
Неделя о Страшном суде
В этот день совершается память:
Священномученика Харалампия и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202).
Благоверной княгини Анны Новгородской (XI). Преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Преподобного Лонгина Коряжемского (1540). Праведной Галины (III). Мучениц дев Еннафы, Валентины и Павлы (308).
Священномученика Константина Верецкого пресвитера (1918); священномучеников Петра Грудинского и Валериана Новицкого пресвитеров (1930). Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).
Иконы Божией Матери «Огневидная».
Память епископа Кирилла (Наумова), настоятеля Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля (1863-1866). Бывший титулярный епископ Мелитопольский, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1857-1863). Скончался в Казани 10 февраля 1866 г., был погребен под алтарем храма сщмч. Киприана и мц. Иустины Спасо-Преображенской обители.
Память убиенного архиепископа Ташкентского Бориса (Шипулина). Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чебоксарского и настоятелем Кизического монастыря г. Казани с 12 февраля 1915 по декабрь 1918 гг. Расстрелян в Ташкенте 23 февраля 1938 г.
Престольные праздники
Придел сщмч. Харалампия Магнезийского Духосошественского храма г. Казани (К)
Придел сщмч. Харалампия Магнезийского Казанско-Богородицкого храма д. Астраханка Лаишевского района (К)
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский
Святой Харалампий проповедовал Евангелие в Греции в период гонений. Его подвергли страшным истязаниям, но он, по благодати Божией, показал чудесную силу и духа, и тела. Когда с него содрали всю кожу с головы до ног железными крючьями, святой говорил мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!» Несколько свидетелей его стойкости, в том числе воины, сами исповедали Христа и были убиты. У главного мучителя отнялись руки, и он стал просить прощения. Когда об этом узнал император, он приказал привести святого, и епископа волочили по дороге, привязав веревку к бороде. Правитель Рима велел палить святого огнем, но тот остался невредим. Тогда решено было его обезглавить. Харалампий скончался до казни, и его тело было похоронено Галиной, дочерью императора, пораженной духом святого и уверовавшей во Христа.
Преподобный Прохор Печерский
Преподобный Прохор Печерский был родом из Смоленска и принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Вместо хлеба он употреблял в пищу лебеду, за что получил прозвище «лебедника ». Когда на Руси наступил голод, преподобный стал ещё усерднее собирать лебеду и готовить из неё свой хлеб, который раздавал нуждающимся, и вкус этого хлеба был лучше пшеничного. Через некоторое время в Киеве не стало соли. Тогда Прохор, собрав золу из всех келлий, стал раздавать её нуждающимся, и по его молитвам зола становилась чистой солью. По проискам продавцов соли, которые рассчитывали на наживу, князь Святополк отобрал у Прохора его «запасы». Но на княжеском дворе вместо соли обнаружили обыкновенную золу и через три дня её выбросили. Святой благословил людей брать выброшенную золу, которая по его молитвам опять стала солью.
Преподобный Лонгин Коряжемский
Преподобный Лонгин подвизался в обители Павла Обнорского до преклонного возраста и приобрел большой духовный опыт. Вместе со своим духовным другом иноком Симоном святой Лонгин решил всецело посвятить себя Богу и удалился из многолюдной обители в глухие леса. У речки Коряженки подвижники построили келию и часовню. Когда к ним собралась братия, они воздвигли храм во имя святителя Николая и основали Коряжемскую обитель, где преподобный Лонгин стал игуменом. Умирая, смиренный старец заповедал своим ученикам похоронить его у подножия церковной лестницы, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его прах ногами. В 1557 году были обретены мощи святого, которые прославились нетлением и чудесами.
Евангелие дня
Страшный суд — событие, которое, согласно христианскому вероучению, состоится во время Второго пришествия Иисуса Христа. Но почему этот суд называют страшным? И есть ли какой-то способ избежать этой угрозы? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 25-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 25.
31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Я давно не был в тех местах, где родился и вырос. Детство и юность, как в тумане. Если и остались какие-то воспоминания, то они больше похожи на чёрно-белые фотографии. Тени, которые даже эмоций каких-то особых не вызывают. За давностью лет особо не тревожат даже неприятные события. Если они и приходят на память, то просто отмахнёшься, поблагодаришь Бога, что отвёл, и на этом всё. Поэтому всегда думал, что перерос, пережил, простил и отпустил, в конце концов. Ведь на душе спокойно.
Но тут выпала оказия и удалось съездить на малую родину. Походить по улицам, посетить знакомые места, даже встретиться с людьми, имена которых уже успел позабыть. Эффект от поездки был такой, словно прокатился на экстремальном аттракционе. От внутренних переживаний захватило дух. Чем больше я погружался в атмосферу города, тем настырнее давно забытые образы заполняли душу. А вместе с ними проснулись чувства и эмоции. Целая буря. Много вспомнилось смешного, забавного, радостного, тёплого. Но вместе с этим полезли и боль, обиды, страхи, неприязнь. Оказалось, ничто не умерло. Ничто не исчезло. И ещё вопрос, когда я принял переживания ближе к сердцу, тогда или сейчас.
В такие моменты понимаешь, что для нас, людей, время и пространство — это один из подарков Бога. Один из способов уберечь нас от последствий греха, которые терзают нашу душу и вносят в неё смуту. Но здесь есть и своя опасность. Бывает, живёшь свою жизнь и кажется тебе, что человек, вещь, или какая-то ситуация давно потеряли над тобою власть. Но столкнёшься лицом к лицу — и оказывается, что это самообман. Просто ты давно потерял это из виду. А потому и думал, что больше нет боли, нет ревности, нет обиды. Что исчезли злость, уныние, зависть. Но оказалось, что это иллюзия, ведь душа не забывала и сердце хранило.
Страшный суд потому и страшный, что свет Истины высветит всё наше существо. Словно рентген. Не только то, что мы осознаём, но и то, что мы давно забыли и спрятали в самой глубине. Мы будем, как на ладони. И весь тот эмоциональный, интеллектуальный и духовный багаж, который мы за жизнь накопили, встанет перед нами лицом к лицу. И главный вопрос, — а что мы увидим перед собой? Не повиснет ли это тяжким грузом на нашей совести?
Поэтому и даёт Господь сегодня рецепт, как изжить из своей души то бремя, которое все мы без исключения несём. Просто в силу того, что со всеми нами хотя бы однажды поступили несправедливо. И нередко мы продолжаем носить эту боль в своём сердце. В нас продолжают жить претензии к людям, миру и даже к Богу. Поэтому и говорит Господь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье». Поступай с окружающими людьми так, будто не было в твоей жизни несправедливостей. Служи им. Прощай их. Помогай им. И тяжесть даже самой скрытой и глубокой боли покинет тебя навсегда. Так действует благодать. Уже здесь и сейчас жить станет легче. Уже здесь и сейчас ты ощутишь, как в тебе совершается сила и слава Небесного Царства. И Страшный суд перестаёт тебя страшить.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Подлинная свобода человека — это освобождение от греха, освобождение от инстинктивного, тяготеющего над человеком начала, это способность подчинить свою волю единственной свободной, абсолютной и праведной воле — воле Бога. Для того человеку дана свобода, чтобы он свободно соединился с Богом, подчинил Богу самого себя и таким образом уподобился Богу и стал святым человеком. Ради этого дан дар свободы. А что предлагает либеральная идея? Она не предлагает нам освободиться от греха, она требует полной свободы для падшего человека — не святого, а падшего. Либеральная идея несет в себе раскрепощение греховного человека и в этом смысле является антихристианской, она является сатанинской идеей, потому что она категорически противоположна христианской идее.
Молитвословия
Тропарь священномученика Харалампия
глас 4
Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.
Тропарь преподобного Лонгина Коряжемского
глас 1
От мятежа мирскаго удалився,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобне отче Лонгине,/ и ныне чисте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.
Кондак преподобного Лонгина Коряжемского
глас 8
По словеси Учителя Христа,/ крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне исцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.