Церковный календарь

28 июня. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 июня. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Неделя 3-я по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 15 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Амоса (VIII в. до Р. Х.). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461).

Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (X). Преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских (1392). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мученика Дулы Киликийского (305–313). Преподобного Дулы страстотерпца, Египетского. Преподобного Иеронима Блаженного, Стридонского (420). Перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (ок. IX). Благоверного князя Сербского Лазаря (1389). Святителя Ефрема II, патриарха Сербского (1395–1400). Блаженного Августина, епископа Иппонийского (430). 

Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).

Священномученика Амоса Иванова пресвитера (1919).

Воронинской иконы Божией Матери (1518).

Святитель Иона, митрополит Московский

Святитель Иона, митрополит Московский, родился в 1390 году на Костромской земле. В 12 лет он принял монашеский постриг и долгое время прожил в московском Симоновом монастыре. В 1431 году он был поставлен во епископа Рязанского и Муромского. Святитель положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры и мордвы. Собор русских архиереев и духовенства избрал святителя Иону на Всероссийскую кафедру. Во время осады Москвы татарами владыка совершил крестный ход, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. Святитель мирно почил 31 марта 1461 года, и у его гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи святителя Ионы были обретены 27 мая 1472 года и положены в Успенском соборе Московского Кремля.

Пророк Амос

Ветхозаветный пророк Амос совершал своё служение в VIII веке до Рождества Христова. Он первый пророк-писатель. До призвания к пророческому служению Амос был пастухом, и в его книге много образов, связанных с этим родом занятий. Его служение приходится на период необыкновенного расцвета и благополучия Северного (Израильского) царства. Интенсивная торговля с соседними странами принесла в страну богатства, которые, по словам пророка, доставались тем, кто и так уже богат и теперь почивает на ложе из слоновой кости. Господь через пророка Амоса возвещает грядущий очистительный суд над самодовольным и погрязшим в роскоши Израилем, предрекает наказание богоизбранному народу и, в частности, жителям города Самарии — столицы Северного Царства, а также призывает народ «приготовиться к сретению Бога» (Ам. 4:12).

Священное Писание

Рим., 88 зач., V, 1-10

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Мф., 18 зач., VI, 22-33

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 5, 1-10; Мф. 6, 22-33

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: «да, это не худо». У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Церковь усвоила Таинству Тела и Крови Христовых наименование «Евхаристия», от греческого глагола «евхаристо», то есть «благодарю». Не случайно Таинство получило название «благодарение», потому что нет ничего более великого в мире, чем исполнение заповеди Господа, повелевшего совершать в Его воспоминание благословение хлеба и вина, которые силой Святого Духа преобразуются в подлинное Тело и в подлинную Кровь Христову. Когда мы говорим, что это Таинство Благодарения, мы должны помнить, что в русском слове содержится корень «дар». Мы не просто благодарим словами, мы не просто благодарим умом, но приносим дар Богу – хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Господней. И мы должны ясно сознавать: как в жизни человеческой мы одаряем друг друга, особенно если хотим кого-то поблагодарить, так и в наших отношениях с Богом, когда хотим поблагодарить Господа, мы совершаем Таинство Святой Евхаристии.

Ефрем Филофейский об избавлении от гнева

Новоначальный Франциск задушил свой гнев, а тот монах, не сделав того же, прожил со своей страстью всю жизнь. Говорят: страсти стареют и умирают вместе с человеком. Так и того невоспитанного старчика до глубокой старости сопровождал гнев, не задушенный им. Этот сосед-грубиян постоянно создавал множество искушений для Франциска. Не передать, что пришлось ему пережить от этого несчастного. Он проклинал Франциска, обвинял, не оставлял в покое. Но Франциск изо всех сил проявлял терпение, как это видно из одного его письма: «Если бы я решил рассказать, что я выносил каждый день от этой страсти, то должен был бы написать книгу. Ибо Бог, желая меня освободить, посылал мне всякие ухищрения: чтобы несправедливо мне досаждали, чтобы меня оскорбляли, чтобы меня искушали. Не простые колкости, а способные убить. И терпя, и удушая в себе сатану крайним терпением, я получил избавление от этого зла».

Чем человек принципиально отличен от прочих творений?

Человек был создан последним в ряду существ невидимого и видимого мира. По создании мужчины и женщины Бог благословил их и заповедал владычествовать над всею землею (Быт. 1:28). В этом повелении Божьем, а также в факте того, что Адам дал животным имена (Быт. 2:20), что среди животных не нашлось помощника, подобного ему, обнаруживается высочайшее превосходство человека над всеми другими представителями видимого мира.

Уступая ряду животных в физическом плане, человек принципиально превосходит любое животное в другом отношении. Он обладает бессмертной душой; как созданный по образу Божьему, он обладает разумом, свободной волей, творческим потенциалом, способностью выражать мысли при помощи слов. Конечно, многие представители фауны могут производить целесообразные действия, но в отличие от человека они производят их, будучи движимы инстинктами.

Подчеркнём, что свобода человека в нравственном измерении настолько высока, что он может противоречить даже Божественным повелениям — грешить. Между тем призвание человека состоит в том, чтобы свободно и осознанно стремится к Богу, уподобляться Богу, духовно сближаться с Богом, обоживаться. 

От ангелов человек отличается наличием тела.

Молитвословия

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Ин тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Божественною благодатию просветився/ и по смерти показуя светлость жития твоего,/ источаеши мирови благоухания,/ притекающим к раце мощей твоих,/ и народи Московстии наставил еси ко свету богоразумия,/ Ионо, отче наш,/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Кондак святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 8

Желанием духовным постническое житие совершив/ и святительства паству приим,/ чистоты ради телесный и тело твое Владыка Христос соблюде нетленно/ и Петру чудотворцу наследника тя содела,/ и того нраву последовал еси,/ и учителя тя Христос Своему стаду дарова,/ идеже лежат целебныя мощи твоя,/ благоухают, яко от кадила благовонна,/ и подают исцеления немощным, верою приходящим,/ святителю Ионо, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Ионе Московскому

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Ионо, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Кондак пророка Амоса

глас 4

Очистив духом, пророче,/ твое светозарное сердце, славный Амосе,/ пророчествия дар свыше прием,/ возопил еси велегласно во странах:// се Бог наш, и не приложится ин к Нему.

Тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежских

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Григория и Кассиана Авнежских

глас 4

Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/ Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/ источаете ныне исцеления/ с верою притекающим к мощем вашим,/ полезная нам просите от Бога/ молитвами вашими богоприятными,/ Григорие и Кассиане преподобнии.

Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербского

глас 8

Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербского

глас 8

Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный.

Тропарь преподобного Иеронима Стридонского

глас 3

Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/ православных собрание,/ якоже убо преподобных еси собеседник/ и Божественныя премудрости сопричастник,/ тако, пречудне Иерономе,/ Христу Богу молося/ даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Иеронима Стридонского

глас 8

В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.

Теги:
Святитель Иона Московский
пророк Амос
православный календарь

Все публикации