В эти дни Православная Церковь продолжает празднование Вознесения Господня, которое отмечалось в прошлый четверг. Воскресный день после этого праздника имеет особую богослужебную тему. Он посвящен памяти святых отцов Первого Вселенского Собора.
Первый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея, на территории современной Турции. Тогда это был город, находящийся рядом со столицей Римской империи — Константинополем. Империя совсем недавно на государственном уровне предоставила правовое преимущество христианской вере. И император, узнав о происходивших тогда нестроениях в Церкви, ради мира в империи повелевает созвать Собор, в котором должны принять участие представители Церкви со всей империи. Нестроение же заключалось в распространившейся ереси Ария.
Арий учил, что Сын Божий является не Богом, а Его высшим творением. Это заблуждение связано с неправильным пониманием Божественного Откровения. Арий упорно отстаивал ошибочную точку зрения, потому что был очень тщеславным человеком. Греховность любой ереси связана именно с самолюбием и погоней за суетной славой. Для императора важнее всего был мир в империи, и он хотел, чтобы христиане перестали враждовать из-за различий во взглядах. Но такое соглашательство опасно для нашего спасения, ведь если мы не верим в истинность Божества Сына, значит, воплотился не Бог, а спасение не было совершено, и нам не на что надеяться.
И вот был созван Вселенский Собор. Вселенским он называется потому, что Вселенной римляне называли свою империю, а Собор имел значение для всей империи. Участникам Собора предстояло выработать общую позицию по вопросам, касающихся учения Церкви и учения Иисуса Христа. Результатом обсуждения стала первая редакция Символа веры и осуждение ереси Ария. Важной заслугой отцов стало разграничение понятий «рождение» и «сотворение». Арий и его сторонники считали эти понятия синонимами. Однако все мы пониманием, что родить ребенка и изготовить какое-либо изделие — не одно и то же. Рожденный всегда имеет ту же самую природу, что и его родитель.
История Вселенских Соборов говорит о том, что нам не все равно как верить. Мы сами, конечно, никого не должны силой принуждать к православной вере, но если мы желаем спасения, нам следует знать, как предписывает верить Православная Церковь. Первый Вселенский Собор стал первым шагом в формулировании догмата о Боге едином в Троице. И поэтому мы вспоминаем о нем за неделю до празднования Сошествия Святого Духа на апостолов, когда открылась тайна Святой Троицы, и была создана Церковь.
В оставшиеся дни перед праздником Святой Троицы нужно подготовиться ко дню рождения Церкви, попытаться больше узнать о ее учении, о ее истории. Ведь мы все ее части, и в глазах внешних являемся представителями Церкви. Для нашей жизни действительно должно быть важно, что Бог есть; что Он един в Троице как Отец, Сын и Святой Дух; что Бог Сын воплотился от Девы Марии, что Он был распят на Кресте, и на третий день воскрес; что на апостолов сошел Святой Дух, и появилась Церковь; что в Церкви есть Таинства, важнейшим из которых является Причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Все это не просто отвлеченные истины. Эти догматы являются фундаментом нашей добродетельной жизни, так как указывают на истинный источник любви и добра. Прибегая к спасительным истинам, что в первую очередь выражается в Причащении Тела и Крови Господа, мы сможем спасаться от зла мира сего, и своей добродетельной жизнью прославлять единого в Троице Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Источники и литература:
1. Климент Александрийский. Строматы.
2. Православная богословская энциклопедия / Под ред. Под общ. ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II — М.: Православная энциклопедия, 2006.