Поздравляю вас, возлюбленные братие и сестры, с наступившим новым летом благости Господней.
Настоящая торжественная минута, когда мы с сердечным трепетом за свое будущее вступаем в новую годину нашей жизни и когда мы своим присутствием в храме как бы вверяем это будущее Самому Господу Богу, — эта минута переносит нас в один из трагических моментов всемирной истории.
Мы разумеем время пред пришествием на землю Спасителя мира. Языческий образованный греко-римский мир, не знавший сверхъестественного Божественного Откровения и особых благодатных средств помощи Божией, исчерпал все свои естественные человеческие силы, чтобы определить для себя высшее благо — счастье здесь на земле и осуществить это благо. Но все попытки язычника, не озарённого светом Божественной истины, не привели ни к чему положительному, что удовлетворило бы человека: в области мысли одно заблуждение следовало за другим, а в людских взаимных отношениях царила кровожадная борьба за существование, в которой человек для человека был, по выражению писателя того времени, не братом, а как бы волком. Люди зашли в тупик и не знали, как выбраться из него. Лучшие мыслящие, чуткие умы из общества, руководимые голосом совести и естественным Откровением, находили только один просвет в будущем: загадка счастья, говорили они, и бесчисленные жизненные противоречия будут разрешены, а человечество выйдет из создавшегося тупика только тогда и в том случае, если сам Бог сойдет с неба на землю, возвестит людям утерянную ими истину, и тем Сам поможет достигнуть им высшего блага. Не знаменательно ли это признание, к которому вполне самостоятельно пришла языческая мысль, совершенно оторванная от света сверхъестественного Божественного Откровения! Действительно, как оно поразительно совпадает со словами псалмопевца, озарённого этим светом: «аще не Господь созиждет дом, говорить он, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранить град, всуе бде стрегий» (Пс. 126:1)[1].
Дорожите временем
Но вот пришло назначенное время, исполнилось «чаяние языков», явился на землю Иисус Христос и принес искомое счастье; «приидите ко мне вси, говорить Он людям, Аз упокою вы, возьмите иго Мое на себе», ибо оно «благо и бремя Мое легко» (Мф. XI 28-30); «се стою при дверех (сердца) и толку, аще кто услышишь глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною» (Откров. III, 20). Смотрите, как близко истинное счастье к каждому из нас, и однако же может ли кто-нибудь из нас сказать, что он именно обладатель этого счастья, что никто и ничто другое, как только Христос является началом и концом, альфой и омегой всех его жизненных отношений, что душа его, вследствие этого, спокойна во всякий момент его существования. Пусть собственное сознание каждого из нас в отдельности ответит на этот вопрос. Если же мы взглянем на обычную картину окружающей нас действительности, то едва ли не сознаемся, что она очень и очень во многом напоминает тот тупик, в который зашло языческое общество, так жаждавшее явления Бога на нашей грешной земле. Но что было понятно для времени до Христа, то совершенно ненормально для современности, живущей в атмосфере христианства и основанной Спасителем Церкви с ее благодатными средствами. Причина такой ненормальности, такой отдаленности нашей от истинного счастья, при всей его близости к нам, указывается, в известной, конечно, Вам притче Господа о званных на вечерю. Господь всех зовет к истинному счастью — к жизни вместе с Собой, по Его заповедям; званных, поэтому, много, но избранных, пришедших на вечерю, очень и очень мало. Одни отказался идти на зов Господа, потому что землю купил и нужно ее посмотреть, другой — купил волов, которых нужно испытать, третий — женился и безраздельно отдался радостям супружеской жизни и т. д. и т. д. Очевидно, мало избранных, мало достигающих истинного счастья оказывается потому, что человек с головой зарывается в различные скоропреходящие мирские привязанности; в них полагает главный, если не единственный, смысл жизни и за ними забывает «единое на потребу». Как часто мы бываем склонны все в своей жизни расценивать рублем, а не какой-либо высшей духовной меркой. Отсюда и получается, что малейшая неудача человека повергает его в отчаяние или приводить к роковой развязке с жизнью. Это вполне понятно: у человека оземленившагося, кроме мирских привязанностей, нет другой почвы под ногами, нет другой точки опоры, которая поддержала бы его в тяжелую минуту жизни. Отсюда объясняется и тот тяжелый тупик, в который нередко попадает современность. Но было бы, конечно, ошибкой думать, что жребий избранных евангельской притчи обязывает нас совсем отказаться от всех создавшихся условий нашей жизни и уйти, наподобие отшельников, куда-либо в уединение. Нет, во всяком общественном положении и состоянии, во всяком честном делании можно приблизиться ко Христу, оказаться не только званным на вечерю, но и избранными. Нужно лишь каждый шаг своей жизни измерять не своим горделивым своекорыстным умом, а Христовой истиной.
Божие избрание зиждется на основании реакции человека на Божий зов
Прекрасно изъясняет эту мысль святитель Иоанн Златоуст. Чтобы не впасть в плен различных житейских греховных соблазнов и искушений, говорит Златоустый Учитель Церкви, помни, христианин, Того, Кто — путь, истина и жизнь: «Этому Учителю внимай, Его наставлениями руководись. С него бери пример, с Ним и соображайся. Если хочешь, перейди от Учителя к Ученикам. Иной из них прославился нищетою (Илия), иной богатством (Авраам), один супружеством, другой девством. Иди каким угодно путем; тот и другой ведет к небу. Иной прославился постом (Иоанн Креститель), другой спасся и без поста (Иов). И будучи царем, можно стяжать добродетель: порфира и корона нисколько не развлекали Давида. Ты хотел бы видеть, спасаются ли в воинском звании. Смотри на Корнилия. Спасаются ли домоправители? Смотри на евнуха ефиоплянки... Так преданный Богу человек равно является добродетельным, находясь в богатстве и бедности, в болезни и здравии, в славе и бесчестии»[2]...
Итак, братие и сестры, истинное счастье около вас, вы все — званные на вечерю. Стремитесь же в наступившую годину вашей жизни, стремитесь со всей энергией стяжать и жребий избранных. А милосердый Господь, по вашей вере, подвигшей вас на молитву в настоящий полунощный час, и по предстательству за вас ваших небесных покровителей, да сподобит вас достигнуть этого великого и чудного жребия.
[1] Толкование: И зиждущие и стрегущие, никто да не полагается на собственную силу, но да призывают Божию помошь. При ея содействии то и другое удобно, а когда Бог медлит подать помощь, тогда старание человеческое напрасно.
[2] Из толковании на послание Aпостола Павла к Фиилиппийцам, Беседа 15-я.
Источник: Известия по Казанской епархии, №1, 1916 год