Церковный календарь

16 сентября. Память священномученика Анфима, епископа Никомидийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 сентября. Память священномученика Анфима, епископа Никомидийского

13-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 3 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобного Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).

Святой Фивы диакониссы (I). Мученицы Василиссы Никомидийской (309). Священномученика Аристиона, епископа Александрийского. Святителя Иоанникия II, патриарха Сербского (1354).

Священномучеников Пимена, епископа Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, преподобномученика Мелетия Голоколосова (1918); священномучеников Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); священномучеников Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); священномучеников Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); священномученика Николая Сущевского пресвитера (1923); священномученика Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); священномученика Романа Марченко пресвитера (1929); священномучеников Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).

Писидийской иконы Божией Матери (VI).

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский

Когда началось Диоклетианово гонение, епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Святой Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима. Воины, которых Максимиан послал на поиски епископа Анфима, случайно встретили его на дороге. Святой Анфим пригласил воинов в дом, накормил обедом, а затем назвал себя. Воины, уверовав во Христа, хотели отпустить святого и сказать императору, что не нашли его. Однако святой Анфим, не терпевший лжи, повелел им исполнить приказание правителя. По приказанию императора Максимиана святой Анфим был подвергнут мучениям и усечён мечом.

Святая Фива диаконисса

Кроме двенадцати и семидесяти апостолов было ещё много святых, подвизавшихся на ниве евангельской. Так, апостол Павел писал, что Иисус Христос по Воскресении Своём явился Кифе, потом двенадцати, потом же явился более чем пятистам братий в одно время (1 Кор. 15:5–6). В другом послании он упоминает, что у него много сотрудников, подвизавшихся вместе с ним в благовествовании Христовом, чьи имена написаны в книге жизни (Флп. 4:3). Однако лишь о некоторых в предании церковном остались сведения. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам достаточно подробно говорит о святой Фиве, жившей близ Коринфа в пристани Кенхрейской (Рим. 16:1–2). Из слов апостола известно, что она была диаконисой Церкви Кенхрейской и помощницей многим, в том числе самому апостолу Павлу. И поэтому апостол посылает её в Рим ради благовестия Христова. Святитель Иоанн Златоуст по поводу этого места послания говорит: «Почему не блаженна прославляемая таким свидетельством Павла, которая могла помочь тому, кто исправлял вселенную».

Святитель Иоанникий II, патриарх Сербский

Вместе со своим учителем Саввой II, архиепископом Сербским, Иоанникий посетил Иерусалим, где был рукоположен во диакона и во пресвитера. Затем они поселились на Святой Горе и долгое время подвизались в пустынничестве и постничестве, претерпевая скорби от пиратов, нападавших тогда на афонские монастыри. Следуя за Саввой, Иоанникий ненадолго уехал в Сербию, но вскоре вновь удалился на Афон. Он поселился в Хиландарской обители, где был назначен экономом, а затем и игуменом. Через некоторое время он вернулся в Сербию и по воле короля Уроша был избран архиепископом. Когда Урош вынужденно покинул престол, Иоанникий в знак преданности королю последовал за ним в область Хум, где скончался и был погребен. Через три года вдова короля перезахоронила его останки в монастыре Сопочани рядом с могилой короля.

Блаженный Иоанн Власатый

Блаженный Иоанн Власатый нес подвиг юродства Христа ради в Ростове во времена царствования Иоанна Грозного. Он имел «власы на главе велики», почему и назывался Власатым. Блаженный был одет по-монашески, всегда носил с собой и читал Псалтирь на латинском языке. Не имея постоянного пристанища, терпел многие скорби и нужды. Блаженный Иоанн духовно окормлял многих людей, в том числе преподобного Иринарха, затворника Ростовского. После кончины он был погребен возле церкви Святого Власия. Многие получили исцеление, молясь у его гроба, и потому его еще прозвали Милостивым. Святые мощи блаженного Иоанна Власатого почивают под спудом в церкви Толгской иконы Божией Матери, а на гробнице лежат его кипарисный крест и пергаментная Псалтирь.

Священное Писание

2 Кор., 190 зач., X, 7-18

7 На личность ли смо́трите? || Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.

9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.

10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна, - 11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.

12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.

13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.

14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.

15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.

17 Хвалящийся хвались о Господе.

18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

Мк., 14 зач., III, 28-35

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 10, 7-18; Мк. 3, 28-35

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек». Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» (Правосл. испов. ч. З, вопр. 38). Вот сколько путей! Зайди в который-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь — говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: «вящая вина моя, еже оставитися мне». Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадешь в эту бездну.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. И нет иного измерения власти, только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем должно быть выше осознание необходимости свое положение употреблять во благо других людей. Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет экономическую власть. Это справедливо по отношению к богатым людям.

Институт диаконис в древней Церкви

В ранней Церкви (I–II века) не существовало чина диаконис; он появляется лишь в III веке. Судя по письменным памятникам III–IV веков, диаконисы рассматривались как помощницы диаконов по церковному служению. Это служение ввели, чтобы в Церкви были посредницы между мужским клиром и женской частью общины. Диаконисы помогали при Крещении женщин: после помазания священником елеем лба крещаемой остальные части тела помазывала диакониса; она же становилась восприемницей крещаемой. Диаконисы ухаживали за больными христианками; являлись руководительницами вдов и дев. В эпоху императора Юстиниана определённое количество диаконис полагалось при каждом храме. Посвящение они получали через возложение рук, тем самым включаясь в число низших клириков — церковнослужителей, не совершавших Таинств.

Вопрос о восстановлении института диаконис в XX веке

Вопрос о восстановлении древнего чина диаконис остро встал незадолго до революции 1917 года в связи с образованием Марфо-Мариинской обители. Преподобномученица Елисавета Феодоровна пожелала присвоить сёстрам обители звание диаконис, не восстанавливая, однако, существовавшего в древности чина. Святая Елисавета вкладывала в название «диакониса» новое содержание, по её мнению, вполне по смыслу соответствовавшее служению древних диаконис, но в адаптированной для современных ей условий форме. Вопрос обсуждался на заседании Святейшего Синода 9 декабря 1911 года. К единому мнению члены Синода не пришли: большинство поддержало инициативу Елисаветы Феодоровны, но митрополит Петербургский Антоний настоял на том, что «пока не восстановлен чин диаконис в древнем его значении, сёстрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено наименование диаконис». Вопрос отложили до созыва Поместного Собора, который также не принял по нему никакого решения.

Седьмая заповедь Ветхого Завета: Не прелюбодействуй

Заповедь запрещает все виды грехов пола: блуд — половую связь вне брака, прелюбодеяние — нарушение супружеской верности и половые извращения. Прелюбодеяние — это предательство единства и доверия между супругами. Не случайно пророки, говоря о вере человека, отступление от Бога называли прелюбодеянием или блудом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, т.к. его последствия разрушают семью. Что касается понятия гражданский брак, то это брак, зарегистрированный по законам государства, а иначе — это блудное сожительство (отсюда слово ублюдок).

Этой заповедью запрещаются и блудные желания, мысли (Мф.5:27-28). Обычно этот грех начинается не с факта телесной близости, а гораздо раньше, когда человек даёт себе разрешение на определённые мысли и взгляды. Прелюбодеяние, по заповеди Христа, является единственной законной причиной для развода (Мф.5:32).

Рассматриваемая заповедь — это не запрет на любовь, это запрет на любовь уворованную. Злоупотребление — не повод против использования. Супружеская любовь богоугодна. Заповедь плодитесь и размножайтесь была дана ещё в Раю, до грехопадения. В браке плотские отношения являются дополнением уже имеющихся душевных и духовных связей. Поэтому они — «на своём месте»; вне брака они попирают гармонию отношений мужчины и женщины.

Брак отличает нас от животных. Внебрачная связь ставит нас ниже животных, потому, что для нас это грех, а для них — не грех (они не имеют свободы и нравственного чувства, а руководствуются в своих действиях инстинктами). О тяжести этого греха свидетельствует Священное Писание: (Лев.20:10; Деян.15:13; 1Кор.6:9; Евр.13:4; Откр.21:8).

Оправдывать себя тем, что «все так живут» — самообман. Мы знаем, что живём в отпадшем от Бога мире, который стремится сделать грех нормой. Но норма является понятием качественным, а не количественным. По статистике, частота разводов среди тех, кто сожительствовал до свадьбы выше чем у тех, кто сразу пошел под венец. Поэтому аргументы насчёт совместимости и пробы друг друга — нерабочие.

Средства борьбы с этим грехом в христианской аскетике именуются: хранение чувств (зрения, слуха, осязания) и хранение ума. Мы храним желудок от вредных продуктов, не менее важно хранить нашу душу от вредных образов и мыслей. 

Существует ли карма?

Нет; карма — представление, первоначально возникшее и впоследствии развитое в буддизме и индуизме, а затем проникшее в западный мир через книги Е. П. Блаватской, — это безличный закон нравственного воздаяния, неотвратимый, как закон всемирного тяготения. Как описывает его сама Блаватская, «[Учение о карме] заставляет человека оставить всякий расчет на «прощение», «искупление», «высшее милосердие» и все подобные усыпительные средства, которые успокаивают грешника».

Евангелие, напротив, есть Благая Весть о спасении человека, чем подразумевается возможность прощения грешников, отпущения им их грехов. Это противопоставление коренится в противоположных взглядах о природе реальности. Карма, как безличный закон, прощать никого не может — чтобы прощать, надо быть личностью и принять решение простить; карму бессмысленно умолять о прощении. Бог Библии — личностен. Он Судия, Который принимает личное решение о нашей участи, и Он предлагает нам прощение в Иисусе Христе.

Разбойник, распятый по правую руку от Иисуса, прожил дурную и преступную жизнь — но как только он обратился к Господу с покаянием и верой, он был прощён и допущен в рай. В рамках представлений о карме, где последствия дурных поступков человека нельзя отменить, это было бы невозможным.

Молитвословия

Тропарь священномученика Анфима

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Анфиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Анфима

глас 4

Во священницех благочестно пожив/ и мучения путь скончав,/ идольская угасил еси служения,/ поборник быв твоему стаду, богомудре./ Темже тя и почитает ныне, тайно вопиюще:/ от бед избави нас// твоими молитвами, приснопамятне Анфиме.

Тропарь блаженного Иоанна Власатого

глас 8

Явился еси во граде яко в пустыни,/ в смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне./ Взем бо Крест Христов последова Ему/ и бе в молитвах и псалмопении день и нощь,/ иноязычнаго речения о спасении всего мира христианскаго рода/ и преселился еси к Невечернему Свету./ Ныне же ко гробу Твоему вернии приходящий,/ моляся Господеви, Богородице и Предтечи, приемлют исцеления молитвами твоими./ Но присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим.

Кондак блаженного Иоанна Власатого

глас 8

Христовою любовию уязвися, отче Иоанне блаженне,/ вышния красоты желая,/ земная же вся презре и ни во чтоже вмени./ И на земли ангельское житие препроводи,/ в вечный покой достиже,/ идеже глас празднущих,/ с нимиже молися за ны./ И душам нашим прощение,/ и телесем исцеление даруй.

Тропарь преподобного Феоктиста

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Феоктисте, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феоктиста

глас 4

В постницех присовокупився великому Евфимию,/ в подвизех яко Ангел на земли явися,/ очищая, преподобне, сердца верных/ Божественными знаменьми повсегда,// сего ради любовию, Феоктисте, тя почитаем.

Теги:
Священномученик Анфим Никомидийский
Святая Фива диаконисса
Святитель Иоанникий Сербский
блаженный Иоанн Власатый
православный календарь

Все публикации