
Седмица 32-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Поклонение честным веригам апостола Петра. Праведного Максима, иерея Тотемского (1650).
Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161—180). Мученика Данакта чтеца (II). Святителя Гонората, епископа Арльского (429).
Священномученика Иоанна Петтайя пресвитера (1919).
Память архиепископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила (Русского). Возглавлял Казанскую епархию в сане архиепископа Казанского и Свияжского с 17 сентября 1735 по 9 марта 1738 гг. Скончался на покое в Данковском Покровском монастыре Рязанской епархии 16 января 1753 г., погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля.
Чудесное избавление апостола Петра из темницы
По приказанию царя Ирода апостол Петр был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Ночью Ангел Господень вывел Петра из тюрьмы, а вериги упали с его рук. Христиане тайно хранили эти вериги, обретшие целебную силу. Почему Господь через предметы, касавшиеся тел мучеников, посылает нам благодатные дары и чудеса, непостижимо для нас, но в этом одно из утверждений нашей веры. Почитание вериг есть почитание святыни, они напоминали верующим о страданиях, которые Петр претерпел за Христа. Из рода в род христиане хранили честные вериги апостола как дорогое наследство. Когда царица Евдокия ехала из Иерусалима в Константинополь, Патриарх Ювеналий передал вериги ей в дар. Одна из цепей была оставлена в Константинополе, в церкви Святых Апостолов, а другую царица отправила в Рим своей дочери Евдоксии. Там апостольская святыня была положена в специально построенном храме «Святой Петр в оковах» вместе с найденной в Риме другой веригой, которою Нерон велел сковать апостола Петра перед распятием.
Праведный Максим, иерей Тотемский
Праведный Максим, Христа ради юродивый, жил в городе Тотьме в первой половине XVII века. В течение 45 лет он нес подвиг юродства, пребывая в непрестанной молитве и пренебрегая заботами о своем теле. Известно, что юродивые, блаженные пытались побороть в себе корень всех грехов — гордость. Смиряя себя, они тем самым сильнее воздействовали на людей, поскольку к обычной проповеди человек может относиться равнодушно. В иносказательной форме юродивые обличали зло мира. Праведный Максим уже при жизни был отмечен благодатными дарами исцеления и прозорливости. Он почил в глубокой старости и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. У гроба праведника свершалось множество чудес и исцелений.
Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и др.
Святые мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла пострадали в Галлии во II веке, во время гонений Марка Аврелия (161—180 гг.). Леонилла приняла Крещение в преклонных годах от одного из учеников св. Поликарпа, еп. Смирнского, и обратила затем ко Христу трех своих внуков. Братья, воспламенившись ревностью о Господе, разбили идолов и укоряли язычников в их безумии. Мучители, призвав Леониллу на место казни, повелели ей уговорить внуков, чтобы они отреклись от Христа, но она, подойдя к ним, хвалила их за мужество и твердое исповедание своей веры. Тогда мучеников бросили в огонь, но он не повредил им. После мучений и смерти внуков святая Леонилла была усечена мечом.
Евангелие дня
С чего начинается сильная молитва? Что необходимо сделать для того, чтобы мои просьбы доходили до Бога? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 11.
23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
24Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.
25И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Сегодня Христос открывает Своим ученикам условие сильной молитвы. Когда просишь, необходимо просить, не сомневаясь, что получишь. И тогда Бог даст тебе просимое. Огромное количество вопросов возникает в связи с этой рекомендацией. Чтобы внести некоторую ясность в этот текст, можно обратиться к языку оригинала.
Выражение «не сомневаться в сердце своём» можно перевести с древнегреческого на русский язык и другим способом — «не судить в сердце своём». Итак, рекомендацию Спасителя можно понять так: Бог услышит и исполнит ваши молитвы, если ваше сердце не будет сварливым. Если в нём не будет критики, ворчливости, упрёков и желания поспорить. Вторая часть отрывка ещё раз подчёркивает эту идею. Здесь Господь уже прямо говорит о том, что мы должны прощать людям, когда стоим на молитве. Тогда и Бог простит нам грехи наши, то есть приблизится к нам. И, соответственно, исполнит наши просьбы.
Эти рекомендации весьма актуальны. Ведь бывает, что даже если мы регулярно берём в руки молитвослов и вычитываем правило, или же просим что-то у Бога в храме, наши молитвы оказываются бессильны. И здесь самое время заглянуть в своё сердце. Нет ли там обиды на кого-либо? Многим знакомо состояние внутренней войны. Человека давно нет в моей жизни, а я продолжаю вести с им внутренний диалог. Что-то доказываю ему, спорю, оправдываюсь, думаю, что и как скажу при встрече. Не могу отпустить. Порой впечатления жизни такие яркие, что я забываю о своём супостате. На время приходит облегчение. Его образ становится маленьким и незначительным. Но потом вдруг какой-то внезапный триггер, и мой призрак возвращается. Оказывается, напряжение никуда не ушло, заноза всё ещё не вышла и сидит во мне. Вот это и означает, что мы «сомневаемся в сердце своём».
Кто-то скажет: нет, это не про меня. Обижаются лишь малые дети. Я всех недругов простил, отпустил и забыл. С глаз долой, из сердца вон, как говорится. В душе всё ровно. Даже не вспоминаю. И, правда, так часто бывает. Но это не означает, что наше сердце стало пригодным для молитвы. Да, детские обиды и яркая боль покинули меня. Но я полон мелких претензий. Всегда найдутся претензии к домашним, к друзьям, к коллегам, к работодателям, к правительству, к правилам, по которым живёт общество, к законам, к погоде и даже к Богу. И нередко эти претензии выглядят весьма обосновано. Не придраться. Ведь в жизни много идёт не так, как мне надо. Что-то или кто-то постоянно нарушает мои ожидания. А потому день за днём я в состоянии мелкого недовольства и лёгкой раздражительности. У меня на всё есть своё мнение и моё слово всегда должно быть последним. Даже если я не произношу его вслух.
Вот это состояние хуже всякой яркой детской обиды. Потому что очень уж оно кажется мне естественным. Как насморк и покашливание в сырую погоду. И человеку сложно увидеть его. Вроде грехов больших не совершаю, но что-то постоянно тяготит. А тяготит именно это вялотекущее сопротивление Богу и людям. Я не умею принимать с миром и покоем ту жизнь, которую мне суждено проживать. Я постоянно ворчу и бегаю от своего креста. И это очень истощает духово, душевно и физически.
Увидеть эту свою болезнь — первый шаг к сильной молитве. Для этого и даны нам евангельские заповеди. Практика их исполнения на ежедневной основе открывает нам, в каком духовном состоянии я нахожусь. Однако мы не только начинаем видеть недуги своей души, но ещё и получаем от Бога благодать. Она исцеляет наши немощи и наполняет наше сердце общением с Творцом.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда мы друг другу делаем добро, мы становимся ближними. Слова святого Евангелия, которые к нам сегодня обращены, должны действительно достигать нашего сознания. Ибо в слове Божием нет ни одного пустого или лишнего слова. И если исполнять все то, чему Бог нас учит, мы в первую очередь станем счастливыми людьми, потому что спасение человеческой души и счастье — это синонимы. Не может быть одного без другого. Не может быть счастья без спасения души, и не может быть спасения души без счастья, потому что в человеческом счастье отображается Божественное милосердие, Его любовь, отблеск Божественного Царства. И для того чтобы стать обладателями всего этого богатства милости и благодати Божией, мы должны помнить, что совершение добрых дел есть нечто очень важное как для тех, к кому мы эти дела обращаем, так и — быть может, в первую очередь — для нас самих.
Установление дней памяти святых
Основной или единственный день памяти святых в богослужебном календаре обусловлен датой их кончины, так как смерть в церковной традиции понимается как рождение в вечность, где есть полнота богообщения. Апостол Павел пишет филиппийцам, что воспринимает земную жизнь как ограничение и будет рад мученичеству: «желаю разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23). Даты кончины многих мучеников сохранены в мученических актах и мартирологах. Но иногда поместные Церкви в основу дня памяти святого (даже когда известна дата кончины) полагали другие события: например, день обретения или переноса мощей. Из-за отсутствия строгих правил день празднования святого в разных календарях мог различаться. При установлении в календаре дня памяти ветхозаветных святых, дата кончины которых неизвестна, Церковь руководствовалась другими соображениями. Например, день памяти пророков Илии и Моисея в некоторых греческих календарях отмечался 7 августа по старому стилю — как участников Преображения (6 августа по старому стилю).
Тропари и кондаки
Чинопоследования богослужений включают в себя две части — неизменяемую (как бы каркас) и изменяемую. Например, в Литургии святителя Иоанна Златоуста неизменяемые части: Великая ектинья, малый вход, чтения Священного Писания, Символ веры, великий вход, молитва «Отче наш». Изменяемые: антифоны, тропари, кондаки.
К каждому дню и каждому событию составлены краткие песнопения, называемые «тропарь» и «кондак». Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Кондак дополняет, развивает основную тему тропаря.
Тропарь Пасхи: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. Кондак Пасхи: Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.
Воцерковлённому христианину стыдно не знать тропари и кондаки воскресные и двунадесятых праздников. Зубрить их нет необходимости, достаточно присоединять их в эти дни к утреннему и вечернему правилу. Также принято читать тропарь в качестве молитвы перед трапезой, а кондак после неё каждый воскресный день и праздник (начиная с самого дня праздника и до его отдания).
Молитвословия
Тропарь праведнаго Максима
глас 4
Непорочным священством Богови послужив,/ посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/ взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом/ и, с любовию к Нему добродетельми приближался,/ земная оставив, Небесная восприял еси,/ блаженне Максиме, отче наш,/ моли Христа Бога/ сохранитися граду Тотьме невредиму/ и спастися душам нашим.
Кондак праведнаго Максима
глас 4
Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме.
Молитва праведному Максиму Тотемскому
О преблаженне и досточудне угодниче Божий, Максиме праведный! Восприяв благодать Святаго Духа, первее послужил еси непорочным священством Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы. Егда же, ко Господу крайним желанием одержим, юродивое житие Христа ради избрал еси, мирския прелести отринул еси, наготою телесною, якоже багряницею, одеяся, солнечный зной и великий мраз с любовию претерпе, подвизался во граде Тотьме, и сего ради наследовал еси Небесный Чертог в селениях праведных. Но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, пролей о нас, о святче Божий, теплыя молитвы, да избавимся мы всякия нужды и всякаго сопротивнаго зла. Не престай молити Слова, Христа Бога нашего, о граде и людех, сохранитися им неврежденным от глада и язвы, огня и меча и от нашествия супостатов. Низпосли с Небесе, о священная главо, преблаженне Максиме, на нас, усердно притекающих к тебе и с любовию лобызающих святый образ твой, мир, благодать и спасение душам нашим, да и мы со всеми святыми наследницы будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь апостола Петра
глас 4
Рима не оставль, к нам пришел еси/ честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне./ Имже верою покланяющеся, молимся:/ твоими к Богу молитвами// даруй нам велию милость.
Кондак апостола Петра
глас 2
Верховнаго и перваго апостолов,/ истины Божественнаго ученика,/ Петра великаго восхвалим/ и того верою целуем вериги,// прегрешений разрешение приемлюще.
Молитва апостолу Петру
О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего из вод волнующихся приятый и от конечнаго потопления свободивыйся! Не забуди и нас убогих (имена), в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых: подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаяние излиянныя, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресе ежечаснаго. Да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в оньже имать призвати нас века Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенания к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.