Церковный календарь

24 ноября. Память преподобного Феодора Студита, исповедника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 ноября. Память преподобного Феодора Студита, исповедника

Седмица 24-я по Пятидесятнице
Поста нет. 11 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика Мины (304). Мученика Виктора и мученицы Стефаниды (II). Мученика Викентия диакона, Валенсийского (304). Преподобного Феодора Студита, исповедника (826). Блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Преподобного Мартирия Зеленецкого (XVII). Мученика Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Священномученика Евгения Васильева пресвитера (1937).

Преподобный Феодор Студит

Пламенный ритор и богослов Феодор Студит прославился борьбой с иконоборческой ересью. Его отец, сборщик податей Фотин, подал сыну добрый пример: он перестал служить императору, поддержавшему иконоборцев, и вместе с супругой, по обоюдному согласию, принял постриг, раздав имение бедным. Сам Феодор стал монахом Саккудионской обители, где позже был назначен игуменом. Он участвовал во многих диспутах и всегда побеждал иконоборцев. Также Феодор открыто обвинил императора Константина VI в прелюбодеянии, за что подвергся бичеванию вместе с насельниками обители. В недолгое правление царицы Ирины, восстановившей иконопочитание, Феодор был настоятелем знаменитого Студийского монастыря. Однако при последующих правителях-иконоборцах святой подвергся ссылкам и заточению, в темнице продолжая стойко проповедовать церковные истины.

Блаженный Максим Московский

Блаженный Максим жил в Москве. Летом и зимой он ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». На Руси всегда любили юродивых, почитали их глубочайшее смирение, внимали их мудрости. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка. Блаженный Максим жил в тяжелые времена. Татарские набеги разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «За терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения изрекал святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный говорил знатным да богатым: « Всяк крестится, да не всяк молится». Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви во имя святых князей Бориса и Глеба.

Мученик Стефан Дечанский

Святой Стефан Дечанский был сыном сербского короля Стефана Милутина. Он стал жертвой навета своей мачехи и ослеплён по приказу отца, посчитавшего его главой заговора. После ослепления святой молился Богу в храме Святителя Николая, который находился рядом с местом злодеяния. Во время молитвы ему явился Николай Чудотворец, державший в руке глаза мученика. «Не скорби, Стефане, — сказал святитель, — вот на длани моей твои очи». Через несколько лет святитель Николай исцелил святого Стефана от слепоты, а Стефан Милутин возвратил сына из заточения. После кончины отца святой Стефан стал его преемником и в благодарность Богу основал Дечанский монастырь. Через несколько лет святитель Николай вновь явился царю и предрёк ему мученическую смерть. Вскоре святой Стефан был убит своим сыном Стефаном Душаном.

Священное Писание

 1 Сол., 271 зач., V, 1-8

1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, 2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

3 Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

5 Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы.

6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения

Лк., 70 зач., XIII, 1-9

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.

4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.

6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; 7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - 9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 13, 1-9

Смесил Пилат кровь галилеян с жертвами их, — Господь сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете»; упал столп силоамский и убил 18 человек, — Господь тоже сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете». Этим дается разуметь, что когда какая беда постигает других, нам надо рассуждать не о том, отчего и за что это случилось, а поскорее обратиться к себе и посмотреть, нет ли за нами каких грехов, достойных временного наказания во вразумление других, и поспешить изгладить их покаянием. Покаяние очищает грех и отстраняет причину, привлекающую беду. Пока во грехе человек, секира лежит при корне древа жизни его, готовая посечь его. Не сечет же потому, что ожидается покаяние. Покайся, и отнята будет секира, и жизнь твоя потечет к концу естественным порядком; не покаешься — жди посечения. Кто знает, доживешь ли до будущего года. Притча о безплодной смоковнице показывает, что Спаситель умаливает правду Божию щадить каждого грешника, в надежде, не покается ли он и не принесет ли плодов добрых. Но бывает, что правда Божия уже не слушает ходатайства, и разве кого-кого соглашается оставить еще на один год в живых. А ты знаешь ли, грешник, что проживаешь не последний год, не последний месяц, день и час?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь говорит о великой силе прощения, а святой Ефрем Сирин, рассуждая на эту же тему, произносит замечательные слова: Если ты не умеешь прощать ближнему своему согрешения его, напрасны молитва и пост. И пост, и молитва вторичны, если мы не умеем прощать людям. А теперь давайте представим себе, каким может быть наш мир, какой может быть наша жизнь, если мы научимся не огрызаться, не обижаться, не давить другого, если он что-то неправильно сказал или сделал, а великодушно прощать и самим получать прощение от ближнего. Это будет другой мир, мир Божий. Вот такие Божественные истины Господь нам передает через Свое слово, через Свое Евангелие, и мы почерпаем эти истины в храмах Божиих, являющих не только видимую красоту человеческого творчества, но и вместилище красоты Божественного Духа, которому мы приобщаемся через молитву и слышание Слова Божия.

О воскресном дне

В первую очередь в воскресный день христиане участвуют в Литургии и Причащаются.

Святитель Иоанн Златоуст порицал пропускающих воскресную Литургию, не исполняющих 4-ю заповедь Декалога: «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один — и ты тратишь его на мирские занятия. ... вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога».

Если кто хотел бы выспаться в этот день, то имеет смысл раньше лечь вечером дня предыдущего. Также следует иметь в виду, что в больших храмах совершаются ранние и поздние Литургии (обычно в 7 и 10 часов утра). Маленьких, беспокойных детей можно приносить не к началу службы.

Историческое доказательство: что мы знаем о Воскресении Христовом?

Историческое доказательство связано с историческими свидетельствами о Воскресении Христовом, которые мы находим прежде всего в Новом Завете. Конечно, наши неверующие собеседники не считают Новый Завет боговдохновенным, и мы этого от них пока и не ожидаем.

Мы обращаемся к Новому Завету как сборнику исторических документов, которые были созданы определёнными людьми в определённое время. Научным исследованием Нового Завета занимается множестве специалистов — христиан разных толков, иудеев, агностиков и атеистов. Все они сходятся на определённых фактах, которые полагают исторически достоверными.

Иисус определённо существовал как историческое лицо. Он был распят на римском кресте. После Его смерти ученики стали горячо проповедовать, несмотря на жестокие преследования, что Он воскрес из мёртвых и является Господом, Спасителем и Судией человеческого рода. На почве этого исповедания, этой проповеди выросла Церковь.

Это — исторические факты, и они не являются предметом веры; с ними согласны и совершенно неверующие специалисты. Эти факты нуждаются в объяснении.

Почему ученики прониклись такой глубокой убежденностью в Воскресении, что охотно шли на муки и смерть за проповедь Евангелия? Либо они говорили правду — и тогда их свидетельство истинно, либо нет. Если нет, то они либо знали об этом и лгали сознательно (это предполагают различные «теории заговора»), либо сами заблуждались (как предполагают «теории галлюцинаций»).

Если мы не находим убедительными ни теории заговора, ни теории галлюцинаций, нам остается признать, что ученики говорили правду.

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Феодора Студита

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Феодора Студита

глас 2

Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас.

Молитва преподобному Феодору Студиту

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентия

глас 4

Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу.

Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивого

глас 5

Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати.

Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивого

глас 2

Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 2

От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 8

Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

Тропарь великомученика Мины

глас 4

Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости.

Кондак великомученика Мины

глас 4

Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец.

Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского

глас 4

В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского

глас 3

В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе.

Теги:
Преподобный Феодор Студит
блаженный Максим Московский
мученик Стефан Дечанский
православный календарь

Все публикации