Церковный календарь

4 апреля. Память преподобного Исаакия, игумена Далматского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 апреля. Память преподобного Исаакия, игумена Далматского

5-я седмица Великого Поста. Похвала Пресвятой Богородицы (суббота акафиста)
Литургия святителя Иоанна Златоуста.

День постный. 22 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Священномученика Василия, пресвитера Анкирского (362–363).

Мученицы Дросиды, дщери царя Траяна (104–117). Преподобного Исаакия Далматского (IV).

Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу на пятой неделе Великого поста Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста Пресвятой Богородице. Празднество это установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. В достопамятную ночь, когда соединенные силы неприятеля с моря и суши двинулись на сокрушение константинопольских стен, внезапно напротив самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила практически все суда. Тогда-то благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице»! И с того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Преподобный Исаакий, игумен Далматский

Преподобный Исаакий подвизался в пустыне во второй половине IV века. Когда при императоре Валенте, исповедующем арианство, начались преследования православных, преподобный пришёл в Константинополь. В это время готы захватили Фракию и направились к столице Византийской империи. Когда Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий громогласно обратился к нему: «Послушай меня, открой храмы православным — и победишь врагов своих. Если же не послушаешь — не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Однако Валент приказал посадить подвижника в темницу. Вскоре византийские войска потерпели поражение, а император, который нашёл убежище в сарае, был сожжён готами. Сменивший Валента святой царь Феодосий Великий по совету старца изгнал ариан из Константинополя и возвратил все храмы православным.

Мученица Дросида Римская

Дросида была дочерью императора Траяна (98–117), который жестоко преследовал христиан. В 99 году он возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году ввел специальный закон против христиан. Тогда тела убитых мучеников часто оставались непогребенными для устрашения других. Пять дев-христианок взяли на себя похороны казненных. Узнав об этом, царевна Дросида попросила их взять ее с собой, но в первую же ночь их схватили и привели к Траяну. Узнав в одной из пленниц свою дочь, император пришел в ужас и велел содержать ее отдельно в надежде, что она одумается, а остальных предал сожжению. Вскоре, по повелению Траяна, были установлены две печи, в которых император предлагал христианам самим себя сжечь, если они не желают принести жертву богам. Многие христиане отправлялись на мученическую смерть добровольно. Святая Дросида горячо помолилась Христу Спасителю и, когда охраняющие ее уснули, пошла к топившейся печи и бросилась в огонь.

Священномученик Василий Анкирский

Пресвитер Василий был священником в Анкире Галатийской во время распространения арианской ереси (IV век). Ее сторонники считали, что Христос не единосущен Богу Отцу. Арианство поддержал император Юлиан, получивший за это прозвание Отступник. Василий же призывал свою паству твердо держаться Православия, за что арианский собор лишил его сана. Православный Палестинский Собор 230-ти епископов восстановил Василия в священническом сане, и он продолжил проповедь, обличая ариан и в их числе самого императора. Святого схватили как опасного государственного преступника и приговорили к пыткам. Во время истязаний Василий молился: «Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне Имя Свое незапятнанным!» Священномученик скончался с молитвой на устах.

Священное Писание

Евр., 322 зач., IX, 24-28

24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Мк., 35 зач., VIII, 27-31

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 9, 24-28; Мк. 8, 27-31

Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: «Ты — Христос». Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто, и быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: «Ты — Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный». Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: «кто меня разлучит от любви Христовой»! — и подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пречистая Дева более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих. Мать слышит просьбы своих детей как ни одно другое существо в мире; так и Царица Небесная слышит наши молитвы.

Преподобный Паисий Святогорец о радости во Христе

Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос дает радость и утешение. Где Христос — там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям: «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остается с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома, посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел все, чего желало мое сердце, но в конце понял, что все это суетно». Мирская радость дает нечто временное, что приятно только в данный момент, не дает того, что дает радость духовная. Духовная радость — это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости.

Молитвословия

Кондак священномученика Василия, пресвитера Анкирского

глас 8

Законно течение совершив/ и веру соблюл еси, священномучениче Василие,/ сего ради мучения венцев сподобился еси/ и Церкве столп непоколебим явился еси,/ Сына, Отцу Собезначальна и Духу исповедав,/ Троицу Нераздельную,/ Юже моли избавитися от бед чтущим Тя,/ да зовем ти:/ радуйся, Василие Богомудре.

Теги:
Преподобный Исаакий Далматский
священномученик Василий Анкирский
православный календарь

Все публикации