Церковный календарь

19 ноября. Память святителя Германа, архиепископа Казанского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 ноября. Память святителя Германа, архиепископа Казанского

23-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 6 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника (после 350). Преподобного Варлаама Хýтынского (1192).

Преподобного Луки, иконома Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Святителя Германа, архиепископа Казанского (1567). Преподобного Варлаама Керетского (XVI). Мучениц Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преподобного Луки Тавроменийского (ок. 800–820).

Священномучеников Никиты, епископа Орехово-Зуевского, Анатолия Бержицкого, Арсения Троицкого, Николая Дворицкого, Николая Протасова, Константина Любомудрова пресвитеров, преподобномучеников Варлаама Никольского, Гавриила Владимирова, Гавриила Гура, преподобномучениц Нины Шуваловой и Серафимы Горшковой (1937); священномученика Василия Крылова пресвитера (1938).

Святитель Герман, архиепископ Казанский

Святитель Герман происходил из благочестивого рода. В 1555 году, после покорения Казани царем Иоанном Грозным, он начал миссионерскую деятельность среди язычников, населявших правый берег Волги. Святитель был назначен настоятелем обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске, который стал центром просвещения Казанского края. В 1566 году царь Иоанн Грозный повелел избрать его на митрополичью кафедру. Увидев несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман попытался вразумить царя. «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», — передал царь архиепископу и приказал изгнать его с митрополичьего двора. Почти два года святитель пробыл в опале и скончался 6 ноября 1567 года.

Святитель Павел, патриарх Константинопольский

Был избран на патриаршую кафедру в 337 году, когда вновь вспыхнула арианская ересь. На Соборе, избиравшем нового предстоятеля Церкви, присутствовало много ариан. Они восстали против его избрания, но православных оказалось большинство. Имп. Констанций, царствовавший над восточной половиной Римской империи, был арианин и во время выборов отсутствовал в столице. По возвращении своем он созвал собор, который незаконно низложил свт. Павла и изгнал его. Архиепископ Павел удалился в Рим. Затем во время дворцового переворота его отправили в ссылку в Армению в город Кукуз, где он и принял мученическую кончину. Когда патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году имп. Феодосий Великий торжественно перенес мощи свт. Павла Исповедника в Константинополь. В 1326 году мощи свт. Павла были перенесены в Венецию.

Преподобного Варлаама Хутынского

Сын знатного новгородца, Варлаам в юности покинул дом, принял постриг, а затем поселился в глухом урочище Хутынь, где основал обитель. Пустынника почитали и простые люди, и князья. Он совершил много чудес, однако наибольшую известность принесла ему история, которая может смутить неверующих. Однажды на мосту он спас от утопления (обычная казнь в Новгороде) преступника — и тот раскаялся, став иноком. В другой же раз Варлаам отказался спасти осужденного, сказав уже после казни: «Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих».

Священное Писание

1 Сол., 263 зач., I, 6-10

6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, 7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

Лк., 68 зач., XII, 42-48

42 Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - 46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48

Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? — Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? — Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Молитва является очень важной составляющей человеческой жизни. Она не должна быть на периферии — она должна быть в центре жизни, потому что в центре всего бытия Бог, и к Нему мы обращаем свои молитвы. Не к земному начальнику — к Богу, и потому искренняя сердечная молитва, даже своими словами, если других молитв мы не знаем, должна исходить из сердца. Дай Бог, чтобы и наши молитвы Господь слышал и отвечал на них. Божественный ответ не только помогает реально решить проблемы, которые стали предметом нашей молитвы, но и укрепляет нашу веру. Когда мы знаем, что Господь сделал то, о чем мы Его просили, тогда Бог и связь с Ним становятся частью нашего реального жизненного опыта, и никакие силы, попытавшись прервать нашу молитву к Господу, не добьются своей цели.

Притча. Научитесь действовать

На улице человек увидел нагого ребенка.

Тот хотел есть и дрожал от холода.

Человек разозлился и обратился к Богу:

— Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?

В ответ он услышал:

— Я кое-что предпринял: Я послал тебя...

Молитвословия

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

Молитва Герману архиепископу, Казанскому и Свияжскому

О великий угодниче Христов, Германе, теплый о нас ко Господу молитвенниче, всем притекающим к тебе в скорбех предстателю, испроси нам помощь в немощах, утешение в скорбех, здравие в недугах душевных и телесных; умоли Господа даровати нам оставление во всех, елика согрешихом от юности нашей в житии сем, делом, словом, помышлением, и всеми нашими чувствы: и при кончине нашей испроси нам время покаяния, да предварив искренним исповеданием грехов и очищением совести исход душ наших, безбедно прейдем воздушныя мытарства, и избавимся осуждения и муки, милостию безначальнаго Отца, благодатию собезначальнаго Сына, и освящением присносущнаго Духа. Аминь.

Акафист святителю Герману Казанскому→

Тропарь преподобного Варлаама Хутынского

глас 3

Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Варлаама Хутынского

глас 8

Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

Тропарь святителя Павла Константинопольского

глас 3

Божественныя веры исповеданием/ другаго Павла тя Церковь, ревнителя во священницех, показа,/ свозопиет ти и Авель ко Господу,/ и 3ахариина кровь праведная./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// дароватися нам велией милости.

Кондак святителя Павла Константинопольского

глас 2

Облиставый на земли, яко звезда небосветлая,/ Кафолическую просвещаеши Церковь ныне,/ о нейже и страдальчествовал еси,/ душу твою, Павле, предложив,/ и, якоже 3ахариина и Авелева,// ясно вопиет твоя кровь ко Господу.

Тропарь преподобного Варлаама Керетскаго

глас 1

Божественною свыше просветився благодатию, преподобне,/ мир оставил еси,/ житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/ любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси,/ евангельски Христу последовал еси,/ и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/ и весь разум и сердце к Нему неуклонно возложил еси,/ Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих не усыпая,/ Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ и сего ради от Бога восприем власть и силу на сопротивнаго врага,/ не убояся воздушныя и морския тяготы и студени, ниже уклонися,/ и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя,/ против зельнаго обуревания плаваше,/ промышлением Божественнаго разума направляем,/ и около Святаго Носа непроходимый путь морский/ от ядовитаго червия/ благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими,/ и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси,/ и, равноангельное житие пожив,/ темже и по преставлении источаеши чудес благодать/ иже верою приходящим к тебе, Варлааме, преблаженне отче наш,/ вопием ти: моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Варлаама Керетскаго

глас 2

Все умное свое желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси,/ и житейския молвы отринув,/ в молитвах, и слезах, и злостраданиих плоть свою изнуряя,/ добре подвизався противу невидимаго врага кознем,/ и, победив я, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне со Ангелы Святей Троице предстоя,/ отнюду же и Всевидящее око, твоя труды видев,/ даром чудес по преставлении обогатило тя есть,/ иже тебе с верою почитающим/ исцеление подаваеши невидимо/ и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди/ от враг видимых и невидимых ненаветны,/ да вси тебе вопием:/ преподобне отче наш Варлааме,/ моли непрестанно о всех нас.

Теги:
Святитель Герман Казанский
преподобный Варлаам Хутынский
святитель Павел Константинопольский
православный календарь

Все публикации