29 июня. Память святителя Тихона, епископа Амафунтского

5526
Фото

Суббота Пятидесятницы

В этот день совершается память:

Святителя Тихона, епископа Амафунтского (425). Преподобного Тихона Медынского, Калужского (1492). Преподобного Тихона Луховского, Костромского, чудотворца (1503). Преподобного Моисея Оптинского (1862). Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002).

Священномученика Тигрия пресвитера и мученика Евтропия чтеца (ок. 404).

Священномучеников Гермогена, епископа Тобольского, Ефрема Долганева, Михаила Макарова, Петра Корелина пресвитеров и мученика Константина Минятова (1918).

Святитель Тихон, епископ Амафунтский

Святитель Тихон происходил из благочестивой семьи христиан острова Кипр. С ранних лет у него проявился дар чудотворения. Помогая отцу на хлебопекарне, он стал раздавать хлеб даром, а когда отец разгневался на это, по молитвам будущего святителя амбары наполнились пшеницей. По вере святого сухие ветви виноградной лозы принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Став архиереем, святитель Тихон усердно трудился над искоренением остатков язычества на Кипре и насаждал христианскую веру. В службе святителю указывается, что он предвидел время своей кончины, которая последовала в 425 году. Святителя Тихона Амафунтского особо почитали на Руси: в конце XVIII столетия в Воронежской епархии было три архипастыря, тезоименитых кипрскому святителю, в числе которых — святитель Тихон Задонский.

Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 1972 году иерей Георгий Глазунов вместе с иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым) тайно обрели поруганные мощи святителя Феофана на месте его погребения в Вышенском монастыре. Святые мощи находились среди кучи мусора, а честная глава святителя была расколота богоборцами на части. По благословению архимандрита Кирилла (Павлова) обретённые мощи святителя Феофана замуровали в стене Успенского собора Свято-Троицкой Лавры. В 1988 году, перед канонизацией святителя Феофана, мощи были перенесены в храм преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка, где они находились в течение 14 лет. 29 июня 2002 года торжественным крестным ходом, в присутствии Святейшего Патриарха Московского Алексия II, мощи были перенесены в возрождённую Свято-Успенскую Вышенскую женскую пустынь.

Священномученик Гермоген, епископ Тобольский

Епископ Гермоген (в миру Георгий) родился в 1858 году в семье священника. Образование: духовная семинария, Одесский университет (юридический факультет и курсы истории, филологии, математики), Санкт-Петербургская духовная академия. С 1892 года — иеромонах. Через год — ректор Тифлисской духовной семинарии, архимандрит. В 1901 году — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. Через два года — епископ Саратовский и Царицынский с правом присутствия на заседаниях Святейшего Синода. Святой праведный Иоанн Кронштадтский высоко ценил святителя и предвидел его мученическую кончину. С 1911 года епископ Гермоген в опале, в частности из-за неприятия Григория Распутина: сослан в Жировицкий, затем — в подмосковный Николо-Угрешский монастыри. После февраля 1917 года назначен на Тобольскую кафедру. Призывал «не преклонять колена пред идолами революции», бороться против коммунизма. В Вербное Воскресенье 1918 года, идя запрещенным крестным ходом по Тобольску, публично благословил сосланных Романовых. Арестован. Утоплен в реке Тобол.

Священное Писание

У каждого человека есть свои представления о совершенстве, как о совершенстве человеческом, так и совершенстве как таковом. Естественно, что всем нам свойственно стремиться к совершенству в нашем представлении, но так как эти представления разнятся от человека к человеку, то и стремления различных людей при определённых условиях могут войти в конфликт между собой. Христос предлагает нам мыслить иначе, и в качестве предела совершенства видеть Одного лишь Бога, и, соответственно, стремиться в первую очередь к Нему. Эти слова Спасителя зафиксировала 5-й глава Евангелия от Матфея, отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии.

Глава 5.

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

В только что прозвучавшем евангельском отрывке Спаситель указал на одну из сторон совершенства Бога: Бог в равной степени любит всё Своё творение, человек может каким угодно способом распоряжаться данной ему свободой воли, но при этом Бог останется верен Себе и продолжит благотворить человеку, давая ему всё необходимое для жизни. Господь в этой Своей речи не ставил целью ответить на вопрос о страданиях праведников и благоденствии грешников, ничего Он не сказал и о причинах болезней невинных детей, обошёл молчанием Спаситель и все другие несправедливости нашего мира, а потому и применять Его слова стоит лишь к той сфере, которую имел в виду Христос: как указание на отсутствие лицеприятия у Бога, каковое и есть синоним совершенства, к которому должен стремиться человек.

Но как стяжать такое совершенство? Очевидно, что одних интеллектуальных усилий и самовнушения здесь недостаточно, и само наше естество побуждает нас к одним людям относиться с симпатией и любовью, а к другим с неприязнью. Любить обижающих и гонящих нас — невозможно так же, как невозможно без отвращения смотреть на, скажем, людей, совершивших множественные насильственные преступления в отношении несовершеннолетних. И первое, и второе выходит за пределы нашей природы.

Здесь нам стоит вспомнить о двух фактах: во-первых, все Христовы заповеди требуют выхода за пределы природы, а во-вторых, используемое Христом слово «любить» имеет в оригинальном греческом языке совершенно особенный оттенок — оно указывает не на влюблённость, а на заботу и пожелание добра. Конечно, заботиться и желать добра тому, кто ведёт себя по отношению к нам враждебно и недостойно, невозможно, но, всё же, это проще, чем любить такого человека в смысле стремления быть рядом с ним. Совершенство, о котором сказал Христос, восходит к Богу, а Бог — это отнюдь не тот кумир, которому можно подражать, ведь подражать можно только тому, кто одной с нами природы, Бог же — Иной, и подражать Его совершенству в той же степени невозможно, в какой невозможно подражание Его, скажем, всеведению. Слова Христа о необходимости быть такими же совершенными, как Бог, указывают на возможность приобщения к этому Его свойству через молитву. Бог Сам может и хочет сделать нас совершенными, у нас же должно быть таковое стремление, а выражать его мы должны в действиях любви по отношению к другим людям, и, конечно же, стоит молиться о даровании нам совершенства. Если же молитва наша будет услышана, то и любовь наша к врагам будет подобна любви Христа к тем, кто Его приговорил к смерти и распял, Господь, как мы помним, молился о прощении грехов этих людей, и Его молитва была высшим проявлением любви.

епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Всем хорошо известны слова из Евангелия от Матфея: Придите... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем... А что дальше? ...И обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 28—29). Господь связывает кротость и смирение с внутренним покоем, а покой — это синоним человеческого благополучия. Можно быть богатым, знатным, обладать властью, можно быть иерархом, священником, министром — кем угодно, но если нет внутреннего покоя, то нет и благополучия. Современная жизнь показывает нам удивительные примеры того, как люди, достигающие высот в политической жизни, становящиеся очень богатыми, сверхбогатыми, не могут найти этого покоя. А почему? Да потому, что мы живем в мире, где пребывает грех, и в сердцах человеческих возникают разные негативные чувства по отношению к другим людям. Если мы хотим иметь покой, нужно научиться предавать суду Божию наших противников и врагов. Если мы осознаём свою правоту, то первое, что должны чувствовать в опасной жизненной ситуации, — это уверенность в том, что только Бог является подлинным Судией, только Он прозревает глубины человеческого духа. И если тот или иной человек действительно становится нашим врагом (а мы того не желаем и поводов не даем), то нужно крепко молиться о нем и просить, чтобы свершился суд Божий, а не суд человеческий.

Софроний (Сахаров) о снах, интуиции и суждениях

Из писем в Россию

Ты пишешь: «Раньше меня интуиция никогда не обманывала…» Если я ничего не скажу по этому поводу, то ты уверишься в своей интуиции и дело будет совсем неблагополучно… Со многими людьми было и бывает так, что их сны нередко оказывались как бы пророческими. И так они привыкли верить своим снам. Это чрезвычайно опасно по нашим аскетическим понятиям. Подобно сему у многих бывает и с их интуицией… Когда речь идет о маловажных предметах, тогда ошибка не так уж важна. Но если речь идет о вопросах ПОСЛЕДНЕЙ важности, то всякая ошибка будет иметь своим результатом последнюю катастрофу… Не менее важно также и с нашим выходящим за пределы должного доверием к решению нашего рассудка. В моей книге я пишу об этом весьма коротко, говоря о пределах нашей логики, то есть нашего «логического мышления», о том, что выводы нашего рассудка НИКОГДА не бывают абсолютно правильными. Так же и с нашими суждениями о людях. Почему и дана заповедь тем, кто ищет Истины, — «не судите!»

Грехопадение

Грех — нарушение воли Божьей. Для человека грешить — действовать вопреки законам, обусловливающим его природу. Первозданные люди не имели склонности ко греху. Они жили в союзе с Богом, в гармонии с собой и с окружавшим их миром. Желая разрушить этот союз, клеветник и завистник дьявол, искусив Еву, подтолкнул её к нарушению заповеди Божьей, запрещающей людям вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт.3:1-5).

Соблюдение этой заповеди воспитывало в человеке доверие и любовь к Богу. Заповедь была дана Богом для совершенствования человека, упражнения в свободном следовании святой воле Божьей (т.к. Бог свят, его воля всегда направлена к благу). Выбор для человека был крайне лёгок, ведь в Эдеме было множество плодовых деревьев (в т.ч. Древо жизни).

Рано или поздно испытание должно было окончиться и увенчаться переходом человека на более высокую ступень совершенства, когда человек уже окончательно утвердился бы в добре и не мог бы согрешить. Но оклеветав Бога и пообещав Еве, что, вкусив запретного плода, люди станут, как боги, дьявол добился того, что она преступила запрет, а затем подтолкнула к тому же Адама (Быт.3:6-7).

Что значит предложение сатаны «быть как боги»? Приняв это предложение, человек как бы сказал Богу: «Ты говоришь, «не вкушай этих плодов, потому что умрёшь»? Я Тебе не верю. Сатана сказал, что вкусив их, я стану равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя и Ты мне больше не нужен!». Человек захотел существовать автономно от Бога, разорвал благодатную связь с Творцом, духовно умер.

В эпизоде соблазнения дьявол выступил лживым подражателем Бога. Ведь это Бог желает нас сделать «богами», но «богами по благодати», по причастности к Себе. А дьявол и не может нас сделать богами (ведь он сам, как и мы — творение) и тот путь, который он предложил — чистый обман.

Совершение первозданными людьми этого преступления получило название: грехопадение человека. «Не став ещё людьми, захотели стать богами» — так святой Ириней Лионский описывает первый человеческий грех.

Ересь докетизма

Содержание ереси докетов (от греч. казаться) сводилось, в главном, к тому, что Сын Божий не воплощался, в точном значении слова, но «стал человеком» лишь призрачно — принял вид человека, казался человеком, подобно тому как и ангелы, не становились людьми перед тем как являться людям в облике человека.

Последователям этой ереси представлялось немыслимым, чтобы Бог действительно стал человеком, мол, Кто такой Бог и кто такой человек. Принимая свою точку зрения за фундаментальную истину, с этой позиции они смотрели и на страдания, и на смерть Иисуса Христа, и на Его Воскресение и Вознесение.

Само собой ясно, что при таком подходе они не вкладывали в понятия «спасение», «искупление через жертвенные страдания и смерть» того значения, какое вкладывает в эти понятия Церковь. По сути они отрицали искупление, так как и страдания, и смерть Христа на Кресте, и Его Воскресение, согласно их воззрению, носили иллюзорный характер.

Молитвословия

Тропарь святителя Тихона Амафунтского

глас 1

Пустынный житель, и в телеси ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Тихоне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Тихона Амафунтского

глас 3

В постничестве, святе, боголюбезном пребыв,/ Утешителеву силу с высоты приял еси,/ идол низложити прелести, люди же спасти,/ демоны отгнати, недуги исцеляти./ Сего ради почитаем тя, яко Божия друга,// Тихоне блаженне.

Молитва святителю Тихону, епископу Амафунтскому

О, Трисолнечныя Троицы угодниче! О, Неистощимый источниче чудес! О, Небесныя доброты подобниче, святче Божий, преблагий, избранниче Спасов, великий архиерею, преблаженне светителю Христов Тихоне, подсолнечную озаряяй и удивляяй чудесы твоими! Всегда предстоя Святей Троице и моление принося о всем мире, вся призывающыя имя твое святое от всякаго недуга душевнаго и телеснаго исцели, испроси отпущение грехов их. Греховные мысли потреби, и всякую напасть и нашествие неприязненное диавола далече сотвори от молящихся тебе, и возстави ны от сна греховнаго, устрой ны, входящыя и во святый храм твой, здравы душами и телесы, и добрыми делы славящыя имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое молитвенное предстательство, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Тихона Луховского

глас 4

Желанием духовным в пустыню вселился еси/ и, тамо невозвратно шествовав Божественными стезями,/ достигл еси в Небесныя обители,/ и ныне со Ангелы предстоиши/ у Престола всех Царя Христа Бога,/ Емуже прилежно молися/ помиловати град сей и люди,/ верою празднующия пречестную память твою,// Тихоне преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Тихона Луховского

глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне,/ во след Его невозвратно шествовал еси,/ постом и воздержанием плотския страсти умертвил еси,/ бдением же и молитвами вселукаваго врага до конца низложил еси/ и слезами, яко елеем, свещу светлу себе уготовал еси;/ темже в Небесныя обители невозбранно вшел еси,/ идеже, радуяся, Господеви предстоиши,/ Емуже прилежно молися, молим тя,/ яко да милостив нам будет в День страшнаго Его пришествия,/ и да не пребудем и мы вне чертога Христова,/ но да сподобит ны одесную Себе стати/ молитвами твоими, преподобне, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре отче наш Тихоне.

Тропарь преподобного Тихона Калужского

глас 4

Яко светильник пресветлый,/ явился еси в Российстей земли,/ преподобне отче наш Тихоне,/ в пустыни вселився,/ в нейже преходя жестокое жительство,/ яко безплотен, пожил еси,/ сего ради и чудес дарованием обогати тя Бог./ Тем и мы, притекающе к мощем твоим, умильно глаголем:/ отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Тихона Калужского

глас 8

Отечества удалився, преподобне,/ в пустыню вселился еси,/ идеже жестокое житие твое показал еси/ и, многих добродетельми удивив,/ дарование чудес от Христа приял еси./ Темже поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, преподобне Тихоне, отче наш.

Новости по теме

Старинный храм во имя святителя Тихона Амафунтского в селе Тихоново отметил престольный праздник Старинный храм во имя святителя Тихона Амафунтского в селе Тихоново отметил престольный праздник

29 июня, в четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице, престольный праздник отметил старинный храм во имя святителя Тихона Амафунтского села Тихоново (Менделеевский район РТ).

В храмах Казанской епархии молитвенно почтут память святителя Тихона Амафунтского В храмах Казанской епархии молитвенно почтут память святителя Тихона Амафунтского

29 июня Святая Церковь совершает память святителя Тихона Амафунтского. В этот день престольный праздник отмечает Тихоновский храм села Тихоново (Менделеевский район Татарстана).

В день памяти святителя Тихона Амафунтского митрополит Кирилл совершил Литургию в Богоявленском храме села Киять
В день памяти святителя Тихона Амафунтского митрополит Кирилл совершил Литургию в Богоявленском храме села Киять

29 июня, в день памяти святителя Тихона, епископа Амафунтского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме Богоявления Господня в селе Киять (Буинский район РТ). Левый придел церкви освящён в честь святителя.

У чтимого образа святителя Тихона
Публикации 29 июня 2022
У чтимого образа святителя Тихона

Дорогие братья и сёстры, сегодня совершается память святителя Тихона Амафунтского. Этот святой жил в далёкое от нас время, в 5 веке. Он отличался добродетелями, являл пример любви к Богу и ближним.