Преображение Господне: Христос подарил нам Свет

3738
Фото

«Каждый год в золотой лазури августа Церковь от имени всего помраченного творения говорит: «Господи! Хорошо нам здесь быть», и радуется свету, и обновляется им, и сама становится этим светом», — говорит про праздник Преображения Господня протопресвитер Александр Шмеман. Что это за свет, вот уже две тысячи лет сияющий нам из распахнутых врат летнего праздника; какой такой радостью способен одарить нас Яблочный Спас; что являет и к чему призывает нас это торжество — поговорим сегодня.

Итак, Господь вместе с тремя ближайшими учениками поднимается на высокую гору, и там преображается, изменяется внешне настолько, что апостолы, не в силах вынести сияющего света, падают на землю в священном трепете. Вместе со Христом ученики видят великих пророков Моисея и Илию, которые о чём-то разговаривают с Ним. Более того, в один момент чудесное облако окутывает собрание на вершине Фавора, и слышится голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Обратим внимание, во-первых, что Господь преобразился во время молитвы, а перед тем вместе с тремя учениками приложил много усилий, чтобы добраться до вершины высокой горы. Это для нас большой урок — нужно отрываться от суеты мира сего: от повышающихся цен на бензин, от сломанной молнии на сапоге, от ушедшего с «Пусть говорят» Андрея Малахова — подниматься от всего этого на высокую гору, проливать пот и стирать в кровь ноги; в общем, прилагать усилия, трудиться (а это и вправду непросто — оторваться от мира) — и, вскарабкавшись на гору, приступать к молитве.

Что значит эта гора? Святитель Димитрий Ростовский понимает под ней образ богомыслия: «Возноси ум свой, христианин, от земли к небу, от настоящего к грядущему, от пристрастия к земному к желанию небесного, тогда познаешь <…> как сладостен сладчайший Иисус, как радостна любовь Его, и насладишься Его Божественными откровениями».

Как радостна любовь Его… От имени всего человечества воскликнул на Фаворе апостол Пётр: «Господи! Хорошо нам здесь быть!». Они никуда не хотели уходить, эти счастливые ученики. Забыв обо всех правилах и понятиях, они предлагают соорудить три палатки — для Христа, Моисея, Илии — и остаться там. Конечно, Царствие Небесное, преображённый мир явился этим трём людям, рай потерянный приоткрылся — как не захотеть остаться в нём навсегда?

И это нам радостное уверение, ответ на сомнения: а как же там будет, в Небесном Иерусалиме-то? Точно хорошо, точно радостно? Без телевизора, без кофе с пенкой, без аккаунта «Вконтакте»… Поверим искреннему апостолу Петру, который говорит: «Хорошо нам здесь быть!». Поверим тысячам подвижников, которые ради райского преображения своих сердец готовы были жить в пустынях, терпеть жажду и голод, годами не видеть людей и всё время проводить в труде и молитве — они тоже вкусили Царства, и почувствовав сладость его, бросили всё земное как ненужную шелуху. Поверим, в конце концов, себе.

Преображение Господне

У всех по-разному, но каждый из христиан, наверное, испытывал это прикосновение к небу… Кто-то, потрясённый близостью Бога, плакал дома после молитвы. Кто-то, сложив крестом руки на груди, видел вечный свет в отблеске Чаши. Кто-то встречал человека Божьего, и не мог насытиться общением с ним. Кто-то смотрел на августовские звёзды, или на октябрьское стылое золото листвы, и что-то щемило в сердце… Всё это — дыхание Бога на земле, напоминание нам о том Небесном Доме, который мы когда-то покинули, но куда нас позвали вернуться.

Итак, труд, мысли о Боге, молитва — вот путь на вершину Фавора. Но что там, о чём говорит Христос с великими пророками? Сияющие небесной славой, они беседуют о… О том, что скоро Богочеловек войдёт в Иерусалим, и там потерпит предательство, суд, страшное избиение и Крест.

Вот нам ещё один урок Преображения. Мы вошли на гору, мы удостоились счастья приблизиться к Богу, мы хотим остаться в таком блаженстве навсегда, но нет — Христос разговаривает о предстоящем жертвенном подвиге, и потом ведёт учеников обратно на землю.

Не забывайте об этом! Здесь, в этом мире, никогда мы не сможем жить совсем без скорбей. Да и как это возможно? Для любящего сердца, какое бьётся в христианине, обойтись без слёз — нереально. Рай ещё не вернулся в полной силе, на земле ещё пытаются показать свою власть боль, страдание и смерть — и разве можем мы, видя это, оставаться спокойными, не переживать за близких, не плакать о себе? Нет, любовь не может позволить нам это. Тот, кто любит, всегда плачет за того, кого любит — так обстоят дела на этой земле.

И вот, вкусив блаженства, спускаемся мы с Фавора вниз — к терактам и онкологии, пьянству и распущенности, гордости и неверию. Такими же спускаемся, или другими? Другими. Точно другими. Наша обязанность — принести в этот мир скорби и греха частичку света. Донести свечу, не погасив огонёк. Явить измученному человечеству Христа.

Как это? Ну, например, не обидеться, когда тебя коллега подставил. Не засмеяться над кем-нибудь, когда все вокруг гогочут. Не скривить лицо, когда тебя после работы попросили выйти за хлебом. Сохранить мир в душе и надежду на Бога, когда ваш отдел почти полностью сократили. Дать нищему не десять рублей, а пакет с продуктами.

А если короче — то спуститься с горы внешне, но не спуститься внутренне. Продолжать как можно дольше жить той радостью, миром и уверением, которые подарил тебе Бог. Принять ценности небесные, и наплевать на ценности земные. Именно по этому тоскует человечество, именно этого подспудно ищет, и не может найти. А мы — христиане — способны поделиться Светом с каждым встречным на дороге жизни. Только для этого нужно опять же трудиться, молиться, возносить ум к Богу — чтобы в борьбе со своим внутренним ветхим человеком одержать победу.

Завершим беседу одним случаем из жизни Фёдора Михайловича Достоевского. Ему 29 лет, и он живёт в жутких условиях на каторге. Идёт пасхальная неделя, и заключённым разрешили праздновать… И они празднуют — пьют так, что даже ходить по поселению страшно, повсюду массовые драки, уголовники ходят и рыщут, с кем бы повздорить…

«Я пробрался на своё место, против окна с железной решёткой, и лёг навзничь, закинув руки за голову и закрыв глаза. Я любил так лежать: к спящему не пристанут, а меж тем можно мечтать и думать». И вот Достоевский — напуганный и уставший — думает, и вдруг в мельчайших деталях вспоминает случай двадцатилетней давности, когда он, совсем мальчонка, бродил по лесу, и вдруг испугался выдуманного волка, и понёсся стремглав на поляну, где пахал крепостной мужик Марей. Маленький барчонок Федя бросается на руки крестьянину, а тот по-матерински ласково его утешает, и что-то говорит успокоительное, и всё крестит, и повторяет: «Христос с тобой».

Лёжа на нарах, Достоевский вспоминает тот августовский день, и измученное сердце вновь наполняет любовь, проявленная двадцать лет назад простым мужиком Мареем. «Встреча была уединённая, в пустом поле, и только Бог, может, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, зверски невежественного крепостного русского мужика».

Достоевский вспоминает забытое в глубинах детства событие. И оно — через двадцать лет — меняет его! Вот-вот, любовь не умирает, и свет простой встречи с верующим Мареем спасает Достоевского и через годы. Он сам, каторжанин, вдруг загорается божественной любовью, и… Мир, такой страшный ещё полчаса назад, меняется.

«Когда я сошёл с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моём. Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице и хмельной, орущий свою пьяную сиплую песню, ведь это тоже, может быть, тот же самый Марей: ведь я же не могу заглянуть в его сердце…»

Вот такое преображение случилось однажды с Достоевским, и мы с вами призваны к тому же. Мир, в который мы выходим из яблочно-ладанного рая праздничной Литургии, до сих пор во зле лежит — но мы получили Свет, который даёт нам видеть горе, отчаяние и ненависть глазами Христа — глазами Божественной Любви. Будем же хранить этот свет, и поправлять фитилёк, и подливать масла в лампадки своих сердец…

С праздником!

Новости по теме

Жизнь о любви
Публикации 8 июля 2024
Жизнь о любви

День святых Петра и Февронии — день семьи, любви и верности. Праздник чрезвычайно важный, особенно — для нашего времени. Значение всех этих трёх слов «семья», «любовь», «верность» незаметно теряет свой вес, ценность, смысл.

Небеса совсем рядом
Публикации 13 июня 2024
Небеса совсем рядом

Вознесение Господне, как никакой другой двунадесятый праздник Церкви, говорит о настоящем предназначении человека — о самом верном ответе на вопрос, который ищут люди порой всю свою жизнь, а некоторые так и не находят. Для чего мы живём?

Чему учиться у Николая Чудотворца
Публикации 22 мая 2024
Чему учиться у Николая Чудотворца

Нет в нашей стране более известного святого, чем святитель Николая Чудотворец. В доме едва ли не каждого православного христианина обязательно есть икона этого угодника Божиего.

«Днесь спасения нашего главизна»
Публикации 6 апреля 2024
«Днесь спасения нашего главизна»

Проходя пустыню Великого поста, мы встречаем оазис Благовещения, где, отлагая одежды скорби и плача, облачаемся в лазурные ризы небесной благодати. В этом году празднование этого события попадает на Неделю 4-ю Великого поста.