Церковный календарь

30 марта. Память преподобного Алексия, человека Божия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 марта. Память преподобного Алексия, человека Божия

3-я седмица Великого поста. Поминовение усопших

В этот день совершается память: Преподобного Алексия, человека Божия (411). Святителя Патрикия, просветителя Ирландии (451). Преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483). Мученика Марина Кесарийского (Палестинского). Священномученика Александра пресвитера (1919). Священномученика Виктора пресвитера (1942).

Преподобный Алексий, человек Божий

Благочестивые родители настояли на обручении Алексия, стремившегося к подвижничеству, но он в тот же день тайно покинул дом, попросив невесту хранить его перстень, «пока Господь не обновит их благодатью», и уплыл в далекий город, где долго жил при церкви подаянием. Родители отправили на поиски сына слуг, и те однажды видели его, но не узнали – так он успел измениться. Праведника между тем стали почитать, и он, убегая от славы, вновь сел на корабль. Буря отнесла судно к берегам родной Италии. Видя в том промысел Божий, Алексий пришел домой, в Рим, и выпросил уголок у родителей, которые также не признали его. 17 лет он провел в посте и молитве, видя, как страдают они о потерянном сыне, а невеста – о женихе. После его кончины родители нашли в руках сына свиток с описанием его жизни и просьбой простить его.

Преподобный Макарий, игумен Калязинский

Преподобный Макарий Калязинский родился в семье боярина Василия Кожи. Женившись по воле родителей, он рано овдовел и принял постриг в Николаевском Клобуковском монастыре. Стремясь к уединению, преподобный оставил городскую обитель и вместе с несколькими иноками основал пустынь в 18 верстах от города Кашина. Местный боярин Иван Коляга, не желая иметь на своих землях иноческую обитель, решил убить святого Макария. Но неожиданная болезнь привела Колягу к раскаянию, и он согласился отдать в распоряжение преподобного Макария свои земли. Основанный святым Макарием монастырь стал образцом для русских обителей. Через 40 лет после кончины преподобного, во время строительства нового храма, были обретены его нетленные мощи, а ещё через 25 лет Калязинского игумена прославили в лике русских святых.

Святитель Патрикий Ирландский

Апостолом Ирландии считается святой Патрик, который в юности, побывав в рабстве у кельтов, затем вернулся в эту землю с Евангелием Господа Иисуса Христа. Рукоположенный во епископа Римским папой Целестином, святой Патрик прибыл в Ирландию в 432 году. Его проповедь была строго православной и в то же время опиралась на лучшее в местных обычаях: святой Патрик объяснил местным духовным лидерам – старцам-друидам – догмат о Троице, используя почитаемый ими трилистник клевера, а на круге, кельтском символе солнца, начертал крест. Устроение новой Церкви также учитывало местные особенности: административное управление в ней принадлежало не епископам, а аббатам – настоятелям монастырей. Другая особенность кельтской Церкви – активное миссионерство, важность которого подчёркивал святой Патрик.

— Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста

Евангельское чтение

Мк., 8 зач., II, 14-17

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Апостольское чтение

Евр., 325 зач., X, 32-38

32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Молитвословия

Тропарь преподобного Алексия, человека Божия

глас 4

Возвысився на добродетель и ум очистив,/ к Желанному и Крайнему достигл еси,/ безстрастием же украсив житие твое,/ и пощение изрядное восприим совестию чистою,/ в молитвах яко безплотен пребывая,/ возсиял еси яко солнце в мире,/ преблаженне Алексие.

Кондак преподобного Алексия человека Божия

глас 2

Дом родителей твоих, яко чужд, имев,/ водворился еси в нем нищеобразно/ и, по преставлении венец прием славы,/ дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий,// Ангелом и человеком радование.

Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца

глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца

глас 2

Вышних желая, воздержанием, и труды, и поты насладився,/ желание плоти твоей обуздав,/ чудес дар прием от Христа Бога,/ светильник явился еси пресветлый./ Темже Христова Церковь песньми славит тя,/ преподобне Макарие, отче наш.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 10, 32-38; Мк. 2, 14-17

«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя на земле, призывал грешников. Ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места. Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умовая и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая, и с верою прибегшая к Господу, немощная врачующему и оскудевающая восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая однако сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится явною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных, и открывается только младенцам!

Святитель Иоанн Златоуст о поминовении усопших

Есть еще, поистине, есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшагося грешника. Если будем творить о нем частыя молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и не достоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Самое важное нам следует понять сегодня, в день поминовения усопших: не существует двух Церквей, существует только одна Церковь Господа и Спасителя, которую Он стяжал Кровью Своею. И торжествующая на небесах, и воинствующая здесь, в рамках человеческой истории, – это одна Церковь. И потому сегодня вместе с нами, несомненно, присутствуют и те, кто похоронен здесь, за кого мы молились, и многие другие, за кого мы сегодня молились в своих личных молитвах. Они в той, торжествующей Церкви, и они вместе с нами. До времени мы этого не видим, но неизвестно, когда каждый из нас, переступив черту жизни и смерти, увидит все это. Увидит великую Божию Церковь, торжествующую победу Христа над грехом и смертью в вечности, и Церковь воинствующую, остающуюся здесь, на земле, в человеческой истории, чтобы каждый из нас мог пройти в этой Церкви свой жизненный путь. Пройти спасительно, не дрогнув, не убоявшись, не потеряв веры, но борясь с грехом, ложью, клеветой, неправдой, бесовскими искушениями, утверждая Божий закон жизни, и, взирая в будущее, приуготовить себя к воссоединению с Церковью торжествующей.

— Воскресное всенощное бдение. После великого славословия – вынос Креста и поклонение ему.

Евангелие на утрени

Утр. - Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15-25

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? — 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Теги:
православный календарь
преподобный Макарий Калязинский

Все публикации