Седмица 38-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Священномученика Харалампия и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202).
Благоверной княгини Анны Новгородской (XI). Преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Преподобного Лонгина Коряжемского (1540). Праведной Галины (III). Мучениц дев Еннафы, Валентины и Павлы (308).
Священномученика Константина Верецкого пресвитера (1918); священномучеников Петра Грудинского и Валериана Новицкого пресвитеров (1930). Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).
Иконы Божией Матери «Огневидная».
Память епископа Кирилла (Наумова), настоятеля Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля (1863-1866). Бывший титулярный епископ Мелитопольский, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1857-1863). Скончался в Казани 10 февраля 1866 г., был погребен под алтарем храма сщмч. Киприана и мц. Иустины Спасо-Преображенской обители.
Память убиенного архиепископа Ташкентского Бориса (Шипулина). Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чебоксарского и настоятелем Кизического монастыря г. Казани с 12 февраля 1915 по декабрь 1918 гг. Расстрелян в Ташкенте 23 февраля 1938 г.
Престольные праздники
Придел сщмч. Харалампия Магнезийского Духосошественского храма г. Казани (К)
Придел сщмч. Харалампия Магнезийского Казанско-Богородицкого храма д. Астраханка Лаишевского района (К)
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский
Святой Харалампий проповедовал Евангелие в Греции в период гонений. Его подвергли страшным истязаниям, но он, по благодати Божией, показал чудесную силу и духа, и тела. Когда с него содрали всю кожу с головы до ног железными крючьями, святой говорил мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!» Несколько свидетелей его стойкости, в том числе воины, сами исповедали Христа и были убиты. У главного мучителя отнялись руки, и он стал просить прощения. Когда об этом узнал император, он приказал привести святого, и епископа волочили по дороге, привязав веревку к бороде. Правитель Рима велел палить святого огнем, но тот остался невредим. Тогда решено было его обезглавить. Харалампий скончался до казни, и его тело было похоронено Галиной, дочерью императора, пораженной духом святого и уверовавшей во Христа.
Преподобный Прохор Печерский
Преподобный Прохор Печерский был родом из Смоленска и принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Вместо хлеба он употреблял в пищу лебеду, за что получил прозвище «лебедника ». Когда на Руси наступил голод, преподобный стал ещё усерднее собирать лебеду и готовить из неё свой хлеб, который раздавал нуждающимся, и вкус этого хлеба был лучше пшеничного. Через некоторое время в Киеве не стало соли. Тогда Прохор, собрав золу из всех келлий, стал раздавать её нуждающимся, и по его молитвам зола становилась чистой солью. По проискам продавцов соли, которые рассчитывали на наживу, князь Святополк отобрал у Прохора его «запасы». Но на княжеском дворе вместо соли обнаружили обыкновенную золу и через три дня её выбросили. Святой благословил людей брать выброшенную золу, которая по его молитвам опять стала солью.
Преподобный Лонгин Коряжемский
Преподобный Лонгин подвизался в обители Павла Обнорского до преклонного возраста и приобрел большой духовный опыт. Вместе со своим духовным другом иноком Симоном святой Лонгин решил всецело посвятить себя Богу и удалился из многолюдной обители в глухие леса. У речки Коряженки подвижники построили келию и часовню. Когда к ним собралась братия, они воздвигли храм во имя святителя Николая и основали Коряжемскую обитель, где преподобный Лонгин стал игуменом. Умирая, смиренный старец заповедал своим ученикам похоронить его у подножия церковной лестницы, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его прах ногами. В 1557 году были обретены мощи святого, которые прославились нетлением и чудесами.
Евангелие дня
Известное высказывание «Куда приводят мечты» можно понимать по-разному. Благодаря одноимённому романтическому фильму сложилось мнение, что мечты приводят исключительно к светлой цели. Но жизнь свидетельствует об ином. И мечты могут привести человека к полнейшей неудаче. Об этом говорится, например, в отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня во время утреннего богослужения в православных храмах.
Глава 13.
01И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
02Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
03И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
04скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?
05Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
06ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
07Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но это еще не конец.
08Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.
Мы становимся свидетелями эпизода, произошедшего вскоре после торжественного входа Христа в Иерусалим. Спасителя встречали в иудейской столице торжественно. И многие из современников ожидали, что Иисус из Назарета вскоре восстановит независимость и политическое величие Израильского царства. Среди этих людей оказались, к сожалению, и апостолы Христовы. Они с радостью ожидали назначения на те или иные влиятельные должности. А потому вели себя соответствующе.
Фактически на правах хозяев апостолы начинают показывать Христу территорию Иерусалимского храма, причитая — «Господи, посмотри, какие величественные здания тебя окружают! Всё это теперь Твоё и... наше». Возможные перспективы вскружили наивным рыбакам головы. Но Христос решительно обрывает мечтательные рассуждения учеников, говоря им, что в скором времени от окружающей красоты не останется камня на камне. Спаситель предвещает наступление трагической гибели ветхозаветной цивилизации.
В 70-м году первого века римские войска, подавляя еврейскую революцию, разрушили и Иерусалим, и его величественный храм. Оставив в качестве печального напоминания лишь одну стену — знаменитую Стену плача. Пророчество Христа повергло апостолов в шок. Ведь на их глазах испарялись мечты, которыми они жили почти три года. Не будет никаких должностей, не будет никакого влиятельного положения в государстве.
Но Господь, отрезвляя учеников, не лишает их надежды. Спаситель неоднократно говорил апостолам, что им предстоит стать служителями не земного, но Небесного царства — реальности, где нет интриг, подлости, коварства. А потому эта участь значительно лучше и выше всего того, что апостолы себе намечтали. Прозвучавшее чтение не поощряет бегства от жизни, но призывает относиться к ней честно и ответственно. То есть жить так, чтобы соизмерять свои слова и поступки не с призрачной выгодой земных ценностей, а с вечной, неизменной и радостной правдой Божией. И правда эта состоит в том, чтобы жертвенно служить Господу и людям, не надеясь исключительно на свои силы, но призывая благодать Духа Святого себе в помощь. Да — без Бога можно попробовать построить нечто красивое и полезное, но без благословения Господня построенное нами не устоит и однажды точно разрушится.
священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Подлинная свобода человека — это освобождение от греха, освобождение от инстинктивного, тяготеющего над человеком начала, это способность подчинить свою волю единственной свободной, абсолютной и праведной воле — воле Бога. Для того человеку дана свобода, чтобы он свободно соединился с Богом, подчинил Богу самого себя и таким образом уподобился Богу и стал святым человеком. Ради этого дан дар свободы. А что предлагает либеральная идея? Она не предлагает нам освободиться от греха, она требует полной свободы для падшего человека — не святого, а падшего. Либеральная идея несет в себе раскрепощение греховного человека и в этом смысле является антихристианской, она является сатанинской идеей, потому что она категорически противоположна христианской идее.
Молитвословия
Тропарь священномученика Харалампия
глас 4
Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.
Тропарь преподобного Лонгина Коряжемского
глас 1
От мятежа мирскаго удалився,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобне отче Лонгине,/ и ныне чисте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.
Кондак преподобного Лонгина Коряжемского
глас 8
По словеси Учителя Христа,/ крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне исцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.