Церковный календарь

13 мая. Апостола Иакова Зеведеева

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 мая. Апостола Иакова Зеведеева

3-я седмица по Пасхе. 

Поста нет.

В этот день совершается память: Апостола Иакова Зеведеева (44). Обрéтение мощей святителя Никиты, епископа Новгородского (1558). Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского (1867). Святителя Доната, епископа Еврии (ок. 387). Обрéтение мощей священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322).

Апостол Иаков Зеведеев

Апостол Иаков Зеведеев – брат апостола Иоанна Богослова. До встречи со Христом жил в Назарете Галилейском и был рыбаком. Вместе с братом Иоанном слушал проповедь пророка Иоанна Крестителя в пустыне. Призван на проповедь Евангелия Самим Господом (Мф. 4:21; Мк. 1:19–20) и стал одним из трех ближайших Его учеников. Вместе с апостолами Петром и Иоанном присутствовал при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5:37–42; Лк. 8:51–55), при Преображении на Фаворе (Мф. 17:1–9; Мк. 9:2–9; Лк. 9:28–36) и молитве в Гефсиманском саду (Мф. 26:37–46; Мк. 14:32–42; Лк. 22:39–45). После Пятидесятницы проповедовал в Испании и других странах. Затем возвратился в Иерусалим. В 44 году за открытую проповедь Евангелия по приказу царя Ирода Агриппы его усекли мечом. Был первым из двенадцати апостолов, принявшим мученичество.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Имя святителя Игнатия (Брянчанинова) сияет в летописях Русской Церкви ярким светом благодатного избранничества. Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, архипастырь, миротворец, человек высочайшей духовности и культуры, он известен всему цивилизованному миру как ревностный хранитель православных традиций и культуры, как один из наиболее авторитетных руководителей человека на  пути к  Вечной Жизни. Святитель происходил из дворян и некоторое время служил офицером. После тяжелой болезни принял монашество. Был игуменом Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В 1857–1861 годах – епископ Кавказский и Черноморский. По болезни направлен на покой в Николо-Бабайский монастырь Костромской епархии, где занимался писательской деятельностью. Предсказывал грядущие на Россию потрясения и то, что она возродится. «Предопределений Промысла Божия о России никто не изменит»,  – писал владыка. Скончался святитель Игнатий 30 апреля 1867 года.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священное Писание

Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60

8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Глава 7.

1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?

2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.

5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

Ин., 13 зач., IV, 46-54

46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. || В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.

48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Молитвословия

Тропарь апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова

глас 3

Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова

глас 2

Глас Божественный слышав, призывающ тя,/ любовь отца презрел еси/ и притекл еси ко Христу, Иакове, с сродником твоим, славне,/ с нимже сподобился еси видети/ Господне Божественное преображение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 6, 8-7, 5, 47-60; Ин. 4, 46-54

Святой Стефан говорит: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет. . . Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?». Только нерукотворенный храм сердца боговместим, как сказал Господь: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Как это совершается - непостижимо для нас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Фил. 2, 13). Не рассуждай и только отдай Господу сердце твое, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито - и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя; Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о местонахождении ада согласно богослужебным текстам

Мнение о местонахождении ада внутри земли усматривается на всём пространстве богослужения Православной Церкви. В торжественные службы Великой Субботы и Святой Пасхи Церковь, празднуя и воспевая спасение человеков пострадавшим за нас Богочеловеком, поправшим смертию смерть, сокрушившим врата и заклепы адовы, воскресившим человечество в Себе и с Собою, с особенною ясностью выражает своё мнение о местонахождении ада. Церковь не занимается собственно изысканием, где ад, но славословя Господа и говоря об аде по необходимости, хотя и мимоходно, высказывает своё мнение о месте его, говорит об этом как о предмете общеизвестном. С наибольшею определительностью выражено мнение о месте ада в Пасхальном каноне: «Снисшел еси в преисподняя земли, и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Замечательный подвиг святых жен-мироносиц, если говорить о нем применительно к нашей стране, к нашей Церкви, сыграл особую роль в сохранении веры православной в нашем народе. Не боясь никаких последствий, женщины-мироносицы тайно крестили своих детей, учили их творить крестное знамение, христосовались с ними на Пасху, готовили куличи, пасхи, красили яйца. А когда дети спрашивали, что это такое, женщины преподавали им первые уроки христианской катехизации. Своим жизненным примером они помогали утверждать в детях высокую мораль, подлинную христианскую нравственность, и эта христианская нравственность часто преломлялась в жизни людей, которые уже не отождествляли себя прямо и открыто с христианством, но жили по заповедям Божиим – через своих матерей и бабушек, воспринявших великие Христовы истины.

Теги:
Апостол Иаков Заведеев
святитель Игнатий Брянчанинов
православный календарь

Все публикации