Церковный календарь

12 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц. Память девяти мучеников Кизических

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц. Память девяти мучеников Кизических

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц

В этот день совершается память: Святых жён-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Марфы и иных. Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Благоверной  Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц). Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа и иных (286–299). Преподобного Нектария Оптинского (1928). Мучеников Диодора и Родопиана диакона (284I–305). Святителя Василия Острожского (1671) (Серб.). Преподобного Амфилохия Почаевского (1970).

Неделя святых жен-мироносиц

Неделя 3-я по Пасхе носит название Недели святых жёнмироносиц и праведных Иосифа с Никодимом. По объяснению Синаксаря, жёны-мироносицы были «первые и неложные свидетельницы Воскресения, Иосиф же и Никодим — погребения, а это важнейшие и содержательнейшие у нас догматы; вот по этой-то причине неложным свидетелям погребения вместе с жёнами, видевшими Воскресение, и установлено праздновать после первого уверения Фомы, ибо оно положено прежде потому, что случилось через восемь дней. Именно они, женщины, первыми увидели Воскресение и благовестили о нём ученикам. Ибо надлежало, чтобы пол, первым греху подпавший и проклятие унаследовавший, первым узрел и Воскресение». Жёнымироносицы являют пример жизни во Христе и плоды этой жизни — подвиги любви и самопожертвования.

Богослужение Недели жен-мироносиц

Богослужение Недели жён-мироносиц включает пасхальный канон, стихиры Пасхи, а также воскресные песнопения, раскрывающие подвиг жён-мироносиц: «Мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, Воскресение же апостолом рцыте» (воскресные тропари «по непорочных»). Святые мироносицы, ставшие образом верности и преданности Христу, были свидетельницами не только Его Воскресения, но и Его страданий, поэтому Церковь в песнопениях этой Недели снова вспоминает Страсти Христовы: «оцта и желчи, Спасе, напоен был нас ради», «в животворные ребра копием прободен был еси». Но скорбные воспоминания соединены с указанием на спасительные плоды Крестных страданий Спасителя и радостью Его Воскресения, которое первыми удостоились увидеть жёны-мироносицы: «Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? сокрушился еси оживлением Воздвигшего мертвые»; «Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси Воскресением Твоим, Христе Боже».

Мученичество девяти христиан в Кизике

Девять святых мучеников – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон – были разного возраста и рода занятий и из разных городов. За проповедь Христовой веры они были схвачены (примерно в 286–299 годах) и приведены на суд в малоазийский город Кизик на берегу Мраморного моря. За отказ принести жертвы идолам святых подвергли мучениям: их подвесили, строгали, прижигали тела свечами, били жезлами. После 7-дневного пребывания в тюрьме мучеников и повторного безуспешного призыва к отречению от Христа наместник Кизика велел влачить святых по терниям, а затем отсечь им головы. Тела кизических мучеников были выкуплены у стражников одним христианином и преданы погребению. По молитвам святых совершалось множество исцелений; особенно их почитают за излечение от лихорадки.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священное Писание

Деян., 16 зач., VI, 1-7

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Мк., 69 зач., XV, 43 — XVI, 8

43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Молитвословия

Тропарь девяти мучеников Кизических

глас 8

Святии девяточисленнии мученицы,/ от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным,/ мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте,/ зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением,/ огнем же любве Божия разжизаеми,/ вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте,/ темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь,/ от неяже и многовидных страстей// милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.

Кондак девяти мучеников Кизических

глас 2

Твердый и всесветлый лик мученик девяти,/ Трисолнечнаго Божества исповедницы,/ на судищи Тому начально взываху:/ кровь и души наша с телесы,/ яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко,/ в лицех Небесных Твоих сопричти,// яко Бог Милостивый.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 6, 1-7; Мк. 15, 43-16, 8

Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой», и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы — образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения — жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике — рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У святых отцов мы находим много замечательных слов о женщинах-христианках. Некоторые из них сравнивают женщин с воинами и говорят, что их доблесть — не в физической силе, а в особой силе духа верующей христианки. Наверное, особым образом эта сила духа, эта верность Христу проявилась в нашей стране в послереволюционные годы, когда стали закрываться храмы, когда стали уничтожать духовенство, когда одно заявление о своей православной вере могло закончиться трагически для человека, когда открытое посещение храма было нередко сопряжено с опасностью для жизни или, по крайней мере, для благополучия. Мы знаем, как в эти тяжелые годы, когда мужчины дрогнули и зачастую не осмеливались проявить свою религиозность, их матери, жены, сестры продолжали нести служение жен-мироносиц, которые не убоялись ревущей толпы и стояли мужественно рядом с Крестом своего Учителя и Спасителя.

Теги:
Неделя жен-мироносиц
православный календарь

Все публикации