25 марта. Память святителя Григория Двоеслова, папы Римского

4343
Фото

Седмица 2-я Великого поста.

В этот день совершается память:

Преподобного Феофана исповедника, Сигрианского (818).

Праведного Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Святителя Григория Двоеслова, папы Римского (604). Преподобного Симеона Нового Богослова (1021).

Святого Александра Державина исповедника, пресвитера (1933); священномучеников Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, преподобномученика Владимира Волкова (1938); священномученика Сергия Скворцова пресвитера (1943).

Лиддской нерукотворенной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский

Автор чина Литургии Преждеосвященных Даров — святитель Григорий Двоеслов. После появления его книги «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах итальянских отцов» его стали называть «Двоесловом» — человеком, ведущим диалог, или собеседником. Григорий родился около 540 года в Риме. Получив блестящее образование, он достиг высоких государственных должностей, однако не переставал стремиться к монашеству. Со временем он учредил монастырь и, променяв свои роскошные комнаты на тесную келью, принял монашеский постриг. Став римским первосвятителем, Григорий мудро управлял Церковью. 13 лет он неустанно проповедовал Слово Божье, отличаясь великой любовью к бедным, за что при жизни сподобился видеть Самого Христа.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Святой Симеон Новый Богослов обладал уникальным духовно-поэтическим даром, который позволил ему преобразить в слово поистине несказуемые образы и надмирные смыслы. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений. Симеон оставил труды о внутренней брани, способах духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов, развивал учение об «обожении плоти» против практики ее «умерщвления». Он — один из столпов исихазма, особого молитвенного делания, приводящего к полному сердечному покою и открывающему духовное видение. Судьба святого сходна с судьбой многих образованных подвижников Византии: происходил из знатной семьи, в юности занимал высокое положение при дворе, но в 25 лет бежал из дома и оставшуюся жизнь провел монахом в постах и непрестанных молитвах.

Библейские чтения

Можно ли избежать в своей жизни страданий и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 4-й и 5-й глав книги пророка Исаии, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 4.

02В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.

03Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,

04когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.

05И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.

06И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.

Глава 5.

01Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,

02и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

03И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

04Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

05Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,

06и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,- и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

07Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль.

Только что прозвучавший отрывок из книги пророка Исаии состоит из двух частей. В первой пророк описывает те события, которые наступят после всех бедствий еврейского народа. Явится тот, кого Исаия называет «отраслью Господа». Так в Священном Писании нередко именуется Мессия. Это таинственное время, когда старый мир прекратит своё существование. Все беды и скорби останутся в прошлом. Бог через Своего Мессию обновит Иерусалим, соберёт в святом городе избранных, очистит их скверну, исцелит их кровоточащие раны. И навсегда останется рядом с ними, чтобы оказывать им защиту и поддержку.

Второй эпизод содержит в себе притчу о винограднике. Бог всячески заботился о Своём любимом народе. Он ухаживал за ним с такой же нежностью, с какой земледелец ухаживает за виноградником. Он ожидал, что благодарностью за Его труды будут добрые плоды. Однако вместо сочного, сладкого винограда лоза плодоносит дикими кислыми ягодами. И так раз за разом. Сезон за сезоном. Что делать с таким виноградником? Можно, конечно, предпринять радикальные меры: вырубить, сжечь, затем вспахать землю и насадить новые растения. Однако в притче события развиваются иначе. Виноградарь устраняется. Лоза оказывается во власти природной стихии. Вряд ли человек бросил своё достояние. Слишком много сил вложил. Скорее всего он взял паузу. Ведь как опытный земледелец он прекрасно понимает, что бедствие такого масштаба просто так не преодолеть. Необходимо предпринять целый комплекс мер, чтобы оживить лозу. А потому, пока виноградник зарастает сорняками, страдает от засухи и по всем видимым признакам кажется заброшенным, хозяин готовит план по его спасению: выясняет причины бедствия, берёт образцы почвы, консультируется со специалистами, заказывает лучшие удобрения. Для чего? Для того, чтобы однажды привить к больной лозе новую отрасль. И вернуть свою любимому детищу цветущий вид. Так притча о винограднике возвращает нас к первому эпизоду, в котором Исаия пророчествует о наступлении Мессианского царства.

Подобное очень напоминает жизнь каждого из нас. Порой вся она напоминает засохший виноградник. Причём длиться этот тяжелый период может довольно продолжительное время. Это совсем не означает, что Бог устранился и перестал помнить о нас. Как великий педагог Он знает, что в данный момент что-то предпринимать бессмысленно. Какими-то болезнями необходимо переболеть, чтобы выработать к ним стойкий иммунитет. В противном случае мы так и будем плодоносить кислыми ягодами. Со своей же стороны Он непрестанно и очень тщательно готовит наше спасение. Чтобы в самый подходящий момент, когда мы для этого созреем, войти в наше засохшее сердце и привить в нём новый и свежий росток Своего Небесного Царства.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великий пост открывает для нас много возможностей не только задуматься о самом главном, отталкиваясь от замечательных текстов Священного Писания и богослужебных последований, но и изменить свою жизнь. Мы призываемся к молитве, к воздержанию, к добрым делам, которые Господь повелевает нам творить, чтобы обрести вечное спасение. Богослужебные тексты Великого поста с особой ясностью открывают нам эти замечательные и спасительные истины, и нам лишь остается воспринять их и, укрепляясь молитвой, предавая себя в руки Божии, стремиться исполнить все, чему мы научены нашим Господом и Спасителем ради нашего спасения.

Пост в семье

Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7, 28).

Святитель Иоанн Златоуст о молитве

Все, что ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 21). Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно это потому, что ты плохо просил — или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе; если же просил часто и полезного, то не с настойчивостью… Если же просишь не с усилием и великой настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить истинно с верой и терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не осуждала совесть как просящего нерадиво или легкомысленно, — и тогда получишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Ведь все, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным Вечной жизни.

…Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходящим к Бессмертной жизни.

На какую загробную участь надеяться христианину?

Задаваясь этим вопросом, можно впасть в недоумение, ведь, казалось бы, надеяться на Рай — безрассудно, а рассчитывая на ад, можно впасть в уныние. Между тем, ответ на него есть и лежит он в следующей плоскости. На Рай надеяться и можно, и нужно, не считая, однако, при этом себя святым, не воображая, что Рай ты уже заслужил, мол, осталось лишь умереть. Надежды на Рай должны быть связаны прежде всего с надеждой на человеколюбие и милосердие Божье.

Заметим, что даже и подлинно великие подвижники благочестия считали себя достойными ада. Преподобному Силуану Афонскому на этот вопрос был дан Богом ответ: «Держи ум во аде и не отчаивайся». Спасение христианина совершается между отчаянием в спасении и уверенностью в спасении, то есть в надежде.

Молитвословия

Тропарь святителя Григория Двоеслова, папы Римского

глас 4

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем,/ славне Григорие,/ и Того силою укрепляема/ евангельски шествовати изволил еси./ Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/ Егоже моли,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Григория Двоеслова, папы Римского

глас 3

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа,/ иноков чреды, отче Григорие,/ ко ограде Небесней наставляя,/ и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его,/ ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

Тропарь преподобного Симеона Нового Богослова

глас 3

Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Симеона Нового Богослова

глас 3

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Молитва преподобному Симеону Новому Богослову

Творение преподобнаго Никодима Святогорца

О богоносный и христоносный и духоносный отче Симеоне, Новый Богослове, преподобных похвало, иереев славо, богословов услаждение, молитвы умныя учителю, Бога прославльший и от Бога прославленный в житии твоем, паче же по смерти, земный ангеле и небесный человече, радосте духовная и душевное веселие нам, смиренным твоим рабом и недостойным твоим сыном, со благоговением и любовию празднующим священную и светоносную память твою! Приими песнь сию, юже приносим ти яко дар ничтожный и малейший, за великия благодатныя дары, ихже вси насладихомся, приемше я от тебе, из книги священных словес твоих, и не отвержи сию, яко твоего великолепия недостойну: отнюд бо немощни есмы, еже достойно восхвалити тя, толикаго богослова велия.

И в житии сем сохраняй нас молитвами твоими от всякаго вреда душевнаго и телеснаго, видимых же и невидимых враг, моля непрестанно Иже в Троице Бога, да сподобит и нас, смиренных, таинственно ощутити посреде сердца нашего умная действа божественныя благодати Святаго Духа, юже погубихом, увы! нерадением нашим и страстьми; в будущем же веце избави ны твоими сильными ходатайствы от страшнаго осуждения и муки вечныя, и сподоби нас вечнаго блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Феофана исповедника, Сигрианского

глас 5

Воздержанием житие украсил/ и, уды умертвив,/ победил еси вражия козни, отче Феофане,/ преставился еси к Богу в вечную жизнь,/ яко достоин причастник,/ моляся непрестанно/ помиловати души наша.

Кондак преподобного Феофана исповедника, Сигрианского

глас 2

Свыше прием Божественное откровение,/ со тщанием изшел еси от среды молвы житейский/ и, уединився, преподобне, чудес приял

Новости по теме

В день памяти святителя Григория Двоеслова в храме Рождества Христова города Казани состоялось архиерейское богослужение В день памяти святителя Григория Двоеслова в храме Рождества Христова города Казани состоялось архиерейское богослужение

25 марта 2024 года, в день памяти святителя Григория Двоеслова, папы Римского (604), в храме Рождества Христова в городе Казани была совершена Божественная литургия Преждеосвященных Даров.

В Казанско-Богородицкий монастырь доставят частицу мощей святителя Григория Двоеслова В Казанско-Богородицкий монастырь доставят частицу мощей святителя Григория Двоеслова

25 марта, в день памяти святителя Григория Двоеслова, папы Римского, в Казанско-Богородицком мужском монастыре (г. Казань, ул. Большая Красная, д. 5) состоится Литургия Преждеосвященных Даров.

Великий пост: Литургия Преждеосвященных Даров, или два значения Причастия
Публикации 13 марта 2019
Великий пост: Литургия Преждеосвященных Даров, или два значения Причастия

Великий Пост отличается особенным отношением к главному христианскому таинству. По будним дням Литургию вообще, совершать запрещено. Почему? И как же тогда по средам и пятницам мы всё-таки можем причащаться?

Преподобный Симеон Новый Богослов (1021 г.)
Жития святых 25 марта 2017
Преподобный Симеон Новый Богослов (1021 г.)

Игумен, известный аскет, писатель, автор сочинений «Главы деятельные богословские», «Божественные гимны», «Слово о трех образах молитвы» и многих других.