Церковный календарь

4 апреля. Память преподобного Исаакия, игумена Далматского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 апреля. Память преподобного Исаакия, игумена Далматского

Седмица 5-я Великого поста.
День постный. 22 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Василия, пресвитера Анкирского (362–363).

Мученицы Дросиды, дщери царя Траяна (104–117). Преподобного Исаакия Далматского (IV).

Преподобный Исаакий, игумен Далматский

Преподобный Исаакий подвизался в пустыне во второй половине IV века. Когда при императоре Валенте, исповедующем арианство, начались преследования православных, преподобный пришёл в Константинополь. В это время готы захватили Фракию и направились к столице Византийской империи. Когда Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий громогласно обратился к нему: «Послушай меня, открой храмы православным — и победишь врагов своих. Если же не послушаешь — не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Однако Валент приказал посадить подвижника в темницу. Вскоре византийские войска потерпели поражение, а император, который нашёл убежище в сарае, был сожжён готами. Сменивший Валента святой царь Феодосий Великий по совету старца изгнал ариан из Константинополя и возвратил все храмы православным.

Мученица Дросида Римская

Дросида была дочерью императора Траяна (98–117), который жестоко преследовал христиан. В 99 году он возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году ввел специальный закон против христиан. Тогда тела убитых мучеников часто оставались непогребенными для устрашения других. Пять дев-христианок взяли на себя похороны казненных. Узнав об этом, царевна Дросида попросила их взять ее с собой, но в первую же ночь их схватили и привели к Траяну. Узнав в одной из пленниц свою дочь, император пришел в ужас и велел содержать ее отдельно в надежде, что она одумается, а остальных предал сожжению. Вскоре, по повелению Траяна, были установлены две печи, в которых император предлагал христианам самим себя сжечь, если они не желают принести жертву богам. Многие христиане отправлялись на мученическую смерть добровольно. Святая Дросида горячо помолилась Христу Спасителю и, когда охраняющие ее уснули, пошла к топившейся печи и бросилась в огонь.

Священномученик Василий Анкирский

Пресвитер Василий был священником в Анкире Галатийской во время распространения арианской ереси (IV век). Ее сторонники считали, что Христос не единосущен Богу Отцу. Арианство поддержал император Юлиан, получивший за это прозвание Отступник. Василий же призывал свою паству твердо держаться Православия, за что арианский собор лишил его сана. Православный Палестинский Собор 230-ти епископов восстановил Василия в священническом сане, и он продолжил проповедь, обличая ариан и в их числе самого императора. Святого схватили как опасного государственного преступника и приговорили к пыткам. Во время истязаний Василий молился: «Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне Имя Свое незапятнанным!» Священномученик скончался с молитвой на устах.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XXXVII, 33 — XXXVIII, 6

33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: "не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы́, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.

34 По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь.

35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего".

36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые.

37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.

38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

Глава 38

1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.

2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: 3 "о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно.

4 И было слово Господне к Исаии, и сказано: 5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, 6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

На веч.: Быт. XIII, 12-18

12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.

13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.

14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; 15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, 16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; 17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].

18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Притч. XIV, 27 — XV, 4

27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.

35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

Глава 15

1 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых" (Прит. 15, 3). О, когда бы всегда памятовала об этом разумная тварь! Не посмела бы она тогда не только бесчинствовать явно и предаваться плотским непотребствам, но и внутренне, в помышлениях ума своего и в движениях сердца, не допускала бы ничего неугодного Богу. Стояла бы она тогда как воин перед царем во фронте, со всем вниманием и строгостью к себе, чтобы не оказаться не знающею своих артикулов и не подпасть гневу цареву и наказанию. Артикулы для ней - заповеди Божии, определяющие и образ мыслей приличный ей, и то, какова она должна быть в своих чувствах и расположениях; во всем этом была бы она тогда вполне исправна.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пречистая Дева более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих. Мать слышит просьбы своих детей как ни одно другое существо в мире; так и Царица Небесная слышит наши молитвы.

Преподобный Паисий Святогорец о радости во Христе

Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос дает радость и утешение. Где Христос — там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям: «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остается с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома, посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел все, чего желало мое сердце, но в конце понял, что все это суетно». Мирская радость дает нечто временное, что приятно только в данный момент, не дает того, что дает радость духовная. Духовная радость — это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости.

О поклонении Честному и Животворящему Кресту Господню

В третью неделю Великого Поста празднуется поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Крест выносится на всенощной, и при поклонении ему Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Традиция праздника была установлена в первые века христианства, о нем писал святитель Иоанн Златоуст в IV веке. В VII веке святой Софроний, Патриарх Иерусалимский, говорил в поучении о Кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» Дойдя до середины самого строгого поста и терпя определенные лишения, верующие видят перед собой Крест, который напоминает им о страданиях и смерти Господней и воодушевляет постящихся на продолжение не столь уж трудного подвига ради очищения души и тела. Крест называют Древом жизни. Он напоминает поэтому также о падении Адама и о том, что именно через Древо Креста, на котором был распят Господь, человечество получило избавление от последствий этого падения и жизнь вечную, обещанную Спасителем.

Молитвословия

Кондак священномученика Василия, пресвитера Анкирского

глас 8

Законно течение совершив/ и веру соблюл еси, священномучениче Василие,/ сего ради мучения венцев сподобился еси/ и Церкве столп непоколебим явился еси,/ Сына, Отцу Собезначальна и Духу исповедав,/ Троицу Нераздельную,/ Юже моли избавитися от бед чтущим Тя,/ да зовем ти:/ радуйся, Василие Богомудре.

Теги:
Преподобный Исаакий Далматский
священномученик Василий Анкирский
православный календарь

Все публикации