Церковный календарь

18 сентября. Память пророка Захарии и праведной Елисаветы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 сентября. Память пророка Захарии и праведной Елисаветы

Неделя 14-я по Пятидесятнице
Поста нет. 5 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестского (1648).

Убиение благоверного князя Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98—;138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361—;363). Мучеников Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (Авида) в Персии (V).

Мученика Евфимия Кочева (1937). Обретение мощей преподобного Александра Уродова исповедника. (2001).

Оршанской иконы Божией Матери (1631).

Пророк Захария и праведная Елисавета

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета — родители святого Пророка Иоанна Предтечи. Святой Захария был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета — сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Царь Ирод знал о рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Праведная Елисавета, укрывшись с младенцем в горах, молила Бога о спасении, и расступившаяся гора укрыла их от погони. Святой Захария был убит воинами Ирода на месте своего служения, в Иерусалимском храме. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после смерти супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Преподобномученик Афанасий Брестский

Получив прекрасное образование, Афанасий владел древними и новыми языками, знал писания святых отцов, сочинения западных философов и богословов. В молодые годы некоторое время был учителем. С 1627 года подвизался в Кутеинском монастыре, который традиционно хранил стойкую приверженность Православию. Между тем иезуитские миссионеры шли на любые меры ради обращения в свою веру народов Белоруссии. В 1648 году преследования были настолько суровыми и кровавыми, что малороссы взбунтовались. Тогда польские власти арестовали вождей восстания и всех видных деятелей Православной Церкви. Тюремщики и католические церковные власти, подвергнув Афанасия телесным и душевным мучениям, застрелили его. От мощей преподобномученика, положенных в монастыре Рождества Богородицы, впоследствии произошло множество чудес.

Убиение благоверного князя Глеба

Благоверный князь Глеб был убит, как и его старший брат Борис, князем Святополком Окаянным в 1015 году. После убийства святого Бориса Святополк послал ко Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося князя Владимира. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Недалеко от Смоленска убийцы настигли Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его. По приказу убийц «повар Глеба, по имени Торчин, взял нож и, схватив блаженного, заклал его, как агнца непорочного и невинного, месяца сентября в 5-й день, в понедельник». Тело князя погребли в пустынном месте недалеко от Смоленска. В 1019—;1020 годах могилу святого разыскал его брат Ярослав. Тело князя Глеба, нетронутое тлением, перенесли в Вышгород Киевский и погребли рядом с мощами святого князя Бориса.

Священное Писание

2 Кор., 170 зач., I, 21 —; II, 4

21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2.

1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что || моя радость есть радость и для всех вас.

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Мф., 89 зач., XXII, 1-14

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званых, а мало избранных.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 1, 21-2, 4; Мф. 22, 1-14

Царь устраивает брачный пир для своего сына, посылает за званными однажды, посылает дважды, нейдут из-за житейских забот: тот занялся хозяйством, тот торговлею. Сделано новое приглашение в других сферах, и брачная палата наполнилась возлежащими. Между ними оказался один не одетый по брачному, и потому извержен. Смысл притчи ясен. Пир брачный —; Царство Небесное; приглашение —; проповедь Евангелия; отказавшиеся —; совсем не уверовавшие; не одетый по брачному —; уверовавший, но не живший по вере. К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери. Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры. Иной совсем не думает о вере, словно нет ее; иной кое-что ведает о ней и из нее и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней, а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского. Если ты веруешь, —; разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, —; одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться, то есть, в срамную одежду души грехолюбивой. У таких на словах одно, а в сердце другое; на языке: "Господи, Господи!", а внутри: "имей мя отреченна". Рассуждайте же о себе, в вере ли вы и в брачной ли вы одежде добродетелей, или в срамных рубищах грехов и страстей.

Моисей Святогорец о цели и деле христианина

Церковь — это не то, что мы воображаем, что представляем себе, что соответствует нашим пожеланиям. Церковь — это материнские объятия, которые хотят спасти всех, кто захочет спастись. Это не институт, не идеология, не группа, не система, не партия. Церковь не судит, не карает, не ищет сторонников, не изменяется, не разделяет, не утомляется, не отдыхает, не беспокоится об убедительных доводах, никого никогда не стремится поработить и разгромить. Мы, христиане, сегодня должны стать людьми чистого духовного опыта, чтобы сама наша жизнь говорила громче всех наших слов, не требовать с дерзостью чуда, не торопиться в молитве, прислушиваться к другому человеку, кем бы он ни был, сотрудничать с Богом. Миссия Церкви — спасение мира; Таинства Церкви освящают человека, который, очистившись, озаряется и достигает обожения. Такова православная теология, антропология, экклезиология и аскетика нашей Церкви. Да не будем искать других путей, когда един путь спасения, обожения и совершенства.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

За последние десятилетия во всем мире произошли очень опасные мировоззренческие сдвиги. То, что считалось грехом, то, что люди просили у Бога изгладить из их жизни, теперь становится некоей нормой поведения, многие даже не понимают, в чем же состоит опасность греховного образа жизни, потери целомудрия. Некое отрезвление и вразумление непременно приходят, но чаще всего это происходит так поздно, что человек уже ничего не может изменить в своей жизни. Огромное количество разводов, абортов, всё то, что разрушает чистоту брака, убивает основы семейной жизни, сегодня становится печальной нормой нашего бытия. Поэтому я обращаюсь ко всем, кто меня слышит, с призывом очень серьезно принять умом и сердцем Божию правду о тайне человеческой жизни, которая сводится к тому, что Бог предназначил человека к любви, к целостной внутренней жизни, к честным и чистым отношениям между мужчиной и женщиной

Девятая заповедь Ветхого Завета: Не лжествидетельствуй

Какое имя с греческого переводится как «клеветник»? Дьявол. Христос сказал про дьявола: «нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Клеветник, таким образом, усыновляется дьяволу.

Нарушают эту заповедь не только те, кто говорят ложь на ближнего, но и те, кто соглашается с этим, участвуя в грехе осуждения. Клеветник приносит вред, по крайней мере, трем людям (себе, собеседнику, объекту клеветы).

Как относиться к клевете на нас? Нам заповедано: «молитесь за обижающих вас» (Лк.6:28). Следует помолиться о том, кто клевещет, о смягчении его сердца, о прекращении ожесточения. Постараться успокоить и вразумить.

Один священник был оклеветан, но даже не пытался оправдаться. Он признался одному человеку в личной беседе: «Я знаю за что я осуждён, пусть формально причина другая, но для меня это уже не важно». Он мужественно перенёс это испытание, клевета вскрылась, его оправдали.

Реинкарнация и библейское учение о человеке

Реинкарнация, переселение душ — очень популярное верование, которое буквально разлито в воздухе современной культуры. При этом реинкарнация понимается как форма личного бессмертия — именно ты получишь второй, третий и тысячный шанс для духовного роста. Но если мы хотя бы немного задумаемся, то именно того, что привлекает людей, — личного бессмертия — в реинкарнации нет.

В самом деле, что именно реинкарнируется? Вот у меня есть личная идентичность — хотя моя личность меняется со временем, я помню, как в 10 лет был поражён зрелищем северного сияния, в 20 прочитал такие-то книги, в 23 — женился и крестился в один день и так далее. Я помню, что это был я, я воспринимаю мою жизнь изнутри, от первого лица. У меня есть характер, который сложился в результате моего личного опыта, пережитых мной ситуаций, общения с людьми, принятых мной решений. Мои близкие и друзья, мой народ и родной язык, и культура, и, конечно, моя вера — это важная часть того, кто я есть. У меня есть опыт и воспоминания, которые определяют, кто я сейчас и на каком фоне принимаю мои решения.

И вот, допустим, я умер и «реинкарнировался» в ребенка, зачатого в это время, например, где-то в китайской провинции. Этот ребенок не разделяет со мной ни сознания личной идентичности, ни черт характера, которые ему ещё предстоит приобрести в ходе его собственной жизни, ни личного опыта. Мои родные, друзья и сослуживцы хотя бы имеют со мной общие воспоминания, а этот ребенок — нет. На каком же основании мы вообще могли бы сказать, что он — это реинкарнированный я? Какой смысл был бы в таком высказывании?

На каком основании мы могли бы вменять ему мои грехи, за которые он будет страдать, или заслуги, за которые он будет вознагражден? В чём вообще смысл награды или наказания за деяния, которые человеку вообще неизвестны — как будут неизвестны моему предполагаемому реинкарнанту мои поступки?

Другую концепцию предлагает Библия: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов.19:25-27). Именно вы — с вашим лицом, именем, памятью и уникальным «я» — любимы Богом. Именно вас Он призывает к жизни вечной и блаженной. Как говорит Святой Апостол Павел: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор.5:1).

Молитвословия

Тропарь пророка Захарии

глас 4

Священства одеждею обложен, премудре,/ по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие,/ и был еси светильник и зритель тайных,/ знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре,/ и, мечем убиен быв в храме Божии,/ Христов пророче, с Предтечею моли// спастися душам нашим.

Кондак пророка Захарии

глас 3

Пророк днесь и священник Вышняго,/ Захария предложи, Предтечев родитель,/ трапезу своея памяти,/ верныя питая, питие бо правды всем растворив,/ сего ради скончавается,// яко божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисаветы

глас 4

Яко луна полна,/ Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси,/ и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето./ Достойными убо Тя песньми ублажающе,/ Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского

глас 2

Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.

Кондак преподобномученика Афанасия Брестского

глас 4

Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.

Тропарь благоверного князя Глеба

глас 4

Мученик Твой, Господи,/ спасшеся веры ради,/ княже Глебе,/ труждающимся быстрый помощник/ и ненадежным надежа./ Ты бо болезни врачуеши притекающим к тебе с верою./ Темже и мы верою молимся/ от бед избави нас,/ чтущим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Глеба

глас 2

Днесь земля ублажается, напившися крови твоея,/ и храм освящается, приимши тело твое,/ великомучениче княже Глебе./ Желанием болезни твоея за грези предлагаема/ и удесы благоухания освящающи,/ подающи всему миру велию милость.

Теги:
Пророк Захария
преподобномученик Афанасий Брестский
православный календарь

Все публикации