Жития святых на Февраль

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]


 
23 февраля
 

(память 10 февраля по старому стилю)

Святой священномученик Харалампий был епископом в городе Магнезии, в Фессалии; жил во второй половине II века. Он обратил ко Христу многих из язычников, наставлял их на путь спасения, поучая Слову Божию. За Евангельскую проповедь святого епископа Харалампия привели на суд к правителю Лукиану и военачальнику Лукию. Угрожая мучениями, они требовали от епископа Харалампия принесения жертвы языческим богам. В ответ святой твердо исповедал свою веру во Христа. Тогда священно-мученика Харалампия подвергли жестоким истязаниям. Его подвесили на дереве и строгали тело железными крюками до тех пор, пока не содрали кожу с головы до ног. “Благодарю вас, братие, — говорил при этом мученик. — Острогавши тело, вы обновили мой дух”. Воины Порфирий и Ваптос, истязавшие святого епископа, были так поражены его незлобием и терпением, что открыто исповедали Воскресшего Христа. Оба они были тотчас усечены мечом. Вместе с ними были усечены три женщины, которые, подобно Порфирию и Ваптосу, уверовали во Христа.

Военачальник Лукий сам взял орудия пыток и жестоко терзал тело святого Харалампия, но вдруг руки его отнялись у локтей. Лукиан, увидя это, плюнул в лицо священномученика Харалампия, и внезапно голова его повернулась назад лицом. Тогда народ, объятый ужасом, стал молить святого мученика отвратить Божий гнев. С ними просил и Лукий. По молитвам святого мученика Лукий и Лукиан были исцелены. Тогда и Лукий уверовал во Христа и крестился. Множество очевидцев также обратились к истинной Христовой вере, другие получали исцеления от различных недугов по молитвам священно-мученика Харалампия.

Лукиан донес обо всем случившемся императору Септимию Северу (193-211 гг.), находившемуся в Антиохии. Император распорядился привести святого к нему. Исполняя приказание, воины вбили в тело мученика острый железный гвоздь, в бороду вплели веревку и, обмотав вокруг шеи, повлекли его к императору. Сам император, увидев святого, вонзил в грудь священномученика Харалампия три острых кола, а потом приказал палить его на медленном огне. Но сила Божия укрепляла святого Харалампия, и он остался невредим.

По молитве священномученика вновь стали совершаться чудеса. Святой изгнал диавола из человека и воскресил мертвого юношу. Сам император пришел в ужас, но вскоре вновь ожесточился и подверг святого Харалампия другим страшным мукам. Видя его терпение, дочь Септимия Севера Галина уверовала во Христа и стала убеждать в истинности христианской веры своего отца. Но император после новых истязаний осудил священномученика на смерть.

“Благодарю Тебя, Господи, за милость Твою. Помяни меня во Царствии Твоем”, — сказал святой, воззрев на небо, и после этих слов преставился — прежде, чем меч коснулся его († 10 февраля 202).

Галина с честью погребла святое тело страдальца. Память священномученика Харалампия Церковь празднует в день его преставления — 10 февраля.

Акафист >>


(память 10 февраля по старому стилю)

Сведения об этих трех мученицах очень скудны. Известно, что они пострадали за веру Христову в Палестине в 308 г. при Максимиане II Галерии (308-313 гг.) от областного правителя Фирмилиана.

Святая Еннафа была из окрестностей Газы, святая Валентина — из Кесарии Палестинской, а святая Павла — из окрестностей Кесарии. Валентину привели в языческий храм для принесения жертвы. Она бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к пылающему на нем огню. За это ее, избив, обезглавили. Подобные мучения претерпели Еннафа и Павла.


(память 10 февраля, в Соборе Киево-Печерских преподобных - 28 сентября по старому стилю и во 2-ю Неделю Великого поста)

Жил этот Божий угодник в княжение Святополка, который весьма притеснял киевлян. Господь попустил тогда половцам напасть на русскую землю. На Руси настал голод и оскудение. В это время (XI в.) к игумену Печерскому Иоанну пришел из Смоленска мирянин, возжелавший принять иночество. Желание его был исполнено, и он был наречен Прохором. Впоследствии его назвали «лебедником», так как он всегда вместо хлеба питался лебедой. Не пил он ничего, кроме воды, не вкушал даже овощей. Но Господь претворял для него горечь хлеба, приготовленного из лебеды, в приятное услаждение, и святой угодник Божий проводил свою жизнь не в печали, а в великой радости, непрестанно славословя Господа.

И вот в то время, когда на Руси настал великий голод, Господь, желая прославить Своего угодника и подать людям спасение от бедствия, послал в этот год особенный урожай лебеды. Св. Прохор удвоил свои труды по собиранию лебеды, стал приготовлять из нее хлеб в большом количестве и раздавать его нуждающимся. Хлеб этот оказался очень вкусным. Многим он казался вкуснее даже пшеничного хлеба. Но таким хлеб оказывался только тогда, когда брали его по благословению Прохора; в противном случае он оказывался черним и горьким.

Св. Прохор оказывал благодеяние не только голодающим. Когда одно время на Руси не стало соли, то Прохор, по милости Божией, и теперь помог нуждающимся. Он собрал со всех келий золу и стал даром раздавать ее — она оказалась чистой солью. Но враг рода человеческого, диавол, вложил зависть к преподобному Прохору в сердца продавцов соли; они обратились с жалобой на преподобного к великому князю Святополку, говоря, что этот монах подрывает их благосостояние. Святополк успокоил их и обещал «обобрать монаха» в их и свою пользу. По его приказу, у св. Прохора была отнята вся соль. Но когда ее привезли к князю, то она оказалась чистой золой. Народ, видя это, прославил Бога, дивного в чудесах Своих, и вооружился против князя. Последний испугался и поспешил примириться с преподобным Прохором, испросив у него прощение. Зола, выброшенная им, через три дня снова обратилась в соль.

После этого Святополк подпал под благодетельное влияние преподобного Прохора. Он дал святому слово никому не делать насилия и затем заключил с ним такое условие: «Если я умру раньше тебя, то ты похорони меня своими руками, дабы я видел твое незлобие. Если же ты преставишься раньше меня, то я сам положу тебя в гроб и снесу тебя на своих плечах в пещеру, дабы Господь простил мой грех пред тобою». Вскоре после этого святой заболел; Святополк же в это время был в походе на половцев. Преподобный послал сказать ему, чтобы он поспешил к нему исполнить свое обещание, иначе его поход будет неудачен. Святополк поспешил на зов св. Прохора. Получив от святого наставление в вере, благословение и прощение, Святополк сам перенес потом его гроб в пещеру и похоронил его там. Затем он вернулся к войску; поход был весьма удачный. Половцы были разбиты на голову и в ужасе бежали с поля сражения. С тех пор Святополк, куда бы ни отправлялся, на войну или на охоту, всегда заходил за благословением в Печерский монастырь, благоговейно поклонялся чудотворной Печерской иконе Божией Матери и пред гробницами Печерских угодников и только тогда предпринимал задуманное дело. Счастливо после сего шло княжение Святополка, который сам был свидетелем чудес угодника Божия Прохора.

Преставился преподобный Прохор 10 февраля 1107 года и был погребен в Ближних пещерах.

Тропарь праведному Прокопию Устьянскому

Тропарь, глас 1

Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеления притекающим к тебе, премудре Прокопие, темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление, веселящее вкупе души и телеса. Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.


(память 10 февраля по старому стилю)

Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 гг.), прозванного “все-христианнейшим королем”. В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.

В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, “кто был достоин его дружбы” — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату.

Большое влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая заслуга великой княгини.

Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как “град Божий” — земное отражение Небесного Иерусалима (Откр. 2.10). Центром Киева стал храм Софии — Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворога, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода, принесла в Киев чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) — благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству. Духовное значение этого образа для христианской Руси выражают слова акафиста Пресвятой Богородице: “Радуйся, Царствия нерушимая стено!” Эта икона получила впоследствии имя “Смоленской”.

В 1051 г. пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий.

Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органичной частью вселенского христианства. Храмы строились по всей Русской земле. Греческие певцы научили русских православному церковному пению. При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов “Русская Правда”, появилась “Кормчая” — перевод византийского Номоканона. Ярослав собрал книги и рукописи, которые переводились с греческого на славянский. Для распространения грамотности он повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище.

В кратчайший срок киевские книжники освоили громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства — архитектуры, живописи.

Не менее важным для судьбы Руси стало вхождение в Кирилло-Мефодиевское наследство. “Летит бо ныне словеньско племя”, — так пророчески указал святой Кирилл рост значения славянских народов. Из Болгарии, имевшей богатейшую христианскую литературу, Русь получила огромное количество книг, а главное — богослужебные книги на близком и понятном языке.

Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.

Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053 г., память 21 октября) в своем знаменитом “Слове о законе и благодати” пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру († 1015 г., память 15 июля) — крестителю Руси: “Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!”.

Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский († 1042 г., память 4 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).

Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере “книжности”. Летописец сообщает, что Ярослав “насеях книжными словесы” сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1056 года и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына — Новгородского князя Владимира.

Почитание святой Анны и сына ее святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию († 1458 г., память 11 (24) марта) в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии.

Святая равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородская, стоящие в основании русской женской святости, раскрывают два пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благоприятным покровом Пресвятой Богородицы.

Первая жена — Ева (жизнь) — названа в Библии “матерью всех живущих” (Быт. 3.20.), но она названа так ужо после грехопадения. Святые Отцы говорят, что столь славное название — пророчество о второй Еве — Пресвятой Деве, которая рождает Саму Жизнь — Творца и Спасителя мира — и делается “Матерью всех живущих”. В тайне Ее Материнства заключена полнота Божественной любви, в Ее лице женщина была возвеличена пред всем миром — видимым и невидимым.

Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красот. Женщина — мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. На женщине лежит высочайшая задача — воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина.

Знаменательно духовное преемство святых Ольги и Анны: святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве — главный храм Киевской Руси; святая Анна Новгородская участвует в закладке и строительство Храма Святой Софии в Новгороде. Преподобная Анна стала хранительницей храма Святой Софии в Новгороде, здесь находились открытыми для поклонения ее святые мощи. Так святая Ольга и преподобная Анна утверждают духовную вертикаль Древней Руси, соединяя два ее главных духовных центра: Киев и Новгород.

Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига.

Древнерусский семейный быт был основан на строгом благочестии, исполнении ежедневного молитвенного правила, чтении Священного Писания, Псалтири, Житий святых, хождении в храм. Семья — это прежде всего домашняя церковь. Духовным идеалом верующих русских людей был образ монаха-подвижника. И многие русские люди желали монашества, как увенчания жизненного пути.

Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг — обручение Небесному Жениху — стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.

Особенность пути преподобной Анны раскрывается в ее происхождении. Дочь иного народа трудится над созиданием Святой Руси, встает вместе со святой Ольгой в основании лествицы русской женской святости. Преподобная Анна усвояет чужих как своих, не делая различия, созидая единство рода человеческого. “Святой царицей Ириной” называли ее в Северных странах — среди святых жен этих народов она возсияла первой и стала небесной покровительницей и молитвенницей за них. Так имя Ирина (мир), полученное Ингигердой в Православии, оказывается глубоким выражением ее Духовного делания.

В образе преподобной Анны Новгородской мы видим истоки многих основных направлений духовного труждения русских женщин. Подаваемая ею благодатная помощь особенно действенна сейчас. В преподобной ярко проявилось творческое начало человеческой личности, и потому она имеет возможность помочь в выборе пути. Вся ее жизнь была служением Божией Матери, одарившей святую благодатными дарами и счастливым материнством. Поэтому так много значит предстательство преподобной Анны перед Пречистой.

Другое имя, данное ей при постриге — Анна (благодать) — указывает на единственную силу, которая помогает человеку достичь святости — благодать Божию.

В 1991 г. городской музей возвратил Церкви мощи преподобной Анны Новгородской имеете с другой величайшей святыней Православия — чудотворной иконой Божией Матери “Знамение”.

Во времена грозных опасностей для своего града новгородцы обращались к Божией Матери, взывая о Помощи, защите, прекращении междоусобий — и после общих молитв Матерь Господа ограждала свой возлюбленный град от беды. После долгих десятилетий мы имеем возможность молиться пред Пречистым образом “Необоримой Стены”, “сопротивных ополчения низлагающей”.

А вместе с ним возвратилась к чадам своим Небесная Покровительница Великого Новгорода — мощи преподобной Анны Новгородской открыто пребывают в Новгородском храме святого апостола Филиппа, даруя благодатную помощь и радость духовную в наши смутные времена.

Молитва святой благоверной княгине (преподобной) Анне Новгородской

О преславная, преподобная великая княгине Анно, ты оставила еси отечество свое и вселилася в землю Русскую, и великие труды подъяла еси во утверждение державы. О преподобная мати богомудрая Анно, благодати тезоименитая, ты сияеши в земле нашей чудес благодатию, ты еси молитвенница о всех людех российских. Услыши нас, молящихся тебе, аще бо и грешнии есмы, но с верою притекаем к честным твоим мощем — сокровищу Великаго Новграда — и погибающия наши души оживи, просвети наша очи сердечныя, исторгни из глубины греховной и на путь покаяния настави. Вложи огнь любве Божественныя в сердца наши, разум умудри, чувства просвети. Принеси молитвы ко Господу Иисусу Христу и Пречистей Его Матери, да твоим предстательством сохранят невредимым град твой, его же возлюбила еси, и вся грады страны нашей, да воцарятся в них мир и правда, изобилие и благоденствие, и да избавимся от всяких бед, находящих на землю Русскую. Разсеянных чад Русской Православной Церкви собери любовию и молитвою твоею, и да упразднятся в ней вся ереси и расколы. Сохрани любовь между людьми, принеси мир благодатный и радость в домы, испроси земле нашей благорастворенне воздухов и изобилие плодов. Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице на тя крепко возлагаемаго, но яви нам заступление твое, да хвалим, славим и величаем Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь святой благоверной княгине (преподобной) Анне Новгородской

Тропарь, глас 1

От запада возсиявши, яко звезда небосветлая, прияти Православную веру сподобилася еси, в ней же плод благославный Русской земле принесши, святая благоверная княгине Анно, Христа всем сердцем возлюбила еси, Того оправдания и законы хранящи; тем же днесь всесвятую твою память празднующе, грехов оставление молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 4

Днесь в светлой памяти твоей Великий Новград веселится, созывая всех верных светло праздновати память твою, и мы ныне, духовно ликовствующе, радостно славим тя и молим: святая благоверная княгине Анно, предстоя Святей Троице, моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую от всяких бед и обстояний и всем нам спастися.

Величание

Величаем тя, святая благоверная преподобная княгине Анно, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.


(память 10 февраля по старому стилю)

Коряжемским преподобный Лонгин называется потому, что подвизался пустынником при реке Коряжемке. Сначала он поступил иноком в Павловскую Обнорскую пустынь, затем подвижничал в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Из последнего вместе с другом своим Симоном он отправился искать пустынного уединения. Такое место они и обрели при реке Коряжемке. Здесь прибывшие подвижники расчистили лес, построили келью и часовню. Слава об их святой жизни скоро привлекла к ним иноков, искавших, подобно им, пустынного уединения. Так была основана Коряжемская обитель. Преподобный Лонгин, ставший во главе ее, во всем подавал пример другим подвижникам; до сих пор еще цела та власяница, которую носил он на себе. Шесть лет прожил в этой обители Лонгин и затем мирно скончался (10 февраля 1540 г.).

Умирая преподобный завещал братии, чтобы тело его было похоронено у церковной паперти, дабы «его попирали входящие в храм».

Тропарь преподобному Лонгину Коряжемскому

Тропарь, глас 1

От мятежа мирскаго удалився, к немерцающему Свету притекл еси, преподобне отче Лонгине, и ныне чисте зриши Святую Троицу, Юже моли за ны недостойныя, да спасет души наша.


(память 10 февраля по старому стилю)

Именуется так потому, что одеяние Богоматери на ней красного цвета. Сведений об иконе не сохранилось.


 
24 февраля
 

(память 11 февраля по старому стилю)

Сей преподобный и богоносный отец наш Димитрий родился в нашей стране в городе Переславле у благочестивых родителей. Был крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа и с детства приучен к божественным книгам. Он превосходил разумом и смиренной мудростью многих своих сверстников. Во многих своих привычках он подражал Иоанну Златоустому. В том числе, он не любил принимать почестей от слуг, но всегда носил в своем сердце смиренномудрие и размышлял о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому человеку по его делам, о Царствии Небесном, радости праведных и райском блаженстве. Восприняв из книг Ветхого и Нового Заветов мысль, что все в этом мире скоропреходяще, святой оставил суетный мир, проникся страхом Божиим и сделался монахом в Горицком монастыре Пречистой Богородицы в том же городе Переславле. Он много потрудился над приобретением добродетелей, именно духовного трезвения, молитвы, чистоты, глубокого смирения и любви ко всем людям, и труды его стали приносить спасительные плоды, так как он был занят исполнением заповедей Господних и днем, и ночью. Он был целомудрен и чистым сердцем стремился к Богу, то есть жил подобно ангелу. Блаженный стремился познать то, что созерцают ангелы, и что доступно только любящим Бога. И его за его добродетели полюбили и иноки, и простые люди. Затем Бог сподобил его принять дар священства и быть наставником и учителем людям, что он исполнял, как исполняет хороший воин, угождающий своему господину. В то время святой отец наш Сергий устраивал монастырь Святой Троицы вблизи Радонежа и, по воле Божией, ввел там общежительный устав. Святой Димитрий имел обычай часто посещать святого Сергия и беседовать с ним во Христе о том, как управлять монастырем, чтобы привести к Богу Его избранных. Этими святыми Своими угодниками, преподобными отцами нашими, новыми чудотворцами, Бог подлинно просветил Русскую землю. Потом блаженный Димитрий поставил церковь во имя святого Николая Чудотворца и монастырь около озера и города Переславля и был в нем игуменом. К нему приходили монахи и не монахи ради исцеления душевного, и чтобы остаться с ним жить. Он поучал их со смирением и постригал во святой иноческий чин, собирая таким образом стадо овец Христовых. Блаженный ввел в монастыре общежительный устав, и сам для всех был образцом для подражания. Братия повиновалась ему с любовию, как ангелу Божию, как истинному наставнику чтили как ходатая перед Богом, вымаливавшего для них Небесное Царствие. Затем блаженный Димитрий отошел оттуда на Вологду. Там он создал церковь Всемилостивого Спаса на освящение водам (в честь праздника Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста Господня, когда совершается Церковью освящение воды; этот монастырь св. Димитрий поставил в излучине, или луке, реки Вологды — Спасский Прилуцкий монастырь). Святой на этом месте собрал большую братию и тоже дал общежительный устав. Хорошо наставив это стадо Христовых овец, преподобный отец наш Димитрий преставился ко Господу в 1392 году 11 февраля (24 февраля по новому стилю).

Акафист >>


(память 11 февраля по старому стилю)

С юных лет св. Власий был кроток и благочестив. Граждане севастийские, ценя такие его качества, выбрали его в епископы, каковое звание он носил с великой честью. Но вот настало жестокое гонение Диоклетиана. Памятуя о своих обязанностях, Власий утешал страждущих и гонимых, посещал темницы, но сам он не отдавал себя добровольно мучителям, зная, что жизнь его нужна пасомым.

Когда христиане ушли из города, он также удалился и поселился в одной пещере. Здесь он скрывался и во все гонение Ликиния, проводя дни в молитве и посте; здесь же и был найден языческими воинами, которые привели его к правителю. Последний сперва ласково уговаривал Власия принести жертву идолам, но, видя твердость христианского епископа, велел бить его нещадно палками и затем заключил в темницу. Когда об этом узнала одна благочестивая вдова, то она заколола своего единственного поросенка, сварила его, взяла плодов и овощей и понесла эту пищу святому в темницу. Поблагодарив и благословив ее за ее доброту, св. Власий сказал: “Всякий год совершай так в память мою, и не оскудеет в доме твоем ничто из необходимого”.

Между тем мучитель снова позвал Власия на суд. Но ни бесчеловечные мучения, ни просьбы — ничто не могло поколебать св. Власия. Твердость его веры так поразила бывших при этом семерых христианок, что они открыто исповедали себя верующими во Христа и были бесчеловечно умерщвлены.

Святой Власий был после мучений обезглавлен.

Молитвы священномученику Власию Севастийскому

Молитва первая

Преблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии твоем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати, и во всяких прошениих услышанным быти обещавый! Се ныне к тебе угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения, притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанных, подвигнися на всемощные твоя к Богу молитвы и помолися о нас грешных: тя бо недостойнии, призывати на заступление дерзаем, и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити. О святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас грешных от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели наша душевныя и телесныя язвы, грехом же нашим прощение и душевному и телесному нашему здравию и спасению полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий и славный страстотерпче, помощниче наш и теплый заступниче всем с верою притекающим к тебе, святый священномучениче Власие! Призри от горния славы милостивым оком твоим на предстоящия люди и умильно тебе молящияся, простри теплыя молитвы твоя ко Господу Богу нашему, испроси у Него прощения согрешений наших, но еже избавитися нам от всегубительной язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни, исходатайствуй пред Престолом Господа Вседержителя немощным телесем нашим оставления согрешений, всем же чтущим честную память твою, укрепления на дела благая, не презри нас недостойных, молящихся тебе пред честною иконою твоею и просящих твоея помощи и заступления, испроси нам вся яже ко спасению нашему полезная, да богоугодная Владыце нашему Иисусу Христу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное, идеже вкупе с тобою прославим Единаго в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь священномученику Власию Севастийскому

Тропарь, глас 4

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси Богодохновенне в видения восход: сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Власие, моли Христа Бога спастися нашим душам.


(память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября по старому стилю)

Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха. Рожденный и воспитанный в Новгороде, он молитвой и чтением божественных книг с юных лет прилепился к Господу и был верен Ему во всю жизнь. «Поучаясь в заповедях Господних всегда», он имел «душу милостиву». Начав управлять Новгородской областью с 1117 года, он в 1123 году победоносно ходил на Ям; в 1132 году совершил поход на Чудь и взял Юрьев.

Одаренный мужеством и большой телесной силой, он не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных.

С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устранению бед отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны. Во время своего княжения в Новгороде, он усердно заботился о христианском просвещении и христианском образе жизни своих подданных. Он с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был «друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник» и вообще истинным отцом своих подчиненных. Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.

Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и зараженным еще остатками язычества новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем его семейством, а через 2 месяца «пустиша из города». Тогда святой князь удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь построил каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46 лет от роду, в 1138 году.

В 1193 году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления. Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, «претерпевшего изгнание от своих», а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя князь жил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни псковичи прибегали к помощи своего святого князя. Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска.

Молитвы благоверному князю Всеволоду-Гавриилу, Псковскому чудотворцу

Молитва первая

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святый благоверный княже Всеволоде-Гаврииле, града Пскова и всея державы Российския небесный заступниче и покровителю, и всех нас усердный пред Богом предстателю и защитителю! Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, велие дерзновение к нему имати, яко верный раб его и угодник. К тебе убо, яко сродному нам и многомощному пред Господем ходатаю, прибегаем мы грешнии и недостойнии, и умиленно просим тя: моли Всеблагога Бога, да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делам нашим на ны движимый, и презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и спасения. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу, и ко всем благое поспешение и вся к животу и благочестию потребная нам даровати испроси, и якоже древле град твой Псков от пленения и разорения ратнаго избавил еси, тако и ныне и нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити. Сохрани молитвами твоими в мире державу нашу и будь всей стране Российстей крепкое ограждение; да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедшии, в вечный достигнем покой, и сподобимся Небеснаго Царствия, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый княже Всеволоде-Гаврииле! К тебе убо прибегаем мы, грешнии раби Божии (имена), и умиленно просим тя: моли Всеблагаго Бога, да отвратит от нас гнев Свой, праведно, по делом нашим, на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и спасения. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу и во всем благое поспешение и вся к животу и благочестию потребная нам даровати испроси, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и сподобимся Небеснаго Царствия, славяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое заступление, во веки веков.

Тропарь благоверному князю Всеволоду, в святом Крещении Гавриилу, Псковскому

Тропарь, глас 4

Из млада явился еси, богомудре княже Гаврииле, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюд и многи святыя церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. С нимиже предстоя Святей Троице, молися Державе Российстей сохраненной быти и всем нам спастися.

Тропарь, глас 4 (Обретение мощей)

Наста днесь всечестный новый праздник, обретение честных мощей блаженнаго князя Гавриила, веселящи изрядно всех благочестивых множества, темже, вси вернии, сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием: блаженне княже Гаврииле, имея дерзновение ко Христу Богу, моли спастися празднующим любовию память твою.

Величание (на обретение мощей)

Ублажаем тя, благоверный княже Гаврииле, и чтим обретение честных мощей твоих, и ныне молиши за нас Христа, Бога нашего.


(память 11 февраля по старому стилю)

Святая Феодора была супругой византийского императора Феофила иконоборца. Она удерживала, насколько могла, своего мужа от гонений на иконопочитание; сама имела в своих комнатах иконы, тайно поклонялась им, прося Господа утишить бурю иконоборчества. По смерти своего мужа (842 г.) блаженная Феодора восстановила иконопочитание.

Произошло это так. По малолетству своего сына Михаила, она вступила в управление государством и сейчас же начала водворять мир в церкви: велела вернуть находившихся в ссылке иконопочитателей, сместила Константинопольского патриарха Анния иконоборца и на его место поставила блаженного Мефодия, ревностного защитника иконопочитания. Чествование икон было восстановлено, и в воспоминание этого великого события было решено праздновать ежегодно торжество православия в первое воскресение великого поста, что соблюдается до сих пор в православной церкви.

Восстановив своими мудрыми мерами среди православных мир, царица Феодора принялась также мудро управлять и государством, чем приобрела себе любовь и уважение от всех благомыслящих людей. Однако, ее полезное для государства управление было непродолжительно: против нее восстал ее властолюбивый брат Варда. Феодора должна была отказаться от дел правления.

Уступив их Варде, она всецело отдалась делу воспитания своего сына Михаила в полной преданности православию. Для этого она выбирала в наставники ему лучших людей своего времени. Но Михаил не оправдывал надежд своей матери: он проводил жизнь развратную и беспутную. Видя это, мать скорбела, принимала разные меры, но все было напрасно: когда Михаилу исполнилось 17 лет, он даже не хотел слушаться чьих бы то ни было советов. Тогда Феодора, предав сына воле Божией, оставила двор и постриглась в монастырь, где проводила время в молитвенных подвигах и посте.

Скончалась блаженная Феодора мирно 11 февраля 867 г., проведши в обители восемь лет.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]