15 декабря. Память пророка Аввакума

3645
Фото

Седмица 28-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Аввакума (VII в. до Р. Х.).

Преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мученицы Миропии (ок. 251). Преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Преподобного Исе (Иессея), епископа Цилканского (VI) (Груз.). Святого Стефана Уроша, царя Сербского (1367).

Священномученика Матфея Александрова пресвитера (1921); священномученика Димитрия Благовещенского пресвитера и преподобной Веры Графовой исповедницы (1932); священномученика Алексия, архиепископа Великоустюжского, священномученика Константина Некрасова, Николая Заболотского, Сергия Кудрявцева, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Виноградского, Иоанна Днепровского, Николая Сафонова, Павла Понятского, Сергия Фелицына пресвитеров, преподобномучеников Данакта Калашникова, Космы Магды, прмцц. Маргариты Закачуриной, Тамары Проворкиной, Антонины Степановой и Марии Журавлевой, мученицы Матроны Конюховой (1937); преподобномученицы Марии Цейтлин (1938); мученика Бориса Успенского (1942).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Пророк Аввакум

Аввакум — восьмой из двенадцати малых пророков. О нём известно мало. Видимо, он пророчествовал до разрушения вавилонянами Иерусалима и Храма. Местом его проповеди, вероятно, была Иудея и, возможно, Иерусалим. Также, согласно Книге пророка Даниила (неканоническая 14 глава), Аввакум принёс обед Даниилу, сидящему во рву. Книгу пророка Аввакума несколько раз цитирует апостол Павел (например, Евр. 10:36), а именно приводя слова пророка: «Праведный верою жив будет» (Авв. 2:4), раскрывая учение об оправдании верой во Христа, а не исполнением закона Моисеева. 3 глава Книги пророка (песнь Аввакума) — одна из библейских песней, используемых в православном богослужении в каноне на утрене, в 4-й песни. В ней, согласно церковной традиции, Аввакум пророчествует о Рождестве, страдании и Воскресении Христа.

Преподобный Афанасий, затворник Печерский

Познав тайны инобытия, преподобный Афанасий, затворник Печерский, показал своим примером, что все силы души необходимо отдать покаянию, без которого невозможно спасение. Подвизаясь в Киево-Печерской лавре, он долго и мучительно болел и вот — скончался. Когда игумен с братией пришли на третий день хоронить его, они с удивлением увидели, что покойник ожил, сидит на одре и плачет. На все расспросы он только и отвечал: «Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте». После этого он 12 лет жил в затворе, молчал, плакал день и ночь, питался хлебом и водой через день. Перед кончиной, собрав братию, он лишь повторил те же слова и отошел ко Господу.

Мученица Миропия

Святая мученица Миропия родилась в г. Эфесе в начале III века. Она, посещая гроб мученицы Ермионии, дочери апостола Филиппа, брала миро от ее мощей и лечила больных. Во время гонений Декия (249—251 гг.) на суде она исповедала себя христианкой. Ее жестоко пытали и затем бросили в темницу, где она и преставилась около 251 года. Темница тотчас наполнилась светом и благоуханием. Сторож-язычник, потрясенный виденным, рассказал об этом священнику, принял Крещение и мученически скончался за исповедание Христа.

Священное Писание

Задумываясь о церковной жизни, люди часто решают, что она потребует от них настолько радикальных изменений, что всё прежнее будет разрушено и лучше даже не задумываться об этом всерьёз. Но так ли это на самом деле? Ответ можно найти в отрывке из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 20.

19И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

22позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Помню, как однажды я беседовал с женщиной, которая рассказывала мне о каких-то невероятных теориях, относящихся к самым разным темам, начиная от геологии и заканчивая развитием мозга. Она прочитывала по этому поводу огромное количество популярной литературы и готова была интересоваться всем, кроме духовной жизни. Она считала себя верующим человеком, но, как она выражалась, «не до фанатизма, конечно». Удивившись количеству сил и времени, которое она на это всё тратила, я воскликнул: «Как было бы хорошо, если бы при такой жажде знаний, вы стали бы хоть немного церковнее». На что она мне ответила: «Дорогой мой, если все в церковь пойдут, кто работать-то будет?» Что было сказать на это? Человек решил, что быть церковным — это всё время находиться в церкви, надеть на себя всё черное, перестать общаться с другими людьми и, естественно, не работать, ведь на работу ни времени, ни сил не останется. Выяснять, насколько такой взгляд соответствует действительности, никто не собирался, потому что это заставило бы менять жизнь, чем без особой нужды люди обычно не занимаются.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как первосвященники и старейшины, которые были возмущены тем, что Иисус Христос выгнал торговцев и менял из храма, подослали лукавых людей, которые должны были спровоцировать Спасителя и дать повод Его осудить. Главы еврейского народа, которые в известной степени распоряжались помещениями храма, позволили торговцам и менялам вести себя в доме молитвы просто кощунственно, но оправдывали это получением дохода. Когда Христос с возмущением изгнал из храма тех, кто мешал молиться остальным, первосвященники и старейшины сначала возмутились, однако после у них возник вопрос: может быть этот много возомнивший о себе проповедник вообще против всякого заработка? Есть ли предел его максимализму или он всех хочет сделать подобными себе странниками, которым негде будет голову преклонить? Для того, чтобы спровоцировать Христа, они спрашивают его о том, можно ли платить подать кесарю. В этом вопросе звучит сразу несколько тем: и использование языческих денег, и поддержка римского государства, захватившего Иудею... Согласившись с тем, что налоги платить можно, Спаситель настроил бы против Себя обычных людей, а отказавшись — римские власти. Однако, Христос не выбирает между двумя точками зрения, но уходит от выбора, отвечая, что кесарю надо отдавать кесарево, а Богу Божее.

Несомненно, церковные люди регулярно ходят в храм, участвуют в совместной молитве и таинствах, но главными признаками их церковности оказывается не это, а, по слову Христа, любовь друг к другу и ко всем людям вообще. Для этого не надо переставать работать, не надо уходить из общества, но, напротив, показывать всем, что в жизни, которую мы внешне тратим на земное, есть место для честности, благодарности, доброты, верности и терпения, что делает её всю — Божьей.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны понимать: все, что мы делаем в этом мире, не исчезнет с нашей смертью и не исчезнет вообще никогда. Все, что мы творим, переходит в вечность. Если мы говорим, что в ином мире присутствует преображенная физическая природа, значит, в том мире присутствует наша преображенная жизнь. И преображение нашей жизни начинается не в ином мире, как и явление тела Спасителя, прославленного через Воскресение, не было вызвано воздействием Божественной силы вне физического бытия, — преображение Спасителя, Его плоти, Его тела, произошло уже здесь. Стало быть, мы, люди, живущие в истории, присутствующие в этом мире, должны помнить, что нашей главной задачей является преображение этого мира.

Каноны священномученика Ипполита Римского об освящении дня молитвой

Все принадлежащие к чину христиан должны молиться прежде всего в то время, когда встают от утреннего сна. Когда же собираются молиться, пусть умоют руки. То же пусть делают перед каждым своим делом. Если в Церкви есть собрание для Слова Божия, то каждый пусть спешит туда на это собрание и пусть знает, что слушание Слова Божия нужно ставить гораздо выше наслаждения блеском этого мира, и что тот понесёт большой убыток, кому когда-либо нужда помешает услышать Слово Божие. Пусть стараются почаще, освободившись от дел, собираться в церковь и крепко отгонять от себя ненависть к врагу. Тем более он получит пользы, если слышит, чего не знал, ибо Господь присутствует на месте, где совершается память величия (Его), и сходит Дух на собранных, и изливает на всех благодать Свою. Итак каждый пусть старается с большим усердием посещать церковь во все дни, в которые совершаются молитвы. А в какой день в церкви не молятся, возьми Писание и почитай в нём. Пусть солнце утром увидит Писание на коленях твоих.

Болезни и исцеление чувств

У чувственных людей чувства захватили власть над разумом. Мотивом поступков человека часто становятся эмоции, чувства. Они становятся диктатором ума. Можно вспомнить предвыборный лозунг одного терявшего популярность президента России — «Голосуй сердцем». Как это можно кратко перевести на язык православной антропологии? Отключи ум!

Каждому из нас наверняка известны печальные истории разрушения семей по причине главенства чувств над волей. Многие из нас могут вспомнить моменты, когда мы в раздражении или гневе и понимаем, что нужно остановиться, но нас уже понесло, чувство гнева захлёстывает ум и волю.

Христианин не должен позволять чувствам управлять умом и волей. Понимая механизм их взаимодействия, нам будет проще контролировать себя. Здорового человека можно уподобить самолёту, летящему ввысь, у которого воля и чувства — крылья, ум — пилот.

Молитвословия

Тропарь пророка Аввакума

глас 2

Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Аввакума

глас 8

Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто.

Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах

глас 3

Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение.

Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах

глас 5

Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько./ Ныне, обретши некончаемую радость,/ молися о нас, яко да плача вечнаго избудем.

Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 7

По имени своему за труды велия/ и всегдашнее зде умерщвление плоти в затворе/ безсмертную ныне на Небеси/ жизнь наследовавый,/ молим тя прилежно:/ молися о нас,/ яко да и мы тояжде сподобимся получити.

Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 5

Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько./ Ныне, обретши некончаемую радость,/ молися о нас, яко да плача вечнаго избудем.

Тропарь святого Стефана Уроша V, царя Сербского

глас 3

Юношески процвел еси/ во отечествии твоем, добротою украшен,/ и неправедную и безвременную смерть подъял еси,/ Уроше всечестне;/ царскаго корене плод сладок,/ аще и не во время созрев,/ в Господню житницу вселился еси/ и жалость велию сродству твоему оставил еси./ Молися о нас, творящих святую память твою.

Кондак святого Стефана Уроша V, царя Сербского

глас 6

Отрасли благородныя цвет прекрасный явился еси, Уроше всечестне,/ завистию бо убиен был еси от твоих присных,/ Божиим же Духом просвещен,/ святороднаго племене свят был еси/ и, мученическим венцем увязся,/ в чертозе Небеснем водворяешися./ Молися о нас, святе, творящих любовию память твою.

Тропарь мученицы Миропии

глас 1

Добромученице Миропие и Христа невесто нетленная,/ ныне Емуже предстоиши, прекрасная,/ раны носящи плоти,/ яко камни светлы и светообразны,/и в кровавую порфиру, яко царица, облеченная, преславная,/ умоли Его за ны,/; яже с любовию восхваляющия/ хвалы победными; и песньми твою Божественную страсть.

Кондак мученицы Миропии

глас 3

По имени, о страстотерпице Миропие,/ миро источаеши благодати чудес/ и пасеши всех, подобающих и взыскающих/ и верою и добродетелию прибегающих к раке твоей пречестней,/ яже держит прах твой.

Новости по теме

Все происходящее на земле имеет значение для вечности
Прямая речь 23 февраля 2018
Все происходящее на земле имеет значение для вечности

Проповедь благочинного Покровского округа Чистопольской епархии протоиерея Виталия Кузьмина в Прощеное воскресенье

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.