Церковный календарь

19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Неделя 31-я по Пятидесятнице
Поста нет. 6 января по ст. ст.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преставление святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894).

Совершается Литургия святителя Василия Великого. По заамвонной молитве — великое освящение воды.

Крещение Господне

В этот день Христос пришел на Иордан к Иоанну Крестителю с целью принять Крещение. Иоанн, проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:14–15), и принял Крещение от Иоанна. Богоявлением праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21–22). «Отчего Иоанн просил Крещения Христова, но не получил? Известно, что Иоанн был образом закона,  — поясняет святитель Амвросий Медиоланский.  — Поэтому нужно было, чтобы он был и Крестителем Христа».

Смысл праздника Крещения Господня

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27).

Установление праздника Богоявления Господня

Праздник Богоявления возник в III веке. Первоначально он был посвящён не только Крещению, но также воспоминанию Боговоплощения и Рождества Христова, и праздновался 19 января. В IV веке сначала на Западе, а потом и на Востоке праздник Рождества был выделен в особое торжество. В настоящее время Рождество и Крещение празднуются раздельно везде, кроме Армянской Церкви, где с VIII века служба Богоявления включает празднование как Крещения, так и Рождества. В Православной Церкви службы на Рождество и Богоявление имеют много общего. Древняя традиция воспринимать Рождество и Крещение как единый праздник Богоявления нашла отражение в периоде, получившем название Святки. Дни от Рождества до Крещения отмечены отсутствием поста и наполнены радостью Церкви о Боге, явившемся в мир.

Священное Писание

Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

Мф., 6 зач., III, 13-17

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Богоявление (Тит. 2, 11-14; З, 4-7; Мф. З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Знаком присутствия благодати Божией, присутствия в жизни людей Духа Святаго, являются два события в церковной жизни — это праздник Пятидесятницы, Сошествия Святаго Духа на апостолов, и праздник Богоявления, Крещения Господня, когда мы все становимся свидетелями действия благодати Святаго Духа, преображающей воду, наполняющей воду Божественной силой, при сохранении всех присущих воде физических и химических свойств. Эта освященная вода есть зримый знак присутствия Духа Святаго в роде человеческом, в Церкви Христовой, — присутствия, которое стало возможным через рождение в мир Господа и Спасителя. И поэтому Рождество Христово и Богоявление, несущие один и тот же смысл, имеющие одно и то же значение, для нас, церковных людей, связываются в единое празднование, которое начинается Рождественским сочельником и кончается празднованием Богоявления Христова.

Практический совет по употреблению святой воды

Приходилось слышать, что у кого-то святая вода простояла в бутылочке несколько лет и не испортилась. Не сомневаюсь в благодатных свойствах агиасмы, возникает лишь вопрос: а зачем человек хранил святую воду несколько лет?

В любом храме воду освящают круглый год, не только в праздник Богоявления. Если же кто-то решил сохранить именно крещенскую воду — замечательно, но тогда имело смысл употребить то, что осталось, перед очередным великим освящением.

Напомню, святую воду только утром мы принимаем натощак, остальное время суток её можно пить с любой периодичностью, как средство освящения «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

Одно условие — всегда с молитвой:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Молитвословия

Тропарь Крещения Господня

глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Крещения Господня

глас 4

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.

Величание Крещения Господня

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.

Молитва в день Богоявления Господня

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый! Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею. Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси: “Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю”, и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго. Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чаюше свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их. Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет. Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает грехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай. Сего Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

Теги:
Крещение Господне
православный календарь

Все публикации