Церковный календарь

28 июня. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 июня. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

2-я седмица по Пятидесятнице. Начало Петрова поста
15 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Амоса (VIII в. до Р. Х.). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461).

Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (X). Преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских (1392). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мученика Дулы Киликийского (305–313). Преподобного Дулы страстотерпца, Египетского. Преподобного Иеронима Блаженного, Стридонского (420). Перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (ок. IX). Благоверного князя Сербского Лазаря (1389). Святителя Ефрема II, патриарха Сербского (1395–1400). Блаженного Августина, епископа Иппонийского (430). 

Священномученика Амоса Иванова пресвитера (1919).

Воронинской иконы Божией Матери (1518).

Петров пост

Петров пост в древности назывался постом Пятидесятницы. Первоначальное происхождение Апостольского поста, вероятно, было обусловлено необходимостью компенсировать пропущенный по уважительной причине Великий пост: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы», — говорится в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского. Уже в книге «Апостольских постановлений» пост после Пятидесятницы в течение недели заповедуется совершать всем: «отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну неделю и после неё одну неделю поститесь. Ибо справедливо порадоваться о даре [Духа Святого], ниспосланном нам от Бога, и затем поститься после утешения». О недельном посте упоминает и святитель Афанасий Великий.

Продление поста Пятидесятницы до памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, вероятно, было обусловлено несколькими причинами. Праздник Пятидесятницы непосредственно связан со святыми апостолами, на которых первоначально сошёл Святой Дух. Длительные посты в церковной традиции были подготовкой к значительным праздникам, будь то Пасха, Рождество Христово или Успение Пресвятой Богородицы. Кроме того, если Пасха очень поздняя, то Петров пост продолжается около недели — срок который совпадает с древней традицией. Уже в VII веке преподобный Анастасий Синаит в своих писаниях не ограничивает пост после Пятидесятницы одной неделей, выражаясь неопределённо: «потом поститесь». Таким образом, пост Пятидесятницы стал длиться от восьми до сорока дней в зависимости от дня празднования Пасхи и называться Апостольским постом, «потому что через них [апостолов] мы сподобились многих благ, и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания», как объяснял святитель Симеон Солунский.

Святитель Иона, митрополит Московский

Святитель Иона, митрополит Московский, родился в 1390 году на Костромской земле. В 12 лет он принял монашеский постриг и долгое время прожил в московском Симоновом монастыре. В 1431 году он был поставлен во епископа Рязанского и Муромского. Святитель положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры и мордвы. Собор русских архиереев и духовенства избрал святителя Иону на Всероссийскую кафедру. Во время осады Москвы татарами владыка совершил крестный ход, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. Святитель мирно почил 31 марта 1461 года, и у его гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи святителя Ионы были обретены 27 мая 1472 года и положены в Успенском соборе Московского Кремля.

Пророк Амос

Ветхозаветный пророк Амос совершал своё служение в VIII веке до Рождества Христова. Он первый пророк-писатель. До призвания к пророческому служению Амос был пастухом, и в его книге много образов, связанных с этим родом занятий. Его служение приходится на период необыкновенного расцвета и благополучия Северного (Израильского) царства. Интенсивная торговля с соседними странами принесла в страну богатства, которые, по словам пророка, доставались тем, кто и так уже богат и теперь почивает на ложе из слоновой кости. Господь через пророка Амоса возвещает грядущий очистительный суд над самодовольным и погрязшим в роскоши Израилем, предрекает наказание богоизбранному народу и, в частности, жителям города Самарии — столицы Северного Царства, а также призывает народ «приготовиться к сретению Бога» (Ам. 4:12).

Священное Писание

Рим., 83 зач., II, 28 — III, 18

28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Глава 3.

1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?

2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.

5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). 6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?

7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?

8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.

9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, 10как написано: нет праведного ни одного; 11 нет разумевающего; никто не ищет Бога; 12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.

14 Уста их полны злословия и горечи.

15 Ноги их быстры на пролитие крови; 16 разрушение и пагуба на путях их; 17 они не знают пути мира.

18 Нет страха Божия перед глазами их.

Мф., 19 зач., VI, 31-34; VII, 9-11

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Глава 7

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 2, 28-3, 18; Мф. 6, 31-34; 7, 9-11

«Не заботьтесь». Как же жить то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Забота такая - болезнь греховная. Она показывает, что человек на себя оперся, а Бога забыл, что упование на Промысл Божий потерял, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами. Сцепился он сердцем с тем, что имеет, и на нем почивать думает, как на прочной основе. Любоимание связало его, и он только и думает, чтоб побольше забрать в свои руки. Мамон этот стал ему вместо Бога. А ты трудиться - трудись, а заботою злою себя не томи. Жди успеха всякого от Бога и в Его руки предай участь свою. Все добываемое принимай, как дар от руки Господа, и в крепком уповании ожидай от Него продолжения щедродательности. Знай, что одна минута - и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог. Все тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя? Итак, не заботьтесь!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пост – это период воздержания от скоромной пищи, время усиленной молитвы, но это также и время для совершения добрых дел. Если же мы будем только поститься и молиться, затворившись в храме или у себя дома, но не сделаем за время поста ни одного доброго дела, то тщетен будет наш труд пред Господом. Об этом же говорит пророк Исаия, когда определяет пост истинный как пост дел милосердия, ибо тот, кто хочет подлинно, не по-фарисейски поститься, должен помогать бедным, вдовам и сиротам. Ибо милосердие наравне с пощением и молитвой содействует преображению нашей души, и одно в отрыве от другого существовать не должно.

Ефрем Филофейский об избавлении от гнева

Новоначальный Франциск задушил свой гнев, а тот монах, не сделав того же, прожил со своей страстью всю жизнь. Говорят: страсти стареют и умирают вместе с человеком. Так и того невоспитанного старчика до глубокой старости сопровождал гнев, не задушенный им. Этот сосед-грубиян постоянно создавал множество искушений для Франциска. Не передать, что пришлось ему пережить от этого несчастного. Он проклинал Франциска, обвинял, не оставлял в покое. Но Франциск изо всех сил проявлял терпение, как это видно из одного его письма: «Если бы я решил рассказать, что я выносил каждый день от этой страсти, то должен был бы написать книгу. Ибо Бог, желая меня освободить, посылал мне всякие ухищрения: чтобы несправедливо мне досаждали, чтобы меня оскорбляли, чтобы меня искушали. Не простые колкости, а способные убить. И терпя, и удушая в себе сатану крайним терпением, я получил избавление от этого зла».

Чем человек принципиально отличен от прочих творений?

Человек был создан последним в ряду существ невидимого и видимого мира. По создании мужчины и женщины Бог благословил их и заповедал владычествовать над всею землею (Быт. 1:28). В этом повелении Божьем, а также в факте того, что Адам дал животным имена (Быт. 2:20), что среди животных не нашлось помощника, подобного ему, обнаруживается высочайшее превосходство человека над всеми другими представителями видимого мира.

Уступая ряду животных в физическом плане, человек принципиально превосходит любое животное в другом отношении. Он обладает бессмертной душой; как созданный по образу Божьему, он обладает разумом, свободной волей, творческим потенциалом, способностью выражать мысли при помощи слов. Конечно, многие представители фауны могут производить целесообразные действия, но в отличие от человека они производят их, будучи движимы инстинктами.

Подчеркнём, что свобода человека в нравственном измерении настолько высока, что он может противоречить даже Божественным повелениям — грешить. Между тем призвание человека состоит в том, чтобы свободно и осознанно стремится к Богу, уподобляться Богу, духовно сближаться с Богом, обоживаться. 

От ангелов человек отличается наличием тела.

Молитвословия

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Ин тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Божественною благодатию просветився/ и по смерти показуя светлость жития твоего,/ источаеши мирови благоухания,/ притекающим к раце мощей твоих,/ и народи Московстии наставил еси ко свету богоразумия,/ Ионо, отче наш,/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Кондак святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 8

Желанием духовным постническое житие совершив/ и святительства паству приим,/ чистоты ради телесный и тело твое Владыка Христос соблюде нетленно/ и Петру чудотворцу наследника тя содела,/ и того нраву последовал еси,/ и учителя тя Христос Своему стаду дарова,/ идеже лежат целебныя мощи твоя,/ благоухают, яко от кадила благовонна,/ и подают исцеления немощным, верою приходящим,/ святителю Ионо, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Ионе Московскому

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Ионо, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Кондак пророка Амоса

глас 4

Очистив духом, пророче,/ твое светозарное сердце, славный Амосе,/ пророчествия дар свыше прием,/ возопил еси велегласно во странах:// се Бог наш, и не приложится ин к Нему.

Тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежских

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Григория и Кассиана Авнежских

глас 4

Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/ Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/ источаете ныне исцеления/ с верою притекающим к мощем вашим,/ полезная нам просите от Бога/ молитвами вашими богоприятными,/ Григорие и Кассиане преподобнии.

Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербского

глас 8

Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербского

глас 8

Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный.

Тропарь преподобного Иеронима Стридонского

глас 3

Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/ православных собрание,/ якоже убо преподобных еси собеседник/ и Божественныя премудрости сопричастник,/ тако, пречудне Иерономе,/ Христу Богу молося/ даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Иеронима Стридонского

глас 8

В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.

Теги:
Святитель Иона Московский
пророк Амос
православный календарь

Все публикации