18 ноября. Память святителя Тихона, патриарха Московского и всея России

6591
Фото

Седмица 22-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Галактиона и Епистимии (III). Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470). Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917).

Апостолов от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Святителя Григория, архиепископа Александрийского (IX). Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917—1918 годов.

Священномученика Гавриила Масленникова пресвитера (1937).

Избрание святителя Тихона (Белавина) на патриарший престол

Главным деянием Поместного Собора 1917—1918 годов стало восстановление Патриаршества. После голосования выбрали трёх кандидатов: митрополита Антония (Храповицкого), митрополита Арсения (Стадницкого) и митрополита Тихона (Белавина). Избрание предали в руки Божии. 18 ноября в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой поставили ковчежец с тремя жребиями. После литургии затворник из Зосимовой пустыни преподобный Алексий вытащил из ковчега жребий с именем Тихона, митрополита Московского. Узнав имя Патриарха, народ воскликнул «Аксиос!» (с греческого «достоин»), хор пропел гимн «Тебе Бога хвалим», а протодиакон Константин Розов возгласил многолетие «Господину нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России».

Мученики Галактион и Епистимия

Святые мученики Галактион и Епистимия были обручены, но по взаимному согласию решили посвятить себя иноческой жизни. Однажды Епистимии было во сне видение: она и Галактион стоят в дивном дворце перед Светлым Царем и Царь подает им золотые венцы. Это было предвестием их скорой мученической кончины. Когда Епистимия увидела, что воины ведут связанного Галактиона, то захотела принять муки за Христа вместе со своим обручником. Они оба перенесли тяжелейшие пытки и были четвертованы.

Евангелие дня

Жизнь любого существа в первую очередь связана с заботой о пропитании, потому что это базовая физиологическая потребность. С этим невозможно и глупо спорить. Или всё же возможно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. 

Глава 12.

13Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

22И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

23душа больше пищи, и тело - одежды.

24Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

27Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

30потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

31наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Недавно ко мне подошёл знакомый подросток, который был недоволен своим ростом. «Как вы думаете, сколько стоит операция по увеличению роста?» — спросил он и продолжил — «Я слышал, что людям ломают кости ног и, срастаясь, они оказываются чуть длиннее. Конечно, я ещё не до конца разобрался в этом, но мысли такие у меня есть». Надо сказать, что, на мой взгляд, рост паренька вполне соответствовал возрасту, и я надеюсь, он никогда не станет всерьёз реализовывать своих планов. Однако, прочитав сегодняшний евангельский отрывок, я сразу вспомнил наш с ним разговор, в результате которого я убедил его отказаться от подобных намерений. Вспомнил я его потому, что как кажется, медицина и технологии сделали реальным то, нереальность чего подчёркивал Сам Спаситель. Однако дело не в конкретной формулировке, ведь Христос всегда говорил с конкретными людьми и примеры, которые Он приводил, были рассчитаны в первую очередь на них. В первом веке представить себе, что ты можешь увеличить свой рост на «локоть», т.е. на сорок пять сантиметров было совершенно не мыслимо — и для людей, окружавших Христа, этот пример вполне подходил. Для нас же в данном случае интереснее другое: ведь после этих слов Господь говорит: если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Выходит, что совершенно нереальное для людей своего времени и довольно трудное, и порой опасное для нас, Он называет малейшим, то есть чем-то самым незначительным в череде примеров, которые Он мог бы привести. Смысл же всех этих примеров в том, что всего, начиная со своего роста и заканчивая состоянием здоровья в целом, человек проконтролировать не может. А раз не может, ему необходимо принять свою ограниченность. Он хочет есть и пить, но гарантировать того, что завтра сможет прийти на работу или даже просто подняться с постели, не может. Он беспокоится об одежде, но плохо контролирует тело, на которое собрался эту одежду надевать.

Но неужели человек не может проконтролировать вообще ничего? Думаю, кое-что может. Он может проконтролировать свои духовные устремления и желание быть с Богом. В этом смысле умирая в пустыне от жажды, человек может отдать последние глотки воды другому. И будучи спрошен о своей вере, способен остаться верным Христу даже перед лицом возможных мучений. Весь парадокс нашей жизни в том, что мы все силы отдаём на контроль того, что проконтролировать не в состоянии, и забываем о том, чего за нас никто сделать не сможет. Собственно, призыв Спасителя очень прост: перестаньте все силы отдавать тому, чего все равно не контролируете, и заботьтесь о главном. Бог же, со своей стороны, поддержит вас во всём остальном.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святые отцы проводят некоторую границу и отличие между ложью, которая сказана из страха смерти, между ложью, которая сказана по принуждению, и ложью, которая говорится сознательно и в первую очередь для того, чтобы нанести непоправимый ущерб другому человеку. Каждая ложь является грехом, но в большей мере та, которая связывается с другим пороком, проистекающим от лжи, — двоедушием, лицемерием, лестью. Лживый человек живет двумя жизнями — своей внутренней жизнью, своими мыслями, и другой жизнью, как неким фасадом, обращенным к людям. Вот это двоедушие чрезвычайно опасно для внутреннего, духовного состояния человека — оно разрушает целостность человеческой личности, ослабляет человека, делает его уязвимым, подверженным многим порокам.

Долго ли ждать перемен к лучшему?

Однажды ученик спросил у старца: «Долго ли ждать перемен к лучшему?»

«Если ждать, то долго», — ответил старец.

Что такое догматы?

Догматы — богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан.

Четыре свойства догматов

1. Богооткровенность. Это свойство указывает на то, что догматы не являются плодом мудрствования человеческого разума, но открыты нам Самим Богом.

2. Вероучительность. Это свойство указывает, что догматами называются только те богооткровенные истины, которые относятся к существу нашей веры, то есть такие, которые очерчивают, во что именно мы, как христиане, должны веровать и веруем.

3. Церковность. Данное свойство указывает, что только Вселенская Православная Церковь, в своей полноте, вправе определять, какие именно истины обладают догматическим авторитетом; только она, как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), вправе толковать их (в свете Священного Писания, Священного Предания).

4. Законообязательность. Настоящее свойство выражается в том, что все истины, определеямые Церковью, как догматы, должны восприниматься на веру, как истины, и это долженствование имеет для христиан силу закона.

Искушения (соблазны) в духовной жизни

1. Иллюзорный образец для подражания. Иногда христианин желает приблизиться к некоему образцу, который не для него и Богом ему не предназначен. Люди все разные по талантам, это очевидно, и призвание у Бога для каждого из нас разное.

2. Постепенное охлаждение веры. Бог часто даёт новоначальным обильную призывающую благодать, а затем ждёт их собственных усилий. Призывающая благодать даётся Богом для того, чтобы призвать к жизни по вере. А начавшему трудиться на ниве спасения благодать уже содействует. Поэтому не нужно опускать руки, когда сталкиваешься с трудностями. Так же поступают с детьми и родители: сначала носят ребёнка на руках, а потом заставляют ходить самого, хотя он и тянется на руки, ему комфортнее на руках у мамы.

3. Привыкание, как остановка в духовной жизни. Новоначальному кажется, что главное — узнать правила поведения в храме, найти ответы на волнующие вопросы о Церкви. Потом человек находит ответы, узнаёт правила благочестия и понемногу теряет ревность. Поэтому важно не закоснеть, не перестать духовно развиваться. Требуется постоянно читать духовную литературу, учиться (и святые учились), молиться, посещать богослужения. Охлаждение веры часто происходит под маской христианской свободы, когда лукавый подбрасывает христианину такие мысли: «Христос призывал к любви, а не к хождению в храм, обязательному молитвенному правилу...», «мы современные люди, сейчас мир другой».

4. Разочарование в церковных людях. В начале церковной жизни человек склонен идеализировать христиан со стажем церковной жизни, забывая о том, что все мы ещё только на пути спасения, все мы в духовной больнице, и здоровых практически нет. Рецепт один: чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться, идеализировать людей, в т.ч. священников и старцев. Главное, что Христос всегда верен Своим обещаниям.

Следует учитывать, что ходящий в храм не всегда является строго православным по своей жизни (ходящий в храм и православный — не синонимы); и духовный возраст далеко не всегда совпадает с физиологическим, у всех он разный.

Космологическое доказательство бытия Божиего: в чем причина Вселенной?

Космологический аргумент обращает нас к вопросу о причине существования Вселенной. Как этот вопрос сформулировал великий германский философ Готфрид Вильгельм Лейбниц: «Почему существует нечто, а не ничто?» Этот аргумент существует в различных формах и является предметом оживленной философской дискуссии. Его можно кратко изложить так:

1. Всё, что начало существовать, имеет причину. Мы не верим, что планета Земля, или Солнце, или галактика просто сами собой выскочили из небытия — у их возникновения были причины, которые исследуют космологи.

2. Вселенная в целом тоже имела начало. В ней происходят необратимые процессы. Например, водород в недрах звезд выгорает в гелий, что указывает на то, что Вселенная не может быть бесконечно старой. (В наши дни космологи говорят о том, что Вселенной около 13,7 миллиардов лет; это, по нашим меркам, долгий, но неизбежно ограниченный срок).

3. Следовательно, Вселенная должна иметь причину, которая должна быть:

а) вечной (иначе она сама нуждалась бы в причине);

б) достаточно могущественной, чтобы породить Вселенную;

в) свободной, чтобы принять такое решение (иначе вечная причина не могла бы породить события во времени);

4. Эту причину мы и называем Богом.

Молитвословия

Тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси (Прославление)

глас 1

Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси.

Тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

глас 3

В годину тяжкую Богом избранный в совершенной святости и любви Бога прославил еси, во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, положил душу за Церковь, за люди своя, исповедниче патриарше святе Тихоне, моли Христа Бога, Емуже сораспялся еси, и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Кондак святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

глас 2

Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании православныя веры и любве ко Господ тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Молитва святителю Тихону, патриарху Московскому и Всея России

О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси, добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжати благочестие отцев наших, егоже ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблему соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицем лютых врагов Христовых истиннаго Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любве просим, дабы переносити оныя напасти, возстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земли Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делатели, право правящими слово евангельской истины. Упаси и заблуждшия овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит дивнаго во святых Своих Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Ионы Новгородского

глас 4

Исправление веры, и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ и сего ради к мощем твоим любовию прикасаемся и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим/ память твою светоносную, отче Ионо,// и моли спастися душам нашим.

Кондак святителя Ионы Новгородского

глас 4

Свыше приял еси Божественную благодать/ ходатайствовати Богу и человеком,/ яко архиерей возношение вознося,/ и мир людем твоим снося,/ и обилие плодов, Ионо блаженне,/ ты бо еси Великаго Новаграда похвала// и сущих о нем радость.

Новости по теме

На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких
Публикации 4 декабря 2024
На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких

Проповедь профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы за Божественной литургией в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре

В Неделю 21-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Рождества Христова города Казани
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Рождества Христова города Казани

17 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова города Казани.

Митрополит Кирилл посетил вечер памяти, посвящённый 100-летию со дня кончины святителя Тихона Московского
Митрополит Кирилл посетил вечер памяти, посвящённый 100-летию со дня кончины святителя Тихона Московского

15 ноября в молодёжном пространстве «Азбука» при Сергиевском храме Казани прошёл вечер памяти, посвящённый 100-летию со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.

В Казани состоится вечер памяти, посвященный 100-летию со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского
Анонсы и объявления 12 ноября 2024
В Казани состоится вечер памяти, посвященный 100-летию со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

15 ноября в Казани состоится вечер памяти, посвящённый 100-летию со дня блаженной кончины святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.