Новости Казанской епархии

В Великий Четверток митрополит Феофан совершил Литургию в храме на Арском кладбище Казани

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
В Великий Четверток митрополит Феофан совершил Литургию в храме на Арском кладбище Казани

16 апреля 2020 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию святителя Василия Великого в храме благоверных Ярославских чудотворцев города Казани (на Арском кладбище).

Его Высокопреосвященству сослужили почетный настоятель храма протоиерей Виталий Марфушкин, благочинный I Казанского округа, настоятель храма протоиерей Алексий Чубаков, клирики прихода.

Богослужебные песнопения исполнялись архиерейским мужским хором под управлением Дениса Рогова.

На портале «Православие в Татарстане» была организована онлайн-трансляция богослужения.

По завершении Литургии глава Татарстанской митрополии обратился к верующим со словом проповеди.

Всечестные отцы, братья и сестры!

Велик сей день святого Четверга, ибо великое таинство по Своему милосердию Господь ниспослал роду человеческому. Вспомним праздника сего святые часы.

Вот Он, Христос, входит в Иерусалим как триумфатор, как Победитель смерти, ибо накануне Он воскресил умершего и уже разлагавшегося человека по имени Лазарь. Это видели все, все восхищались и встречали Христа как триумфатора. Бросали одежды и цветы под ноги осла, на котором въехал в Иерусалим Христос, восклицали Ему «Осанна!»

Но Христос знал цену человеческим словам. Он вошёл в Иерусалим со скорбью, ибо знал, что это — последний раз в Его хотя и богочеловеческой, но всё же земной жизни. Он уже знал, что один из ближайших учеников предаст Его. Он знал, что толпа, восклицающая сейчас «осанна!», изменится и всё будет по-иному.

По обычаю Он остался окружённым только близкими учениками. Что-то необычное должно было свершиться: Он приглашает их на трапезу в Сионскую горницу. То было время еврейской Пасхи, и конечно думали ученики, что будет нечто, должное быть по закону иудеев. Но вот, собравшись и воссев на небольших скамейках и на полу, они видят необычное: Христос препоясывается полотенцем, берёт умывальницу и начинает мыть ноги ученикам. Хотя, наверное, не все из них чётко понимали, что Иисус не просто их великий Учитель, а Сын Божий, но и то были в изумлении. Пётр говорит: «Не умоешь никогда ноги мне!» — и слышит слова Христа: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13:8).

Дальше происходит нечто совершенно неописуемое. Они садятся вроде бы за обычный стол, на котором по обычаю стоят хлеб, вино и соль как некий символ вкуса жизни. Но Христос говорит что-то необычное — сначала о том, что должен пострадать за род человеческий и что один из собравшихся предаст Его. Все в недоумении: «Как же так! Разве можем мы предать?» Пылкий Пётр говорит: «Даже если мне придётся умереть, ни за что не предам Тебя!» Но, зная сердце человеческое, Христос отвечает: в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня (Мф. 26:34).

И дальше все спрашивают: «Не я ли, Господи?» При сём и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал (Мф. 26:25). Сам Бог сказал Иуде о его предательстве. Для чего? Он сказал ему для того, чтобы Иуда понял, покаялся и не вершил того, о чём договорился уже с врагами Христа. Но нет, не раскаялся он, и, как скажет евангелист, с этой минуты вошёл в него сатана (Ин.13:27).

Христос по обычаю берет хлеб, обычный хлеб, разламывает, подаёт ученикам и говорит: «Ешьте, это Моё Тело». Затем берет чашу с вином, благословляет и говорит: «пейте от неё все, это Моя Кровь» (см. Мф. 26:26-28). Неслыханные слова! Хлеб — и Тело, вино — и Кровь. По иудейскому закону, когда приносилась жертва, ели мясо животных. Но кровь было запрещено употреблять, так как в крови находится душа. А здесь Сам Христос, Сын Божий, говорит: «Это Моё Тело и Моя Кровь».

Две тысячи лет прошло, и христиане самым ценным в жизни считают приобщение к Телу и Крови Христовым — источнику жизни, очищения и освящения. И при этом как мы бываем безрассудны! Апостол Павел говорит, что многие из нас болеют, а некоторые и умирают, потому что недостойно причащаются (см. 1Кор. 11:29-30).

И вот сегодня, дорогие братья и сестры, вы находитесь дома, у вас нет возможности пойти в храм и причаститься. Это печально, конечно, но, к сожалению, случилось то, что случилось. Эта напасть — коронавирус — многое закрыла и запечатала, в том числе и храмы. И вот когда мы остались без храма, то должны понять и оценить драгоценную возможность быть в доме Господнем. Часто было, что мы шли в храм как в то место, где можно отвлечься. Даже находясь в храме, мы не молились, а общались. И вот сейчас дома у нас есть возможность оценить, что такое храм, с плачем стать на молитву.

Нет, пусть не бушует душа и не осуждает. Смирись, христианин, стань перед святым образом и начни молиться. Начни молиться, Русь святая, моя паства казанская и татарстанская о нас всех своей домашней молитвой, и Господь непременно услышит нас. Ибо по делам нашим мы получили эти ограничения.

Но должно подумать, где мы? Мы с теми воинами, которые пришли взять Христа, с фарисеями и саддукеями? С предателем Иудой? Или мы со Христом? Как бы тяжело ни было, никто не отлучит нас от любви Божией — ни смерть, ни жизнь. Ибо наш Бог — сокрушитель греха и победитель смерти. У нас нет возможности пойти в храмы из-за этой угрозы. Но нет перегородки между нами и Богом, Он там, где мы, где наши сердце, ум и совесть обращены к Нему. Сегодня мы дома, и Он непременно придёт и в наш дом, где мы Ему молимся, с Ним страдаем. Он приходит, чтобы поддержать и укрепить нас. Настанет Пасха, и Он пришлёт радость и весточку, что воскрес. И наши печали пройдут, и снимется с нас эта епитимья.

Наш Бог — Бог любви и милосердия, Он за нас страдает, за нас распинается и за нас умирает. Но из-за нас Он воскрес и вознесся. Будем об этом помнить всегда. После ночи всегда наступает рассвет, после зимы — весна. И как бы ни сопротивлялась зима, ростки весенней жизни уже пробиваются. Так и у нас с вами. Храни вас всех Господь! В эти оставшиеся до Пасхи часы будем со Христом, а Христос нас не оставит.

17 апреля, в Великий Пяток, день воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершит вечерню с чином выноса Святой Плащаницы. Начало онлайн-трансляции архиерейского богослужения на портале «Православие в Татарстане» (tatmitropolia.ru) и в паблике «Православие в Татарстане» в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/tatmitropolia) в 14.00.



Теги:
Великий четверг
храм Ярославских чудотворцев
митрополит Феофан
богослужения митрополита
слово митрополита Феофана

Все публикации