26 апреля. Суббота Светлой седмицы. Память священномученика Артемона Лаодикийского

5068
Фото

Светлая седмица

В этот день совершается память:

Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).

Мученика Крискента, из Мир Ликийских. Мученицы Фомаиды Египетской (476).

Преподобномученицы Марфы Тестовой (1941).

Память архиепископа Калужского и Боровского Григория (Миткевича). Ректор Казанской духовной академии (1844-1851). Скончался в Калуге 13 апреля 1881 г.

Священномученик Артемон Лаодикийский, пресвитер

Родился в первой половине III века в Лаодикии Сирийской, в благочестивой христианской семье. В возрасте 16 лет святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился 12 лет, затем 28 лет служил диаконом и 33 года пресвитером в Лаодикийской Церкви. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане св. Артемон вместе со святителем Сисинием разбил идолов в капище Артемиды и тем навлек на себя гнев язычников. Схватив святого, его бросили в темницу, а затем предали на мучения. Святого старца жарили на раскаленной сковородке, но Бог хранил св. мученика невредимым.

Видя такое чудо, жрец Виталий уверовал во Христа, а святого снова предали на мучения. В это время прибежал олень и, получив от Бога дар говорить человеческим голосом, обличил мучителя Патрикия, предсказав ему скорую смерть в кипящем котле. Когда воины хотели бросить св. Артемона в кипящий котел, то два Ангела в виде орлов схватили и бросили туда Патрикия, святой же остался невредимым. Это чудо многих язычников обратило ко Христу, и они крестились в источнике, который по молитве святого исшел из земли. Крестился и языческий жрец Виталий, впоследствии епископ Кесарийский. Спасенный десницею Божией от мучителей, св. Артемон по внушению свыше поселился в Асии и там чудесами обратил ко Христу множество язычников. В 303 г. за проповедование Христа был усечен мечом.

Священное Писание

Каждому из нас свойственно переживать за своих близких, радоваться их взлётам и печалиться их падениям. Даже если мы вполне хорошо относимся к остальным, некоторая соревновательность заставляет нас беспокоиться о своих. Но возможно ли настроиться иначе и научиться искренне радоваться за других? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 3.

22После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

23А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,

24ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

25Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

26И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

27Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать насебя, если не будет дано ему с неба.

28Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

29Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

30Ему должно расти, а мне умаляться.

31Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,

32и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

33Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна мы видим пример явной и неприкрытой ревности, которую испытывают ученики Иоанна Крестителя по отношению ко Христу и Его ученикам. Спаситель также пришёл на Иордан и через учеников, о чём в другом месте Евангелист Иоанн говорит со всей ясностью, начал призывать людей к покаянию и изменению жизни. Это крещение, совершаемое учениками, ещё нельзя было назвать таинством, и главной его целью было привлечение людей к Спасителю, для того чтобы они услышали Его проповедь. Однако именно этого переключения внимания на Иисуса из Назарета некоторые ученики Иоанновы никак принять не могли. Более того, они не только сами были смущены появлением Христа, но и пытались перетянуть на свою сторону пророка Иоанна Крестителя.

Примечательно, что Иоанн отвечает им без какой бы то ни было ревности. Он изначально предупреждал учеников, говоря, что не является Мессией, но только послан быть Его Предтечей. Как друг жениха, который лишь помогает в устройстве свадебного пира и радуется не своей радостью, он радуется о женихе. Образ прекрасен, но как его понять? Чему в буквальном смысле радуется Иоанн и что помогает ему не относиться к успеху Мессии ревностно?

Ответ прост: Иоанн знает, что дело Христа — это дело Божее, в котором он как Предтеча сам призван принять участие. Исполнение воли Божией — это исполнение смыслом и его собственной жизни. Почему он и говорит, что радость его исполнена. Слово «исполнение» в греческом означает не просто совершение, но обретение полноты и завершённости. Каждый из них, Предтеча и Мессия, — земной и небесный исполняют свои смыслы, но жизнь Иоанна находит своё исполнение в жизни Христа.

Однако возможно ли перенести подобные отношения на нашу жизнь? Конечно, если понимать, что забота о другом человеке, о его духовном развитии это и твоё духовное развитие в том числе. Смысл нашей жизни в правильной совместной жизни с другими людьми. И когда рядом с нами кто-то духовно растёт и развивается, нам стоит радоваться о нём, потому что подлинное духовное развитие не должно быть эгоистичным, оно может быть только совместным с другими людьми.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Конец человеческой истории — пришествие в мир антихриста — связано с понятием зла, с исчезновением добра. Еще совсем недавно трудно было представить, как люди смогут принять антихриста, несущего и проповедующего зло. Как можно вообще согласиться со злом, неправдой, ложью? Но если опасные заблуждения нашего сегодняшнего дня, которые вытесняют понятие греха из нашей жизни, которые стирают грань между добром и злом, будут нарастать, то без всяких трудностей в какой-то момент люди будут абсолютно уверены, что зло есть добро, а добро — зло. Это трудно себе представить, особенно людям церковным, но то, о чем мы сейчас говорим, уже является достоянием современного человека. Понятие греха исчезает из жизни.

Новости по теме

В Неделю 2-ю по Пасхе митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме посёлка Красная Горка
В Неделю 2-ю по Пасхе митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме посёлка Красная Горка

27 апреля, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца посёлка Красная Горка города Казани.

Антипасха — возвращение к Воскресению Христову
Публикации 27 апреля 2025
Антипасха — возвращение к Воскресению Христову

Первое воскресенье после Пасхи именуется в Православной Церкви Антипасхой, или Фоминой Неделей. Что означают эти названия?

В Чистополе состоялся общегородской пасхальный крестный ход В Чистополе состоялся общегородской пасхальный крестный ход

23 апреля, в Фомину неделю , в Чистополе прошёл общегородской крестный ход. Молитвенное шествие возглавил епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий по окончании Божественной литургии в храме Казанской иконы Божией Матери. Участие в крестном ходе

В праздник Антипасхи в Свияжске состоялся традиционный крестный ход
В праздник Антипасхи в Свияжске состоялся традиционный крестный ход

23 апреля, в праздник Антипасхи, в Свияжске состоялся традиционный крестный ход.