20 мая. Память преподобного Нила Сорского

5624
Фото

Седмица 3-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мученика Акакия сотника (303).

Преподобного Нила Сорского (1508). Преподобных Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, Исидора Самтависского, Михаила Улумбойского, Пирра Бретского, Стефана Хирсского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского (1815). Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины святого равноапостольного императора Константина престол занял его сын Констанций, уклонившийся в ересь Ария. В утверждение Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В день Святой Пятидесятницы, утром 7 мая 351 года на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над Голгофской горой и достигало горы Елеонской. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. О чудесном явлении Патриарх Иерусалимский Кирилл известил императора Констанция и увещевал его обратиться к православной вере. Через это явление многие иудеи и эллины пришли к истинной вере и приняли Крещение.

Преподобный Нил Сорский

Святой происходил из боярского рода Майковых и принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Мировоззрение этого великого подвижника и главы нестяжателей сформировалось под влиянием посещения афонских монастырей, где он прожил несколько лет, опытно постигая иноческую жизнь и изучая творения святых отцов, которые он превратил в практическое руководство своей жизни. После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил основал в 15 верстах от него, на реке Соре, небольшую обитель, где ввел не общежительный, а новый для Руси скитский устав, по образцу афонских скитов. Преподобный Нил порицал монастырское землевладение, считая, что иноки должны жить только трудом своих рук. Сам он был для братии образцом трудолюбия. В написанном им Уставе преподобный Нил более всего обращает внимание иноков на умное делание — постоянное пребывание в молитве.

Преподобный Иоанн Зедазнийский

Преподобный Иоанн Зедазнийский подвизался в Антиохии. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени и основал там монастырь. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Святой Иоанн разослал своих учеников в разные края Картли для проповеди Слова Божия. В лаврах и обителях, основанных святыми сирийскими отцами, воспитывались грузинские юноши. Эти обители и их основатели — святые отцы стали покровителями Грузии. Святой Иоанн похоронен на вершине горы Зедазени в той пещере, в которой жил.

Священное Писание

Одно из самых тяжёлых душевных состояний — это состояние неопределённости. Состояние, когда томит неизвестность. Как же вести себя в таких ситуациях? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 4.

46Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. || В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

47Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.

48Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

49Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

50Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

51На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

52Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

53Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

54Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Царедворец, о котором сегодня идёт речь, был одним из сановников царя Ирода Антипы, правителя Галилеи. У него случилось несчастье — заболел сын. И вот он слышит, что в Кану Галилейскую приходит Христос. Расстояние между Каной и Капернаумом 30 километров. Чтобы не тратить силы и время, можно послать гонцов и привести Христа к себе. Все необходимые административные ресурсы для этого есть. Однако несмотря на свой высокий социальный статус, царедворец сам идёт к Спасителю.

Казалось бы, уже один этот поступок заслуживает поощрения. Человек сошёл с пьедестала, смирил свои амбиции и продемонстрировал, что достоин просимого. Однако Господь встречает его довольно сухо. «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес», — отвечает Он ему в ответ на просьбу. В этих словах ощущается упрёк Спасителя царедворцу. Господь видит его состояние смущения и маловерия. Вероятно, чиновник думает, что Христос может исцелить его сына только в том случае, если будет лично присутствовать рядом с больным. Не случайно он дважды повторяет свою просьбу прийти к нему. Дело не только в том, что он привык получать то, что захочет. Его вера немощна. Он совершенно не понимает, с Кем он говорит, и какой громадной силой обладает Этот плотник из Назарета.

И далее происходит самое важное. Вместо того, чтобы пойти вместе с царедворцем, Спаситель говорит ему, что сын уже здоров. Отцу надо просто вернуться к себе домой и удостовериться в этом. Только представьте себе состояние этого человека. Его и без того слабая вера может сейчас просто исчезнуть. Господь словно провоцирует его на это. Специально создаёт ситуацию, когда чиновник оказывается перед выбором. Он может разочароваться, разозлиться, топнуть ногой, плюнуть и если не вслух, то про себя вознегодовать: «да кого Он из себя возомнил, я ради Него такой путь проделал, мог бы просто силком привести, а Он ещё и отсылает меня как обыкновенного простолюдина». Однако царедворец выбирает другой путь. Понуждает себя довериться словам Христа и получает в итоге просимое.

Ситуация очень типичная, не правда ли? Ведь нередко Господь и нас предоставляет самим себе. Так Он словно проверяет серьёзность наших намерений. Для духовного развития именно такие моменты неопределённости представляют максимальную ценность. Ведь когда мы уже на грани, у нас всегда остаётся выбор: подчиниться привычной житейской логике, годами отработанным реакциям, собственным амбициям, провалиться в эмоции, бросить всё, хлопнуть дверью и уйти или же сделать над собой усилие, довериться Богу и поступить так, как предлагает Христос в Своих Евангельских заповедях. Последствия нашего выбора видны не сразу. Для этого необходима более широкая перспектива. Мы осознаем весь масштаб позже. Тогда станет понятным, зачем и для чего мы оказались в непростых обстоятельствах. Но будем уверены, если в тяжкий час мы пойдём по той дорожке, которую нам предлагает Евангелие, какой бы сложной она ни казалась, по прошествии времени мы возблагодарим Бога. Ведь в итоге нам явственно откроется, что наша жизнь стала постепенно наполняться Божественной благодатью именно в тот час, когда мы сделали непростой выбор в пользу Творца.

священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Движение вверх всегда связано с трудностями, будь то восхождение в гору, восхождение к вершинам образования, науки, искусства, профессиональным вершинам или к вершинам человеческого бытия. У каждого есть опыт вхождения на одну из ступеней, ведущих к этим вершинам. Немногим удается достигнуть наивысшей точки, но нет никого, кому бы не приходилось подниматься вверх по жизненным ступеням. Начиная с детского сада, с первых классов школы ребенок знает, что это восхождение связано с трудностями и самоограничением. Чтобы возрастать, нужно заставлять себя что-то делать, нужно отказаться от многих привычек и удовольствий, нужно добровольно возложить на себя самоограничение. Это знают все, особенно те, кто достиг больших результатов.

Святитель Феофан Затворник о Кресте Господнем и Крещении

Крещение на нашем языке созвучно с крестом. Счастливое созвучие! Ибо хотя видимое действие Крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем, духовном кресте. Апостол Павел говорит: «Ветхий наш человек распят с Ним» в Крещении. Это не какое-либо механическое действие, а нравственное изменение, или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде всё это было запачкано самоугодием, теперь же всё самоотверженно посвящается Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Лукавое расположение, отметнутое пред Крещением самоохотно, свободным произволением и решением воли и заменённое добрым расположением, благодатию Крещения, совсем обессиливается и уступает своё господство новому доброму расположению. Это есть прямой смысл распятия в Крещении ветхого человека.

Свойства Божии — неизмеримость и вездеприсутствие

Неизмеримость Божья выражается в том, что Бог совершенно не зависит от условий пространства, не объемлется и не стесняется им, не имеет геометрической (пространственной) формы, выше какой-либо пространственной протяженности. В условиях пространства неизмеримость Божья проявляется как вездеприсутствие: нет такого места, где бы отсутствовал Бог (Он присутствует и в аду). Можно утверждать, что Бог и везде, и нигде — везде как не отсутствующий нигде, а нигде как не ограничиваемый (не ограниченный) никаким местом. Он бесконечен, но не в смысле того, что огромен, а, в частности, в том, что не обусловлен пространством. Можно образно сказать, что не Бог находится в мире, а мир в Боге. Бог также не обладает формой, потому что это пространственная характеристика.

Заповеди Иисуса Христа

Нередко случается, что, задумываясь о заповедях Христовых, верующие подразумевают под ними, как правило, заповеди блаженства. Некоторые вообще ограничивают в своём представлении общий перечень заповедей последними. Между тем общее количество заповедей, преподанных Господом Иисусом Христом и отмеченных в Евангелиях, значительно превосходит это число. Отчасти это связано с тем, что многие заповеди озвучивались Спасителем применительно к тем или иным частным обстоятельствам, в силу чего не все воспринимают их как важные заповеди.

Молитвословия

Тропарь преподобного Нила Сорского

глас 4

Удалився бегая Давидски мира,/ и вся яже в нем яко уметы вменив,/ и в месте безмолвне вселився,/ духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле:/ и Единому Богу изволив служити,/ процвел еси яко финикс,/ и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни./ Темже благодарственно вопием:/ слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства,/ слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна,/ слава молитвами твоими и нас Спасающем.

Кондак преподобного Нила Сорского

глас 8

Любве ради Христовы удалився мирских смущений,/ радостною душею вселился еси в пустыни,/ в нейже подвизався добре,/ яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси:/ бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни./ Еяже ныне сподобився,/ во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя,/ моли, молимтися, припадающе, чада твоя,/ сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний/ видимых и невидимых враг/ и спастися душам нашим.

Молитва преподобному Нилу Сорскому, чудотворцу

О преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты, любве ради Божия удаляяся мирских смущений, в непроходней пустыни и в дебрех изволил еси вселитися, и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием, образ всякия иноческия добродетели: и, яко ангел во плоти пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и, с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим, любити Господа Бога всем сердцем своим, Того единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими, и тех всегда побеждати: возлюбити всякую тесноту монашескаго жития и возненавидити красная мира сего, любве ради Христовы, и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечныя, еже ко спасению, утвердит их в вере и благочестии и в делании заповедей Своих, сохранит от лести мира сего и дарует им и нам оставление грехов: и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу: в любви, единомыслии и во всякой радости и долгоденствии соблюдет, и всякое начало и власть, и все воинство страны нашей Российстей на путь правды и верности управит: да, в пустыни и в мире жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и Того усты и сердцем прославим купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь в честь воспоминания явления на небе Креста Господня

глас 8

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия,/ егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси/ и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси./ сим укрепляя нас/ и спасай выну в мире/ молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Кондак в честь воспоминания явления на небе Креста Господня

глас 4

Отверзый небеса заключенная,/ на небеси пресветлыя лучи,/ на земли возсия пречистый Крест;/ Темже сияний Его действа приемше,/ к незаходимому наставляемся свету/ и во бранех имамы Его оружие мира/ непобедимую победу.

Новости по теме

Размышления о нательном Кресте
Публикации 10 апреля 2024
Размышления о нательном Кресте

Четвертая седмица Великого поста посвящена Кресту Господню. И сегодня мы предлагаем задуматься о том изображении Распятия, которое сопровождает всю нашу жизнь — поговорим сегодня о нательном Кресте.

При чём здесь Бог?
Публикации 6 апреля 2024
При чём здесь Бог?

Почему многие члены Православной Церкви так трепетно относятся к изображению Креста? Для чего нужны земные поклоны перед Крестом? И при чём здесь Бог?

Епископ Луховицкий Евфимий: «Явление Годеновского Креста — особое благословение Божие» Епископ Луховицкий Евфимий: «Явление Годеновского Креста — особое благословение Божие»

Руководитель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий рассказал о значении миссионерского крестного хода, посвящённого 600-летию явления Креста Господня в селе Годеново.

Когда оживу?
Публикации 28 сентября 2023
Когда оживу?

Крест Христов. Воздвигнуть бы его в душе своей, как это сделала когда-то царица Елена и патриарх Макарий в Ирусалиме! В тот далёкий день IV столетия воскрес мёртвый человек, которого поднесли к обретённому Кресту, и тысячи людей поклонились Господу...