Церковный календарь

4 апреля. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 апреля. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная.
День постный. 22 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Василия, пресвитера Анкирского (362–363).

Мученицы Дросиды, дщери царя Траяна (104–117). Преподобного Исаакия Далматского (IV).

Крестопоклонная Неделя

История Крестопоклонной недели связана с константинопольской традицией проводить Крещения в Великую Субботу. С третьей недели поста начиналась активная катехизация. Для укрепления в вере на пути к Крещению оглашенным и всем молящимся предлагали для поклонения часть Животворящего Древа Креста Господня, привезённого в столицу равноапостольной Еленой (IV век). Богослужение сохранило связь с традицией: начиная со среды Крестопоклонной седмицы на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о тех, кто вскоре через Таинства станет причастником Света — Христа. В каноне третьей недели главной темой являются крестные страдания Спасителя, но есть отголоски и древней (до Х века) иерусалимской традиции, в которой эта неделя поста была Неделей о мытаре и фарисее: вторая литургическая тема дня связана с этой притчей (Лк. 18:10–14). Изнесение и поклонение Кресту совершается по тому же чину, что в день Воздвижения Креста (27 сентября) и Происхождения Древ Креста Господня (14 августа).

Преподобный Исаакий, игумен Далматский

Преподобный Исаакий подвизался в пустыне во второй половине IV века. Когда при императоре Валенте, исповедующем арианство, начались преследования православных, преподобный пришёл в Константинополь. В это время готы захватили Фракию и направились к столице Византийской империи. Когда Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий громогласно обратился к нему: «Послушай меня, открой храмы православным — и победишь врагов своих. Если же не послушаешь — не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Однако Валент приказал посадить подвижника в темницу. Вскоре византийские войска потерпели поражение, а император, который нашёл убежище в сарае, был сожжён готами. Сменивший Валента святой царь Феодосий Великий по совету старца изгнал ариан из Константинополя и возвратил все храмы православным.

Мученица Дросида Римская

Дросида была дочерью императора Траяна (98–117), который жестоко преследовал христиан. В 99 году он возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году ввел специальный закон против христиан. Тогда тела убитых мучеников часто оставались непогребенными для устрашения других. Пять дев-христианок взяли на себя похороны казненных. Узнав об этом, царевна Дросида попросила их взять ее с собой, но в первую же ночь их схватили и привели к Траяну. Узнав в одной из пленниц свою дочь, император пришел в ужас и велел содержать ее отдельно в надежде, что она одумается, а остальных предал сожжению. Вскоре, по повелению Траяна, были установлены две печи, в которых император предлагал христианам самим себя сжечь, если они не желают принести жертву богам. Многие христиане отправлялись на мученическую смерть добровольно. Святая Дросида горячо помолилась Христу Спасителю и, когда охраняющие ее уснули, пошла к топившейся печи и бросилась в огонь.

Священномученик Василий Анкирский

Пресвитер Василий был священником в Анкире Галатийской во время распространения арианской ереси (IV век). Ее сторонники считали, что Христос не единосущен Богу Отцу. Арианство поддержал император Юлиан, получивший за это прозвание Отступник. Василий же призывал свою паству твердо держаться Православия, за что арианский собор лишил его сана. Православный Палестинский Собор 230-ти епископов восстановил Василия в священническом сане, и он продолжил проповедь, обличая ариан и в их числе самого императора. Святого схватили как опасного государственного преступника и приговорили к пыткам. Во время истязаний Василий молился: «Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне Имя Свое незапятнанным!» Священномученик скончался с молитвой на устах.

Священное Писание

Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5.

1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Мк., 37 зач., VIII, 34 — IX, 1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 4, 14-5, 6; Мк. 8, 34-9, 1

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, — а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот — вот конец и венцы!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пречистая Дева более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих. Мать слышит просьбы своих детей как ни одно другое существо в мире; так и Царица Небесная слышит наши молитвы.

Преподобный Паисий Святогорец о радости во Христе

Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос дает радость и утешение. Где Христос — там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям: «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остается с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома, посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел все, чего желало мое сердце, но в конце понял, что все это суетно». Мирская радость дает нечто временное, что приятно только в данный момент, не дает того, что дает радость духовная. Духовная радость — это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости.

О поклонении Честному и Животворящему Кресту Господню

В третью неделю Великого Поста празднуется поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Крест выносится на всенощной, и при поклонении ему Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Традиция праздника была установлена в первые века христианства, о нем писал святитель Иоанн Златоуст в IV веке. В VII веке святой Софроний, Патриарх Иерусалимский, говорил в поучении о Кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» Дойдя до середины самого строгого поста и терпя определенные лишения, верующие видят перед собой Крест, который напоминает им о страданиях и смерти Господней и воодушевляет постящихся на продолжение не столь уж трудного подвига ради очищения души и тела. Крест называют Древом жизни. Он напоминает поэтому также о падении Адама и о том, что именно через Древо Креста, на котором был распят Господь, человечество получило избавление от последствий этого падения и жизнь вечную, обещанную Спасителем.

Молитвословия

Тропарь Креста

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Креста

глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу.

Кондак священномученика Василия, пресвитера Анкирского

глас 8

Законно течение совершив/ и веру соблюл еси, священномучениче Василие,/ сего ради мучения венцев сподобился еси/ и Церкве столп непоколебим явился еси,/ Сына, Отцу Собезначальна и Духу исповедав,/ Троицу Нераздельную,/ Юже моли избавитися от бед чтущим Тя,/ да зовем ти:/ радуйся, Василие Богомудре.

Теги:
Преподобный Исаакий Далматский
священномученик Василий Анкирский
православный календарь

Все публикации