12 мая. Антипасха. Память девяти мучеников Кизических

4460
Фото

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.Антипасха.

В этот день совершается память:

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286—299). Преподобного Мемнона чудотворца. Преподобного Нектария Оптинского (1928).

Преподобного Амфилохия Почаевского (1970). Мучеников Диодора и Родопиана диакона (284—305). Святителя Василия Острожского (1671) (Серб.). Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII—XVIII) (Груз.).

Неделя о Фоме

Вторая Неделя по Пасхе называется Фоминой неделей. В эту неделю Церковь вспоминает явление Господа по Воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомою. Это явление вспоминается в первый воскресный день по Пасхе, потому что его обстоятельства служат доказательством Воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистою Его плотию». Оно показывает, что Воскресший Господь имел не мнимую или призрачную плоть, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою Он был пригвождён ко кресту и на которой от этого остались, даже после Воскресения, язвы. «Любопытною десницею, жизноподательная Твоя ребра Фома испыта Христе Боже: созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой». — поётся в кондаке Антипасхи.

Богослужение в Неделю о Фоме

Этим воскресеньем заканчивается Светлая седмица, и оно является как бы заменой самого Пасхального дня, отчего и названо Антипасхой, что в переводе с греческого означает «вместо Пасхи». В этот день впервые обновляется память Воскресения Христова; отсюда неделя получила ещё название Новой, или Дня обновления, потому что в этот день сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением святым апостолам. По объяснению Синаксаря, существовал древний обычай совершать торжественное воспоминание некоторых важнейших событий, чтобы память о них не изгладилась. А так как величайшее из событий есть Воскресение Господа, то мы совершаем празднование в память его не только ежегодно, но и постоянно, через каждую седмицу. Поэтому настоящий воскресный день можно назвать и восьмым — потому что он восьмой от Пасхи, и первым — потому что он есть начало прочих недельных празднований. Этим празднованием Святая Церковь внушает нам необходимость для нас духовного благодатного обновления.

Мученичество девяти христиан в Кизике

Девять святых мучеников — Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон — были разного возраста и рода занятий и из разных городов. За проповедь Христовой веры они были схвачены (примерно в 286—299 годах) и приведены на суд в малоазийский город Кизик на берегу Мраморного моря. За отказ принести жертвы идолам святых подвергли мучениям: их подвесили, строгали, прижигали тела свечами, били жезлами. После 7-дневного пребывания в тюрьме мучеников и повторного безуспешного призыва к отречению от Христа наместник Кизика велел влачить святых по терниям, а затем отсечь им головы. Тела кизических мучеников были выкуплены у стражников одним христианином и преданы погребению. По молитвам святых совершалось множество исцелений; особенно их почитают за излечение от лихорадки.

Священное Писание

Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как лечь спать, проверяем, закрыта ли дверь дома на замок? Скорее всего, ответ будет положительный: это же так естественно, чтобы засыпать в полной уверенности своей хотя бы относительной безопасности.

Сегодня в храмах во время богослужения читается отрывок из 20-й главы Евангелия от Иоанна, вслушавшись в который, нетрудно будет догадаться, к чему мы вспомнили про вечернюю ревизию домашних запоров.

Глава 20.

19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Евангелист Иоанн очень убедительно показывает, в каком состоянии находились апостолы после страшной казни Христа. Как и любому другому человеку в состоянии, близком к отчаянию, когда ничего не понятно, но все надежды обрушились, — так и хочется спрятаться, укрыться, забиться в угол, свернуться клубочком, как бы минимализировать своё присутствие в злом и колючем мире — чтобы не так было больно. Вот и апостолы вечером собираются все вместе, крепко запирают двери — потому что их гнетёт страх и ужас. Они не знают, что делать дальше, как быть со всем тем, что происходило в их жизни вместе с Иисусом последние три с половиной года, — но за это время они сдружились, сроднились — и просто хочется побыть вместе. Ведь вместе бояться — уже не так и страшно...

И тут является Воскресший Иисус — перед Которым никакие двери, замки, стены уже не представляют проблемы: Он — Воскресший Сын Божий, Которому подвластно всё мироздание — не то что какие-то там замки! Как пишет святитель Иоанн Златоуст, Христос явился ученикам именно вечером потому, что хотел, чтобы они были собраны вместе — и именно тогда, когда они «особенно в это время... находились в наибольшем страхе».

А теперь представим себе нашу, вполне бытовую ситуацию. Вы закрыли все двери, проверили, может, даже включили на ночь сигнализацию. Идёте на кухню попить воды — а там... кто-то сидит. Ну, мягко говоря, так себе новость. Вы-то точно знали, что всё надёжно заперто — и тут на тебе! Конечно же, вы будете в шоке: ровно в таком же шоке и были апостолы во время явления Иисуса. Вот почему первыми словами, которые Он произнёс, были слова успокоения, сказанные дважды: «мир вам!» Эту фразу я бы предложил для нашего слуха перевести несколько иначе: «всё хорошо, не волнуйтесь!»

И вот здесь мне хотелось бы остановиться. Смотрите, как интересно получается: в тот самый момент, когда ученики скукоживаются от леденящего страха — Христос даёт им повод испугаться ещё сильнее — но именно через это и приходит разрешение от самой причины страха! Интересная тактика, не правда ли? И так всё плохо и страшно — а тут ещё призраки сквозь стены стали являться! Другими словами, разрешение острого кризиса происходит не через его ослабление, а, напротив, через ещё больше обострение — которое и становится ключом к полному разрешению!

По-человечески вполне понятно, почему мы стремимся уклоняться, избегать любых обострений существующих проблем. Ещё бы — кому охота, как говорится, «лезть на рожон?» Однако давайте будем почаще вспоминать сегодняшнее Евангельское повествование — и верой готовить себя к тому, что, быть может, в кажущемся страшном обострении ситуации Господь Бог уже подготовил для нас неожиданный — и всё разрешающий — сюрприз?..

Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь, обращаясь к ученикам, говорит: Я свет миру (Ин. 8, 12)... Через таинства Церкви силой Святого Духа мы в том числе способны воспринимать частицу этого света и нести ее в себе, несмотря на то что тьма пытается господствовать в этом мире. Тьма и грозные ветры пытаются потушить этот свет, и борьба, космическая борьба между добром и злом, вселенская борьба, ни на минуту и ни на мгновение не останавливается. И в этой борьбе побеждает не тот, кто является самым сильным с человеческой точки зрения, не те, у кого власть, не те, у кого деньги, не те, у кого сила, могущая принудить других людей к исполнению их воли. Побеждает тот, с кем сила Божия, кто в сердце и разуме хранит Его свет. И не потому, что тот, кто хранит свет, сильнее других, а потому, что у того, кто хранит свет, через Церковь, через общину веры, в которой живет и действует Дух Святой, происходит великая тайна — соединение с Божественным Царством и обретение Божией силы.

Преподобный Нектарий Оптинский о молитве

Старец учил постоянству в молитве, считая добрым знаком от Господа неисполнение прошений. «Надо продолжать молиться и не унывать, — поучал батюшка. — Молитва — это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять… Иногда через год Господь исполняет прошение… Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!» «Надо отслужить молебен Спасителю, Божией Матери, святителю Николаю и Иоанну Воину, и предаться воле Божией, всегда благой и совершенной», — писал он одной из своих духовных дочерей. «На вас идёт туча скорбей, а вы молитесь: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесёт мимо вас грозу», — советовал преподобный старец.

Молитвословия

Тропарь девяти мучеников Кизических

глас 8

Святии девяточисленнии мученицы,/ от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным,/ мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте,/ зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением,/ огнем же любве Божия разжизаеми,/ вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте,/ темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь,/ от неяже и многовидных страстей// милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.

Кондак девяти мучеников Кизических

глас 2

Твердый и всесветлый лик мученик девяти,/ Трисолнечнаго Божества исповедницы,/ на судищи Тому начально взываху:/ кровь и души наша с телесы,/ яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко,/ в лицех Небесных Твоих сопричти,// яко Бог Милостивый.

Молитва святым мученикам Кизическим

О всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте; принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею, Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся. Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся. Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Кизический монастырь города Казани отметил престольный праздник Кизический монастырь города Казани отметил престольный праздник

12 мая, в день памяти девяти мучеников Кизических, престольный праздник отметил Кизический мужской монастырь города Казани. По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла Божественную литургию в день престольного торжества обители возглавил секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко).

В Кизическом монастыре города Казани состоялись престольные торжества В Кизическом монастыре города Казани состоялись престольные торжества

12 мая, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых Жен-мироносиц в Введенском Кизическом мужском монастыре города Казани прошли тождественные богослужения по случаю престольного праздника обители – памяти девяти мучеников Кизических.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.