Церковный календарь

9 февраля. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 февраля. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста

36-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 27 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438). 

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского 

Святитель Иоанн Златоуст умер в изгнании в 407 году. Через 31 год после кончины его честные мощи перенесли в Константинополь. В день смерти святителя Иоанна его ученик, святитель Прокл Константинопольский, произнёс похвальное слово своему наставнику. Тронутый этой речью народ умолял Патриарха исходатайствовать у императора Феодосия II (408–450) перенесение мощей. Император разрешил, но посланные не могли поднять гроб. Тогда император отправил послание к святителю Иоанну, в нём просил прощения за грехи своей матери, царицы Евдоксии, доставившей много скорбей святителю. Когда письмо зачитали, то посланники легко подняли гроб и на корабле доставили в столицу. Мощи поставили в храме Мученицы Ирины, затем перенесли в храм Святых Апостолов. При открытии гроба обнаружили нетление мощей святителя.

Священное Писание

Иак., 54 зач., III, 1-10

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Мк., 50 зач., XI, 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им: 23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,— будет ему, что ни скажет.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Иак. З, 1-10; Мк. 11, 11-23

У смоковницы, которая была богата листьями, а плодов не имела, Господь отнял благословение, — и она иссохла. Это урок действием. Под этой смоковницей разумеются люди, по виду исправные, а в существе дела недостойные одобрения. Кто же такие? Которые красно разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, — держат только в уме предметы веры. И те таковы, которые по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны, и дела исправные являют только дотоле, пока нельзя скрыть неисправности в них, а когда можно, не делают. Например, милостыню подает, когда просит кто при людях, а попроси наедине, еще разбранит. Богу молиться в церковь идет и на виду всех молится, и дома молится, чтоб не осрамиться перед домашними. Но как скоро один и лба не перекрестит. О мысленном же и сердечном к Богу обращении и понятия не имеет. Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими. Ибо тогда не миновать нам суда изреченного над смоковницею.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как посмотрели бы мы на разбойника, который бы вместе с нами молился, а мы бы при этом точно знали, что он разбойник, преступник, человек безнравственный. Может быть, не осудили бы его, как осудил фарисей, но близко бы к нему не подошли, руки бы не протянули. А кто-то бы сказал: «Вот еще и в храм пришел; храм не для таких». И наверное, внутренне осудили бы человека... Никто, кроме Бога, не знает, никому не дано знать, что происходит в глубине человеческой души. Поэтому первая заповедь, которой мы научаемся из сегодняшнего чтения, — это заповедь «не осуждай, не суди других, думай о том, что происходит внутри тебя». И вторая заповедь: «двигайся к Богу, не стой на месте, подвергай свою внутреннюю жизнь тщательному внутреннему анализу, самосуду, раскаивайся в своих грехах, иди навстречу Богу. И пусть никакое, даже самое страшное, падение не губит в душе твоей надежду на милосердие Божие».

О молитве Церкви за власти

С какой целью на каждой Литургии мы слышим возгласы о поминовении властей? Мало того, что некоторые из властьпридержащих получили свои посты путём подкупа и лжи, так ещё часть из них являются очевидными безбожниками по своим своим словам, поступкам и жизни. Зададим себе вопрос: за кого ревностнее молятся — здорового или тяжело больного? А если тяжело болен тот, от которого зависит наша внешняя жизнь, нравственность народа? Ответ очевиден. Молитва — не аналог восторженных возгласов на демонстрации, не высказывание одобрения оккупантам, а просьба к Богу вразумить их, сделать честнее, справедливее, милосерднее. Чтобы они в идеале стали христианами. Поэтому за власть в большей степени должны молиться и те, кому она не нравится, кто ждёт изменений к лучшему. Молясь о власти мы в значительной мере молимся о себе — о благополучии народа.

Молитвословия

Тропарь святителя Иоанна Златоуста

глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоуста

глас 1

Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.

Молитва святителю Иоанну Златоусту

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси, сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, недоброжелательство, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист иже во святых отцу нашему Иоанну, архиепископу Константина града, Златоустому→

Теги:
Святитель Иоанн Златоуст
православный календарь

Все публикации