9 февраля. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста

7769
Фото

Седмица 36-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438).

Престольные праздники

Придел свт. Иоанна Златоуста Казанского собора Казанско-Богородицкого монастыря г. Бугульмы (А)

Придел свт. Иоанна Златоуста Сергиевского храма с. Нижний Услон Верхнеуслонского района (К)

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст умер в изгнании в 407 году. Через 31 год после кончины его честные мощи перенесли в Константинополь. В день смерти святителя Иоанна его ученик, святитель Прокл Константинопольский, произнёс похвальное слово своему наставнику. Тронутый этой речью народ умолял Патриарха исходатайствовать у императора Феодосия II (408—450) перенесение мощей. Император разрешил, но посланные не могли поднять гроб. Тогда император отправил послание к святителю Иоанну, в нём просил прощения за грехи своей матери, царицы Евдоксии, доставившей много скорбей святителю. Когда письмо зачитали, то посланники легко подняли гроб и на корабле доставили в столицу. Мощи поставили в храме Мученицы Ирины, затем перенесли в храм Святых Апостолов. При открытии гроба обнаружили нетление мощей святителя.

Евангелие дня

У любой евангельской притчи есть своя аудитория, в первую очередь притча должна быть понятна тем, к кому она была обращена непосредственным образом. Однако притчи — это не тот жанр, который подразумевает строгую однозначность, а потому они могут быть применимы к самым разным ситуациям и сообществам. Сегодня Церковь во время богослужения предлагает нашему вниманию притчу о злых виноградарях, которая содержится в 12-й главе Евангелия от Марка. Давайте прочитаем этот евангельский отрывок и попытаемся понять, каким образом его можно применить к нашей жизни.

Глава 12.

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Эта Христова притча начинается с описания того, что сделал хозяин виноградника: он посадил растения, защитил их оградой, соорудил давильню и построил сторожевую башню. Благодаря такому началу притчи, мы понимаем, что виноградник появился не сам по себе, понимаем, что для хозяина он имел немалую ценность, и хозяин, несмотря на свою отлучку, не оставлял виноградник своим вниманием, он о нём и не думал забывать.

Авторитетные толкователи этой притчи едины во мнении, что под виноградником здесь стоит понимать израильский народ, который был заботливо создан Богом, ведь именно Бог выделил из среды других людей праотца Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, через этих людей Бог сформировал особенный народ. Бог дал израильскому народу Свой закон — в притче символом закона выступает ограда виноградника, Бог дал этому народу пророков, которые в притче обозначены под образом давильни, ведь пророков, как правило, гнали за их проповедь, и дал священство, которое должно было беречь народ в пространстве Богом данного закона — в притче священство представлено сторожевой башней. Впрочем, такое распределение символов в притче далеко не единственно возможное, так, под давильней можно понимать храмовый алтарь, а под башней — сам храм, могут быть и некоторые иные прочтения образов притчи. Но это лишь детали, они никак не отражаются на сути: Христова притча о злых виноградарях про Израиль и про его духовных вождей, которые оказались не в силах оправдать доверие Бога, напротив, они злоупотребили этим доверием самым ужасным из всех возможных способов — они последовательно убивали посланников Бога и задумали убить Его Сына. Однако обмануть Бога невозможно, а потому справедливость будет восстановлена, и Бог отдаст возделывать Свой виноградник другим людям.

Как мы знаем, всё произошло именно так, как предсказал Спаситель в этой притче: Его Самого — Сына Божия — казнили, но Бог-Отец наказал этих людей, и отнял у них виноградник Своей Истины, то есть Свою Церковь, Он отдал её другим — христианам, и теперь у нас — у христиан — есть всё для богоугождения, у нас есть и Писание, и Предание, и храмы, и священство, мы вольны жить в благодарности Богу, проявляя её через послушание Ему. Но живём ли мы так? Если нет, то стоит помнить прозвучавшую сегодня притчу, ведь она не только об иудейских первосвященниках, книжниках и старейшинах, она о всех тех, кто, имея от Бога всё, пренебрегает Богом и Его волей. Участь таких людей незавидна, пусть же она останется лишь в евангельской притче и никогда не станет чьей-либо реальностью!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как посмотрели бы мы на разбойника, который бы вместе с нами молился, а мы бы при этом точно знали, что он разбойник, преступник, человек безнравственный. Может быть, не осудили бы его, как осудил фарисей, но близко бы к нему не подошли, руки бы не протянули. А кто-то бы сказал: «Вот еще и в храм пришел; храм не для таких». И наверное, внутренне осудили бы человека... Никто, кроме Бога, не знает, никому не дано знать, что происходит в глубине человеческой души. Поэтому первая заповедь, которой мы научаемся из сегодняшнего чтения, — это заповедь «не осуждай, не суди других, думай о том, что происходит внутри тебя». И вторая заповедь: «двигайся к Богу, не стой на месте, подвергай свою внутреннюю жизнь тщательному внутреннему анализу, самосуду, раскаивайся в своих грехах, иди навстречу Богу. И пусть никакое, даже самое страшное, падение не губит в душе твоей надежду на милосердие Божие».

О молитве Церкви за власти

С какой целью на каждой Литургии мы слышим возгласы о поминовении властей? Мало того, что некоторые из властьпридержащих получили свои посты путём подкупа и лжи, так ещё часть из них являются очевидными безбожниками по своим своим словам, поступкам и жизни. Зададим себе вопрос: за кого ревностнее молятся — здорового или тяжело больного? А если тяжело болен тот, от которого зависит наша внешняя жизнь, нравственность народа? Ответ очевиден. Молитва — не аналог восторженных возгласов на демонстрации, не высказывание одобрения оккупантам, а просьба к Богу вразумить их, сделать честнее, справедливее, милосерднее. Чтобы они в идеале стали христианами. Поэтому за власть в большей степени должны молиться и те, кому она не нравится, кто ждёт изменений к лучшему. Молясь о власти мы в значительной мере молимся о себе — о благополучии народа.

Молитвословия

Тропарь святителя Иоанна Златоуста

глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоуста

глас 1

Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.

Молитва святителю Иоанну Златоусту

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси, сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, недоброжелательство, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист иже во святых отцу нашему Иоанну, архиепископу Константина града, Златоустому→

Новости по теме

Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»
Публикации 9 февраля 2024
Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»

Сегодня, в день памяти огненного проповедника святителя Иоанна Златоуста, мы публикуем одну из его известных проповедей в пересказе на современный русский язык. Здесь и о Литургии, и о смысле жизни, и о смерти, и о молитве «Отче наш» — много интересного и важного.

Святитель Иоанн Златоуст — слава Церкви вселенской
Публикации 9 февраля 2023
Святитель Иоанн Златоуст — слава Церкви вселенской

Село Команы находится в Абхазии. Это живописный уголок в 15-ти километрах от города Сухум и святое место для христиан. Здесь окончил свой жизненный путь святитель Иоанн Златоуст, и именно отсюда его святые мощи были перенесены в Константинополь.

В день памяти святителя Иоанна Златоуста митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора В день памяти святителя Иоанна Златоуста митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора

26 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери.

Слово священномученика Анатолия (Грисюка) в день памяти святителя Иоанна Златоуста
Публикации 26 ноября 2022
Слово священномученика Анатолия (Грисюка) в день памяти святителя Иоанна Златоуста

Проповедь произнесена иеромонахом Анатолием, будущим епископом Чистопольским, в церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 года