Церковный календарь

25 апреля. Память преподобного Исаака Сирина

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 апреля. Память преподобного Исаака Сирина

Светлая седмица.
Поста нет. 12 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (после 754).

Священномученика Зинона, епископа Веронийского (ок. 370). Преподобного Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550). Преподобномучеников Мины, Давида и Иоанна (после 636). Преподобной Анфусы девы (801). Преподобной Афанасии игумении (860).

Преподобномученика Сергия Крестникова (1938).

Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.

Преподобный Василий, епископ Парийский

Пользуясь большим уважением у жителей малоазиатского города Парии, святой Василий был избран там епископом. Когда же в средине VIII века, во времена императора Константина Копронима, усилилось гонение на почитателей икон, святитель ревностно выступил против еретического учения. За такую преданность истинному богопочитанию праведнику пришлось вытерпеть немало страданий. Но до конца жизни исповедник остался верным Святой Церкви.

Преподобный Исаак Сирин

Он был родом из Сирии, а монашеское послушание нёс  в итальянском городе Сполето. Святость и строгость жизни преподобного Исаака Сирина стали известны далеко за пределами его обители. Монахи просили духовного окормлення. Святой шел им навстречу. Исаак Сирин был смиренным и бескорыстным. Когда ученики спрашивали старца, почему он отказывается от пожертвований, тот отвечал: «Монах, который получает имущество, — уже не монах». Скончался преподобный Исаак около 550 года. 

Преподобная Анфуса дева

Преподобная Анфуса была дочерью византийского императора-иконоборца Константина Копронима. Несмотря на свое высокое положение, святая дева Анфуса никогда не стремилась к мирским почестям. После смерти отца все свое имущество она  раздала нищим и сиротам и была пострижена в монашество Константинопольским патриархом Тарасием. Анфуса учредила в Константинополе Омонийский монастырь, впоследствии прославившийся суровым укладом. Выполняя в обители разные послушания, праведница стала примером смирения и покорности.

Священное Писание

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.

14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал 16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; 17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; 18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; 19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть земля крови.

20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.

21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; 24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал 25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Ин., 2 зач., I, 18-28

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24 А посланные были из фарисеев; 25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 1, 12-17; 21-26; Ин. 1, 18-28

Благовествуя воплощение Господа, ангел говорит: "радуйся благодатная"! и, возвещая пастырям о рождении Христа Спасителя, тоже говорит: "се благовествую вам радость велию ". Но, возвещая женам о Воскресении Господа, ангел говорит только: "Его нет здесь, Он Воскрес!" Не прибавляет "радуйтеся", ибо радость сама собою исполнит сердце, коль скоро придет удостоверение, что воистину Воскрес Господь. Тогда это удостоверение было осязательно: ангел предуготовил его, Господь явлением Своим завершил. И радость была у всех неистощимополная! Ныне у нас церковь, жилища и площади - все облечено в одежду радования, и все увлекаются общим потоком радости. Но ты подвигни несколько мысль свою отвлечься от внешнего и, собравшись в сердце, восставь истину Воскресения, во всей широте, глубине и высоте ее, чтобы не внешне только являться радующимся, но и в себе самом носить, исходящий извнутрь дух радости, как ключ светлой воды, бьющий из недр земли.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, забвение Божиих заповедей, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. И конечно, у верующих людей сердце надрывается, когда они видят своих соотечественников, которые даже в эти святые дни не могут удержаться от участия в том, что никак не соответствует настроению огромного количества людей… Это ранит верующих людей. Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились.

Особенности богослужения в Светлую седмицу

Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во Святую Пасху, как и в Светлую седмицу, нет места для рыданий о своих грехах и немощах. Все покаянные и просительные молитвословия из богослужения исключены: не стихословится Псалтирь, опускаются и почти все отдельные псалмы, входящие в состав богослужения в качестве неизменяемых частей. Даже "принесенное с неба" ангельское славословие о Триедином Боге - Трисвятое, обычно возносимое на каждой из служб суточного круга, во всю Пасхальную седмицу не произносится ни разу ни на общественном богослужении, ни на частных требах, ни в келейной молитве.

Панихиды на Светлой седмице служить не полагается, а отпевание совершается по особому чину и большей частью состоит из радостных пасхальных песнопений.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день Пасхи. Поются праздничные антифоны, произносится входной стих, вместо Трисвятого поется Елицы во Христа крестистеся, задостойнок - Светися, светися, новый Иерусалиме.

Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Задостойник Пасхи

«Ангел вопияше…» — задостойник Пасхи, который до Вознесения поётся или читается вместо «Достойно есть». Он взят из 9-й песни пасхального канона Иоанна Дамаскина. Этим песнопением преподобный отсылает нас к церковному преданию, согласно которому первой о Воскресении узнала Богородица. Архангел Гавриил, предвозвестивший Ей рождение от Неё Спасителя, явился к Ней с радостной вестью о Воскресении Христа. Как пишет Иоанн Дамаскин: «Радостную весть о Господнем Воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой…» Далее Архангел обращается к Новозаветной Церкви со словами пророка Исаии о Воскресении Христа: «Светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе». Под Сионом, по мнению блаженного Иеронима, подразумеваются святые, стоящие на вершине добродетелей. В конце задостойника Архангел вновь призывает Богородицу радоваться о Воскресении Рождённого Ей Христа.

Время празднования Пасхи

В разных Поместных Церквах время празднования Пасхи различалось. Малоазийские Церкви, где было много иудеохристиан, опираясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, праздновали Крестную Пасху вместе с иудеями, прерывая на это время пост Страстной седмицы, а через три дня после неё – Воскресение Христово, на какой бы день недели оно ни приходилось. Западная же Церковь, опираясь на авторитет апостола Павла, праздновала Пасху Воскресения в первый воскресный день после еврейской Пасхи, оправдывая свой обычай свободой христиан от иудейского обрядового закона. Западная Церковь считала неправильным прерывание поста на Страстной седмице малоазийскими христианами, потому что этот пост, по преданию апостолов, мог прекратиться только в день Воскресения Христова. В 325 году на Первом Вселенском Соборе было решено праздновать христианскую Пасху всем в одно и то же время, как её праздновали тогда в большинстве церквей, а именно: в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния (первого полнолуния после дня весеннего равноденствия).

Притча о молитве в храме

В одном храме священник заметил, что почти каждый воскресный день на Литургии стоит и молится некая раба Божия с двумя костылями. Как-то раз после службы он подошел к ней, спросил ее имя, расспросил об обстоятельствах ее жизни и, между прочим, поинтересовался, не тяжело ли ей с такими больными ногами каждый воскресный день быть в храме Божием. В ответ женщина произнесла удивительные слова: «Да, батюшка, тяжело, но прежде чем пойти в храм моим ногам, туда идет вперед мое сердце».

Настоящая вера

Настоящая вера — это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача — не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему).

Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т.е.  жить в соответствии с Его заповедями, и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются — христианами умирают.

Молитвословия

Кондак преподобного Василия

глас 2

Вышняго светом озарився, блаженне,/ просвещаеши вся,/ иже любовию чествующия твое, отче, честное страдание./ Василие священнострадальне,/ моли Христа Бога// непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Муромской

глас 4

Днесь светло красуется град Муром,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице,/ молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет души наша, яко Милосерд.

Теги:
православный календарь
преподобный Василий Парийский
преподобный Исаак Сирин

Все публикации