Церковный календарь

18 ноября. Память святителя Тихона, патриарха Московского и всея России

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 ноября. Память святителя Тихона, патриарха Московского и всея России

24-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 5 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Галактиона и Епистимии (III). Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470). Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917).

Апостолов от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Святителя Григория, архиепископа Александрийского (IX). Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.

Священномученика Гавриила Масленникова пресвитера (1937).

Избрание святителя Тихона (Белавина) на патриарший престол

Главным деянием Поместного Собора 1917–1918 годов стало восстановление Патриаршества. После голосования выбрали трёх кандидатов: митрополита Антония (Храповицкого), митрополита Арсения (Стадницкого) и митрополита Тихона (Белавина). Избрание предали в руки Божии. 18 ноября в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой поставили ковчежец с тремя жребиями. После литургии затворник из Зосимовой пустыни преподобный Алексий вытащил из ковчега жребий с именем Тихона, митрополита Московского. Узнав имя Патриарха, народ воскликнул «Аксиос!» (с греческого «достоин»), хор пропел гимн «Тебе Бога хвалим», а протодиакон Константин Розов возгласил многолетие «Господину нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России».

Мученики Галактион и Епистимия

Святые мученики Галактион и Епистимия были обручены, но по взаимному согласию решили посвятить себя иноческой жизни. Однажды Епистимии было во сне видение: она и Галактион стоят в дивном дворце перед Светлым Царем и Царь подает им золотые венцы. Это было предвестием их скорой мученической кончины. Когда Епистимия увидела, что воины ведут связанного Галактиона, то захотела принять муки за Христа вместе со своим обручником. Они оба перенесли тяжелейшие пытки и были четвертованы.

Священное Писание

1 Сол., 269 зач., IV, 1-12

1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, 2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, 5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; 6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, 10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать 11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; 12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.

Лк., 61 зач., XI, 42-46

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Фес. 4, 1-12; Лк. 11, 42-46

Господь начинает укор Своим современникам тем, что они «нерадят о суде и любви Божией». Иссякновение правды и любви — корень всякого нестроения как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия или эгоизма. Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем распложается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек, по сердечному строю, негодным ни к чему истинно доброму. Дать «десятину с мяты, руты и всяких овощей» еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества. Это не значит, чтоб и внешнее поведение его было безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он «гроб скрытый, над которым люди ходят и не знают того». Начало самоисправления — начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстанавливается правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен перед очами Божиими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться невзрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Никогда защита веры не сопровождалась такими страшными и кровавыми гонениями, какие претерпел наш народ. И поэтому мы особо поминаем тех наших отцов и дедов, кто жизнь свою положил, защищая веру Христову, защищая Церковь. Мы вспоминаем наших выдающихся первоиерархов, наших архиереев, священников и мирян, которые не побоялись ни страданий, ни мученической смерти, но сохранили для нас, для следующих поколений, бесценное сокровище Православия. Трудно сказать, что было бы со вселенским Православием, если бы в России оно было уничтожено, но по милости Божией этого не произошло. Воздавая молитвенное памятование всем, кто с первых веков христианства и до сегодняшнего дня защищал и защищает веру православную, утверждая ее в народе, мы обращаемся к Господу с особой молитвой, чтобы Он приклонил милость Свою над Церковью Вселенской Православной, над нашей Русской Православной Церковью, над нашим народом, чтобы Он помог и нам пройти через непростые испытания, которым подвергается вера современного человека, чтобы и нынешнее поколение вошло в историю как поколение сохранивших веру и передавших ее следующим поколениям. Верим, что так и будет, что вера Христова сохранится до скончания веков и что верные сохранят мужество и непреклонную волю утверждать Православие, которое есть подлинный свет миру и спасение человеком.

Долго ли ждать перемен к лучшему?

Однажды ученик спросил у старца: «Долго ли ждать перемен к лучшему?»

«Если ждать, то долго», — ответил старец.

Что такое догматы?

Догматы — богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан.

Четыре свойства догматов

1. Богооткровенность. Это свойство указывает на то, что догматы не являются плодом мудрствования человеческого разума, но открыты нам Самим Богом.

2. Вероучительность. Это свойство указывает, что догматами называются только те богооткровенные истины, которые относятся к существу нашей веры, то есть такие, которые очерчивают, во что именно мы, как христиане, должны веровать и веруем.

3. Церковность. Данное свойство указывает, что только Вселенская Православная Церковь, в своей полноте, вправе определять, какие именно истины обладают догматическим авторитетом; только она, как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), вправе толковать их (в свете Священного Писания, Священного Предания).

4. Законообязательность. Настоящее свойство выражается в том, что все истины, определеямые Церковью, как догматы, должны восприниматься на веру, как истины, и это долженствование имеет для христиан силу закона.

Искушения (соблазны) в духовной жизни

1. Иллюзорный образец для подражания. Иногда христианин желает приблизиться к некоему образцу, который не для него и Богом ему не предназначен. Люди все разные по талантам, это очевидно, и призвание у Бога для каждого из нас разное.

2. Постепенное охлаждение веры. Бог часто даёт новоначальным обильную призывающую благодать, а затем ждёт их собственных усилий. Призывающая благодать даётся Богом для того, чтобы призвать к жизни по вере. А начавшему трудиться на ниве спасения благодать уже содействует. Поэтому не нужно опускать руки, когда сталкиваешься с трудностями. Так же поступают с детьми и родители: сначала носят ребёнка на руках, а потом заставляют ходить самого, хотя он и тянется на руки, ему комфортнее на руках у мамы.

3. Привыкание, как остановка в духовной жизни. Новоначальному кажется, что главное — узнать правила поведения в храме, найти ответы на волнующие вопросы о Церкви. Потом человек находит ответы, узнаёт правила благочестия и понемногу теряет ревность. Поэтому важно не закоснеть, не перестать духовно развиваться. Требуется постоянно читать духовную литературу, учиться (и святые учились), молиться, посещать богослужения. Охлаждение веры часто происходит под маской христианской свободы, когда лукавый подбрасывает христианину такие мысли: «Христос призывал к любви, а не к хождению в храм, обязательному молитвенному правилу...», «мы современные люди, сейчас мир другой».

4. Разочарование в церковных людях. В начале церковной жизни человек склонен идеализировать христиан со стажем церковной жизни, забывая о том, что все мы ещё только на пути спасения, все мы в духовной больнице, и здоровых практически нет. Рецепт один: чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться, идеализировать людей, в т.ч. священников и старцев. Главное, что Христос всегда верен Своим обещаниям.

Следует учитывать, что ходящий в храм не всегда является строго православным по своей жизни (ходящий в храм и православный — не синонимы); и духовный возраст далеко не всегда совпадает с физиологическим, у всех он разный.

Молитвословия

Тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси (Прославление)

глас 1

Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси.

Тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

глас 3

В годину тяжкую Богом избранный в совершенной святости и любви Бога прославил еси, во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, положил душу за Церковь, за люди своя, исповедниче патриарше святе Тихоне, моли Христа Бога, Емуже сораспялся еси, и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Кондак святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

глас 2

Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании православныя веры и любве ко Господ тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Молитва святителю Тихону, патриарху Московскому и Всея России

О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси, добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжати благочестие отцев наших, егоже ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблему соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицем лютых врагов Христовых истиннаго Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любве просим, дабы переносити оныя напасти, возстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земли Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делатели, право правящими слово евангельской истины. Упаси и заблуждшия овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит дивнаго во святых Своих Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. 

Тропарь святителя Ионы Новгородского

глас 4

Исправление веры, и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ и сего ради к мощем твоим любовию прикасаемся и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим/ память твою светоносную, отче Ионо,// и моли спастися душам нашим.

Кондак святителя Ионы Новгородского

глас 4

Свыше приял еси Божественную благодать/ ходатайствовати Богу и человеком,/ яко архиерей возношение вознося,/ и мир людем твоим снося,/ и обилие плодов, Ионо блаженне,/ ты бо еси Великаго Новаграда похвала// и сущих о нем радость.

Теги:
Святитель Тихон Московский
святитель Иона Новгородский
православный календарь

Все публикации