«Главным проявлением христианского подвига должна быть молитва»

1794
Фото

12 октября 2019 года, в канун Недели 17-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе города Казани. После окончания богослужения глава Татарстанской митрополии обратился к верующим со словом проповеди.

Как-то я анализировал свою жизнь и ловил себя на мысли, что мне хочется посвятить себя Богу. Наверное, у вас сразу вопрос: «А разве Вы уже не посвятили себя Богу? Разве Вы не служите Ему?» Да, служу и даже в сане архиерея. Но еще раз повторю: ловлю себя на мысли, анализируя свою повседневную жизнь. В духовном плане наша жизнь очень неровная, нет постоянной твердой линии в вере, постоянного течения. Наша духовная жизнь нередко напоминает мне горные кавказские реки: во время таяния снега в горах там, где лежали сухие камни и валуны, вдруг начинает бежать вода, а после завершения таяния поток прекращается, река мелеет, ее можно перейти. И ощущение, что и не было никакой полноводной реки.

Так часто и в нашей жизни: вдруг сердце загорается, хочется молиться, исполнять все заповеди, которые Господь нам оставил, творить добро, с любовью относиться ко всем. Но это, к сожалению, очень короткий период, как вспышка. В пучине повседневности мы не то, что теряем Бога, поскольку Его потерять невозможно, но мы теряем память о Нем, начинаем жить «как все». А в чем причины этого? Разве Бог не дает нам сил? Конечно, мы находим себе оправдание: такие обстоятельства жизни, все так живут... Я нередко говорю пастырям: «Пусть все так живут, но мы — пастыри и архипастыри, мы верующие люди, мы должны жить не так, как все».

Сейчас нас здесь очень мало. Но если выйти за дверь, пройдись по улице, то мы увидим массу гуляющих людей, веселящихся, беззаботных. Для них это норма жизни. Нередко и мы так живем, и в этом причина нашего внутреннего дискомфорта — мы не тверды в вере, в своем следовании за Христом и особенно в отношении к молитве.

В чем суть взаимоотношений Бога и человека, с помощью чего они выстраиваются? Через молитву. А что такое молитва? Молитва — это живое общение с живым Богом. Неслучайно молитвы очень разные: молитва как прошение, как благодарение, как покаяние, о помощи в житейских делах, в болезни, о работе, о преодолении постигающих нас несчастий. Мы действительно странники на земле, и мы часто сбиваемся с пути. И где же нам найти поводыря? К кому и как обратиться? Входная дверь к Богу — через сердце. В эту дверь Сам Господь стучит. Помните? Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).

Стучит Господь в наши сердца — через ту или иную мысль, то или иное явление, ту или иную встречу. Бог напоминает нам о Себе, предлагает подумать о смысле и цели жизни. Иногда приоткрываем мы дверь, чтобы посмотреть, кто там стучится. А там стоит Бог, Который говорит: «Помолись, сделай доброе дело». Мы же отвечаем: «Не зови меня молиться. Там программа идет по телевизору хорошая, в Интернете меня что-то ждет, дела еще не сделаны». Помните притчу о званных на пир (см. Мф. 22:1-14)? Я часто размышляю об этой притче. В ней господин велел звать на пир всех, кого слуги встретят: нищих, больных, убогих. Один из званных пришел в грязной одежде, и господин велел связать его и бросить во тьму внешнюю. Нужно знать, на какой пир и к кому ты идёшь в грязной одежде, то есть, испачканной пороками и грехами. Нет, я не предлагаю не идти совсем, но нужно очистить сначала одежду.

Мы должны думать об этом всегда — о постоянстве нашей христианской жизни, о нашем постоянном подвиге, главным проявлением которого в жизни должна быть молитва. Мало мы молимся. Если бы мы молились, то через этот труд — пусть даже сначала принудительный и механический — Господь дал бы нам вкусить плодов молитвы. И первый плод — это успокоение внутреннего душевного состояния. Если мы о чем-то попросили, а Господь не дал — значит, это или не полезно нам, или плохо просили. Сказал Господь Своим ученикам: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:9-13).

Бог никогда не бывает глух, Он всегда нас слышит, но скрывает Свои действия, испытывая наше терпение, нашу преданность и нашу веру. И да поможет Он нам в нашем повседневном христианском бытии. Аминь.

Новости по теме

«Днесь спасения нашего главизна»
Публикации 6 апреля 2024
«Днесь спасения нашего главизна»

Проходя пустыню Великого поста, мы встречаем оазис Благовещения, где, отлагая одежды скорби и плача, облачаемся в лазурные ризы небесной благодати. В этом году празднование этого события попадает на Неделю 4-ю Великого поста.

О молитве
Публикации 2 апреля 2024
О молитве

Второй воскресный день Великого поста посвящён памяти святителя Григория Паламы – одного из великих учителей молитвы, жившего на рубеже XIII-XIV столетий.

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?