Суббота 7-й седмицы по Пасхе
В этот день совершается память:
Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444). Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Праведного Алексия Московского (1923).
Преподобного Александра, игумена Куштского (1439). Мучениц Феклы, Марфы и Марии в Персии (346).
Обретение мощей преподобного Рафаила Шейченко исповедника (2005).
Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский
Святитель Кирилл Александрийский известен как один из главных борцов с ересью Нестория, не признававшего Божественное достоинство Господа Иисуса Христа. Александрийский Предстоятель инициировал созыв III Вселенского собора (431 год), осудившего несторианство, и председательствовал на нём. Несторий управлял Константинопольским Патриархатом после святителя Иоанна Златоустого, обвинения Нестория в неправославии начались после того, как он стал называть Пресвятую Деву «Христородицей» или «Человекородицей». Поэтому, после осуждения этой ереси, для должного прославления Божией Матери, в богослужение была введена известная каждому христианину песнь «Богородица Дево, радуйся…». Есть основание полагать, что автором песнопения был сам святитель Кирилл. Кроме того, святой составил чин царских часов, которые читаются в Великий Пяток. В чин входят особые псалмы, повествующие о Страстях Господних, а также соответствующие дню стихиры и чтения из ветхозаветных книг, Апостола и Евангелия.
Праведный Алексий Московский (Мечёв)
Протоиерей Алексий Мечёв родился в 1859 году в Москве в семье регента Чудова монастыря. Мечтал быть врачом, но по настоянию матери стал священником, за что не раз ее благодарил. После окончания Московской духовной академии и принятия сана стал служить в церкви Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке. В 1902 году овдовел. Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал тогда отцу Алексию: «Тебя посещает Господь… Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда… легче тебе станет». Отец Алексий ввёл ежедневное богослужение, хотя в то время в малых московских храмах оно совершалось два—три раза в седмицу. Он, не дожидаясь пономарей, готовил всё необходимое для богослужения, нередко сам пел и читал утреню перед Литургией. «Восемь лет служил я Литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии батюшка. — Один протоиерей говорил мне: “Как ни пройду мимо твоего храма, всё у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто... Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь”». Но отец Алексий не смущался и продолжал служить. Постепенно храм наполнился прихожанами, а затем приход на Маросейке стал одним из самых известных в Москве. Батюшка встречал всех сердечно, с любовью и состраданием. Был прозорлив и необыкновенно скромен. Оптинские старцы не раз говорили москвичам: «Что вы к нам едете? У вас есть отец Алексий!» Почил праведник в 1923 году, оплаканный тысячами верующих во главе с Патриархом Тихоном.
Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский
Кирилл родился в Москве в знатной семье. Светской карьере он предпочел иночество и позже, по благословению явившейся ему Пресвятой Богородицы, основал на Белом озере монастырь, ставший впоследствии одним из северных оплотов Руси. Преподобный был примером нестяжания, имел лишь ризу и несколько книг, отверг дарственную боярина, хотевшего подарить монастырю село. Часто сталкиваясь со злобой людской и зная, что один инок его ненавидит, он считал того брата единственным, кто видит его грехи. Ученик Сергия Радонежского, Кирилл заботился об Отечестве. С любовью, но решительно и мудро он удерживал правителей от междоусобиц, наставлял, что упование на Бога — основа мира и благополучия. Так писал он князю: «Ведь раз сподобился ты получить от Бога великую власть, то столь же большое воздаяние ты должен воздать Ему».
Священное Писание
Что нам мешает искренне и самоотверженно служить Богу и как с этим справиться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 21-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 21.
15Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петрговорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисусговорит ему: паси агнцев Моих.
16Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисусговорит ему: паси овец Моих.
17Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? -
24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Накануне страданий и смерти Христа Пётр трижды отрекается от Него во дворе первосвященника. Апостол очень тяжело переживает собственное малодушие. Ведь себя он считал самым верным учеником Спасителя. И, действительно, ревности Петру было не занимать. В некоторых ситуациях она граничила даже с амбициозной самоуверенностью. Так вечером накануне отречения Пётр заявляет Спасителю: «если другие отрекутся, то я никогда не отрекусь». Согласитесь, чувствуются в голосе Петра нотки превосходства и превозношения над своими же братьями. А потому и отпадение его весьма закономерно.
И вот сегодня мы видим, как Господь возвращает Петра в число апостолов. «Любишь ли ты меня, больше, чем они?» — спрашивает Спаситель его в первый раз. Вопрос Христа в такой форме содержит в себе скрытый подтекст: «Пётр, ты всё ещё думаешь, что выше других? Ты всё ещё хочешь что-то кому-то доказать? Или ты готов просто довериться Мне и совершать то служение, на которое Я тебя поставлю?» Ответы Петра свидетельствуют о его перемене. Кажется, что он усвоил урок. И готов полностью сосредоточиться на своём служении.
Однако следующий эпизод показывает, что порой даже большие потрясения не в силах избавить нас от нашей амбициозной самости. Появляется апостол Иоанн, и Пётр спрашивает Христа: «а он что?» И Господь отвечает ему: «Пётр, опять ты сравниваешь. Опять тебя занимают другие люди. Мои отношения с Иоанном — это наше с ним дело. Ты просто иди за Мной». К этому Спаситель присоединяет и пророчество о Петре: когда ты был молод, то есть духовно незрел, ты ходил куда хотел, то есть думал о том, как бы вырваться на первое место. Но прославишь ты Бога лишь в старости, когда тебя против твоей воли поведут связанным. То есть тогда, когда духовно созреешь и перестанешь просчитывать, как тебе быть выше и лучше других. Когда тебя перестанет волновать вопрос «а что там окружающие?» Тогда ты полностью отдашься в руки Божии, и лишь тогда над тобой в полноте совершится Его Промысел.
Согласитесь, все мы в этом похожи на Петра. Даже будучи верующими людьми, мы нередко стремимся по собственному усмотрению, без Бога, управлять своей жизнью. Лакмусовая бумажка — наши отношения с другими людьми. Яркий пример — те, кто подло обошёлся со мной, кто доставил мне боль и страдание. Мысль о том, что этот человек может жить беззаботно, счастливой и насыщенной жизнью не даёт мне покоя. А какой гнев и возмущение овладевают мной, когда слышу: отпусти, и он тоже ребёнок Божий, и его Господь ведёт своей дорогой. У меня могут даже появляться претензии к Богу. Потому что отпускать я не привык. Потому что в моей голове живёт собственная картинка того, как именно должна быть устроена эта жизнь. Такая одержимость собственной персоной не заканчивается ничем хорошим. Не нам решать судьбы окружающих. А потому постараемся сосредоточиться на собственных отношениях с Богом. Иными словами, всё своё внимание и силы направим на исполнение Его Евангелия, и на бескорыстное и самоотверженное служение тем, кто нас окружает.
Священник Димитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Диавол внушает нам различные мысли, воздействует на наше сознание, на нашу волю, на наши чувства, чтобы извратить и разум, и волю, и чувства и растлить тело наше. Поэтому самая большая борьба, которую ведет человек, — это борьба с самим собой, это борьба за то, чтобы оставаться Божиим храмом, чтобы в каждом из нас присутствовал Божественный дух. И эта борьба не против плоти и крови, как говорит тот же апостол Павел, а против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12).
Праведный Алексий (Мечёв) о покаянии
Покаяние должно состоять не в одних словах и воздыханиях. Искренно, от всего сердца пожелайте отстать от тех беззаконий, которые сознала ваша совесть. Без сомнения, тяжело отставать от дурных навыков: страсти опутывают как бы сетями душу того, кто им предан. Но сделайте усилие над собою, потрудитесь, приневольте себя к делам добра. Во всяком деле нужен труд; можно ли без труда приобрести такое великое благо, как спасение души? «От дней же Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Во всяком общественном звании христианин честным исполнением своих обязанностей может привлечь на себя благословение Божие и спасти свою душу. Но есть дела, доступные каждому званию, которые особенно ценны в очах Правды Божией: это дела милосердия.
Образ и подобие Божьи в человеке
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26). Образ мы получили в дар от Бога при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь.
Образ — то, что изначально вложено в нас Творцом, черты, отображающие Его совершенства. Черты образа Божьего в человеке:
Бог Личностен — и нас создал личностями (даже близнецы — разные личности).
Вечен — и мы созданы Богом для бессмертия, наша жизнь подобна лучу в геометрии — он имеет начало, но не имеет конца.
Свободен — и нам даровал свободу воли (у животных — инстинкты). В наличии свободы, как черте образа Божия, ответ на вопрос о наличии зла среди людей. Добро — свободное следование воле Божьей, а зло — противление ей. Бог не создавал зла, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни человеческого сердца, которое не слышит Бога. Свобода прямо пропорциональна ответственности. Чем выше свобода, тем выше ответственность. Иногда люди пытаются перенести всю ответственность за происходящее на Бога. Но мы не марионетки, не роботы, мы созданы по образу самого Бога и наше призвание — бесконечное уподобление Богу. По выражению святых отцов, мы должны стать богами по благодати, по причастности к Богу.
Премудр — и нам даровал разум (мышление и речь).
Творец — и нам даровал возможность творчества.
Вседержитель — и нам даровал в управление видимый мир.
Подобие — возможность уподобиться Богу, стать богоподобным — святым. Богоподобие — цель человеческой жизни.
С т.з. Божественного замысла о человеке, святой — это не сверхчеловек, это нормальный человек.
Человек, созданный по образу Бога, должен уподобляться Ему. Если Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Средоточие подобия Божьего — любовь, «совокупность совершенства».
Как обрести подобие Божье говорят нам Заповеди Блаженств.
Из людей высшей степени подобия сподобилась Пресвятая Богородица.
Молитвословия
Тропарь святителя Кирилла Александрийского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Кирилла Александрийского
глас 6
Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя.
Тропарь преподобного Кирилла Белоезерского
глас 1
Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/ злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество,/ страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ ихже и до конца, яко чадолюбивый отец,/ не оставил еси, посещая, да вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Кирилла Белоезерского
глас 8
Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.
Молитва преподобному Кириллу, игумену Белоезерскому, чудотворцу
О, священная главо, преподобне и Богоносне Отче Кирилле! Припадаем к тебе с верою и любовию, и просим тя, небеснаго Заступника нашего: яви велие милосердие твое нам, смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твои о нас ко Господу Богу. Свойственно есть тебе благосердие, святче Божий, ибо живущу ти на земли, едино бысть у тебе попечение, еже спасати от погибели греховны души человеческий, и вся твоя жизнь святая бысть зерцалом добрых дел, о нихже прославляшеся в тебе Отец Небесный, к Немуже велие дерзновение стяжав, испроси нам у благости Его: веру праву, благочестие нелицемерное, покаяние истинное, братолюбие совершенное и преуспеяние во всех благих делех. Исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, воздуха благорастворение, мирное и безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христовом. Сохрани Церковь Святую и Державу Российскую от браней и нестроений. Огради обитель твою честную от всякаго зла, и вся правоверныя люди, к тебе приходящыя и мощем твоим покланяющиеся, осени небесным твоим благословением, и вся прошения их во благо исполни. Ей, Отче, не презри молитв наших, со умилением тебе возносимых, но буди о нас теплый предстатель ко Господу, и сподоби нас помощию твоею святою спасение вечное получити, и Царствие Небесное унаследовати, да славословим великия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, и твое Отеческое заступление, во веки веков. Аминь.