Церковный календарь

15 декабря. Память пророка Аввакума

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 декабря. Память пророка Аввакума

26-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 2 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Аввакума (VII в. до Р. Х.).

Преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мученицы Миропии (ок. 251). Преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Преподобного Исе (Иессея), епископа Цилканского (VI) (Груз.). Святого Стефана Уроша, царя Сербского (1367).

Священномученика Матфея Александрова пресвитера (1921); священномученика Димитрия Благовещенского пресвитера и преподобной Веры Графовой исповедницы (1932); священномученика Алексия, архиепископа Великоустюжского, священномученика Константина Некрасова, Николая Заболотского, Сергия Кудрявцева, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Виноградского, Иоанна Днепровского, Николая Сафонова, Павла Понятского, Сергия Фелицына пресвитеров, преподобномучеников Данакта Калашникова, Космы Магды, прмцц. Маргариты Закачуриной, Тамары Проворкиной, Антонины Степановой и Марии Журавлевой, мученицы Матроны Конюховой (1937); преподобномученицы Марии Цейтлин (1938); мученика Бориса Успенского (1942).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Пророк Аввакум

Аввакум — восьмой из двенадцати малых пророков. О нём известно мало. Видимо, он пророчествовал до разрушения вавилонянами Иерусалима и Храма. Местом его проповеди, вероятно, была Иудея и, возможно, Иерусалим. Также, согласно Книге пророка Даниила (неканоническая 14 глава), Аввакум принёс обед Даниилу, сидящему во рву. Книгу пророка Аввакума несколько раз цитирует апостол Павел (например, Евр. 10:36), а именно приводя слова пророка: «Праведный верою жив будет» (Авв. 2:4), раскрывая учение об оправдании верой во Христа, а не исполнением закона Моисеева. 3 глава Книги пророка (песнь Аввакума) — одна из библейских песней, используемых в православном богослужении в каноне на утрене, в 4-й песни. В ней, согласно церковной традиции, Аввакум пророчествует о Рождестве, страдании и Воскресении Христа.

Преподобный Афанасий, затворник Печерский

Познав тайны инобытия, преподобный Афанасий, затворник Печерский, показал своим примером, что все силы души необходимо отдать покаянию, без которого невозможно спасение. Подвизаясь в Киево-Печерской лавре, он долго и мучительно болел и вот — скончался. Когда игумен с братией пришли на третий день хоронить его, они с удивлением увидели, что покойник ожил, сидит на одре и плачет. На все расспросы он только и отвечал: «Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте». После этого он 12 лет жил в затворе, молчал, плакал день и ночь, питался хлебом и водой через день. Перед кончиной, собрав братию, он лишь повторил те же слова и отошел ко Господу.

Мученица Миропия

Святая мученица Миропия родилась в г. Эфесе в начале III века. Она, посещая гроб мученицы Ермионии, дочери апостола Филиппа, брала миро от ее мощей и лечила больных. Во время гонений Декия (249–251 гг.) на суде она исповедала себя христианкой. Ее жестоко пытали и затем бросили в темницу, где она и преставилась около 251 года. Темница тотчас наполнилась светом и благоуханием. Сторож-язычник, потрясенный виденным, рассказал об этом священнику, принял Крещение и мученически скончался за исповедание Христа.

Священное Писание

1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15

18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, 19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

ГЛАВА 2

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Лк., 99 зач., XX, 1-8

1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

7 И отвечали: не знаем откуда.

8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 20, 1-8

Священники, книжники и старцы не веровали в Господа. Дабы возвести их к вере, Он предложил им вопрос: «крещение Иоанново с небес было или от человеков»? Рассудите об этом безпристрастно, и рассуждение ваше приведет вас к вере. Что сказано о явлении Иоанна, то можно сказать о всяком событии, сопровождавшем пришествие Господа во плоти, и о самом пришествии, со всеми его соприкосновенностями. Рассуди всякий о всем этом, — вывод будет один: «воистину Он был Сын Божий». Могут приходить разные мысли, рождаться недоумения, встречаться будто несообразности, но в конце всех исследований выйдет одно всестороннее убеждение, что нельзя иначе думать, как так, как изображено в Евангелиях и апостольских писаниях. «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти», оставаясь тайною сама в себе, будет ясна для ума по нравственной необходимости, какую наложит на него собственное его исследование, исповедать так, а не иначе. Неверы или совсем не исследуют всего как должно, или исследуют поверхностно, чужим умом, или принимают несчастное настроение, противоположное требованиям веры и, чтоб оправдать свое неверие, довольствуются самою малостью для отрицания веры. И верующих колеблют речи неверов по той причине, что верующие, довольствуясь простою верою, не разъясняют для себя оснований веры. Речи те застают их врасплох, оттого они и колеблются.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны понимать: все, что мы делаем в этом мире, не исчезнет с нашей смертью и не исчезнет вообще никогда. Все, что мы творим, переходит в вечность. Если мы говорим, что в ином мире присутствует преображенная физическая природа, значит, в том мире присутствует наша преображенная жизнь. И преображение нашей жизни начинается не в ином мире, как и явление тела Спасителя, прославленного через Воскресение, не было вызвано воздействием Божественной силы вне физического бытия, — преображение Спасителя, Его плоти, Его тела, произошло уже здесь. Стало быть, мы, люди, живущие в истории, присутствующие в этом мире, должны помнить, что нашей главной задачей является преображение этого мира.

Каноны священномученика Ипполита Римского об освящении дня молитвой

Все принадлежащие к чину христиан должны молиться прежде всего в то время, когда встают от утреннего сна. Когда же собираются молиться, пусть умоют руки. То же пусть делают перед каждым своим делом. Если в Церкви есть собрание для Слова Божия, то каждый пусть спешит туда на это собрание и пусть знает, что слушание Слова Божия нужно ставить гораздо выше наслаждения блеском этого мира, и что тот понесёт большой убыток, кому когда-либо нужда помешает услышать Слово Божие. Пусть стараются почаще, освободившись от дел, собираться в церковь и крепко отгонять от себя ненависть к врагу. Тем более он получит пользы, если слышит, чего не знал, ибо Господь присутствует на месте, где совершается память величия (Его), и сходит Дух на собранных, и изливает на всех благодать Свою. Итак каждый пусть старается с большим усердием посещать церковь во все дни, в которые совершаются молитвы. А в какой день в церкви не молятся, возьми Писание и почитай в нём. Пусть солнце утром увидит Писание на коленях твоих.

Болезни и исцеление чувств

У чувственных людей чувства захватили власть над разумом. Мотивом поступков человека часто становятся эмоции, чувства. Они становятся диктатором ума. Можно вспомнить предвыборный лозунг одного терявшего популярность президента России — «Голосуй сердцем». Как это можно кратко перевести на язык православной антропологии? Отключи ум!

Каждому из нас наверняка известны печальные истории разрушения семей по причине главенства чувств над волей. Многие из нас могут вспомнить моменты, когда мы в раздражении или гневе и понимаем, что нужно остановиться, но нас уже понесло, чувство гнева захлёстывает ум и волю.

Христианин не должен позволять чувствам управлять умом и волей. Понимая механизм их взаимодействия, нам будет проще контролировать себя. Здорового человека можно уподобить самолёту, летящему ввысь, у которого воля и чувства — крылья, ум — пилот.

Молитвословия

Тропарь пророка Аввакума

глас 2

Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Аввакума

глас 8

Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто.

Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах

глас 3

Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение.

Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах

глас 5

Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько./ Ныне, обретши некончаемую радость,/ молися о нас, яко да плача вечнаго избудем.

Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 7

По имени своему за труды велия/ и всегдашнее зде умерщвление плоти в затворе/ безсмертную ныне на Небеси/ жизнь наследовавый,/ молим тя прилежно:/ молися о нас,/ яко да и мы тояжде сподобимся получити.

Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 5

Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько./ Ныне, обретши некончаемую радость,/ молися о нас, яко да плача вечнаго избудем.

Тропарь святого Стефана Уроша V, царя Сербского

глас 3

Юношески процвел еси/ во отечествии твоем, добротою украшен,/ и неправедную и безвременную смерть подъял еси,/ Уроше всечестне;/ царскаго корене плод сладок,/ аще и не во время созрев,/ в Господню житницу вселился еси/ и жалость велию сродству твоему оставил еси./ Молися о нас, творящих святую память твою.

Кондак святого Стефана Уроша V, царя Сербского

глас 6

Отрасли благородныя цвет прекрасный явился еси, Уроше всечестне,/ завистию бо убиен был еси от твоих присных,/ Божиим же Духом просвещен,/ святороднаго племене свят был еси/ и, мученическим венцем увязся,/ в чертозе Небеснем водворяешися./ Молися о нас, святе, творящих любовию память твою.

Тропарь мученицы Миропии

глас 1

Добромученице Миропие и Христа невесто нетленная,/ ныне Емуже предстоиши, прекрасная,/ раны носящи плоти,/ яко камни светлы и светообразны,/и в кровавую порфиру, яко царица, облеченная, преславная,/ умоли Его за ны,/; яже с любовию восхваляющия/ хвалы победными; и песньми твою Божественную страсть.

Кондак мученицы Миропии

глас 3

По имени, о страстотерпице Миропие,/ миро источаеши благодати чудес/ и пасеши всех, подобающих и взыскающих/ и верою и добродетелию прибегающих к раке твоей пречестней,/ яже держит прах твой.

Теги:
Пророк Аввакум
мученица Миропия Хиосская
православный календарь

Все публикации