Пятница Пятидесятницы
В этот день совершается память:
Пророка Амоса (VIII в. до Р. Х.). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461).
Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (X). Преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских (1392). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мученика Дулы Киликийского (305—313). Преподобного Дулы страстотерпца, Египетского. Преподобного Иеронима Блаженного, Стридонского (420). Перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (ок. IX). Благоверного князя Сербского Лазаря (1389). Святителя Ефрема II, патриарха Сербского (1395—1400). Блаженного Августина, епископа Иппонийского (430).
Священномученика Амоса Иванова пресвитера (1919).
Воронинской иконы Божией Матери (1518).
Святитель Иона, митрополит Московский
Святитель Иона, митрополит Московский, родился в 1390 году на Костромской земле. В 12 лет он принял монашеский постриг и долгое время прожил в московском Симоновом монастыре. В 1431 году он был поставлен во епископа Рязанского и Муромского. Святитель положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры и мордвы. Собор русских архиереев и духовенства избрал святителя Иону на Всероссийскую кафедру. Во время осады Москвы татарами владыка совершил крестный ход, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. Святитель мирно почил 31 марта 1461 года, и у его гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи святителя Ионы были обретены 27 мая 1472 года и положены в Успенском соборе Московского Кремля.
Пророк Амос
Ветхозаветный пророк Амос совершал своё служение в VIII веке до Рождества Христова. Он первый пророк-писатель. До призвания к пророческому служению Амос был пастухом, и в его книге много образов, связанных с этим родом занятий. Его служение приходится на период необыкновенного расцвета и благополучия Северного (Израильского) царства. Интенсивная торговля с соседними странами принесла в страну богатства, которые, по словам пророка, доставались тем, кто и так уже богат и теперь почивает на ложе из слоновой кости. Господь через пророка Амоса возвещает грядущий очистительный суд над самодовольным и погрязшим в роскоши Израилем, предрекает наказание богоизбранному народу и, в частности, жителям города Самарии — столицы Северного Царства, а также призывает народ «приготовиться к сретению Бога» (Ам. 4:12).
Преподобный Дула Страстотерпец, Египетский
Преподобный Дула был насельником одного из египетских монастырей. Его кротость и незлобие раздражали братий, которые в течение 20 лет издевались над ним. Святой молчал и молился за обидчиков. Однажды его несправедливо обвинили в краже церковной утвари и передали на суд светским властям. После пыток святого приговорили к отсечению рук. Когда его повели на казнь, настоящий вор раскаялся. Вернувшись в монастырь, Дула закрылся в келлии и через три дня умер. Братия, пришедшие погрести тело, не обнаружили его, только одежду и сандалии. В патерике упоминается «авва Дула», рассказывающий о чудесах, совершённых его духовным отцом, аввой Виссарионом, и приводятся наставления «аввы Дулы» о безмолвии. Но церковные исследователи не могут с уверенностью отождествить преподобного Дулу и «авву Дулу» из патерика.
Священное Писание
В христианстве есть одно явление, которое самим фактом своего существования непрестанно будоражит общество, имя этому явлению — монашество. К монахам у обывателей масса вопросов, монахи редко бывают понятны современникам, монахов очень любят учить жизни далёкие от монашества люди, монахов не критикуют только ленивые, и иногда эта критика основывается на Священном Писании, ведь в Писании нет слов о монашестве, ну а Сам наш Спаситель Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием свадьбу, но Он никогда не присутствовал на монашеских постригах. Более того, сами постриги с их обетами иной раз кажутся людям чем-то противоречащим Евангелию, в котором есть всем известные слова о недопустимости каких бы то ни было клятв. Содержащий эти Христовы слова отрывок 5-й главы Евангелия от Матфея звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
33Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
У слова «клятва» есть всем известное определение: клятва — это «торжественное утверждение, уверение, подкреплённое упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного». Несмотря на то, что эти слова — цитата из современного толкового словаря русского языка, они в полной мере соответствуют библейскому пониманию клятвы, а потому-то мы и услышали в только что прозвучавшем евангельском отрывке упоминание святынь, которыми клялись современники Христа: в первую очередь престола Божия и Иерусалима, это были высшие святыни израильтян. Понятна нам и причина, которая толкала людей произносить клятвы: они нужны для большей убедительности произносимых обещаний. Однако Христос призывал и призывает изменить само отношение к произносимым нами словам — мы должны быть честны в каждом слове, и если мы таковы, то отпадает и необходимость каким-либо образом усиливать убедительность обещаний.
Но как бы мы ни были честны и как бы ни были чисты наши намерения, всегда есть то, что может помешать исполнению наших обещаний, и речь здесь не идёт о лени, о двоедушии, о перемене ума или о чём-то подобном, речь о слабости человека и о том, что на человека могут воздействовать противоборствующие Богу существа, перед которыми человек бессилен. Как же быть с нашими обещаниями с учётом всего этого? У Церкви есть ответ на этот вопрос: свои обещания христианин может облекать в форму молитвы, исповедуя собственную слабость и призывая Бога помочь в её преодолении. Собственно, именно так и выглядят монашеские обеты: монахи не клянутся пребывать в послушании, нищете, целомудрии, посте и молитве, монахи исповедует своё стремление прожить остаток жизни в этих добродетелях, и просят Бога помочь им, потому то во время монашеских постригов мы слышим не «клянусь», а «Богу содействующу», то есть «исполню при помощи Божией». Конечно, такая формулировка никоим образом не снимает ответственности с того, кто её произносит, а потому то и монашеские обеты невозможно отменить, впрочем, и никакое иное человеческое слово, по мнению Господа Иисуса Христа, не подлежит отмене или перемене, ведь, как мы помним: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).
епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Уже один только порыв души, одно только желание жить иной, духовной жизнью благословляется Богом. Навстречу этому желанию Господь простирает Свою руку. Любому христианину хорошо известно, что Бог спасает человека силой Своей благодати, потому что нет в мире иной силы, которая могла бы это совершить, — ибо благодатью вы спасены через веру... (Еф. 2, 8). Никакое напряжение, даже самое титаническое, ума и воли, никакое самое строгое воспитание чувств не способны спасти человека, потому что преодолеть притяжение греха может только Бог силой Своей благодати. Так как тяготение ко греху обусловливается другой неземной силой — силой диавольской, то даже самая могучая человеческая сила не способна ей противостоять, — только сила Божественная. А человек, находясь между двумя полюсами — добра и зла, правды и лжи, — своей внутренней направленностью, своей способностью к самооценке, своим желанием вести тот или иной образ жизни разворачивается либо к добру, либо ко злу. Человек направляет себя подобно тому, как парус поворачивается по ветру. Лодка идет не вследствие силы паруса, ее приводит в движение сила ветра — но парус при этом должен быть установлен правильно. Вот так же и в деле спасения. Мы спасаемся не своей силой, но благодатью Божией. А наше дело — расположить себя таким образом по отношению к Богу, чтобы сила Его благодати поднимала нас к Небу.
Ефрем Филофейский об избавлении от гнева
Новоначальный Франциск задушил свой гнев, а тот монах, не сделав того же, прожил со своей страстью всю жизнь. Говорят: страсти стареют и умирают вместе с человеком. Так и того невоспитанного старчика до глубокой старости сопровождал гнев, не задушенный им. Этот сосед-грубиян постоянно создавал множество искушений для Франциска. Не передать, что пришлось ему пережить от этого несчастного. Он проклинал Франциска, обвинял, не оставлял в покое. Но Франциск изо всех сил проявлял терпение, как это видно из одного его письма: «Если бы я решил рассказать, что я выносил каждый день от этой страсти, то должен был бы написать книгу. Ибо Бог, желая меня освободить, посылал мне всякие ухищрения: чтобы несправедливо мне досаждали, чтобы меня оскорбляли, чтобы меня искушали. Не простые колкости, а способные убить. И терпя, и удушая в себе сатану крайним терпением, я получил избавление от этого зла».
Чем человек принципиально отличен от прочих творений?
Человек был создан последним в ряду существ невидимого и видимого мира. По создании мужчины и женщины Бог благословил их и заповедал владычествовать над всею землею (Быт. 1:28). В этом повелении Божьем, а также в факте того, что Адам дал животным имена (Быт. 2:20), что среди животных не нашлось помощника, подобного ему, обнаруживается высочайшее превосходство человека над всеми другими представителями видимого мира.
Уступая ряду животных в физическом плане, человек принципиально превосходит любое животное в другом отношении. Он обладает бессмертной душой; как созданный по образу Божьему, он обладает разумом, свободной волей, творческим потенциалом, способностью выражать мысли при помощи слов. Конечно, многие представители фауны могут производить целесообразные действия, но в отличие от человека они производят их, будучи движимы инстинктами.
Подчеркнём, что свобода человека в нравственном измерении настолько высока, что он может противоречить даже Божественным повелениям — грешить. Между тем призвание человека состоит в том, чтобы свободно и осознанно стремится к Богу, уподобляться Богу, духовно сближаться с Богом, обоживаться.
От ангелов человек отличается наличием тела.
Молитвословия
Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца
глас 3
Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Ин тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца
глас 3
Божественною благодатию просветився/ и по смерти показуя светлость жития твоего,/ источаеши мирови благоухания,/ притекающим к раце мощей твоих,/ и народи Московстии наставил еси ко свету богоразумия,/ Ионо, отче наш,/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.
Кондак святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца
глас 8
Желанием духовным постническое житие совершив/ и святительства паству приим,/ чистоты ради телесный и тело твое Владыка Христос соблюде нетленно/ и Петру чудотворцу наследника тя содела,/ и того нраву последовал еси,/ и учителя тя Христос Своему стаду дарова,/ идеже лежат целебныя мощи твоя,/ благоухают, яко от кадила благовонна,/ и подают исцеления немощным, верою приходящим,/ святителю Ионо, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.
Молитва святителю Ионе Московскому
О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Ионо, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Кондак пророка Амоса
глас 4
Очистив духом, пророче,/ твое светозарное сердце, славный Амосе,/ пророчествия дар свыше прием,/ возопил еси велегласно во странах:// се Бог наш, и не приложится ин к Нему.
Тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежских
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Кондак преподобных Григория и Кассиана Авнежских
глас 4
Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/ Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/ источаете ныне исцеления/ с верою притекающим к мощем вашим,/ полезная нам просите от Бога/ молитвами вашими богоприятными,/ Григорие и Кассиане преподобнии.
Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербского
глас 8
Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербского
глас 8
Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный.
Тропарь преподобного Иеронима Стридонского
глас 3
Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/ православных собрание,/ якоже убо преподобных еси собеседник/ и Божественныя премудрости сопричастник,/ тако, пречудне Иерономе,/ Христу Богу молося/ даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Иеронима Стридонского
глас 8
В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.