29 января. Поклонение честным веригам апостола Петра

6410
Фото

Седмица 35-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Поклонение честным веригам апостола Петра. Праведного Максима, иерея Тотемского (1650).

Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161—180). Мученика Данакта чтеца (II). Святителя Гонората, епископа Арльского (429).

Священномученика Иоанна Петтайя пресвитера (1919).

Чудесное избавление апостола Петра из темницы

По приказанию царя Ирода апостол Петр был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Ночью Ангел Господень вывел Петра из тюрьмы, а вериги упали с его рук. Христиане тайно хранили эти вериги, обретшие целебную силу. Почему Господь через предметы, касавшиеся тел мучеников, посылает нам благодатные дары и чудеса, непостижимо для нас, но в этом одно из утверждений нашей веры. Почитание вериг есть почитание святыни, они напоминали верующим о страданиях, которые Петр претерпел за Христа. Из рода в род христиане хранили честные вериги апостола как дорогое наследство. Когда царица Евдокия ехала из Иерусалима в Константинополь, Патриарх Ювеналий передал вериги ей в дар. Одна из цепей была оставлена в Константинополе, в церкви Святых Апостолов, а другую царица отправила в Рим своей дочери Евдоксии. Там апостольская святыня была положена в специально построенном храме «Святой Петр в оковах» вместе с найденной в Риме другой веригой, которою Нерон велел сковать апостола Петра перед распятием.

Праведный Максим, иерей Тотемский

Праведный Максим, Христа ради юродивый, жил в городе Тотьме в первой половине XVII века. В течение 45 лет он нес подвиг юродства, пребывая в непрестанной молитве и пренебрегая заботами о своем теле. Известно, что юродивые, блаженные пытались побороть в себе корень всех грехов — гордость. Смиряя себя, они тем самым сильнее воздействовали на людей, поскольку к обычной проповеди человек может относиться равнодушно. В иносказательной форме юродивые обличали зло мира. Праведный Максим уже при жизни был отмечен благодатными дарами исцеления и прозорливости. Он почил в глубокой старости и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. У гроба праведника свершалось множество чудес и исцелений.

Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и др.

Святые мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла пострадали в Галлии во II веке, во время гонений Марка Аврелия (161—180 гг.). Леонилла приняла Крещение в преклонных годах от одного из учеников св. Поликарпа, еп. Смирнского, и обратила затем ко Христу трех своих внуков. Братья, воспламенившись ревностью о Господе, разбили идолов и укоряли язычников в их безумии. Мучители, призвав Леониллу на место казни, повелели ей уговорить внуков, чтобы они отреклись от Христа, но она, подойдя к ним, хвалила их за мужество и твердое исповедание своей веры. Тогда мучеников бросили в огонь, но он не повредил им. После мучений и смерти внуков святая Леонилла была усечена мечом.

Евангелие дня

02 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07 Посему оставит человек отца своего и мать

08 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как фарисеи, которые были частыми собеседниками и искусителями Христа, задают Ему вопрос: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?». Моисей отвечал на него положительно, и те, кто его задавал, это прекрасно знали. Более того, они понимали, что за противоречие Моисею они смогут обвинить Христа в противоречии Богу, от Которого Моисей получил закон. Однако Христос совершенно не боится их и даже, подчеркивая Свое знакомство с законом, Сам спрашивает их в ответ: что заповедал Моисей? «Давать разводное письмо», — отвечают они. «Он написал это по вашему жестокосердию», — говорит им на это Спаситель. И для нас это сегодня звучит очень странно... Его ответ вполне ожидаем, потому что мы давно знаем, что Церковь не одобряет разводов, и странно не это. Странно слово, которое Он употребляет: «жестокосердие».

Если бы Он сказал, что причина в развращенности, духовной лени, страстности, любви к телесным удовольствиям — это было бы понятно. Но Он говорит именно о жестокосердии. Интересно, что в наши дни применительно к бракам и разводам это слово применяют в диаметрально противоположном значении. Помню знакомые рассказали мне о мужчине, который ушел от жены и двух детей к женщине, в которую влюбился. Всё это описывалось словами о настоящей любви, которая противопоставлялась рутине и привычке. Когда же я стал сокрушаться о произошедшем, я услышал такой ответ: «Это так жестоко, заставлять людей жить с теми, кого они не любят».

Иными словами, выходит, что Христос говорит, что Моисей разрешил развод по жестокосердию, в то время как многие сегодня полагают, что именно запрет разводов — это жестокость.

Что же на самом деле имеет в виду Христос?

Слово «жестокость», которое Он соединяет со словом «сердце» довольно часто употребляется в Ветхом Завете. Так, Бог может называть народ «людьми жестоковыйным» или дословно «людьми с жесткой, упругой шеей», то есть людьми, которые настаивают на своем, не желают склонить голову перед Богом. Кроме того, перед исходом евреев из Египта, Бог, как говорит Писание, «ожесточил сердце фараона», что всегда понималось как «перестал удерживать его сердце, позволил поступать ему жестоко, по его собственной воле». В этом контексте слова Христа вполне понятны: жестокосердный человек, это тот, кто считается только с собой, со своими сиюминутными желаниями. В его случае невозможно говорить ни о верности, ни о преданности, ни о настоящей любви, потому что он подчинен своему жестокому сердцу и ни с чем и ни с кем больше не считается.

Бог сотворил мужчину и женщину для союза любви. Любви такой, в которой двое становятся одной плотью, то есть одним сердцем и одной душой. Не в буквальном смысле, конечно, но в духовном. В этом контексте человек, который говорит «ты мне надоел, я нашел лучше», пусть и формулирует это иначе, разрывает живой союз и поступает жестокосердно. Впрочем, есть здесь одна тонкость, которую легко упустить из виду. Христос говорил в контексте иудейской культуры, в которой разводились, когда хотели. В христианской культуре разводы были не приняты, но места для жестокосердия осталось немало. Не стоит думать, что прелюбодействует только тот, кто формально первым разводится. Христос говорит «что Бог сочетал, человек да не разлучает», но разве тот, кто физически и духовно унижает другого, не делает этого? Разве человек вместо жизни с женой и детьми избравший зависимость от алкоголя или наркотиков, не жестокосерден? Выходит, что формально запрещая развод, Христос призывает нас к тому, что гораздо глубже и тоньше: к взаимному единению сердец, в котором не будут возможны ни эгоизм, ни предательство, ни жестокосердие.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда мы друг другу делаем добро, мы становимся ближними. Слова святого Евангелия, которые к нам сегодня обращены, должны действительно достигать нашего сознания. Ибо в слове Божием нет ни одного пустого или лишнего слова. И если исполнять все то, чему Бог нас учит, мы в первую очередь станем счастливыми людьми, потому что спасение человеческой души и счастье — это синонимы. Не может быть одного без другого. Не может быть счастья без спасения души, и не может быть спасения души без счастья, потому что в человеческом счастье отображается Божественное милосердие, Его любовь, отблеск Божественного Царства. И для того чтобы стать обладателями всего этого богатства милости и благодати Божией, мы должны помнить, что совершение добрых дел есть нечто очень важное как для тех, к кому мы эти дела обращаем, так и — быть может, в первую очередь — для нас самих.

Установление дней памяти святых

Основной или единственный день памяти святых в богослужебном календаре обусловлен датой их кончины, так как смерть в церковной традиции понимается как рождение в вечность, где есть полнота богообщения. Апостол Павел пишет филиппийцам, что воспринимает земную жизнь как ограничение и будет рад мученичеству: «желаю разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23). Даты кончины многих мучеников сохранены в мученических актах и мартирологах. Но иногда поместные Церкви в основу дня памяти святого (даже когда известна дата кончины) полагали другие события: например, день обретения или переноса мощей. Из-за отсутствия строгих правил день празднования святого в разных календарях мог различаться. При установлении в календаре дня памяти ветхозаветных святых, дата кончины которых неизвестна, Церковь руководствовалась другими соображениями. Например, день памяти пророков Илии и Моисея в некоторых греческих календарях отмечался 7 августа по старому стилю — как участников Преображения (6 августа по старому стилю).

Тропари и кондаки

Чинопоследования богослужений включают в себя две части — неизменяемую (как бы каркас) и изменяемую. Например, в Литургии святителя Иоанна Златоуста неизменяемые части: Великая ектинья, малый вход, чтения Священного Писания, Символ веры, великий вход, молитва «Отче наш». Изменяемые: антифоны, тропари, кондаки.

К каждому дню и каждому событию составлены краткие песнопения, называемые «тропарь» и «кондак». Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Кондак дополняет, развивает основную тему тропаря.

Тропарь Пасхи: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. Кондак Пасхи: Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Воцерковлённому христианину стыдно не знать тропари и кондаки воскресные и двунадесятых праздников. Зубрить их нет необходимости, достаточно присоединять их в эти дни к утреннему и вечернему правилу. Также принято читать тропарь в качестве молитвы перед трапезой, а кондак после неё каждый воскресный день и праздник (начиная с самого дня праздника и до его отдания).

Молитвословия

Тропарь праведнаго Максима

глас 4

Непорочным священством Богови послужив,/ посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/ взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом/ и, с любовию к Нему добродетельми приближался,/ земная оставив, Небесная восприял еси,/ блаженне Максиме, отче наш,/ моли Христа Бога/ сохранитися граду Тотьме невредиму/ и спастися душам нашим.

Кондак праведнаго Максима

глас 4

Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме.

Молитва праведному Максиму Тотемскому

О преблаженне и досточудне угодниче Божий, Максиме праведный! Восприяв благодать Святаго Духа, первее послужил еси непорочным священством Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы. Егда же, ко Господу крайним желанием одержим, юродивое житие Христа ради избрал еси, мирския прелести отринул еси, наготою телесною, якоже багряницею, одеяся, солнечный зной и великий мраз с любовию претерпе, подвизался во граде Тотьме, и сего ради наследовал еси Небесный Чертог в селениях праведных. Но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, пролей о нас, о святче Божий, теплыя молитвы, да избавимся мы всякия нужды и всякаго сопротивнаго зла. Не престай молити Слова, Христа Бога нашего, о граде и людех, сохранитися им неврежденным от глада и язвы, огня и меча и от нашествия супостатов. Низпосли с Небесе, о священная главо, преблаженне Максиме, на нас, усердно притекающих к тебе и с любовию лобызающих святый образ твой, мир, благодать и спасение душам нашим, да и мы со всеми святыми наследницы будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь апостола Петра

глас 4

Рима не оставль, к нам пришел еси/ честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне./ Имже верою покланяющеся, молимся:/ твоими к Богу молитвами// даруй нам велию милость.

Кондак апостола Петра

глас 2

Верховнаго и перваго апостолов,/ истины Божественнаго ученика,/ Петра великаго восхвалим/ и того верою целуем вериги,// прегрешений разрешение приемлюще.

Молитва апостолу Петру

О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего из вод волнующихся приятый и от конечнаго потопления свободивыйся! Не забуди и нас убогих (имена), в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых: подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаяние излиянныя, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресе ежечаснаго. Да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в оньже имать призвати нас века Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенания к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В Неделю 33-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе
В Неделю 33-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

29 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.