Церковный календарь

29 июня. Память святителя Тихона, епископа Амафунтского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
29 июня. Память святителя Тихона, епископа Амафунтского

2-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 16 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Тихона, епископа Амафунтского (425). Преподобного Тихона Медынского, Калужского (1492). Преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503). Преподобного Моисея Оптинского (1862). Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002). Священномученика Тигрия, пресвитера, и мученика Евтропия, чтеца (ок. 404). Священномученика Гермогена, епископа Тобольского (1918).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Святитель Тихон, епископ Амафунтский

Святитель Тихон происходил из благочестивой семьи христиан острова Кипр. С ранних лет у него проявился дар чудотворения. Помогая отцу на хлебопекарне, он стал раздавать хлеб даром, а когда отец разгневался на это, по молитвам будущего святителя амбары наполнились пшеницей. По вере святого сухие ветви виноградной лозы принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Став архиереем, святитель Тихон усердно трудился над искоренением остатков язычества на Кипре и насаждал христианскую веру. В службе святителю указывается, что он предвидел время своей кончины, которая последовала в 425 году. Святителя Тихона Амафунтского особо почитали на Руси: в конце XVIII столетия в Воронежской епархии было три архипастыря, тезоименитых кипрскому святителю, в числе которых — святитель Тихон Задонский.

Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 1972 году иерей Георгий Глазунов вместе с иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым) тайно обрели поруганные мощи святителя Феофана на месте его погребения в Вышенском монастыре. Святые мощи находились среди кучи мусора, а честная глава святителя была расколота богоборцами на части. По благословению архимандрита Кирилла (Павлова) обретённые мощи святителя Феофана замуровали в стене Успенского собора Свято-Троицкой Лавры. В 1988 году, перед канонизацией святителя Феофана, мощи были перенесены в храм преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка, где они находились в течение 14 лет. 29 июня 2002 года торжественным крестным ходом, в присутствии Святейшего Патриарха Московского Алексия II, мощи были перенесены в возрождённую Свято-Успенскую Вышенскую женскую пустынь.

Священномученик Гермоген, епископ Тобольский

Епископ Гермоген (в миру Георгий) родился в 1858 году в семье священника. Образование: духовная семинария, Одесский университет (юридический факультет и курсы истории, филологии, математики), Санкт-Петербургская духовная академия. С 1892 года — иеромонах. Через год — ректор Тифлисской духовной семинарии, архимандрит. В 1901 году — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. Через два года — епископ Саратовский и  Царицынский с  правом присутствия на заседаниях Святейшего Синода. Святой праведный Иоанн Кронштадтский высоко ценил святителя и предвидел его мученическую кончину. С 1911 года епископ Гермоген в опале, в частности из-за неприятия Григория Распутина: сослан в Жировицкий, затем — в  подмосковный Николо-Угрешский монастыри. После февраля 1917 года назначен на Тобольскую кафедру. Призывал «не преклонять колена пред идолами революции», бороться против коммунизма. В Вербное Воскресенье 1918 года, идя запрещенным крестным ходом по Тобольску, публично благословил сосланных Романовых. Арестован. Утоплен в реке Тобол.

Священное Писание

Рим., 84 зач., III, 19-26

19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, 20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Мф., 20 зач., VII, 1-8

1 Не суди́те, да не судимы будете, 2 ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7 Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. З, 19-26; Мф. 7, 1-8

«Не судите, да не судимы будете». Что за болезнь — пересуды и осуждение! Все знают, что это грех, а между тем ничего нет обычнее в речах наших, как осуждение. Иной скажет: «не поставь Господи в осуждение», а все-таки осуждение свое доведет до конца. Иной оправдывает себя тем, что разумному человеку надо же иметь свой взгляд на текущее, и в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим; но и простое ухо не может не различать в речах его высящегося и злорадствующего осуждения. Между тем, приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным. Кто возчувствует себя таким, тому некогда будет судить других. Только и речей у него будет: «Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!»

Софроний (Сахаров) о снах, интуиции и суждениях

Из писем в Россию

Ты пишешь: «Раньше меня интуиция никогда не обманывала…» Если я ничего не скажу по этому поводу, то ты уверишься в своей интуиции и дело будет совсем неблагополучно… Со многими людьми было и бывает так, что их сны нередко оказывались как бы пророческими. И так они привыкли верить своим снам. Это чрезвычайно опасно по нашим аскетическим понятиям. Подобно сему у многих бывает и с их интуицией… Когда речь идет о маловажных предметах, тогда ошибка не так уж важна. Но если речь идет о вопросах ПОСЛЕДНЕЙ важности, то всякая ошибка будет иметь своим результатом последнюю катастрофу… Не менее важно также и с нашим выходящим за пределы должного доверием к решению нашего рассудка. В моей книге я пишу об этом весьма коротко, говоря о пределах нашей логики, то есть нашего «логического мышления», о том, что выводы нашего рассудка НИКОГДА не бывают абсолютно правильными. Так же и с нашими суждениями о людях. Почему и дана заповедь тем, кто ищет Истины, — «не судите!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Афон по сей день являет собой образ Вселенского Православия. Здесь, на Святой Горе, в мире и единомыслии пребывают монашествующие, прибывшие из разных стран. Различия в языках и национальных традициях преодолеваются единством в духе и благодати. Афон сегодня являет исключительный пример, как может существовать многонациональное сообщество без войн и агрессий, без санкций и политической борьбы. Это важный пример для всего мира, особенно в контексте современных разнонаправленных и неоднозначных процессов… Святая Гора аккумулировала духовные, интеллектуальные и культурные богатства всего православного мира. Главным богатством Афона всегда были монашеские традиции. Начиная с первых времен после Крещения Руси русские иноки обращались к Святой Горе как к сокровищнице благодати, черпая вдохновение в ее благодатной жизни и заимствуя лучшие черты монашеского жительства. Подвигами и трудами преподобного Антония Киево-Печерского, преподобного Паисия Величковского, преподобного Силуана Афонского и сонма других святых угодников святогорские традиции воплотились в богослужениях, молитвенном делании, общем строе внутренней жизни русских обителей.

Молитвословия

Тропарь святителя Тихона Амафунтского

глас 1

Пустынный житель, и в телеси ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Тихоне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Тихона Амафунтского

глас 3

В постничестве, святе, боголюбезном пребыв,/ Утешителеву силу с высоты приял еси,/ идол низложити прелести, люди же спасти,/ демоны отгнати, недуги исцеляти./ Сего ради почитаем тя, яко Божия друга,// Тихоне блаженне.

Тропарь преподобного Тихона Луховского

глас 4

Желанием духовным в пустыню вселился еси/ и, тамо невозвратно шествовав Божественными стезями,/ достигл еси в Небесныя обители,/ и ныне со Ангелы предстоиши/ у Престола всех Царя Христа Бога,/ Емуже прилежно молися/ помиловати град сей и люди,/ верою празднующия пречестную память твою,// Тихоне преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Тихона Луховского

глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне,/ во след Его невозвратно шествовал еси,/ постом и воздержанием плотския страсти умертвил еси,/ бдением же и молитвами вселукаваго врага до конца низложил еси/ и слезами, яко елеем, свещу светлу себе уготовал еси;/ темже в Небесныя обители невозбранно вшел еси,/ идеже, радуяся, Господеви предстоиши,/ Емуже прилежно молися, молим тя,/ яко да милостив нам будет в День страшнаго Его пришествия,/ и да не пребудем и мы вне чертога Христова,/ но да сподобит ны одесную Себе стати/ молитвами твоими, преподобне, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре отче наш Тихоне.

Тропарь преподобного Тихона Калужского

глас 4

Яко светильник пресветлый,/ явился еси в Российстей земли,/ преподобне отче наш Тихоне,/ в пустыни вселився,/ в нейже преходя жестокое жительство,/ яко безплотен, пожил еси,/ сего ради и чудес дарованием обогати тя Бог./ Тем и мы, притекающе к мощем твоим, умильно глаголем:/ отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Тихона Калужского

глас 8

Отечества удалився, преподобне,/ в пустыню вселился еси,/ идеже жестокое житие твое показал еси/ и, многих добродетельми удивив,/ дарование чудес от Христа приял еси./ Темже поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, преподобне Тихоне, отче наш.

Теги:
святитель Тихон Амафунтский
святитель Феофан Затворник
священномученик Гермоген Тобольский
православный календарь

Все публикации