Церковный календарь

24 ноября. Память преподобного Феодора Студита, исповедника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 ноября. Память преподобного Феодора Студита, исповедника

23-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 11 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика Мины (304). Мученика Виктора и мученицы Стефаниды (II). Мученика Викентия диакона, Валенсийского (304). Преподобного Феодора Студита, исповедника (826). Блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Преподобного Мартирия Зеленецкого (XVII). Мученика Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Священномученика Евгения Васильева пресвитера (1937).

Преподобный Феодор Студит

Пламенный ритор и богослов Феодор Студит прославился борьбой с иконоборческой ересью. Его отец, сборщик податей Фотин, подал сыну добрый пример: он перестал служить императору, поддержавшему иконоборцев, и вместе с супругой, по обоюдному согласию, принял постриг, раздав имение бедным. Сам Феодор стал монахом Саккудионской обители, где позже был назначен игуменом. Он участвовал во многих диспутах и всегда побеждал иконоборцев. Также Феодор открыто обвинил императора Константина VI в прелюбодеянии, за что подвергся бичеванию вместе с насельниками обители. В недолгое правление царицы Ирины, восстановившей иконопочитание, Феодор был настоятелем знаменитого Студийского монастыря. Однако при последующих правителях-иконоборцах святой подвергся ссылкам и заточению, в темнице продолжая стойко проповедовать церковные истины.

Блаженный Максим Московский

Блаженный Максим жил в Москве. Летом и зимой он ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». На Руси всегда любили юродивых, почитали их глубочайшее смирение, внимали их мудрости. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка. Блаженный Максим жил в тяжелые времена. Татарские набеги разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «За терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения изрекал святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный говорил знатным да богатым: « Всяк крестится, да не всяк молится». Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви во имя святых князей Бориса и Глеба.

Мученик Стефан Дечанский

Святой Стефан Дечанский был сыном сербского короля Стефана Милутина. Он стал жертвой навета своей мачехи и ослеплён по приказу отца, посчитавшего его главой заговора. После ослепления святой молился Богу в храме Святителя Николая, который находился рядом с местом злодеяния. Во время молитвы ему явился Николай Чудотворец, державший в руке глаза мученика. «Не скорби, Стефане, — сказал святитель, — вот на длани моей твои очи». Через несколько лет святитель Николай исцелил святого Стефана от слепоты, а Стефан Милутин возвратил сына из заточения. После кончины отца святой Стефан стал его преемником и в благодарность Богу основал Дечанский монастырь. Через несколько лет святитель Николай вновь явился царю и предрёк ему мученическую смерть. Вскоре святой Стефан был убит своим сыном Стефаном Душаном.

Священное Писание

1 Сол., 264 зач., II, 1-8

1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; 2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.

3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; 4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.

5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!

6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: 7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.

8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.

Лк., 69 зач., XII, 48-59

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; 52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: 53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; 55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.

56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 12, 48-59

«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей». Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно устанавливали образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все «желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. З, 12). Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?..

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь говорит о великой силе прощения, а святой Ефрем Сирин, рассуждая на эту же тему, произносит замечательные слова: Если ты не умеешь прощать ближнему своему согрешения его, напрасны молитва и пост. И пост, и молитва вторичны, если мы не умеем прощать людям. А теперь давайте представим себе, каким может быть наш мир, какой может быть наша жизнь, если мы научимся не огрызаться, не обижаться, не давить другого, если он что-то неправильно сказал или сделал, а великодушно прощать и самим получать прощение от ближнего. Это будет другой мир, мир Божий. Вот такие Божественные истины Господь нам передает через Свое слово, через Свое Евангелие, и мы почерпаем эти истины в храмах Божиих, являющих не только видимую красоту человеческого творчества, но и вместилище красоты Божественного Духа, которому мы приобщаемся через молитву и слышание Слова Божия.

О воскресном дне

В первую очередь в воскресный день христиане участвуют в Литургии и Причащаются.

Святитель Иоанн Златоуст порицал пропускающих воскресную Литургию, не исполняющих 4-ю заповедь Декалога: «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один — и ты тратишь его на мирские занятия. ... вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога».

Если кто хотел бы выспаться в этот день, то имеет смысл раньше лечь вечером дня предыдущего. Также следует иметь в виду, что в больших храмах совершаются ранние и поздние Литургии (обычно в 7 и 10 часов утра). Маленьких, беспокойных детей можно приносить не к началу службы.

Историческое доказательство: что мы знаем о Воскресении Христовом?

Историческое доказательство связано с историческими свидетельствами о Воскресении Христовом, которые мы находим прежде всего в Новом Завете. Конечно, наши неверующие собеседники не считают Новый Завет боговдохновенным, и мы этого от них пока и не ожидаем.

Мы обращаемся к Новому Завету как сборнику исторических документов, которые были созданы определёнными людьми в определённое время. Научным исследованием Нового Завета занимается множестве специалистов — христиан разных толков, иудеев, агностиков и атеистов. Все они сходятся на определённых фактах, которые полагают исторически достоверными.

Иисус определённо существовал как историческое лицо. Он был распят на римском кресте. После Его смерти ученики стали горячо проповедовать, несмотря на жестокие преследования, что Он воскрес из мёртвых и является Господом, Спасителем и Судией человеческого рода. На почве этого исповедания, этой проповеди выросла Церковь.

Это — исторические факты, и они не являются предметом веры; с ними согласны и совершенно неверующие специалисты. Эти факты нуждаются в объяснении.

Почему ученики прониклись такой глубокой убежденностью в Воскресении, что охотно шли на муки и смерть за проповедь Евангелия? Либо они говорили правду — и тогда их свидетельство истинно, либо нет. Если нет, то они либо знали об этом и лгали сознательно (это предполагают различные «теории заговора»), либо сами заблуждались (как предполагают «теории галлюцинаций»).

Если мы не находим убедительными ни теории заговора, ни теории галлюцинаций, нам остается признать, что ученики говорили правду.

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Феодора Студита

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Феодора Студита

глас 2

Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас.

Молитва преподобному Феодору Студиту

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентия

глас 4

Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу.

Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивого

глас 5

Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати.

Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивого

глас 2

Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 2

От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 8

Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

Тропарь великомученика Мины

глас 4

Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости.

Кондак великомученика Мины

глас 4

Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец.

Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского

глас 4

В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского

глас 3

В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе.

Теги:
Преподобный Феодор Студит
блаженный Максим Московский
мученик Стефан Дечанский
православный календарь

Все публикации