Церковный календарь

16 сентября. Память священномученика Анфима, епископа Никомидийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 сентября. Память священномученика Анфима, епископа Никомидийского

14-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 3 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобного Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).

Святой Фивы диакониссы (I). Мученицы Василиссы Никомидийской (309). Священномученика Аристиона, епископа Александрийского. Святителя Иоанникия II, патриарха Сербского (1354).

Священномучеников Пимена, епископа Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, преподобномученика Мелетия Голоколосова (1918); священномучеников Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); священномучеников Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); священномучеников Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); священномученика Николая Сущевского пресвитера (1923); священномученика Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); священномученика Романа Марченко пресвитера (1929); священномучеников Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).

Писидийской иконы Божией Матери (VI).

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский

Когда началось Диоклетианово гонение, епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Святой Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима. Воины, которых Максимиан послал на поиски епископа Анфима, случайно встретили его на дороге. Святой Анфим пригласил воинов в дом, накормил обедом, а затем назвал себя. Воины, уверовав во Христа, хотели отпустить святого и сказать императору, что не нашли его. Однако святой Анфим, не терпевший лжи, повелел им исполнить приказание правителя. По приказанию императора Максимиана святой Анфим был подвергнут мучениям и усечён мечом.

Святая Фива диаконисса

Кроме двенадцати и семидесяти апостолов было ещё много святых, подвизавшихся на ниве евангельской. Так, апостол Павел писал, что Иисус Христос по Воскресении Своём явился Кифе, потом двенадцати, потом же явился более чем пятистам братий в одно время (1 Кор. 15:5–6). В другом послании он упоминает, что у него много сотрудников, подвизавшихся вместе с ним в благовествовании Христовом, чьи имена написаны в книге жизни (Флп. 4:3). Однако лишь о некоторых в предании церковном остались сведения. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам достаточно подробно говорит о святой Фиве, жившей близ Коринфа в пристани Кенхрейской (Рим. 16:1–2). Из слов апостола известно, что она была диаконисой Церкви Кенхрейской и помощницей многим, в том числе самому апостолу Павлу. И поэтому апостол посылает её в Рим ради благовестия Христова. Святитель Иоанн Златоуст по поводу этого места послания говорит: «Почему не блаженна прославляемая таким свидетельством Павла, которая могла помочь тому, кто исправлял вселенную».

Святитель Иоанникий II, патриарх Сербский

Вместе со своим учителем Саввой II, архиепископом Сербским, Иоанникий посетил Иерусалим, где был рукоположен во диакона и во пресвитера. Затем они поселились на Святой Горе и долгое время подвизались в пустынничестве и постничестве, претерпевая скорби от пиратов, нападавших тогда на афонские монастыри. Следуя за Саввой, Иоанникий ненадолго уехал в Сербию, но вскоре вновь удалился на Афон. Он поселился в Хиландарской обители, где был назначен экономом, а затем и игуменом. Через некоторое время он вернулся в Сербию и по воле короля Уроша был избран архиепископом. Когда Урош вынужденно покинул престол, Иоанникий в знак преданности королю последовал за ним в область Хум, где скончался и был погребен. Через три года вдова короля перезахоронила его останки в монастыре Сопочани рядом с могилой короля.

Блаженный Иоанн Власатый

Блаженный Иоанн Власатый нес подвиг юродства Христа ради в Ростове во времена царствования Иоанна Грозного. Он имел «власы на главе велики», почему и назывался Власатым. Блаженный был одет по-монашески, всегда носил с собой и читал Псалтирь на латинском языке. Не имея постоянного пристанища, терпел многие скорби и нужды. Блаженный Иоанн духовно окормлял многих людей, в том числе преподобного Иринарха, затворника Ростовского. После кончины он был погребен возле церкви Святого Власия. Многие получили исцеление, молясь у его гроба, и потому его еще прозвали Милостивым. Святые мощи блаженного Иоанна Власатого почивают под спудом в церкви Толгской иконы Божией Матери, а на гробнице лежат его кипарисный крест и пергаментная Псалтирь.

Священное Писание

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19

10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.

11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.

12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.

13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.

14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.

15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.

16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.

17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?

18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?

19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.

Мк., 16 зач., IV, 10-23

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 12, 10-19; Мк. 4, 10-23

Вдунул Бог дыхание жизни, и стал человек по образу Божию. То же и в возрождении: дуновением Духа Божия, который неведомо откуда и как приходит, полагаются начала новой жизни и восстанавливается образ. Это — точка отправления; отсюда начинается труд возведения образа в совершенное подобие. Возрожденный по образу Создавшего Господним Духом преобразуется от славы в славу, но не без нас; наш труд и старание, а созидает в возрождении: дуновением Духа Божия, Который неведомо откуда. Вот идеал и способ осуществления в себе образа и подобия Божия! А сколько пишут и толкуют о воспитании! Между тем, в слове Божием все оно определено несколькими словами. Возьмись только осуществить предписанное, и воспитание само собою пойдет успешно к цели. Это Божий путь; но он не исключает путей человеческих, напротив, дает им направление и венчает успех. Когда же остается одно человеческое, тогда воспитание обыкновенно бывает недостаточно, с ущербом, а нередко и совсем извращает воспитываемых; затем дальше и жизнь вся идет криво. Где умножаются криво воспитанные, там и все общество более и более начинает кривиться, и в жизни, и в воззрениях своих. Конец — всеобщее искривление: кто гнет в одну сторону, кто в другую.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Молодежь — это зеркало старшего поколения. Нам не нравятся их нравы? А откуда они? Конечно, многие скажут: Из внешнего информационного пространства. Но ведь внешнему информационному пространству должна противостоять семья. Семья — это самая сильная общность в человечестве; более сильной общности нет, потому что люди связаны кровью. А если члены семьи связаны единой верой, едиными убеждениями, единым целеполаганием, то, конечно, такая семья способна противостоять внешним негативным воздействиям.

Институт диаконис в древней Церкви

В ранней Церкви (I–II века) не существовало чина диаконис; он появляется лишь в III веке. Судя по письменным памятникам III–IV веков, диаконисы рассматривались как помощницы диаконов по церковному служению. Это служение ввели, чтобы в Церкви были посредницы между мужским клиром и женской частью общины. Диаконисы помогали при Крещении женщин: после помазания священником елеем лба крещаемой остальные части тела помазывала диакониса; она же становилась восприемницей крещаемой. Диаконисы ухаживали за больными христианками; являлись руководительницами вдов и дев. В эпоху императора Юстиниана определённое количество диаконис полагалось при каждом храме. Посвящение они получали через возложение рук, тем самым включаясь в число низших клириков — церковнослужителей, не совершавших Таинств.

Вопрос о восстановлении института диаконис в XX веке

Вопрос о восстановлении древнего чина диаконис остро встал незадолго до революции 1917 года в связи с образованием Марфо-Мариинской обители. Преподобномученица Елисавета Феодоровна пожелала присвоить сёстрам обители звание диаконис, не восстанавливая, однако, существовавшего в древности чина. Святая Елисавета вкладывала в название «диакониса» новое содержание, по её мнению, вполне по смыслу соответствовавшее служению древних диаконис, но в адаптированной для современных ей условий форме. Вопрос обсуждался на заседании Святейшего Синода 9 декабря 1911 года. К единому мнению члены Синода не пришли: большинство поддержало инициативу Елисаветы Феодоровны, но митрополит Петербургский Антоний настоял на том, что «пока не восстановлен чин диаконис в древнем его значении, сёстрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено наименование диаконис». Вопрос отложили до созыва Поместного Собора, который также не принял по нему никакого решения.

Молитвословия

Тропарь священномученика Анфима

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Анфиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Анфима

глас 4

Во священницех благочестно пожив/ и мучения путь скончав,/ идольская угасил еси служения,/ поборник быв твоему стаду, богомудре./ Темже тя и почитает ныне, тайно вопиюще:/ от бед избави нас// твоими молитвами, приснопамятне Анфиме.

Тропарь блаженного Иоанна Власатого

глас 8

Явился еси во граде яко в пустыни,/ в смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне./ Взем бо Крест Христов последова Ему/ и бе в молитвах и псалмопении день и нощь,/ иноязычнаго речения о спасении всего мира христианскаго рода/ и преселился еси к Невечернему Свету./ Ныне же ко гробу Твоему вернии приходящий,/ моляся Господеви, Богородице и Предтечи, приемлют исцеления молитвами твоими./ Но присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим.

Кондак блаженного Иоанна Власатого

глас 8

Христовою любовию уязвися, отче Иоанне блаженне,/ вышния красоты желая,/ земная же вся презре и ни во чтоже вмени./ И на земли ангельское житие препроводи,/ в вечный покой достиже,/ идеже глас празднущих,/ с нимиже молися за ны./ И душам нашим прощение,/ и телесем исцеление даруй.

Тропарь преподобного Феоктиста

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Феоктисте, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феоктиста

глас 4

В постницех присовокупився великому Евфимию,/ в подвизех яко Ангел на земли явися,/ очищая, преподобне, сердца верных/ Божественными знаменьми повсегда,// сего ради любовию, Феоктисте, тя почитаем.

Теги:
Священномученик Анфим Никомидийский
Святая Фива диаконисса
Святитель Иоанникий Сербский
блаженный Иоанн Власатый
православный календарь

Все публикации