Церковный календарь

26 апреля. Неделя вторая по Пасхе (Антипасха)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
26 апреля. Неделя вторая по Пасхе (Антипасха)

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
Поста нет. 13 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).

Мученика Крискента, из Мир Ликийских. Мученицы Фомаиды Египетской (476).

Преподобномученицы Марфы Тестовой (1941).

Неделя о Фоме

Вторая Неделя по Пасхе называется Фоминой неделей. В эту неделю Церковь вспоминает явление Господа по Воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомою. Это явление вспоминается в первый воскресный день по Пасхе, потому что его обстоятельства служат доказательством Воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистою Его плотию». Оно показывает, что Воскресший Господь имел не мнимую или призрачную плоть, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою Он был пригвождён ко кресту и на которой от этого остались, даже после Воскресения, язвы. «Любопытною десницею, жизноподательная Твоя ребра Фома испыта Христе Боже: созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой». — поётся в кондаке Антипасхи.

Богослужение в Неделю о Фоме

Этим воскресеньем заканчивается Светлая седмица, и оно является как бы заменой самого Пасхального дня, отчего и названо Антипасхой, что в переводе с греческого означает «вместо Пасхи». В этот день впервые обновляется память Воскресения Христова; отсюда неделя получила ещё название Новой, или Дня обновления, потому что в этот день сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением святым апостолам. По объяснению Синаксаря, существовал древний обычай совершать торжественное воспоминание некоторых важнейших событий, чтобы память о них не изгладилась. А так как величайшее из событий есть Воскресение Господа, то мы совершаем празднование в память его не только ежегодно, но и постоянно, через каждую седмицу. Поэтому настоящий воскресный день можно назвать и восьмым – потому что он восьмой от Пасхи, и первым – потому что он есть начало прочих недельных празднований. Этим празднованием Святая Церковь внушает нам необходимость для нас духовного благодатного обновления.

Священное Писание

Деян., 14 зач., V, 12-20

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Ин., 65 зач., XX, 19-31

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 5, 12-20; Ин. 20, 19-31

«Господь мой и Бог мой!» воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

По Своем Воскресении Спаситель еще не раз явился Своим ученикам. Они могли осязать Его руки, вкладывать, подобно апостолу Фоме, пальцы в язвы от гвоздей (см. Ин. 20, 27–28), вкушать вместе с Ним хлеб, что ясно свидетельствовало о том, что Христос воскрес в человеческом теле, в теле просветленном, но принимающем человеческую пищу. «Нет ли у вас что-то съестного?» – спросил Он учеников в Галилее (см. Ин. 21, 5) после ночного лова рыбы. И эти простые слова, несомненно, привели в чувство обескураженных учеников. Они поняли, что перед ними живой Учитель – не дух, не призрак, а живой Спаситель. Воскресение явило нам чудо восставшего из гроба Спасителя в живом человеческом теле, с которым Он вознесся на небо. Что же это означает? Каков духовный смысл в этом таинственном акте? А смысл такой: в неведомом для нас мире Христос пребывает с человеческим телом. Это значит, что физическая жизнь видоизменяется, но не прекращается с человеческой смертью и бессмертие есть не только бессмертие души, но и бессмертие души в преображенном человеческом теле.

Молитвословия

Тропарь Недели Антипасхи

глас 7

Запечатану гробу, / Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех Воскресение, / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости.

Кондак Недели Антипасхи

глас 8

Любопытною десницею / жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже, / созаключенным бо дверем яко вшел еси, / с прочими апостолы вопияше Тебе: / Господь еси и Бог мой.

Теги:
православный календарь
Антипасха

Все публикации