Жития святых на Февраль

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]


5 февраля


(память 23 января по старому стилю)

В течение последнего десятилетия, ежегодно 5 февраля по новому стилю, в день повиновения преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского совершатся празднование Собора Костромских святых. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Последователи отцов русского монашества Феодосия и Антония Печерских, ученики Сергия Радонежского, принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство. Их знали, любили, почитали, им молились, получали от них исцеления. Ими было построено 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых.

В Собор Костромских святых входят:

Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий, игумен, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1375 г., Ил. 20, Радонеж.;

Адриан Монзенский, преподобный, 1610 г.;

Александр Вочский, Галичский, преподобный, нач. XVI в., Мр. 27, Ав. 30;

Александра Феодоровна, императрица Российская, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.;

Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.;

Анастасия Николаевна, великая княжна, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.;

Варнава Ветлужский, преподобный, 1445 г., Ин. 11;

Василий (Разумов), иерей, священномученик, 1937 г., С. 9, Новомуч.;

Василий (Преображенский), Кинешемский, еп., исповедник, 1945 г., Ил. 31, Иван., Новомуч., Ростов.;

Владимир (Ильинский), иерей, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.;

Геннадий Костромской, Любимоградский (Любимский), преподобный, 1565 г., Ян. 23, Ав. 19, Белорус., Ростов.;

Герасим Луховской, преподобный, XVI в., Ин. 7, Иван.;

Григорий Пельшемский, Вологодский, игумен, чудотворец, 1442 г., С. 30, Волог.;

Димитрий (Добросердов), Можайский, архиепископ, священномученик, 1937 г., Окт. 8, Новомуч.;

Димитрий Донской, великий князь Московский, 1389 г., М. 19, Моск., Радонеж., Тул.;

Димитрий Красный, благоверный князь Галичский, 1441 г., С. 23, Моск., Радонеж., Тул.;

Дионисий Суздальский, архиепископ, 1385 г., Ин. 26, Окт. 15, Влад., Радонеж.;

Елисавета Феодоровна (Романова), Алапаевская, великая княгиня, прмц., 1918 г., Ил. 5, Моск., Новомуч., Петерб.;

Иаков Брылеевский, преподобный, XV в., Ап. 11, день Св. Духа;

Иаков Галичский, преподобный, XV-XVI в., Ап. 4, М. 30;

Иаков Железноборовский, преподобный, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1442 г., Ап. 11, М. 5, Радонеж.;

Игнатий Кавказский (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов), еп., 1867 г., Ап. 30, Ростов., Петерб.;

Иоанн (Касторский), диакон, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.;

Иоанн Перебаскин, мч., 1918 г., Ф. 22, Новомуч.;

Иона Московский и всея Руси, митрополит, чудотворец, 1461 г., Мр. 31, М. 27, Ин. 15, Влад., Моск., Ряз., 5 свт.;

Иосиф Смирнов, протоиерей, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.;

Кирилл Белый, Новоезерский (Новгородский), преподобный, 1532 г., Ф. 4, Н. 7, Новг.;

Кирилл (в миру Косма) Белозерский, игумен, 1427 г., Ин. 9, Волог., Новг., Радонеж.;

Макарий Алтайский (Глухарев), архимандрит, миссионер, 1847 г., М. 18, Сибир., Смолен.;

Макарий Желтоводский, Унженский, преподобный, 1444 г., Ил. 25, Иван.;

Макарий Писемский, преподобный, XIV в., Ян. 10;

Мария Николаевна, великая княжна, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.;

Митрофан (в миру Михаил, в схиме Макарий) Воронежский, епископ, 1703 г., Ав. 7, С. 4, Н. 23, Влад., Иван.;

Никита Костромской, преподобный, XV в., С. 15;

Никодим (Кротков), архиепископ Костромской, священномученик, 1938 г., Ав. 8, Новомуч., Ростов.;

Николай II Александрович, Император Российский, страстотерпец, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.;

Павел Комельский (Обнорский), преподобный, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1429 г., Ян. 10, Окт. 7, Волог., Радонеж.;

Паисий Галичский, архимандрит, 1460 г., М. 23;

Пахомий (в миру Яков) Нерехтский, Сыпановский, Костромской, преподобный, чудотворец, 1384 г., Мр. 21, М. 15, Влад.;

Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, 1584 (1586) г., М. 10, Н. 4, Иван.;

Татиана Николаевна, великая княжна, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.;

Тимон Надеевский, старец, преподобный, 1840 г., Ян. 10.

Тихон Луховской, Костромской, преподобный, чудотворец, 1503 г., Ин. 16, 26. Иван.;

Фаддей Луховской, преподобный, XVI в., Ин. 7; Иван.;

Феодорит Рязанский, архиепископ, 1617 г., С. 10, Ряз.;

Феодосий Монзенский, преподобный, 1602 г.

Ферапонт Монзенский, Галичский, преподобный, чудотворец, 1597 г., М. 27, Д. 12.

Тропарь Собору Костромских святых

Тропарь, глас 4

Днесь град Кострома вельми вами хвалится: в пределех бо земли Костромския, яко звезды светозарныя, возсиявше, чудесы своими вся озарили есте и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие, Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями за град Кострому и всяк град, и страну, и люди, верою и любовию вас почитающия, и о спасении душ наших.

Величание

Ублажаем вас, преподобне отче наш Геннадие и всех святых отцев собор, Костромского края покровителей, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.


(память 23 января по старому стилю)

Родился в Галатийском городе Анкире в 258 г. В 12 лет остался сиротой, и его усыновила София, благородная и благодетельная гражданка города Анкиры, воспитавшая его в страхе Божием. Во время страшного голода в Галатии некоторые язычники бросали своих детей, не имея возможности их прокормить, и София собирала несчастных к себе, питала и одевала их, а св. Климент помогал ей в этом. Он учил детей и готовил их к принятию святого крещения. Многие из них впоследствии скончались мученически за веру во Христа.

За добродетельную жизнь св. Климент был поставлен в чтеца, а затем в диакона, в восемнадцать лет получил сан пресвитера, а в двадцатилетнем возрасте был рукоположен во епископа Анкирского.

Вскоре вспыхнуло гонение Диоклетиана (284-305 гг.) на христиан. По доносу привлечен был к ответу и епископ Климент. Правитель Галатии Дометиан пытался склонить святого к поклонению языческим богам, но он твердо исповедовал веру Христову и мужественно претерпел все мучения, которым подверг его лютый наместник. В этих мучениях св. Климент провел около 28 лет, претерпевая их в разных городах и от разных мучителей, и все дивились тому, но Господь хранил мученика и чудесно исцелял его истерзанное тело. Закованный в железо и израненный, избитый, он исцелял больных, творил чудеса и обратил ко Христу множество язычников. Кончина его последовала около 312 г. в Анкире, где он был обезглавлен во время совершения им литургии в пещерной церкви.

Тропарь священномученику Клименту, епископу Анкирскому

Тропарь, глас 4

Лоза преподобства и стебль страдальчества, цвет священнейший и плод Богоданный, верным, всесвященне, присноцветущ, даровался еси, но яко мучеников сострадалец и священноначальников сопрестольник, моли Христа Бога спастися душам нашим.


(память 23 января по старому стилю)

Происходил из города Бордо (Франция). В 25-летнем возрасте вместе со своей супругой он был обращен ко Христу и крестился. Не имея детей, благочестивые супруги усыновляли бедных сирот и воспитывали их в страхе Божием. В поисках уединенной жизни св. Павлин ушел в испанский город Барселону. Слава о его подвижнической жизни распространилась, и в 393 г. его упросили принять сан пресвитера.

Вскоре он оставил Испанию и ушел в город Нолу (Италия), где был избран епископом. Когда вандалы напали на Италию и увели многих жителей в Африку, в плен, то святой епископ Павлин употребил церковное имущество на выкуп пленных. Однажды, не имея средств выкупить сына бедной вдовы, он сам пошел в рабство вместо него. В одежде невольника начал святой Павлин служить вандальскому князю. Вскоре тайна его раскрылась, и он не только сам получил свободу, но исходатайствовал ее и всем пленникам, вместе с которыми возвратился на родину.

Человеколюбие и сострадательность ко всем бедным и нуждающимся составляли отличительную черту его характера. Святой Павлин известен и как храмостроитель и христианский поэт. Скончался 22 июня 431 г. в возрасте 78 лет.


(память 23 января по старому стилю)

Происходил из окрестностей г. Кира и, будучи священником, пас стадо Христово. Святой имел только одну одежду; когда она разрывалась от ветхости, преподобный нашивал на нее новые заплаты и так покрывал свою наготу. Св. Мавсима усердно заботился о призрении странников и нищих, дверь его жилища была всегда открыта для всех приходящих. У преподобного была два сосуда: один с хлебными семенами, а другой с маслом, из которых святой уделял всем нуждающимся. По повелению Божию, сосуды у преподобного Мавсимы никогда не истощались. Благочестно и богоугодно пожив до глубокой старости, святой мирно отошел ко Господу в конце IV века.


(память 23 января по старому стилю)

Преподобный Саламан, затворившись в уединенной пещере, проводил безмолвную жизнь в посте и молитвах. Он первым в Православной Церкви принял на себя для духовного совершенствования подвиг молчальничества, терпеливо неся его до самой своей кончины, последовавшей около 400 г.


(память 23 января по старому стилю)

Святой Геннадий Костромской, в миру Григорий, родился в городе Могилеве от богатых русско-литовских бояр. С юности он отличался благочестием, любил посещать храм Божий и строго соблюдал посты, за что друзья смеялись над ним. Желая посвятить свою жизнь Богу, он тайно оставил родителей, дом и в одежде бедняка отправился в Россию. Посетив Москву и Новгород, он не нашел монастыря по своему духу и тогда отправился на реку Свирь к преподобному Александру. Святой Александр Свирский направил его в Вологодские леса к преподобному Александру. Святой Александр Свирский направил его в Вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому, который и постриг его в иноческий чин с именем Геннадий. Некоторое время спустя преподобные Корнилий и Геннадий удалились на Сурское озеро, близ реки Костромы, где основали пустынь с двумя храмами. Эта пустынь впоследствии стала известной как Геннадиев монастырь. Преподобный Геннадий непрерывно трудился, пек просфоры и хлеб, рубил дрова, копал с братией пруды. Ради большого подвига он постоянно носил вериги. Он очень любил писать иконы и ими украшал храмы своей пустыни. За свою благочестивую жизнь святой Геннадий получил от Бога дар прозорливости и исцелений. Так, будучи в Москве, он предсказал дочери боярина Романа Захарьина, Анастасии Романовне, что она станет царицей. Действительно, она потом вышла замуж за царя Ивана Грозного и была его любимой женой. Сам царь Иван Грозный упросил преподобного стать крестным отцом его дочери. Преподобный Геннадий исцелил от смертельной болезни вологодского епископа Киприана.

Скончался преподобный Геннадий в 1565 году, а в 1644 г. были обретены его нетленные мощи. Преподобный Геннадий написал “Наставления духовного старца новоначальному иноку” и “Духовное завещание”.

Молитва преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому (Любомирскому) чудотворцу

Избранниче Божий и чудотворче, преподобный отче Геннадие! От юности твоей исполнен сый духа премудрости и разума, духа благочестия и страха Господня, и приим вся оружия Божия, препоясав чресла твоя истинною, оболкся в броня правды и обув нозе во уготование благовествования мира, над всеми же восприим щит веры, возмогл еси, яко добр воин Христов, вся стрелы лукаваго разжженныя угасити. Сего ради, водворяяся днесь, с ликами безплотных сил, в обителех Отца Небеснаго, неувядаемым венцем увязен еси: и предстоя престолу Царя славы Господа сил, имаши дерзновение возносити к Нему моления и благохваления твоя. Мы же окаяннии, возводяще из глубины зол очи и сердца наша к горнему Сиону, жилищу Бога Иаковля, молим тя, преподобне Геннадие: буди заступником и ходатаем нашим пред Богом и Господем нашим, Судиею праведнейшим, Егоже выну прогневляем, согрешающе пред Ним. И якоже во дни плоти своея дивная и преславная совершил еси, отче всехвальне, тако и ныне, прешед от нас в обители Отца Небеснаго, удиви ходатайством своим милость Господню на нас. Да, отбегше нечестия и мирских похотей, Богови же благоугодивше, обрящем помощь Его во время благопотребно, и благословение на ны и на дела рук наших, и да сподобит нас наследити царство небесное и с лики святых славити и воспевати пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Тропарь преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому (Любомирскому) чудотворцу

Тропарь, глас 4

Яко пустыннолюбивая горлица, от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, чистотою и говением, молитвами и труждением прославил еси Бога в душе и телеси своем. И тако благочестно пожив, явился еси, преподобне, пустыни Любимоградския украшение, иноком честнаго жития образ и теплый молитвенник за всех, притекающих к раце твоей с верою.


(память 23 января и 23 декабря по старому стилю)

О времени и месте рождения святого Феоктиста, а также о его родителях не сохранилось никаких сведений. Известно лишь, что до святительства он был игуменом Новгородского Благовещенского монастыря. Обитель эта находилась на левом берегу р.Волхова, близь озера Мячина, в трех километрах от Новгорода.

В 1299 году святитель Феоктист был избран архиепископом Новгородским. На посвящение нового владыки Феоктиста прибыли в Великой Новгород митрополит Максим и епископы Ростовский Симеон и Тверской Андрей. Торжество для Новгородской епархии было поистине необыкновенное - в первый раз Новгородский владыка был посвящен непосредственно на месте в храме Святой Софии.

Во время пастырской деятельности святителя Феоктиста много внимания уделялось строительству новых храмов. По благословению Новгородского владыки были заложены каменные церкви во имя архангела Михаила на Михайловской улице, во имя святых князей-мучеников Бориса и Глеба, в честь Покрова Пресвятой Богородицы в детинце на воротах.

Восемь лет управлял Новгородской паствой владыка Феоктист. В декабре 1307 года он оставил архиерейскую кафедру "своего ради нездоровья" и удалился на покой в Благовещенский монастырь. Здесь, вдалеке от суеты мирской, святой Феоктист принял на себя подвиг безмолвия и так пребывал в обители до самой кончины. Он мирно почил 23 декабря 1310 года и был погребен в монастырской Благовещенской церкви.

По прошествии некоторого времени после блаженной кончины святителя Феоктиста Бог прославил своего угодника многими чудесами. В первый раз это случилось примерно через 300 лет после его преставления. Супруга царского дьяка Иулиания долго и тяжело болела. Однажды ночью явился ей во сне муж в священном облачении и сказал: "Поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление". Дьяк навел справки по летописям о Новгородском святителе и привез больную в Благовещенский монастырь. После совершения панихиды Иулиания почувствовала облегчение, а скоро и совсем выздоровела.

Чудесные исцеления продолжались. В 1700 году пред гробом святого Феоктиста прозрела дочь священника Знаменского собора, ослепшая после болезни. Немой от рождения десятилетний мальчик, сын купца Афанасия, получил дар слова после молебна у раки святителя. Последнее чудо в рукописном житии архиепископа Феоктиста записано по 1721 годом. Там сказано, что после продолжительной болезни исцелился, отслужив молебен при гробе святого, посадский человек, некто Софроний.

В 1786 году мощи святителя Феоктиста были перенесены из упраздненного Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и положены под спудом у северной стены близ алтаря. В 1827 году архимандрит этой обители Фотий устроил в Георгиевском соборе малый придел во имя святителя Феоктиста, Новгородского чудотворца.

Тропарь святителю Феоктисту, архиепископу Новгородскому

Тропарь, глас 3

Божия Слова Премудрости изрядный служитель, Ангельскаго жительства истинный подражатель, Божественныя чистоты рачитель, архиереом сопрестольниче, преподобным сожительниче, пастырская красота, Великому Новуграду похвала, святителю пречестный Феоктисте, отче наш, Емуже, Слову Божию, в житии сем послужил еси, моли спастися душам нашим.


(память 23 января по старому стилю)

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 г. в Константинополе, при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, но покорна Его воле Божественной. На Соборе присутствовало 170 епископов.


6 февраля


(память 24 января по старому стилю)

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.

Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.

Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей “царя на коне” (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого “царя на коне” таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: “Зелена крапива, но скоро увянет”, а одной бедной девице — замужество.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.

Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.

Акафист >>


(память 24 января по старому стилю)

Святая Ксения была единственной дочерью знаменитого римского сенатора Евсевия. Еще в юности она решила остаться девственницей, и, чтобы избежать супружества, Ксения с двумя рабынями отправилась в Александрию. Здесь она упросила своих спутниц называть ее Ксенией, что на греческом значит «странница», чтобы так труднее было найти ее.

Встретившись с настоятелем обители апостола Андрея, которая находилась в городе Милассе, она упросила его взять ее вместе с ее спутницами в Миласс. Там она купила землю, построила на ней церковь во имя св. Стефана и организовала женский монастырь. Вскоре епископ Миласса посвятил Ксению в диакониссы за ее примерную жизнь. Она вела истинно ангельскую жизнь: всех любила, всем оказывала помощь, какую только могла, была благотворительницей для бедных, утешительницей для скорбящих, наставницей для грешных. По глубокому смирению она считала себя хуже и грешнее всех.

Святая Ксения привлекла многие души ко спасению. Скончалась во второй половине V века. Во время ее кончины были чудесные знамения.


(память 24 января по старому стилю)

Пустынник, местом подвига его были вершины гор. Он не имел ни хижины, ни палатки, а устраивал свои жилища в глубоких пещерах, но и здесь не жил долго на одном месте, а переходил из пещеры в пещеру, желая этим избежать славы человеческой, собиравшей к нему множество посетителей.

Так прожил отшельник 45 лет. Впоследствии, уже в старости, уступая настойчивым просьбам своих почитателей, святой стал жить в келлии. Почти всю свою жизнь подвижник питался одним ячменем, истолченным и смоченным водой, за что и был прозван «Критофагом» (ячменоядец). За свою строгую подвижническую жизнь св. Македоний сподобился от Господа дара изгонять бесов и исцелять больных. Скончался преподобный ок. 420 г.


(память 24 января по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе с двумя своими учениками св. мучениками Агапием и Тимофеем. Они жили в III веке в окрестностях Рима. Святой Вавила с юных лет возлюбил Христа и отрекся от мира. Рано оставил он родительский дом и поселился на вершине горы, где и пребывал в посте, молитве и молчании.

Вместе с ним подвизались два его ученика Агапий и Тимофей. Непрестанно призывая Иисуса Христа в помощь, блаженный молчальник удостоен был сана пресвитерского и благоговейно чтил почивавшую на нем благодать священства. Избегая преследования язычников, он вместе с учениками удалился на остров Сицилию, где обратил ко Христу многих неверных.

Начальник острова, раздраженный просветительской деятельностью святого Вавилы, велел предать его вместе с учениями сначала жестоким мучениям, а затем усечь мечом. Тела их были брошены в огонь, но пламя не коснулось воинов Христовых. Они были погребены на Сицилии местными христианами.


(память 22 и 24 января по старому стилю)

Родился в Персии. Отец его Вав был магом, знаменитым учителем чародейства, который обучил и сына своего. Анастасий, служа воином у персидского царя Хозроя, услышал о Животворящем Кресте Господнем, молва о славе и могуществе которого распространилась по всей Персии. Крестное древо изумляло необычными чудесами, так что многие говорили: «Бог Христианский пришел в Персию».

Прослышав об этом, юноша стал расспрашивать о земной жизни Спасителя, и его сердце коснулась благодать Божия, а в душе затеплился огонь веры. Когда он был послан на войну в Грецию, то, дойдя до г. Халкидона, остался жить у перса-христианина, который наставил его в истинной вере. Придя в Иерусалим, он принял крещение и поступил в монастырь, где подвизался, украшая себя смиренномудрием, кротостью и трудолюбием. После семи лет пребывания в монастыре, в канун праздника Воскресения Христова, ему было открыто, что его ожидает мученическая кончина за Христа.

Придя в Кесарию, св. Анастасий был схвачен воинами, принявшими его за лазутчика. На суде перед ханом Марзаваном он исповедовал себя христианином, за что был закован в железные цепи и отведен на каменотесные работы. Видя, что нельзя поколебать мученика, его предали жестоким мучениям вместе с 70 узниками, среди которых было много христиан. Все они были удушены на берегу реки.

Голову св. Анастасия отрезали и принесли царю, а тело бросили псам, но ни один не прикоснулся к нему. Инок, посланный из Иерусалимского монастыря, где подвизался св. Анастасий, подкупил стражу и похоронил мученика. Мученическая кончина святого последовала в 628 г.


(память 24 января по старому стилю)

Пострадал за Христа в Казани 24 января 1529 г. Юноша Иоанн во время набега татар на Нижний Новгород был взят в плен и отведен в Казань, где достался ханскому родственнику Алей-Шпуру.

За верность христианству и отказ принять ислам претерпел мучения и был тяжело ранен при попытке неверных отсечь ему голову. Придя в себя и чувствуя приближение кончины, св. Иоанн причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался.


(память 24 января и 29 января по старому стилю)

Третий епископ новопросвещенного зырянского народа. Был возведен на Пермскую кафедру после 1416 г. Неусыпно заботился об укреплении веры Христовой среди новообращенных зырян.

Во время одной из поездок по своей епархии, святитель Герасим был задушен язычником из племени вогуличей. Мученическая кончина его последовала 24 апреля около 1447 г. Святой епископ Герасим был погребен в Благовещенском соборе г. Усть-Выми. У мощей его происходили многие чудесные исцеления.

Молитва святым Герасиму, Питириму и Ионе, епископам Пермским

О преподобнии и богоблаженнии отцы наши Герасиме, Питириме и Ионо! Услышите нас, раб Божиих (имена), в час сей к вам молящихся: помолитеся о нас Владыце Христу Богу, много бо дерзновение к Нему стяжали есте, искреннии молебницы о нас суще. Умолите Господа отпустить наша грехи, и Небеснаго Царствия сподобить нас во веки веков.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]