Церковный календарь

22 ноября. Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 ноября. Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»

23-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 9 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Онисифора и Порфирия (ок. 284–305). Преподобной Матроны (ок. 492). Преподобной Феоктисты (881).

Преподобного Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148). Мученика Александра Солунского (305–311). Мученика Антония (V). Преподобного Иоанна Колова (V). Преподобных Евстолии (610) и Сосипатры (625). Святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского, чудотворца (1920).

Священномучеников Парфения, епископа Ананьевского, Константина Черепанова, Димитрия Русинова, Нестора Панина, Феодора Чичканова, Константина Немешаева, Виктора Климова, Илии Рылько, Павла Ансимова пресвитеров, Иосифа Сченсновича диакона и преподобномученика Алексия Задворнова (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

В афонском монастыре Дохиар снаружи на восточной стене трапезной находится фреска «Скоропослушница» (1563 год) и рядом надпись: «Скороуслышательница, Врефократуса, Страшное Предстательство» (Врефократуса – «Держащая Младенца»). В XVII веке инок обители трапезарь Нил был наказан Божией Матерью: по ночам он входил в трапезную с коптящей лучиной и однажды услышал голос, запрещающий ему коптить дымом икону Пресвятой Богородицы. Решив, что братия подшутили над ним, Нил не обратил на это внимания, пока внезапно не ослеп. Вспомнив тогда предупреждение, он глубоко раскаялся. Божия Матерь исцелила его, сказав: «Объяви остальным отцам и братьям, что Я – Матерь Бога Слова и сей обители святых Архангелов после Бога Покров и сильная Заступница, предопределённая для неё как непобедимая Правительница. И отныне пусть прибегают ко Мне монахи при любой нужде, Я быстро услышу их и всех с благоговением прибегающих ко Мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь».

Святитель Нектарий Эгинский

Святой чудотворец Нектарий жил на рубеже XIX–XX веков. В молодости он работал школьным учителем, но часто посещал Афон и, наконец, принял постриг. Видя духовные дары святого, его приблизил к себе Александрийский Патриарх Софроний и вскоре посвятил в епископа Пентапольского. «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения», — писал Нектарий, оставаясь образцом смирения. Быстрое продвижение в церковной иерархии породило много завистников, им удалось добиться отставки епископа. Однако любовь народа к святому росла, и даже королева Ольга пожелала стать его духовной дочерью. Остаток жизни Нектарий посвятил окормлению женской обители на острове Эгина. Сразу после кончины тело святителя стало мироточить — и с того часа началась нескончаемая череда чудесных исцелений от его мощей и по его молитвам.

Преподобный Иоанн Колов

Преподобный Иоанн Колов в юных летах оставил мир и ушёл со своим братом Даниилом в египетскую пустыню. Однажды он неожиданно сказал брату: «Не хочу я более ни о чём заботиться, но хочу жить в пустыне без печали, как Ангел». Затем снял с себя одежду и вышел из келлии. Ночью случился сильный мороз. Иоанн, будучи не в силах переносить стужу, решился возвратиться обратно в келлию. «Я не могу более терпеть мороза и возвратился сюда, чтобы послужить тебе», — сказал Иоанн своему брату, постучав в дверь. «Уйди, демон, — ответил Даниил, — и не соблазняй меня, Ангел о теле своём не заботится и пищи не требует». Тут понял преподобный Иоанн свою ошибку и горько зарыдал о ней. Тогда Даниил отворил пред ним дверь келлии и сказал: «Брат мой, так как ты имеешь плоть, то и должен страдать ради одежды и плоти».

Священное Писание

1 Сол., 263 зач., I, 6-10

6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, 7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

Лк., 65 зач., XII, 13-15, 22-31

13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23 душа больше пищи, и тело - одежды.

24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем?

27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29 Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь, 30потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 12, 13-15. 22-31

«Кто поставил Меня судить или делить вас?» - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: «не заботьтесь», что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: «ищите прежде Царствия Божия». Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наверное, каждый человек в жизни проходил через испытания, которые казались случайными и ненужными, но по прошествии времени становилось очевидно, что эти испытания и эта часть жизненного пути были нам свыше определены — это наш жребий. И очень важно уметь принимать жребий Божий без ропота, тем более без озлобления, как это иногда бывает, особенно когда речь идет о нездоровье или других испытаниях. Мы должны воспринимать жребий Божий с великим доверием, молитвой и надеждой, ни в коем случае не оскверняясь своим негодованием, своим недомыслием, своим противлением, потому что Господь никогда не желает нам вреда и по прошествии времени мы сами убеждаемся, что именно то событие, которое мы воспринимали весьма критически и объяснить не могли, послужило к нашей несомненной пользе.

Притча о Таинствах Божиих

Один старец сказал:

— Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия — любовь.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

глас 4

К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

глас 8

В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене, непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене, грешнаго, и принеси ю к Сыну Своему: умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О Преблагословенная Богородице: Ты благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающи всем притекати к Тебе с верою: не призри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь.

Тропарь мучеников Онисифора и Порфирия

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Онисифора и Порфирия

глас 2

Мученик двоица, пострадавше крепко,/ вражию гордыню на землю низложисте,/ озарившеся благодатию несозданныя Троицы,/ славнии Онисифоре и Порфирие,// молитеся непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобной Матроны Царьградской

глас 8

Мужескомудрено утаившися вражиих лукавых путей, Матроно,/ к жизни воистину шествовавши несумненною волею/ и неуклонное течение Богомудро скончавши,/ от Христа прияла еси благодать духовную,/ тем и воду цельбам источаеши/ любовию притекающим в память твою славную,/ мнихом похвала,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобной Матроны Царьградской

глас 2

За любовь Господню, преподобная Матроно,/ покоя желание возненавидела еси,/ лощением дух твой просветивши,/ но твоими молитвами и противных шатания разори,/ крепко бо звери победила еси.

Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского

глас 4

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,/ верою приходящия ти.

Теги:
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
святитель Нектарий Эгинский
преподобный Иоанн Колов
православный календарь

Все публикации