Церковный календарь

27 марта. Память преподобного Венедикта Нурсийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 марта. Память преподобного Венедикта Нурсийского

2-я седмица Великого поста. Поминовение усопших.
День постный. 14 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Венедикта Нурсийского (543).

Святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России (1353). Благоверного великого князя Ростислава-Михаила (1167). Святителя Евсхимона исповедника, епископа Лампсакийского (IX).

Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

Преподобный Венедикт Нурсийский

Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, родился в итальянском городе Нурсии в 480 году. С юности он предался подвижничеству в отдалённой от людей пещере. Со временем к нему стали собираться иноки, желавшие жить под его руководством. Когда их число умножилось, преподобный разделил их на 12 монашеских общин, каждая из которых состояла из 12 иноков. Для новоначальных иноков преподобный Венедикт составил общежительный устав, который стал основой западной монашеской традиции. По уставу святого Венедикта, монахи должны молиться и трудиться, а также беспрекословно повиноваться аббату, во всём соблюдая умеренность. Для духовно опытных монахов, по мнению преподобного Венедикта, в уставе не было необходимости, и он отсылал их к святоотеческим наставлениям.

Святитель Феогност, митрополит Киевский и всея России

Святитель Феогност был поставлен на Киевскую митрополию Константинопольским патриархом Исаией. Святитель был помощником и твердой опорой московских князей. Как и его предшественники, он много ездил по всей митрополии, устрояя церковную жизнь, два раза путешествовал в Орду для утверждения за церковью всех ее льгот новым ярлыком. В Москве он построил храм во имя преподобного Иоанна Лествичника и создал придел к храму Успения Божией Матери — во имя святого апостола Петра, знаменуя этим почитание своего предшественника — митрополита Петра. Предчувствуя свою кончину, он назначил епископа Владимирского Алексия своим преемником. Скончался святитель в 1353 году и был погребен в Успенском соборе.

Святитель Евсхимон исповедник, епископ Лампсакийский

Святой Евсхимон, епископ Лампсакийский, живший в Малой Азии на берегу Дарданелльского пролива, известен своей добродетельной, подвижнической жизнью. Он пострадал за иконопочитание при императоре-иконоборце Феофиле (829–842 гг.), был заключен в темницу, сослан и умер в изгнании. Св. Евсхимон имел дар чудотворений. Так, он молитвою воскресил умершего младенца, которого принесла к нему плачущая мать. А также он прогонял одним словом своим диких зверей, когда они пытались вредить стадам.

Священное Писание

Евр., 309 зач., III, 12-16

12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.

13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".

16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

Мк., 6 зач., I, 35-44

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним 37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

39 И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его 44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. З, 12-16; Мк. 1, 35-44

"Вышел (Иисус) и удалился в пустынное место и там молился" (Мк. 1, 35). Господь молится, как человек, или, лучше, как вочеловечившийся человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример. Апостол Павел учит, что у приявших Духа, Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенные устремления к Богу в духе человеческом. И вот у нас настоящая молитва — молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней — труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь — приличнейшая этому труду обстановка; самый же труд — множество поклонов с сердечными воздыханиями. Трудись и трудись, леность всякую отогнавши. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! Се ныне время благоприятно.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Последние слова молитвы святого Ефрема Сирина: «даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». <…> Что означает видеть свои прегрешения? Каким органом чувств мы их видим? Зрением, осязанием, вкусом, обонянием? Конечно же нет! Свои прегрешения видим силой своей совести. Совесть есть чувство, которое дает нам понимание того, что мы делаем, правильно или плохо поступаем. Совесть помогает нам замерять уровень наших греховных поступков, уровень наших греховных мыслей. Но совесть — это хрупкий сосуд и хрупкое чувство. И если совесть постоянно ломать, если не слышать этот голос, а растаптывать его, то совесть начинает постепенно терять свою силу. Тогда перед человеком открывается бездна греха. Самый главный сдерживающий фактор — совесть — перестает сдерживать человека, и он погибает. Поэтому сохранение совести, сохранение способности видеть свои грехи, имеет огромное, может быть, даже первостепенное значение для жизни каждого человека, но особенно христианина: «дай мне зрети моя прегрешения».

Преподобный Исидор Пелусиот: Добродетель озаряет всех

Совершающим добрые дела, когда они явны, это служит на пользу, и Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), однако, поскольку иные имеют в виду при этом не слово Владыки, но свою славу, Спаситель дал такой совет: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды» (Мф. 6, 1). Сначала речь идет о том, что благонравие и любовь к добру не могут укрыться, если бы и хотели этого творящие добро, а другие слова обуздывают славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, в последних желание делать добро напоказ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле и может быть названа так и действительно есть добродетель. Если же она увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной добродетелью. Нечего говорить о том, что подающие милостыню на показ, не по добротолюбию это делают… А слова «да просветится свет ваш» сказаны не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что доброму делу невозможно не стать явным, даже если бы и скрывали его. Как светильник в безлунную ночь обращает на себя взгляд, так и добродетель против воли обладающих ею озаряет всех.

Поминовение усопших Великим постом

Во вторую, третью и четвёртую субботы Великого поста совершается особое поминовение усопших. Эти субботы называются родительскими, но по значению и характеру службы они несопоставимы со вселенскими родительскими субботами — Мясопустной и Троицкой. Если на великопостную субботу соответствующих седмиц приходится какой-то особый праздник — например, Благовещение или память 40 мучеников Севастийских, или престольный праздник — то заупокойная служба совсем отменяется. Великопостные родительские субботы, когда можно помянуть всех почивших христиан и особенно сродников, установлены как в некотором роде восполнение недостатка литургического поминовения — в силу ограничения в совершении литургий в будние дни поста (основное поминовение усопших в Церкви всегда и издревле совершается на литургии).

«Времени уже не будет» (Откр.10:6)

Как понять эти слова Апокалипсиса? Есть весьма распространенное мнение, что этот фрагмент необходимо понимать в том смысле, что наступит вечность, а течение времени полностью прекратится. Но это — слишком смелое предположение. Вечность, в строжайшем её понимании, — существенное свойство Бога, выражаемое в том, что Он абсолютно не зависит от условий времени (тогда как творения Божьи зависят).

Другое дело, когда слово «вечность» в приложении к Божьим созданиям используют в том значении, что их обусловленность «временем» будет иной: времени не будет в нашем понимании. Заметим, что в Апокалипсисе даны размеры Небесного Иерусалима, значит, будет и пространство, и «время», но оно будет проявляться в другой форме.

Опять же, эти слова иногда понимают и в том значении, что не будет времени для покаяния, Страшный Суд будет окончательным и его определение для грешников будет решающим.

Молитвословия

Кондак преподобного Венедикта

глас 6

Благодатию Божиею обогатился еси,/ делы же известил еси звание,/ и явился еси, Венедикте, угодниче Христа Бога,/ в молитвах и постех дарований Божия Духа исполнен,/ и был еси недужным исцелитель,/ и прогонитель врагом,// и заступник скорый душам нашим.

Тропарь благоверному великому князю Ростиславу — Михаилу

глас 6

Обрете тя строителя градов и церквей / земля Киевская, / великий княже Ростиславе, / смуты устранял еси, единство храня, / темже Господь тебе мудрость низпосла, / сего ради Христу Богу молися / спастися душам нашим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 4

Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Теги:
Преподобный Венедикт Нурсийский
святитель Феогност Киевский и Московский
благоверный князь Ростислав Киевский
православный календарь

Все публикации