29 июня. Память святителя Тихона, епископа Амафунтского

4342
Фото

Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Петров пост.

В этот день совершается память:

Святителя Тихона, епископа Амафунтского (425). Преподобного Тихона Медынского, Калужского (1492). Преподобного Тихона Луховского, Костромского, чудотворца (1503). Преподобного Моисея Оптинского (1862). Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002).

Священномученика Тигрия пресвитера и мученика Евтропия чтеца (ок. 404).

Священномучеников Гермогена, епископа Тобольского, Ефрема Долганева, Михаила Макарова, Петра Корелина пресвитеров и мученика Константина Минятова (1918).

Святитель Тихон, епископ Амафунтский

Святитель Тихон происходил из благочестивой семьи христиан острова Кипр. С ранних лет у него проявился дар чудотворения. Помогая отцу на хлебопекарне, он стал раздавать хлеб даром, а когда отец разгневался на это, по молитвам будущего святителя амбары наполнились пшеницей. По вере святого сухие ветви виноградной лозы принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Став архиереем, святитель Тихон усердно трудился над искоренением остатков язычества на Кипре и насаждал христианскую веру. В службе святителю указывается, что он предвидел время своей кончины, которая последовала в 425 году. Святителя Тихона Амафунтского особо почитали на Руси: в конце XVIII столетия в Воронежской епархии было три архипастыря, тезоименитых кипрскому святителю, в числе которых — святитель Тихон Задонский.

Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 1972 году иерей Георгий Глазунов вместе с иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым) тайно обрели поруганные мощи святителя Феофана на месте его погребения в Вышенском монастыре. Святые мощи находились среди кучи мусора, а честная глава святителя была расколота богоборцами на части. По благословению архимандрита Кирилла (Павлова) обретённые мощи святителя Феофана замуровали в стене Успенского собора Свято-Троицкой Лавры. В 1988 году, перед канонизацией святителя Феофана, мощи были перенесены в храм преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка, где они находились в течение 14 лет. 29 июня 2002 года торжественным крестным ходом, в присутствии Святейшего Патриарха Московского Алексия II, мощи были перенесены в возрождённую Свято-Успенскую Вышенскую женскую пустынь.

Священномученик Гермоген, епископ Тобольский

Епископ Гермоген (в миру Георгий) родился в 1858 году в семье священника. Образование: духовная семинария, Одесский университет (юридический факультет и курсы истории, филологии, математики), Санкт-Петербургская духовная академия. С 1892 года — иеромонах. Через год — ректор Тифлисской духовной семинарии, архимандрит. В 1901 году — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. Через два года — епископ Саратовский и Царицынский с правом присутствия на заседаниях Святейшего Синода. Святой праведный Иоанн Кронштадтский высоко ценил святителя и предвидел его мученическую кончину. С 1911 года епископ Гермоген в опале, в частности из-за неприятия Григория Распутина: сослан в Жировицкий, затем — в подмосковный Николо-Угрешский монастыри. После февраля 1917 года назначен на Тобольскую кафедру. Призывал «не преклонять колена пред идолами революции», бороться против коммунизма. В Вербное Воскресенье 1918 года, идя запрещенным крестным ходом по Тобольску, публично благословил сосланных Романовых. Арестован. Утоплен в реке Тобол.

Священное Писание

Рим., 106 зач., XI, 13-24

13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?

16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".

20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Мф., 43 зач., XI, 27-30

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Всем хорошо известны слова из Евангелия от Матфея: Придите... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем... А что дальше? ...И обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 28—29). Господь связывает кротость и смирение с внутренним покоем, а покой — это синоним человеческого благополучия. Можно быть богатым, знатным, обладать властью, можно быть иерархом, священником, министром — кем угодно, но если нет внутреннего покоя, то нет и благополучия. Современная жизнь показывает нам удивительные примеры того, как люди, достигающие высот в политической жизни, становящиеся очень богатыми, сверхбогатыми, не могут найти этого покоя. А почему? Да потому, что мы живем в мире, где пребывает грех, и в сердцах человеческих возникают разные негативные чувства по отношению к другим людям. Если мы хотим иметь покой, нужно научиться предавать суду Божию наших противников и врагов. Если мы осознаём свою правоту, то первое, что должны чувствовать в опасной жизненной ситуации, — это уверенность в том, что только Бог является подлинным Судией, только Он прозревает глубины человеческого духа. И если тот или иной человек действительно становится нашим врагом (а мы того не желаем и поводов не даем), то нужно крепко молиться о нем и просить, чтобы свершился суд Божий, а не суд человеческий.

Софроний (Сахаров) о снах, интуиции и суждениях

Из писем в Россию

Ты пишешь: «Раньше меня интуиция никогда не обманывала…» Если я ничего не скажу по этому поводу, то ты уверишься в своей интуиции и дело будет совсем неблагополучно… Со многими людьми было и бывает так, что их сны нередко оказывались как бы пророческими. И так они привыкли верить своим снам. Это чрезвычайно опасно по нашим аскетическим понятиям. Подобно сему у многих бывает и с их интуицией… Когда речь идет о маловажных предметах, тогда ошибка не так уж важна. Но если речь идет о вопросах ПОСЛЕДНЕЙ важности, то всякая ошибка будет иметь своим результатом последнюю катастрофу… Не менее важно также и с нашим выходящим за пределы должного доверием к решению нашего рассудка. В моей книге я пишу об этом весьма коротко, говоря о пределах нашей логики, то есть нашего «логического мышления», о том, что выводы нашего рассудка НИКОГДА не бывают абсолютно правильными. Так же и с нашими суждениями о людях. Почему и дана заповедь тем, кто ищет Истины, — «не судите!»

Грехопадение

Грех — нарушение воли Божьей. Для человека грешить — действовать вопреки законам, обусловливающим его природу. Первозданные люди не имели склонности ко греху. Они жили в союзе с Богом, в гармонии с собой и с окружавшим их миром. Желая разрушить этот союз, клеветник и завистник дьявол, искусив Еву, подтолкнул её к нарушению заповеди Божьей, запрещающей людям вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт.3:1-5).

Соблюдение этой заповеди воспитывало в человеке доверие и любовь к Богу. Заповедь была дана Богом для совершенствования человека, упражнения в свободном следовании святой воле Божьей (т.к. Бог свят, его воля всегда направлена к благу). Выбор для человека был крайне лёгок, ведь в Эдеме было множество плодовых деревьев (в т.ч. Древо жизни).

Рано или поздно испытание должно было окончиться и увенчаться переходом человека на более высокую ступень совершенства, когда человек уже окончательно утвердился бы в добре и не мог бы согрешить. Но оклеветав Бога и пообещав Еве, что, вкусив запретного плода, люди станут, как боги, дьявол добился того, что она преступила запрет, а затем подтолкнула к тому же Адама (Быт.3:6-7).

Что значит предложение сатаны «быть как боги»? Приняв это предложение, человек как бы сказал Богу: «Ты говоришь, «не вкушай этих плодов, потому что умрёшь»? Я Тебе не верю. Сатана сказал, что вкусив их, я стану равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя и Ты мне больше не нужен!». Человек захотел существовать автономно от Бога, разорвал благодатную связь с Творцом, духовно умер.

В эпизоде соблазнения дьявол выступил лживым подражателем Бога. Ведь это Бог желает нас сделать «богами», но «богами по благодати», по причастности к Себе. А дьявол и не может нас сделать богами (ведь он сам, как и мы — творение) и тот путь, который он предложил — чистый обман.

Совершение первозданными людьми этого преступления получило название: грехопадение человека. «Не став ещё людьми, захотели стать богами» — так святой Ириней Лионский описывает первый человеческий грех.

Ересь докетизма

Содержание ереси докетов (от греч. казаться) сводилось, в главном, к тому, что Сын Божий не воплощался, в точном значении слова, но «стал человеком» лишь призрачно — принял вид человека, казался человеком, подобно тому как и ангелы, не становились людьми перед тем как являться людям в облике человека.

Последователям этой ереси представлялось немыслимым, чтобы Бог действительно стал человеком, мол, Кто такой Бог и кто такой человек. Принимая свою точку зрения за фундаментальную истину, с этой позиции они смотрели и на страдания, и на смерть Иисуса Христа, и на Его Воскресение и Вознесение.

Само собой ясно, что при таком подходе они не вкладывали в понятия «спасение», «искупление через жертвенные страдания и смерть» того значения, какое вкладывает в эти понятия Церковь. По сути они отрицали искупление, так как и страдания, и смерть Христа на Кресте, и Его Воскресение, согласно их воззрению, носили иллюзорный характер.

Молитвословия

Тропарь святителя Тихона Амафунтского

глас 1

Пустынный житель, и в телеси ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Тихоне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Тихона Амафунтского

глас 3

В постничестве, святе, боголюбезном пребыв,/ Утешителеву силу с высоты приял еси,/ идол низложити прелести, люди же спасти,/ демоны отгнати, недуги исцеляти./ Сего ради почитаем тя, яко Божия друга,// Тихоне блаженне.

Молитва святителю Тихону, епископу Амафунтскому

О, Трисолнечныя Троицы угодниче! О, Неистощимый источниче чудес! О, Небесныя доброты подобниче, святче Божий, преблагий, избранниче Спасов, великий архиерею, преблаженне светителю Христов Тихоне, подсолнечную озаряяй и удивляяй чудесы твоими! Всегда предстоя Святей Троице и моление принося о всем мире, вся призывающыя имя твое святое от всякаго недуга душевнаго и телеснаго исцели, испроси отпущение грехов их. Греховные мысли потреби, и всякую напасть и нашествие неприязненное диавола далече сотвори от молящихся тебе, и возстави ны от сна греховнаго, устрой ны, входящыя и во святый храм твой, здравы душами и телесы, и добрыми делы славящыя имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое молитвенное предстательство, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Тихона Луховского

глас 4

Желанием духовным в пустыню вселился еси/ и, тамо невозвратно шествовав Божественными стезями,/ достигл еси в Небесныя обители,/ и ныне со Ангелы предстоиши/ у Престола всех Царя Христа Бога,/ Емуже прилежно молися/ помиловати град сей и люди,/ верою празднующия пречестную память твою,// Тихоне преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Тихона Луховского

глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне,/ во след Его невозвратно шествовал еси,/ постом и воздержанием плотския страсти умертвил еси,/ бдением же и молитвами вселукаваго врага до конца низложил еси/ и слезами, яко елеем, свещу светлу себе уготовал еси;/ темже в Небесныя обители невозбранно вшел еси,/ идеже, радуяся, Господеви предстоиши,/ Емуже прилежно молися, молим тя,/ яко да милостив нам будет в День страшнаго Его пришествия,/ и да не пребудем и мы вне чертога Христова,/ но да сподобит ны одесную Себе стати/ молитвами твоими, преподобне, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре отче наш Тихоне.

Тропарь преподобного Тихона Калужского

глас 4

Яко светильник пресветлый,/ явился еси в Российстей земли,/ преподобне отче наш Тихоне,/ в пустыни вселився,/ в нейже преходя жестокое жительство,/ яко безплотен, пожил еси,/ сего ради и чудес дарованием обогати тя Бог./ Тем и мы, притекающе к мощем твоим, умильно глаголем:/ отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Тихона Калужского

глас 8

Отечества удалився, преподобне,/ в пустыню вселился еси,/ идеже жестокое житие твое показал еси/ и, многих добродетельми удивив,/ дарование чудес от Христа приял еси./ Темже поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, преподобне Тихоне, отче наш.

Новости по теме

Старинный храм во имя святителя Тихона Амафунтского в селе Тихоново отметил престольный праздник Старинный храм во имя святителя Тихона Амафунтского в селе Тихоново отметил престольный праздник

29 июня, в четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице, престольный праздник отметил старинный храм во имя святителя Тихона Амафунтского села Тихоново (Менделеевский район РТ).

В храмах Казанской епархии молитвенно почтут память святителя Тихона Амафунтского В храмах Казанской епархии молитвенно почтут память святителя Тихона Амафунтского

29 июня Святая Церковь совершает память святителя Тихона Амафунтского. В этот день престольный праздник отмечает Тихоновский храм села Тихоново (Менделеевский район Татарстана).

У чтимого образа святителя Тихона
Публикации 29 июня 2022
У чтимого образа святителя Тихона

Дорогие братья и сёстры, сегодня совершается память святителя Тихона Амафунтского. Этот святой жил в далёкое от нас время, в 5 веке. Он отличался добродетелями, являл пример любви к Богу и ближним.

Приход села Кулаево провел мероприятия, посвященные 440-летию обретения Казанской иконы Божией Матери Приход села Кулаево провел мероприятия, посвященные 440-летию обретения Казанской иконы Божией Матери

Прихожане храма Животворящего Креста Господня села Кулаево и воспитанники старшей группы воскресной школы имени Е. И. Сугановой совершили паломническую поездку в Свято-Успенский Вышенский монастырь.