Церковный календарь

15 сентября. Память преподобного Иоанна постника, патриарха Цареградского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 сентября. Память преподобного Иоанна постника, патриарха Цареградского

Неделя 13-я по Пятидесятнице
Поста нет. 2 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Маманта (275), отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобного Иоанна постника, патриарха Цареградского (595). Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Перенесение мощей благоверных князей Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 6 сентября).

Обретение мощей преподобного Феодосия Тотемского (1796). Мучеников 3628-ми в Никомидии (III–IV). Собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 31 августа).

Священномучеников Варсонофия, епископа Кирилловского, и с ним Иоанна Иванова пресвитера, преподобномученицы Серафимы Сулимовой игумении и мучеников Анатолия Барашкова, Николая Бурлакова, Михаила Трубникова и Филиппа Марышева (1918); священномучеников Дамаскина, епископа Стародубского, и с ним Евфимия Горячева, Иоанна Мельниченко, Иоанна Смоличева, Владимира Моринского, Виктора Басова, Феодота Шатохина, Петра Новосельского, Стефана Ярошевича пресвитеров (1937); священномучеников Германа, епископа Вязниковского, Стефана Ермолина пресвитера и мученика Павла Елькина (1937).

Калужской иконы Божией Матери (1771).

На сугубой ектении Божественной литургии присоединяются особые прошения. После литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Совместная память преподобных Антония и Феодосия Печерских установлена по причине особого значения их подвига для устроения монашества на Руси. Преподобный Антоний, подвизаясь на Афоне, получил благословение насадить иночество в Русской земле. Он поселился близ Киева в пещере и принимал желающих подвизаться в монашеской жизни под его руководством. Одним из первых к нему пришёл за духовным руководством преподобный Феодосий, который затем стал настоятелем Киево-Печерской обители и устроил жизнь её насельников по общежительному уставу Студийского монастыря. «Духовные звёзды, просиявшие на церковном небе, монашества российского основание песнопениями, люди, почтим, радостные похвалы им воздающе», — говорится в одном из песнопений, прославляющем преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Мученик Мамант

Мамант родился в темнице, куда были заключены его родители за исповедание веры. После их казни младенца отдали на воспитание благочестивой вдове. С детства Мамант отличался богомудрием и обратил ко Христу многих сверстников. За это отрока привели на суд к императору Аврелиану. Тот убеждал Маманта лишь пообещать принести жертву идолам. Но святой отрок ответил, что ни сердцем, ни устами не отречется от Бога. Ангел Божий спас Маманта от казни и поселил на высокой горе в пустыне, где он проводил дни в посте и молитве среди диких зверей. Молва о нем дошла до правителя, который приказал схватить Маманта, но святой сам явился на суд и исповедовал Христа. После страшных пыток мученика отдали на съедение зверям, однако те не тронули его. Тогда воин-язычник ударил Маманта трезубцем, и он скончался от смертельной раны.

Преподобный Иоанн постник

Преподобный Иоанн Постник отличался особенной любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Молитвами и постом он обратил вспять нашествие иноплеменников, чем избавил свой город от погибели. Преподобный Иоанн составил Покаянный номоканон (епитимийник) — наставления духовникам, как принимать тайную исповедь. Святитель исходил из того, что добровольная исповедь уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов. Преподобный Иоанн более точно определил характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни.

Благоверные Петр и Феврония

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония были примером супружеской любви и верности. Князь Петр заболел проказой. В сонном видении ему было открыто, что исцелит его крестьянка Феврония. Встретившись с благочестивой девой, князь полюбил ее. Бояре не захотели иметь княгиню из простого рода и потребовали отпустить ее. Князь отказался от власти и вместе с женой покинул город. Вскоре Муром постиг гнев Божий, и народ умолял Петра вернуться. В конце жизни супруги приняли монашеский постриг. Они скончались в один день и час и завещали похоронить себя вместе, заранее приготовив гробницу. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела дважды разносили по разным храмам, но они опять оказывались рядом.

Священное Писание

1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24

13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14 Все у вас да будет с любовью.

15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, мара́н-афа́*.

23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Мф., 87 зач., XXI, 33-42

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня в соответствии с Уставом читается всем хорошо известное Евангелие о злых виноградарях (Мф. 21, 33–42). Известно, что под образом виноградарей Господь сокрыл тех неблагочестивых людей из избранного народа, которые побивали камнями и убивали пророков, приходивших к ним возвестить волю Божию, — так что не убоялись убить и Сына Божиего. Господь произносит эту притчу до Своей Крестной смерти, словно заранее приуготавливая людей к Его мученической кончине. Поэтому в центре повествования о злых виноградарях — тема смерти, мученичества, и во всем этом массиве общечеловеческого страдания совершенно особое место занимает Крест Христов, потому что к нему был пригвожден Человек абсолютно невинный, и целью этого пригвождения была борьба с Божией правдой.

Силуан Афонский об обретении покоя

Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысл пришел и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божию и дерзновение в молитве. Если любишь власть или деньги, то никогда не познаешь любви Божией. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога и злой дух овладел тобою. Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечешь, то прогонишь врагов и получишь мир в душе своей. Если прощаешь брату обиды и любишь врагов, то получишь прощение грехов своих и Господь даст тебе познать любовь Святого Духа. А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.

Молитвословия

Тропарь преподобных Антония и Феодосия

глас 4

Звезды мысленныя,/ просиявшия на тверди Церковней,/ иноков Российских основание,/ песньми, людие, почтим,/ радостныя похвалы сим воздающе,/ радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым,// присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Кондак преподобных Антония и Феодосия

глас 8

Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/ умныя зари, онебесившия Российскую Церковь,/ кто по достоянию хвалами воспоет?/ Тии бо Престолу Божию предстоят./ Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/ Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/ молитеся о молебная вам приносящих// и любовию песньми вас ублажающих.

Тропарь мученика Маманта

глас 4

Мученик Твой Господи, Мамант,/ во страдании своем венец прият нетленный, от Тебе, Бога нашего: имели бо крепость Твою, мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости,/ того молитвами спаси душы наша.

Кондак мученика Маманта

глас 3

Жезлом, святе, от Бога тебе данным,/ люди твоя упаси, на пажитех живоносных:/ звери же невидимый и неукротимыя/ сокруши под ноги тя поющих:/ яко вси иже в бедах предстателя тя тепла, Маманте, имут.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Калужской

глас 4

Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужский земли/ и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая!/ Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней,/ с верою и любовию прибегающий к чудотворней иконе Твоей,/ и спаси души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Калужской

глас 4

Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужския земли, / и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая! / Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, / с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, / и спаси души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Калужской

глас 6

Не имамы песней, ниже словес,/ како достойно восхвалити Тя,/ Мати Христа Бога нашего,/ явления ради чудотворный иконы Твоей земли Калужстей,/ токмо можем вопити Тебе:/ не отврати милости Твоей от нас/ и низпосли ю всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей.

Теги:
Преподобный Антоний Печерский
преподобный Феодосий Печерский
мученик Мамант
православный календарь

Все публикации