Первый Вселенский Собор — первый шаг в формулировании догмата о Боге едином в Троице

12036
Фото

В эти дни Православная Церковь продолжает празднование Вознесения Господня, которое отмечалось в прошлый четверг. Воскресный день после этого праздника имеет особую богослужебную тему. Он посвящен памяти святых отцов Первого Вселенского Собора.

Первый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея, на территории современной Турции. Тогда это был город, находящийся рядом со столицей Римской империи — Константинополем. Империя совсем недавно на государственном уровне предоставила правовое преимущество христианской вере. И император, узнав о происходивших тогда нестроениях в Церкви, ради мира в империи повелевает созвать Собор, в котором должны принять участие представители Церкви со всей империи. Нестроение же заключалось в распространившейся ереси Ария.

Арий учил, что Сын Божий является не Богом, а Его высшим творением. Это заблуждение связано с неправильным пониманием Божественного Откровения. Арий упорно отстаивал ошибочную точку зрения, потому что был очень тщеславным человеком. Греховность любой ереси связана именно с самолюбием и погоней за суетной славой. Для императора важнее всего был мир в империи, и он хотел, чтобы христиане перестали враждовать из-за различий во взглядах. Но такое соглашательство опасно для нашего спасения, ведь если мы не верим в истинность Божества Сына, значит, воплотился не Бог, а спасение не было совершено, и нам не на что надеяться.

И вот был созван Вселенский Собор. Вселенским он называется потому, что Вселенной римляне называли свою империю, а Собор имел значение для всей империи. Участникам Собора предстояло выработать общую позицию по вопросам, касающихся учения Церкви и учения Иисуса Христа. Результатом обсуждения стала первая редакция Символа веры и осуждение ереси Ария. Важной заслугой отцов стало разграничение понятий «рождение» и «сотворение». Арий и его сторонники считали эти понятия синонимами. Однако все мы пониманием, что родить ребенка и изготовить какое-либо изделие — не одно и то же. Рожденный всегда имеет ту же самую природу, что и его родитель.

История Вселенских Соборов говорит о том, что нам не все равно как верить. Мы сами, конечно, никого не должны силой принуждать к православной вере, но если мы желаем спасения, нам следует знать, как предписывает верить Православная Церковь. Первый Вселенский Собор стал первым шагом в формулировании догмата о Боге едином в Троице. И поэтому мы вспоминаем о нем за неделю до празднования Сошествия Святого Духа на апостолов, когда открылась тайна Святой Троицы, и была создана Церковь.

В оставшиеся дни перед праздником Святой Троицы нужно подготовиться ко дню рождения Церкви, попытаться больше узнать о ее учении, о ее истории. Ведь мы все ее части, и в глазах внешних являемся представителями Церкви. Для нашей жизни действительно должно быть важно, что Бог есть; что Он един в Троице как Отец, Сын и Святой Дух; что Бог Сын воплотился от Девы Марии, что Он был распят на Кресте, и на третий день воскрес; что на апостолов сошел Святой Дух, и появилась Церковь; что в Церкви есть Таинства, важнейшим из которых является Причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Все это не просто отвлеченные истины. Эти догматы являются фундаментом нашей добродетельной жизни, так как указывают на истинный источник любви и добра. Прибегая к спасительным истинам, что в первую очередь выражается в Причащении Тела и Крови Господа, мы сможем спасаться от зла мира сего, и своей добродетельной жизнью прославлять единого в Троице Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Источники и литература:

1. Климент Александрийский. Строматы.
2. Православная богословская энциклопедия / Под ред. Под общ. ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II — М.: Православная энциклопедия, 2006.

Новости по теме

Включаем мозги, или Зачем помнить Первый Вселенский собор
Публикации 28 мая 2023
Включаем мозги, или Зачем помнить Первый Вселенский собор

В седьмое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем святых отцов Первого Вселенского собора. Почему так важно не забывать об этом событии, что Церковь даже установила особое празднование в воскресный день между Вознесением и Пятидесятницей?

Почему после смерти тело Христа осталось нетленным?
Публикации 28 апреля 2023
Почему после смерти тело Христа осталось нетленным?

Душа и тело относятся к природе. Человеческая природа — это единство души и тела. А ипостась, то, что владеет этой природой. К примеру, Петр и Павел — это ипостаси, а природа у обоих одна — человеческая.

Митрополит Кирилл возглавил пленарное заседание прошедшей в Казанской семинарии научной конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» Митрополит Кирилл возглавил пленарное заседание прошедшей в Казанской семинарии научной конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»

3 ноября в Казанской духовной семинарии пленарным заседанием завершилась XXI Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

«Благодать Божия никогда не вторгается в дверь нашего сердца»
Публикации 19 июня 2021
«Благодать Божия никогда не вторгается в дверь нашего сердца»

Наступает день Пятидесятницы. Это великий день, потому что это день рождения Церкви. Что произошло в этот день? Мы сегодня с вами читали в деяниях Апостольских: «Был третий час дня». Это по еврейскому счету, а по-нашему это девять часов утра...