Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского
В этот день совершается память:
Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (386).
Мучеников Трофима и Евкарпия (ок. 300). Преподобного Анина монаха.
Священномученика Димитрия Розанова пресвитера, преподобномученицы Наталии Баклановой (1938).
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
Святитель Кирилл родился в Иерусалиме и, достигнув совершеннолетия, принял монашество. В сане главы Иерусалимской Церкви ему пришлось немало пострадать. Когда в городе наступил голод, святитель истратил все свое имущество, а затем стал продавать и церковные вещи, покупая пшеницу для голодающих. Еретики-ариане распустили слух, будто видели блудницу в священном облачении, и добились изгнания святителя, а потом, при поддержке императора-еретика, — и его заточения. Взошедший затем на трон Юлиан Отступник объявил амнистию, но святитель стал обличать самого императора, возрождавшего язычество, и вновь был изгнан. В третий раз святитель Кирилл был сослан при Валенте, тоже еретике, и лишь при Феодосии Великом вернулся на кафедру. Поучения святителя для готовящихся принять Крещение и новокрещеных не потеряли своего значения и в наши дни.
Евангелие дня
«Вера без дел мертва». Такие слова находим мы в послании апостола Иакова. И с ними невозможно не согласиться. Ведь вера не просто набор абстрактных убеждений, а то, что напрямую влияет на всю человеческую жизнь, освящает её, делает цельной, светлой и бесстрашной. Об этом говорит нам отрывок из второй главы Евангелия от Марка. Он читается сегодня в православных храмах во время Литургии.
Глава 2.
01Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
02Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
03И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
04и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
05Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
06Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
07что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
08Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
09Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:
11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
В первое воскресенье Великого поста мы совершали празднование Торжества Православия. Прославляя святых отцов, участников Вселенских соборов, мы радостно благодарили Бога за то, что опасные ереси, искажающие учение о природе Господа и Его Царства, оказались побеждены. И нет теперь уже никаких вероучительных препятствий для того, чтобы этого Царства можно было достигнуть. Таким образом, в первое воскресенье поста Церковь напомнила нам о цели нашего духовного пути.
В нынешнее же воскресенье Евангелие Христово говорит нам о средствах, необходимых для осуществления духовного путешествия к желанному Раю. Мы услышали, как Христос пришёл в город Капернаум и там совершил множество исцелений. Удивлённые жители собрались во множестве, чтобы послушать Спасителя. Толпа оказалась настолько велика, что ещё одно чудо могло просто не состояться. Но помогло ему доброе упрямство.
Четверо мужчин приносят ко Христу своего парализованного друга. Попасть в дом, где проповедует Сын Божий, у них не получается. Потому они забираются на крышу, делают в ней дыру и спускают кровать с больным прямо к ногам Христа. Спаситель возвращает парализованному возможность двигаться, произнося такие слова: «чадо! прощаются тебе грехи твои». Так Господь Иисус показывает, что причиной страшной болезни тела был духовный недуг. Отважных друзей исцелённого Он хвалит за проявленное дерзновение.
Как реагируют на чудо собравшиеся? Простые люди ликуют, прославляя Бога. Но видим мы также злобные лица иудейских законников. Те, услышав слова Христовы и не имея возможности опровергнуть факта чуда, начали про себя рассуждать: «Он богохульствует! Кто может прощать грехи? Только один Бог на это способен! Бог, а не этот странный человек, нигде и ничему не учившийся». Спаситель услышал мысли книжников и возмутился ложью, жившей в сердцах этих людей.
Господь Иисус понимал, чем, на самом деле, руководствуются Его критики. Они не стремились защитить веру, а желали сохранить влияние, власть над умами. Даже видя перед собой явное чудо, законники отказывались его признать. Исцеления для них как будто не существовало. Значение имели только слова Христа, которые казались им богохульными. А вероучение из путеводной нити к совершенству превратилось для этих людей в кнут для порки неугодных.
Через прозвучавшее евангельское чтение Церковь напоминает нам, что принадлежность к Церкви, народу Божьему, зависит не только от верности догматам и наследию Вселенских соборов. Не достаточно знать богословие и быть православным умом. Спаситель призывает нас и к верному действию. А именно — следовать примеру добрых друзей, которые помогли своему больному товарищу, преодолев различные трудности. Или, как говорится, в послании Восточных Патриархов 18 века: «Человек оправдывается не просто одной верою, но верой, сопровождаемой любовью, то есть через веру и дела. Не призрак только веры, но пребывающая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе».
священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Этими словами святой преподобный Ефрем Сирин обращает наши сердца к Богу с молитвой о стяжании перечисленных добродетелей. Но следует обратить внимание, что любовь, которая в ряду этих добродетелей стоит на последнем месте, занимает это место не потому, что любовь самая незначительная добродетель, а, напротив, потому, что это самая возвышенная и великая добродетель. Это верхняя ступень лестницы добродетелей, ведущих в Царство Божие.
Архимандрит Кронид (Любимов) об обращении к Богу в скорбях
«Бог для того и попускает нам скорби, чтобы при них мы скорее к Нему обращались, чтобы скорее о Нем вспоминали. «Мне слишком тяжело, горькая моя жизнь, — говоришь ты, — я не могу и к Богу обратиться, перекреститься не могу, сказать Богу, что мне тяжело, не могу — не хочется...» Но ты хоть это скажи Богу. Скажи так, именно такими словами или подобным какими-нибудь, выражающими скорбь души твоей, только непременно скажи — и увидишь, как это хорошо, спасительно для тебя; не успеешь договорить слов своих, как тебе легче будет. Скорбными словами нашими, особенно когда мы к Богу их обращаем, скорбь наша всегда облегчается. Что Богу выскажешь от души, то не будет больше тяготить душу. Бог всегда благодатью Своей отзывается в сердце нашем на сердечные к Нему слова. «Но, ах, зачем же мне все скорбеть и скорбеть, так часто и так много скорбеть? Успокоюсь я теперь, как к Богу обращусь; но после ведь и опять будет то же, и опять буду скорбеть так же». Что делать? Прогоняй от себя теперешнюю твою скорбь, а о будущей не беспокойся, будущей скорбью займешься, когда она придет, если только придет. Вот зачем тебе надобно по временам скорбеть — чтобы потом внити в Царствие Божие, где живут и радуются только те, которые в этой жизни многими скорбями приучаются в Боге находить радость и успокоение себе».
Святитель Тихон Задонский о духовном посте
Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.
Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от того польза? Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза?
Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи пост также и злям приходям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения, — отврати очи твои, еже не видети суеты. Уклонися от зла и сотвори благо.
Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.
О кончине мира
После Страшного Суда произойдёт кончина мира. Ещё в Ветхом Завете было известно, что небо и земля погибнут (Пс.101:26-27). Однако «кончина» не означает полного исчезновения мира, перехода его из бытия в небытие. Под кончиной нашего мира подразумевается его преображение, освобождение от гибельных последствий грехопадения.
Автор Апокалипсиса пишет: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:1-4).
Молитвословия
Кондак святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского
глас 4
Языком твоим, мудре,/ Божественными вдохновеньми просветил еси твоя люди/ едину чести Троицу,/ Естеством нераздельну, разделяему же Лицы./ Темже, радующеся, всесвятую твою память празднуем,/ иже к Богу молитвенника тя предлагающий.