Церковный календарь

28 июня. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 июня. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 15 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Амоса (VIII в. до Р. Х.). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461).

Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (X). Преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских (1392). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мученика Дулы Киликийского (305–313). Преподобного Дулы страстотерпца, Египетского. Преподобного Иеронима Блаженного, Стридонского (420). Перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (ок. IX). Благоверного князя Сербского Лазаря (1389). Святителя Ефрема II, патриарха Сербского (1395–1400). Блаженного Августина, епископа Иппонийского (430). 

Священномученика Амоса Иванова пресвитера (1919).

Воронинской иконы Божией Матери (1518).

Петров пост

Петров пост в древности назывался постом Пятидесятницы. Первоначальное происхождение Апостольского поста, вероятно, было обусловлено необходимостью компенсировать пропущенный по уважительной причине Великий пост: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы», — говорится в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского. Уже в книге «Апостольских постановлений» пост после Пятидесятницы в течение недели заповедуется совершать всем: «отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну неделю и после неё одну неделю поститесь. Ибо справедливо порадоваться о даре [Духа Святого], ниспосланном нам от Бога, и затем поститься после утешения». О недельном посте упоминает и святитель Афанасий Великий.

Продление поста Пятидесятницы до памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, вероятно, было обусловлено несколькими причинами. Праздник Пятидесятницы непосредственно связан со святыми апостолами, на которых первоначально сошёл Святой Дух. Длительные посты в церковной традиции были подготовкой к значительным праздникам, будь то Пасха, Рождество Христово или Успение Пресвятой Богородицы. Кроме того, если Пасха очень поздняя, то Петров пост продолжается около недели — срок который совпадает с древней традицией. Уже в VII веке преподобный Анастасий Синаит в своих писаниях не ограничивает пост после Пятидесятницы одной неделей, выражаясь неопределённо: «потом поститесь». Таким образом, пост Пятидесятницы стал длиться от восьми до сорока дней в зависимости от дня празднования Пасхи и называться Апостольским постом, «потому что через них [апостолов] мы сподобились многих благ, и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания», как объяснял святитель Симеон Солунский.

Святитель Иона, митрополит Московский

Святитель Иона, митрополит Московский, родился в 1390 году на Костромской земле. В 12 лет он принял монашеский постриг и долгое время прожил в московском Симоновом монастыре. В 1431 году он был поставлен во епископа Рязанского и Муромского. Святитель положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры и мордвы. Собор русских архиереев и духовенства избрал святителя Иону на Всероссийскую кафедру. Во время осады Москвы татарами владыка совершил крестный ход, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. Святитель мирно почил 31 марта 1461 года, и у его гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи святителя Ионы были обретены 27 мая 1472 года и положены в Успенском соборе Московского Кремля.

Пророк Амос

Ветхозаветный пророк Амос совершал своё служение в VIII веке до Рождества Христова. Он первый пророк-писатель. До призвания к пророческому служению Амос был пастухом, и в его книге много образов, связанных с этим родом занятий. Его служение приходится на период необыкновенного расцвета и благополучия Северного (Израильского) царства. Интенсивная торговля с соседними странами принесла в страну богатства, которые, по словам пророка, доставались тем, кто и так уже богат и теперь почивает на ложе из слоновой кости. Господь через пророка Амоса возвещает грядущий очистительный суд над самодовольным и погрязшим в роскоши Израилем, предрекает наказание богоизбранному народу и, в частности, жителям города Самарии — столицы Северного Царства, а также призывает народ «приготовиться к сретению Бога» (Ам. 4:12).

Священное Писание

Рим., 95 зач., VII, 14 — VIII, 2

14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.

15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

20 Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

Глава 8.

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

Мф., 35 зач., X, 9-15

9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 7, 14-8,2; Мф. 10, 9-15

Говорил еще Господь апостолам, что если какой город не примет их, и слов их слушать не станет, то «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». А что будет нам за неслушание слов Божественного Откровения? Нашей безотрадности и меры не будет. После стольких осязательных доказательств не верить истине Божией есть то же, что впадать в хулу на Духа Святого, в богохульство. И однако же, мы не робеем. Одного спириты утешают: «Какой суд! Только родиться лишний раз придется». Другому книжники натолковывают: «Кого судить? Все атомы: разлетятся и всему конец». Но придет, други, час смерти; разлетятся мечты эти, как призраки, и существенность предстанет во всей своей неумолимости. Что тогда? Бедное время наше! Ухитрился враг губить души наши. Знает, что страх смерти и суда самое сильное средство к отрезвлению души, - и заботится всячески разогнать его, и успевает. Но погасни этот страх, отойдет страх Божий; а без страха Божия совесть становится безгласною. И стала душа пуста, стала облаком безводным, носимым всяким ветром учений и всякими порывами страстей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Одной из самых больших проблем современной лжекультуры является способ общения между людьми. Достаточно внимательно прислушаться к тому, как люди себя ведут во взаимном общении. Как часто здесь мы видим грубость, желание сильным и крепким словом победить соперника или даже просто человека, с которым общаешься, показать ему силу свою, значимость свою! Как часто люди просто бахвалятся, лгут, создают словами совершенно не соответствующую реальности картину своей жизни и своей значимости! Как часто мы употребляем грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми... Примером общения для нас должна быть Божия Матерь. А почему? А потому, что через смирение, через тихое слово, через искреннее слово в полной мере проявляется наша сущность.

Ефрем Филофейский об избавлении от гнева

Новоначальный Франциск задушил свой гнев, а тот монах, не сделав того же, прожил со своей страстью всю жизнь. Говорят: страсти стареют и умирают вместе с человеком. Так и того невоспитанного старчика до глубокой старости сопровождал гнев, не задушенный им. Этот сосед-грубиян постоянно создавал множество искушений для Франциска. Не передать, что пришлось ему пережить от этого несчастного. Он проклинал Франциска, обвинял, не оставлял в покое. Но Франциск изо всех сил проявлял терпение, как это видно из одного его письма: «Если бы я решил рассказать, что я выносил каждый день от этой страсти, то должен был бы написать книгу. Ибо Бог, желая меня освободить, посылал мне всякие ухищрения: чтобы несправедливо мне досаждали, чтобы меня оскорбляли, чтобы меня искушали. Не простые колкости, а способные убить. И терпя, и удушая в себе сатану крайним терпением, я получил избавление от этого зла».

Чем человек принципиально отличен от прочих творений?

Человек был создан последним в ряду существ невидимого и видимого мира. По создании мужчины и женщины Бог благословил их и заповедал владычествовать над всею землею (Быт. 1:28). В этом повелении Божьем, а также в факте того, что Адам дал животным имена (Быт. 2:20), что среди животных не нашлось помощника, подобного ему, обнаруживается высочайшее превосходство человека над всеми другими представителями видимого мира.

Уступая ряду животных в физическом плане, человек принципиально превосходит любое животное в другом отношении. Он обладает бессмертной душой; как созданный по образу Божьему, он обладает разумом, свободной волей, творческим потенциалом, способностью выражать мысли при помощи слов. Конечно, многие представители фауны могут производить целесообразные действия, но в отличие от человека они производят их, будучи движимы инстинктами.

Подчеркнём, что свобода человека в нравственном измерении настолько высока, что он может противоречить даже Божественным повелениям — грешить. Между тем призвание человека состоит в том, чтобы свободно и осознанно стремится к Богу, уподобляться Богу, духовно сближаться с Богом, обоживаться. 

От ангелов человек отличается наличием тела.

Молитвословия

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Ин тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Божественною благодатию просветився/ и по смерти показуя светлость жития твоего,/ источаеши мирови благоухания,/ притекающим к раце мощей твоих,/ и народи Московстии наставил еси ко свету богоразумия,/ Ионо, отче наш,/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Кондак святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 8

Желанием духовным постническое житие совершив/ и святительства паству приим,/ чистоты ради телесный и тело твое Владыка Христос соблюде нетленно/ и Петру чудотворцу наследника тя содела,/ и того нраву последовал еси,/ и учителя тя Христос Своему стаду дарова,/ идеже лежат целебныя мощи твоя,/ благоухают, яко от кадила благовонна,/ и подают исцеления немощным, верою приходящим,/ святителю Ионо, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Ионе Московскому

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Ионо, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Кондак пророка Амоса

глас 4

Очистив духом, пророче,/ твое светозарное сердце, славный Амосе,/ пророчествия дар свыше прием,/ возопил еси велегласно во странах:// се Бог наш, и не приложится ин к Нему.

Тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежских

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Григория и Кассиана Авнежских

глас 4

Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/ Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/ источаете ныне исцеления/ с верою притекающим к мощем вашим,/ полезная нам просите от Бога/ молитвами вашими богоприятными,/ Григорие и Кассиане преподобнии.

Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербского

глас 8

Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербского

глас 8

Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный.

Тропарь преподобного Иеронима Стридонского

глас 3

Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/ православных собрание,/ якоже убо преподобных еси собеседник/ и Божественныя премудрости сопричастник,/ тако, пречудне Иерономе,/ Христу Богу молося/ даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Иеронима Стридонского

глас 8

В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.

Теги:
Святитель Иона Московский
пророк Амос
православный календарь

Все публикации