Христа Бога спастися нам.

Кондак праведного Евдокима

глас 2

Вышних желая, с вышними совокупляяся,/ и колесницу огненную, Божественными восхожденьми добродетелей, совершил еси душу,/ преблаженне Евдокиме,/ на земли пожив, яко безплотен,// Зиждителю всех благоугодил еси.

Тропарь Креста Господня

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Новости по теме

В Неделю 10-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском храме в селе Богородское
В Неделю 10-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском храме в селе Богородское

13 августа 2023 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных, митрополит совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы села Богородское

100 лет со дня кончины священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского
Публикации 13 августа 2022
100 лет со дня кончины священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского

Сегодня святая Церковь предлагает нам почтить память многих христианских мучеников. Среди них и христиане первых веков, и практически наши современники.

В день памяти священномученика Вениамина Петроградского митрополит Кирилл совершил Литургию в пещерном храме Казанско-Богородицкого монастыря В день памяти священномученика Вениамина Петроградского митрополит Кирилл совершил Литургию в пещерном храме Казанско-Богородицкого монастыря

13 августа, в пятницу седмицы 8-й по Пятидесятнице, предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в пещерном храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?