7 февраля. Память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

7012
Фото

Седмица 33-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Преподобного Анатолия Оптинского, Старшего (1894). Священномученика Владимира, митрополита Киевского (1918).

Святителя Моисея, архиепископа Новгородского (1362). Мученицы Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Преподобного Поплия Сирийского (ок. 380). Преподобного Мара певца (ок. 430).

Священномученика Петра, архиепископа Воронежского (1929); священномученика Василия, епископа Прилукского (1930); священномученика Стефана Грачева пресвитера, мученика Бориса Заварина (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.).

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский. Выпускник Казанской духовной академии (1902). Монашество и священный сан принял в Казани. Мученически скончался в заточении на Соловках 7 февраля 1929 г.

Память Указа Святейшего Синода об открытии Казанской архиерейской славяно-латинской школы от 25 января 1723 г. — начало духовного образования в Казани, а также память первого учителя и руководителя сей школы Василия Яковлевича Свенцицкого (пер. пол. XVIII).

Престольные праздники

Придел иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Сергиевского храма г. Казани (на ул. Япеева) (К)

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

Святитель Григорий Богослов происходил из знатного рода. Основой своего подвижнического пути Григорий считал воспитание, полученное от матери, святой Нонны, давшей обет посвятить сына Богу. Григорий получил блестящее образование в языческих Афинах, где подружился со святителем Василием Великим. Крещение Григорий принял только в 30 лет ― от своего отца, ставшего епископом. Некоторое время святой подвизался в пустыни вместе с Василием, но происхождение и большие дарования привели его на Константинопольскую кафедру. Святому пришлось много бороться и с язычниками, и с еретиками-арианами. Однажды во время службы в храме он был едва не убит врагами Церкви. Главное наследие святого ― его проповеди, полные тайноведения о Святой Троице. Церковь признает святителя вторым великим богословом после апостола Иоанна.

Священномученик Владимир, митрополит Киевский

Митрополит Владимир (Богоявленский) ― первый мученик Русской Церкви из числа епископата. Примерно за месяц до гибели он сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ея посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно началось». Эти слова стали пророческими. 25 января (по старому стилю) святитель был арестован вооружённой группой из пяти человек в своих покоях в Киево-Печерской Лавре. Свидетелем расстрела митрополита был его келейник Филипп. Он рассказывал, что владыка подошёл к нему, попрощался и вытер слёзы; остальное же время был спокоен. Перед расстрелом молился: «Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром».

Евангелие дня

Одна из важнейших христианских аксиом состоит в том, что известный нам мир не бесконечен во времени. В какой-то момент он изменится самым радикальным образом, и в нём не останется привычных нам физических форм жизни. Случится это после Второго Христова Пришествия, которое будет предваряться некоторыми характерными признаками. Об этом идёт речь в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка.

Глава 13.

01И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

02Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

03И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

04скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?

05Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

06ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

07Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но этоеще не конец.

08Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.

Когда мы говорим о христианской эсхатологии, то есть о конечных судьбах мира, у нас есть единственный непререкаемый источник информации — это книги Нового Завета, в первую очередь, Евангелие. Однако евангельские сведения об этом предмете довольно скудны и запутаны, а потому бывает крайне непросто отделить в них частное от общего.

Под частным в повествующих о кончине мира местах Евангелия подразумевается судьба Иерусалима в первом веке по Рождестве Христовом. Тогда — в 70-х годах — случилась масштабная национальная катастрофа, кульминацией которой стало разрушение Иерусалимского храма. Естественно, что Христос не мог об этом не говорить, ведь Израиль, будучи колыбелью знания о Едином Истинном Боге, имел всемирное значение, кроме того, многим непосредственным слушателям Спасителя предстояло стать очевидцами это катастрофы, поэтому Господь должен был их предупредить. Именно это Он, как мы услышали в только что прозвучавшем евангельском чтении, и сделал, указав на храм и сказав, что «всё это будет разрушено».

Однако сразу после указания на храм Спаситель перешёл к общему, то есть к конечным судьбам мира. Здесь, как мы понимаем, и начинается самое загадочное, ведь речь идёт о далёком будущем, и перечисленные Христом признаки довольно неспецифичны, совокупность же двух этих факторов рождает различного рода спекуляции.

Во-первых, Христос сказал, что перед кончиной мира многие прельстятся, так как примут за Спасителя того, кто Им не является. Эту мысль можно понимать по-разному. Если её понимать в узком смысле, то речь идёт о каком-то человеке, которого станут принимать за Христа. В широком же смысле слова Спасителя указывают на некое помрачение души, которое приводит к забвению Бога и к замещению Его чем-либо иным. К примеру, технологиями. Или же пустотой. Здесь не имеет значения что именно это будет, важно лишь то, что люди станут искать спасение не во Христе, а в чём-либо или ком-либо ином.

А ещё перед кончиной мира будут повсеместные войны, голод и другие катаклизмы, сопровождающиеся грозными природными явлениями. Мы помним, что в истории человечества такое происходило не раз, помним мы и что во Христа веруют совсем немногие, и, скажем, увлечённых астрологией людей значительно больше, чем искренних христиан. Но если есть все признаки, то стоит ли ждать скорой кончины? Ответа на этот вопрос не существует. Причина же отсутствия ответа в том, что Бог долготерпелив и многомилостив, Он делает всё ради спасения как можно большего числа людей, а потому наша задача не в том, чтобы высчитывать сроки и бояться, мы призваны к другому — к надежде, вере и любви. Слава Богу, у нас ещё есть возможность всё это в полной мере обрести!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если Бог за нас, то кто же против нас (см. Рим. 8, 31)? Кто сильнее Бога? Нет силы сильнее Бога! Вот почему, если в мире торжествуют зло, неправда, человеческое чванство, убожество, гордыня, которые иногда желают подчинить себе весь мир, с высоты своих земных престолов и престольчиков с презрением взирая на Церковь Божию, верующие на подобные вызовы должны с кротостью и смирением отвечать: С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся. Ибо Бог — это сила, способная из камней сих соделать детей Аврааму (см. Мф. 3, 9). Бог — сила, способная вернуть веру в сердца людей, просветить их разум, направить их по единственно правильному пути, ведущему ко спасению, потому что ради спасения Господь пришел в мир, потому и называем мы Его Спасителем.

Паисий Святогорец о равнодушии ко греху

Грех чувствуют все, но только у людей есть равнодушие. Для того чтобы кто-то пришел к свету Христову, он должен захотеть выйти из греховной тьмы. Давайте возьмем в пример человека, который оказался в темном погребе и по оплошности захлопнул за собой дверь. Увидев луч света, он идет на этот свет, находит дверь и выходит наружу. Так же и человек, находящийся во тьме греха: с того момента, когда он почувствует добро необходимостью и в него войдет добрая обеспокоенность, он будет прилагать усилия, чтобы выйти из этого мрака. Сказав: «То, что я делаю, ― неправильно», ― человек смирятся, к нему приходит благодать Божия. Но если в человека не войдет добрая обеспокоенность, то исправиться ему непросто. К примеру, кто-то сидит в запертом помещении и чувствует себя плохо. Ты говоришь такому человеку: «Встань, открой дверь, выйди на свежий воздух и придешь в себя», а он в ответ начинает: «Выйти не могу. Но скажи, почему я не могу вздохнуть? Почему Бог посадил меня сюда?..» Ну, разве можно помочь такому человеку?

Молитвословия

Тропарь священномученика Владимира, митрополита Киевского

глас 2

Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.

Кондак священномученика Владимира, митрополита Киевского

глас 2

Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.

Молитва священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому

О, священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимая. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси, яко сильный, немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии, и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Григория Богослова

глас 1

Пастырская свирель Богословия твоего/ риторов победи трубы,/ якоже бо глубины духа изыскавшу,/ и доброты вещания приложишася тебе./ Но моли Христа Бога, отче Григорие,// спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория Богослова

глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне,/ православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/ юже и носящи, с нами зовет, твоими чады:/ радуйся, отче,// Богословия уме крайнейший.

Молитва святителю Григорию Богослову

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немоществующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Тропарь святителя Моисея, архиепископа Новгородского

глас 8

Чистоты ради жития твоего, пощения же и молитв и трудов сосуд благопотребен был еси Владыце Христу, иже дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Тем и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, верою и любовию вопием: моли о нас, пречестный архиерею Моисее, отче наш.

Кондак святителя Моисея, архиепископа Новгородского

глас 3

Яко венцем пресветлым украсився днесь, Великий Новград ликует в память пастыря своего и учителя, и, яко диадиму царскую возложивши, честная она обитель светло радуется: прослави бо тя Бог, угодника Своего, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Моисее, Церковь же Божия веселится, созывающи инок сословие велегласно вопити: радуйся, граду твоему и обители похвало и всея Российския страны пресветлый светильниче.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Утоли моя печали»

глас 5

Утоли болезни/ многовоздыхающия души моея,/ утолившая всяку слезу от лица земли,/ Ты бо человеком болезни отгониши/ и грешных скорби разрушаеши,/ Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,// Пресвятая Мати Дево.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Утоли моя печали»

глас 6

Не ввери мя человеческому предстательству,/ Пресвятая Владычице,/ но приими моление раба Твоего,/ скорбь бо обдержит мя,/ терпети не могу демонскаго стреляния,/ покрова не имам,/ ниже где прибегну, окаянный,/ всегда побеждаем,/ и утешения не имам, разве Тебе, Владычице мира,/ упование и предстательство верных,/ не презри моление мое,// полезно сотвори.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Утоли моя печали»

Надеждо всех концев земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем, в нас пламень и покаянием ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов, приими мольбы, от души и сердца со воздыханием Тебе приносимые. Буди о нас ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и отврати гнев Его матерними Твоими молитвами, душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезнь души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отъими бремя грехов наших, и не остави нас до конца погибнути, и печалию сокрушенная сердца наша утеши, да славим Тя до последняго издыхания нашего. Аминь.

Новости по теме

Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме мученицы Александры в Иерусалиме Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме мученицы Александры в Иерусалиме

7 февраля митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, совершающий паломничество на Святую Землю, совершил Литургию в храме мученицы царицы Александры на территории Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В праздник Собора вселенских учителей и святителей митрополит Кирилл совершил Литургию на греческом языке в храме Казанской духовной семинарии
В праздник Собора вселенских учителей и святителей митрополит Кирилл совершил Литургию на греческом языке в храме Казанской духовной семинарии

12 февраля, в праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил в Иоанно-Кронштадтском храме Казанской духовной семинарии Литургию на греческом языке.

Отличительные особенности творений святых отцов Церкви
Публикации 12 февраля 2022
Отличительные особенности творений святых отцов Церкви

Продолжаем публиковать ответ журнала «Троицкое слово» на вопрос, в каком порядке читать творения святых Отцов.

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Жития святых 12 февраля 2017
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

В XI в. была великая распря в Константинополе. Одни превозносили св. Василия Великого (василиане), как учителя твердого и строгого, другие св. Иоанна Златоуста (иоанниты), за необыкновенное красноречие, третьи св. Григория Богослова (григориане)