Церковный календарь

20 мая. Память преподобного Нила Сорского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 мая. Память преподобного Нила Сорского

5-я седмица по Пасхе.
День постный, разрешается рыба. 7 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мученика Акакия сотника (303).

Преподобного Нила Сорского (1508). Преподобных Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, Исидора Самтависского, Михаила Улумбойского, Пирра Бретского, Стефана Хирсского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского (1815). Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины святого равноапостольного императора Константина престол занял его сын Констанций, уклонившийся в ересь Ария. В утверждение Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В день Святой Пятидесятницы, утром 7 мая 351 года на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над Голгофской горой и достигало горы Елеонской. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. О чудесном явлении Патриарх Иерусалимский Кирилл известил императора Констанция и увещевал его обратиться к православной вере. Через это явление многие иудеи и эллины пришли к истинной вере и приняли Крещение.

Преподобный Нил Сорский

Святой происходил из боярского рода Майковых и принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Мировоззрение этого великого подвижника и главы нестяжателей сформировалось под влиянием посещения афонских монастырей, где он прожил несколько лет, опытно постигая иноческую жизнь и изучая творения святых отцов, которые он превратил в практическое руководство своей жизни. После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил основал в 15 верстах от него, на реке Соре, небольшую обитель, где ввел не общежительный, а новый для Руси скитский устав, по образцу афонских скитов. Преподобный Нил порицал монастырское землевладение, считая, что иноки должны жить только трудом своих рук. Сам он был для братии образцом трудолюбия. В написанном им Уставе преподобный Нил более всего обращает внимание иноков на умное делание — постоянное пребывание в молитве.

Преподобный Иоанн Зедазнийский

Преподобный Иоанн Зедазнийский подвизался в Антиохии. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени и основал там монастырь. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Святой Иоанн разослал своих учеников в разные края Картли для проповеди Слова Божия. В лаврах и обителях, основанных святыми сирийскими отцами, воспитывались грузинские юноши. Эти обители и их основатели — святые отцы стали покровителями Грузии. Святой Иоанн похоронен на вершине горы Зедазени в той пещере, в которой жил.

Священное Писание

Деян., 32 зач., XIII, 13-24

13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, 18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

Ин., 18 зач., VI, 5-14

5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 13, 13-24; Ин. 6, 5-14

Ученики говорили Господу. чтобы отпустил народ купить себе брашна в селах, но Господь сказал им: «не нужно им идти; вы дайте им есть» (Мф. 14, 16). Это было перед чудом насыщения пяти тысяч народа, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Такое событие, имевшее особое значение в жизни Господа, представляет еще такой урок. Народ — образ человечества, алчущего и жаждущего истины. Когда Господь сказал апостолам: «вы дайте им есть», то этим предуказал им их будущее служение роду человеческому — напитать его истиною. Апостолы сделали это дело для своего времени; для последующих же времен передали это служение преемствующему им пастырству. И к нынешнему пастырству простирает речь Господь: «дайте вы есть народу вашему». И пастырство должно на совести своей держать обязательство — питать народ истиною. В церкви должна идти неумолчно проповедь слова Божия. Молчащее пастырство — что — за пастырство? А оно много молчит, через меру молчит. Но нельзя сказать, чтоб это происходило от того, что нет веры. в сердце: так, одно недоразумение, дурной обычай. Все же это не оправдывает его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что человеческий рост, развитие личности невозможно без преодоления трудностей. Они бывают разные, но это неотъемлемая часть нашей жизни. И для того чтобы мы, христиане, верующие в Господа, признающие силу Его Креста и Воскресения, могли быть сильными во всех обстоятельствах жизни, мы должны научиться у Господа Спасителя, взирая на Его крест, великой силе и способности спасительно преодолевать свои собственные скорби. Вот почему мы говорим, что христианская вера — это вера сильных людей. Не потому что мы сильны — вовсе не так. Есть очень богатые материально люди, имеющие политическую власть, — мы не такие, но мы сильны тем, чему научил нас Сам Господь. Мы сильны верой в преображающую нас спасительную силу Креста Господня. Именно поэтому вера — это дело сильных людей, потому что через веру мы становимся сильными, исполняясь Божественной благодати.

Святитель Феофан Затворник о Кресте Господнем и Крещении

Крещение на нашем языке созвучно с крестом. Счастливое созвучие! Ибо хотя видимое действие Крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем, духовном кресте. Апостол Павел говорит: «Ветхий наш человек распят с Ним» в Крещении. Это не какое-либо механическое действие, а нравственное изменение, или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде всё это было запачкано самоугодием, теперь же всё самоотверженно посвящается Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Лукавое расположение, отметнутое пред Крещением самоохотно, свободным произволением и решением воли и заменённое добрым расположением, благодатию Крещения, совсем обессиливается и уступает своё господство новому доброму расположению. Это есть прямой смысл распятия в Крещении ветхого человека.

Свойства Божии – неизмеримость и вездеприсутствие

Неизмеримость Божья выражается в том, что Бог совершенно не зависит от условий пространства, не объемлется и не стесняется им, не имеет геометрической (пространственной) формы, выше какой-либо пространственной протяженности. В условиях пространства неизмеримость Божья проявляется как вездеприсутствие: нет такого места, где бы отсутствовал Бог (Он присутствует и в аду). Можно утверждать, что Бог и везде, и нигде — везде как не отсутствующий нигде, а нигде как не ограничиваемый (не ограниченный) никаким местом. Он бесконечен, но не в смысле того, что огромен, а, в частности, в том, что не обусловлен пространством. Можно образно сказать, что не Бог находится в мире, а мир в Боге. Бог также не обладает формой, потому что это пространственная характеристика.  

Молитвословия

Тропарь преподобного Нила Сорского

глас 4

Удалився бегая Давидски мира,/ и вся яже в нем яко уметы вменив,/ и в месте безмолвне вселився,/ духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле:/ и Единому Богу изволив служити,/ процвел еси яко финикс,/ и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни./ Темже благодарственно вопием:/ слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства,/ слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна,/ слава молитвами твоими и нас Спасающем.

Кондак преподобного Нила Сорского

глас 8

Любве ради Христовы удалився мирских смущений,/ радостною душею вселился еси в пустыни,/ в нейже подвизався добре,/ яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси:/ бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни./ Еяже ныне сподобився,/ во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя,/ моли, молимтися, припадающе, чада твоя,/ сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний/ видимых и невидимых враг/ и спастися душам нашим.

Молитва преподобному Нилу Сорскому, чудотворцу

О преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты, любве ради Божия удаляяся мирских смущений, в непроходней пустыни и в дебрех изволил еси вселитися, и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием, образ всякия иноческия добродетели: и, яко ангел во плоти пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и, с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим, любити Господа Бога всем сердцем своим, Того единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими, и тех всегда побеждати: возлюбити всякую тесноту монашескаго жития и возненавидити красная мира сего, любве ради Христовы, и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечныя, еже ко спасению, утвердит их в вере и благочестии и в делании заповедей Своих, сохранит от лести мира сего и дарует им и нам оставление грехов: и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу: в любви, единомыслии и во всякой радости и долгоденствии соблюдет, и всякое начало и власть, и все воинство страны нашей Российстей на путь правды и верности управит: да, в пустыни и в мире жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и Того усты и сердцем прославим купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь в честь воспоминания явления на небе Креста Господня

глас 8

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия,/ егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси/ и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси./ сим укрепляя нас/ и спасай выну в мире/ молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Кондак в честь воспоминания явления на небе Креста Господня

глас 4

Отверзый небеса заключенная,/ на небеси пресветлыя лучи,/ на земли возсия пречистый Крест;/ Темже сияний Его действа приемше,/ к незаходимому наставляемся свету/ и во бранех имамы Его оружие мира/ непобедимую победу.

Теги:
Крест Господень
преподобный Нил Сорский
православный календарь

Все публикации